16
17
ВАЗ-ПЕРВЫЕ ВП ЕЧАТЛЕНИЯВ нынешнем году под этой рубрикой будут печататься рекомендации владельцам автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. гажника придают стремительность общему рисунку. О боковом молдинге можно спорить: многие считают, что он не нужен и даже вреден (лишние отверстия — лишние очаги коррозии). Но многие, и мы в том числе, склонны признать, что он украшает автомобиль. На задних стойках — нарядные решетки вытяжной вентиляции кузова. Эта «мелочь» сразу говорит о классе машины, о комфорте пассажиров. Подходим ближе. Так. Новый замок багажника. Очень хорошо. Теперь уже не столь просто захлопнуть внутри него ключи и совсем уж непросто открыть запертую крышку без ключа. Сам багажник емкий, удобный. Инструментальная сумка размещена «под рукой», бензобак закрыт. Заглянем под капот. Сразу обращает внимание новое устройство — гидровакуумный усилитель тормозов. Шины внешне более массивные, с широким профилем, крупным рисунком. Эти радиальные покрышки специально разработаны для скоростного ВАЗ-2103. Они «мягче», лучше «держат» дорогу, сокращают тормозной путь. Открываем дверь — загорается яркая красная лампа в ее торце. Это сигнал водителю, едущему сзади, о возможном появлении человека на дороге. Заглядываем в салон. Новые 'передние сиденья с валиками-опорами, комбинированная обивка их — сукно и искусственная кожа. Новые задние сиденья с откидывающимся подлокотником в середине. Красива обивка дверей, удобны широкие ручки-подлокотники, в нижней части — карманы для дорожных карт и книг. Большой «перчаточный» ящик и под ним еще вместительная полка для мелочей. Пол покрыт ворсистым ковром в цвет обивки сидений. Новая панель приборов, новый руль... Пора наконец сесть в машину. Сиденье удобно охватывает тело. Пожалуй, несколько велик наклон спинки. Выпрямим ее. Щелчок, еще один. Теперь хорошо. Отодвинемся на сколько нужно от руля. Отлично. Разберемся в приборах — и можно ехать. Все же стрелочные приборы значительно удобнее, чем одни контрольные лампы, особенно когда критические показания дублируются красными, хорошо заметными сигналами ламп. Какие отличия? Появился желтый сигнал, показывающий, что включена пусковая система карбюратора, и теперь уж трудно забыть об этом и не выключить ее после прогрева двигателя. И еще весьма важный сигнал — мигающая красная лампа ручного тормоза может вспыхнуть постоянным светом. Это значит, что уровень жидкости в бачках главного тормозного цилиндра упал — в системе утечка, нужно принимать меры. Конечно, сегодняшние автомобильные генераторы переменного тока с полупроводниковыми выпрямителями и современные реле достаточно надежны, но, уж если на щитке стоят три стрелочных прибора, на наш взгляд, не лишним был бы и амперметр в добавление к контрольной лампе. Пора в дорогу. Путь неблизкий: Волжский автозавод — Москва. Дорогой поговорим. Проверены уровень масла в моторе и антифриза в системе охлаждения, давление в шинах, бак заправлен. Вперед. Асфальт. Скорость совершенно не ощущается. Следует обратить на эту особенность ВАЗ-2103 внимание тех водителей, которые начинают эксплуатировать его после старого «Москвича», «Запорожца» или «Волги». Стрелка спидометра уже около 120, а рука ищет «пятую» передачу, хочется добавить еще и еще. Поэтому на первых порах чаще контролируйте себя, не увлекайтесь и не ориентируйтесь в скорости лишь по звуку мотора — обманетесь. Особо нужно сказать о тормозах. На всех «Жигулях» они отменны, это общепризнано. А на ВАЗ-2103 система снабжена еще и гидровакуумным усилителем. Педаль без усилия «прожимается» почти до пола. Здесь вы не почувствуете привычногоСитуация была вполне аналогична