СПОРТ 'ТУР ЕВРОПЫII«Этот успех советских раллистов не случаен: он еще раз подтвердил высокие ходовые качества и исключительную надежность советских автомобилей и блестящее мастерство и мужество наших гонщиков». Так была сформулирована на заключительной пресс-конференции общая оценка результатов, показанных советскими спортсменами, выступавшими в «Туре Европы» — 1973 на «ладах» («жигулях») и «москвичах-412» под флагом «Автоэкспорта СССР». Свыше 13 000 километров преодолели раллисты. Самые разные дороги и даже времена года встретили они на своем пут и — и гладкие ровные шоссе, и горные серпантины с обрывами, и почти что кроссовые участки; солнце и дождь, снег и туман. Не всем под силу оказался этот путь. Из 64 экипажей, стартовавших в городе Эрбахе (ФРГ), финиша в Травемюнде достигли лишь 46, хотя среди марок автомобилей были представлены именитые «Опель», «Форд», ФИАТ, «Альфа-ромео», БМВ, СААБ, «Порше», «Мерседес». Четыре команды оспаривали «Золотой кубок» и девять боролись за «Серебряный кубок». Система зачета здесь своеобразная. «Золотая» команда заявляется в составе не более чем пяти экипажей, финишировать и получить зачет должны не менее четырех из них. При определении результатов высшие места распределяются между командами, финишировавшими полной пятеркой (в зависимости от суммы штрафных очков), последующие — между теми, у кого получили зачет четыре. Этот же принцип — и в «Серебряном кубке», с той разницей, что максимальный заявочный состав — три экипажа, а минимальный зачетный — два.Золотой и серебряный кубки завоевали советские раллисты. Второе место заняла наша команда (ВАЗ) в заводском зачете. Фотокорреспондент запечатлел команду, выступавшую на «ладах» («жигулях»), с этими трофеями.Призы спартакиадыС первых же дней нового, 1974 года стартует VI летняя Спартакиада народов СССР, посвященная 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Да, этот крупнейший смотр и экзамен достижений нашего спорта уже начался, хотя на большей части территория страны сейчас властвует зима с ее морозами и снегопадами, исключающими, казалось бы, проведение летних видов соревнований. Но такова уж природа Спартакиады. Чтобы добиться успехов по важнейшим показателям — массовости состязаний и мастерству участников, нужно уже сейчас, не дожидаясь лета, выходить на старт. И многие физкультурные и досаафовские организации предприятий, строек, колхозов н совхозов, школ я учебных заведений, воинских частей н подразделений с первых же дней января включаются в начальный этап Спартакиады — проведение массовых соревнований по отдельным видам спорта и многоборью комплекса ГТО. Шестая всесоюзная уже в нуги. А значит, началась борьба за почетные спортивные трофеи. Их немало. Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФ СССР с 30 целью поощрить массовое вовлечение трудящихся в соревнования Спартакиа- . ды учредили 