той, когда мы получили ВАЗ-2101: «Выбирайте», — сказал главный конструктор Волжского автозавода В. С. Соловьев, и мы посмотрели на ряд автомобилей, стоящих в просторном гараже экспериментального цеха. Да, ситуация была такой же, но обстановка совершенно иной. Вчера (то есть три года назад) люди и машины экспериментального теснились на одном из участков корпуса вспомогательных цехов. ВАЗ-2101 тогда только что пошел на конвейер, а машины моделей «2102» и «2103» лишь в виде образцов стояли под чехлами, ожидая разработки. Сегодня же экспериментальный цех занимает специальный корпус, оборудованный по последнему слову автомобильной науки, а машины трех моделей (это за три года,!) полностью освоены производством и ежедневно тысячами сходят с конвейера. И вот мы у автомобиля, который должен за год раскрыть нам, а значит и вам, все «черты характера». Цвет — ярко-красный, государственный номер «00-82 Проба», двигатель № 0001614, шасси № 0001651. Конечно, вы знаете, чем отличается ВАЗ-2103 от первой модели («За рулем», 1973, № 1), но давайте осмотрим машину еще раз. Четыре фары небольшого диаметра, несомненно, делают «фасад» более привлекательным, незначительные изменения в форме передних и задних крыльев, капота и ба-На призы«Зарулем»в 1973 году он будет вне конкуренции, но уже в первом туре — на зимнем командном ралли — команда ВАЗа вышла на третье место, а АЗЛК — на восьмое,и счет стал 10 : 3 в пользу волжан (в этом соревновании не было личного зачета). Впервые не принес москвичам успеха и чемпионат СССР по зимним ипподромным гонкам. В Тамбове, где стартовали автомобили класса I (до 1300 см 3 ), представители ВАЗа Э. Пистунович и В. Николаев заняли первые два места. А в Москве на гонках машин класса II (до 1600 см 3 ) и группы IV (автомобили всех" классов с форсированными моторами) Пистунович занял два вторых места, оставив позади спортсменов АЗЛК В. Бубнова, А. Шишкова, В. Харитонова. ИтогВАЗОБЛАДАТЕЛЬ «ТРОФЕЯ ЗАВОДО» лучшем зале города Тольятти на торжественном вечере, посвященном Дню машиностроителя, руководству ВАЗа был передан «Трофей заводов». Этот переходящий приз, учрежденный три года назад редакцией «За рулем», вручается предприятию автомобильной 'промышленности за лучшие результаты его машин и его гонщиков в первенствах Советского Союза. «Трофей заводов» отмечает вклад заводов в развитие советского автоспорта, 16их успехи на этом направлении технического прогресса. Напомним, что для завоевания «Трофея» «еобходимо набрать в шести чемпионатах СССР наибольшую сумму очков, начисляемых по специальной шкале. В зачет идут результаты первенств по зимним командным ралли, ипподромным гонкам, кольцевым гонкам на легковых и гоночных автомобилях, ралли, кроссу. В каждом классе машин первые десять мест оцениваются соответственно 15, 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2, 1 очками, причем зачитываются два лучших результата заводских спортсменов в каждом классе. В первые два года — 1971-м и 1972-м — «Трофей» с большим преимуществом выигрывал испытанный спортивный коллектив АЗЛК. Казалось, что и ВАЗ-2103сопротивления педали с нарастанием тормозного усилия. И при такой «мягкости» педали колеса в конце ее хода, особенно если нажимать резко, идут «юзом». Нужно ли напоминать, что полная блокировка делает машину неуправляемой и на повороте дело может кончиться плохо? Поэтому, даже если у вас есть опыт пользования тормозами с гидровакуумным усилителем, придется привыкать к ВАЗ-2103, а главное — стараться не попадать в ситуации, когда надо «жать до пола». Мы выехали во второй половине дня. Быстро темнело и уже где-то за Кузнецком, километрах в двухстах от Тольятти, стало совсем темно. Сейчас узнаем, что за свет у новых «Жигулей». Дальний вполне хорош, позволяет уверенно ехать с высокой скоростью. Ближний, пожалуй, мог бы быть посильнее, хотя обочину он высвечивает удовлетворительно. Освещение приборов мягкое, приятное, не раздражает глаз. Жаль, что светящиеся часы явственно отражаются в лобовом стекле, а циферблаты приборов — в стеклах обеих передних дверей. Следовало бы глубже «утопить» все источники света в щиток, от этого выиграл бы и его вид. Ночью холодно. Включаем отопитель. Его эффективность весьма высока, как и на других моделях ВАЗа, и полностью использовать ее можно лишь в сильный мороз. Отмечаем, что рычаг, управляющий потоком воздуха к ногам . водителя, расположен очень близко от педали дросселя. Когда заслонка открыта, человек с большой ступней может задеть за нее, нажимая и отпуская педаль. Снег с дождем. Лобовое стекло забрасывает грязью. Щетки «по сухому» не очищают его, оставляют полоски. Включаем опрыскиватель. Одновременно автоматически вступают в действие «дворники». Удобное усовершенствование. Время приближалось к полуночи, и все больше попадалось машин на обочинах. По две, по три стояли они в каждом мало-мальски удобном месте. Водители отдыхали в дальнем рейсе. Здесь мы считаем нужным отвлечься от основной темы. Все, вероятно, понимают, лак тяжел их труд и физическим и нервным напряжением, ответственностью за машину, за груз, за безопасность пассажиров. Почему же на любой трассе, исключая север, шоферы спят зимой и летом га кабинах своих грузовиков? Почему нет маленьких шоферских гостиниц, где можно найти уютный ночлег и охраняемую стоянку для машины, где в любое время можно было бы поесть, получить справку о состоянии дороги, где была бы АЗС, мойка, сжатый воздух и возможность провести какой-то мелкий ремонт? Нереально, скажете вы? Но ведь есть же все это на якутской и магаданской трассах. Значит, реально. Может быть нерентабельно? Давайте посчитаем плюсы: полноценный отдых, нормальное питание в дороге, налаженная информация и простейшее обслуживание — все это условия, которые, несомненно, сказываются на повышении производительности труда шоферов и снижении аварийности. Мы уж не говорим о том, что любой водитель заплатит разумно установленную цену и за отдых и за питание. И не будет этих печальных, а порой и опасных верениц на обочинах, водители не станут мерзнуть зимой в кабинах, спать скорчившись, питаться всухомятку. Раннее утро мы встретили в Рязани. Еще несколько часов — и Москва. На тысячекилометровый пробег затратили 12 ходовых часов, 93 литра бензина и чуть менее пол-литра масла. Результат говорит сам за себя. Несколько слов о первых неделях эксплуатации в Москве. В городе расход топлива вырос до 9,6—9,7 литра на 100 километров. Нужно заметить, что отличная, даже в сравнении с моделью «2101», динамика, прекрасные тормоза и шины создают излишнюю самоуверенность. Опасайтесь ее. Привыкните к новой машине, как следует «присидитесь», и лишь тогда полностью используйте и «лишние» силы мотора, и иные передаточные отношения трансмиссии, и «мертвые» тормоза. На ВАЗ-2103, быстрой и маневренной машине, необходимо привыкнуть пользоваться боковым зеркалом заднего вида, так как установленное в салоне не дает полной картины в секторе близко сзади и чуть слева. Если ориентироваться только на него, то будешь слышать возмущенные сигналы водителей, вынужденных тормозить из-за неосмотрительного маневрирования. Очень хорошее боковое зеркало входит в оборудование ВАЗ-2103. Но увидишь его далеко не на всех машинах. Не желая рисковать и остаться без зеркала (охотники за зеркалами еще не перевелись), многие предпочитают не ставить его совсем, поскольку снять его, не испортив панель кузова, трудно. Так что, исходя из «суровой действительности», надо бы заводу сделать зеркало легкосъемным, подобно щеткам «дворников». А еще лучше — наладить на соответствующих предприятиях массовое производство этой несложной детали, пустить ее в широкую продажу. Более того — делать обязательной для каждого автомобиля, как это будет через два года с ремнями безопасности. Несколько слов о замеченных дефектах. Естественно, ничего серьезного за первые недели эксплуатации не случилось. Но все же... Вышел из строя тумблер, включающий вентилятор отопителя. Конструкция неразборная — пришлось заменить, благо он на клеммных разъемах. Хочется обратить внимание смежников ВАЗа на этот не очень надежный узел. В правой передней двери отказала торцевая сигнальная лампочка — ослаб контакт в патроне. Перестал действовать 16-амперный предохранитель. Надо, пожалуй, еще добавить, что довольно сложно вычистить салон машины без специального пылесоса. Глубокие «корыта» всех четырех отсеков пола и ворсистый ковер, за который цепляется сор, затрудняют удаление грязи. Может быть, вделать в ковер резиновые вставки под ногами? Тогда грязь с остальной площади можно будет вымести на эти резиновые островки, а оттуда ее уже легко собрать. Подведем первые итоги. ВАЗ-2103, безусловно, шаг вперед в отечественном автомобилестроении. Этот автомобиль обладает высокой динамикой, комфортабелен, экономичен ив дальних поездках ив городе. Одним словом, он оставляет отличное впечатление. А. БРОДСКИЙНа призы «Зав торого тура — 5-1 : 22 в пользу ВАЗа. На ленинградской трассе « Н евское кольцо», где разыгрывался чемпионат страны по кольцевымгонкам на легко ­ вых автомобилях, с портсменыАЗЛК стремились взять реванш . Выступавшие на «москвичах-412» с «двухвальными» м о ­ т орамимощностьюоколо 120 л. с. Ю. Теренецкий и Н. К азаков завоевали вгруппе IV соответственно первоеи четв ертое места, А. Ш ишковв классе II был десятым . На это спортсмены ВАЗа ответили двумя вторыми местами (Э. П истуновичв классе Iи пруппе IV) и одним пятым (Н. Хельк в классе II). Так имобразам , третий этап закончился со счетом 30 : 24 впользу ВАЗа. Это вконечном итоге ипредопределилопобе ­ ду егоспортсменовврозыгрыше «Тро-рулем»на экипаж Н. Хелька и В. Николаева. З айми они десятоеместо — и приз остается уАЗЛК . Э кипаж из Тольятти фини ­ шировал восьмым , и коллективВолжско ­ г о автозавода спреимуществомводноочко впервые выиграл «Трофей». Это большой успех ВАЗа, и меющего очень короткуюспортивнуюбиографию . Его спортсмены А. К озырчиков , Г. К ри ­ вопустов, В. Николаев, Э. Пистунович, Н. Хельк, В. Целуев, Р. Ш устовхорошо выступили на важнейших чемпионатах страны. Л . ШУГУРОВ, член президиума ФАС СССРфея». Д ажепроигрышследующего этапа ( к ольцевыегонки на гоночныхмаши ­ нах) с разгромнымсчетом0 : 24 непоко ­ лебал их лидирующегоположения . П ередрешающимчемпионатом — по ралли — в олжане сохраняли преимуще ­ ство — 91 : 74. В Тернополе на финале первенства СССР московские автозаводц ы сделали все возможное , чтобы пере ­ весить чашу весов всвою пользу. В груп ­ пе IV В. Бубнов и А. П еченкин стали чем ­ п ионами страны. В классе II А. Ш ишковсМ . Титовым вышли на второе место, а С. Семенов и А. Г ригорьев — на третье. В то жевремяв классе I А. К озырчи ков и В. Целуев с ВАЗа завоевали второе место, а Г. К ривопустови Р. Ш устов — пятое. Но выбыл из борьбы Пистунович вгруппе IV, и вся надежда возлагаласьРезультаты: 1. ВАЗ — 112 очков; 2. АЗЛК — 111; 3. ГАЗ — 47; 4. УМЗ — 35; 5. ИЖ — 29; 6. ЗИЛ — 23: 7. УАЗ — 18; 8. Таллинский авторемзавод—10; 9. ЗАЗ—7.17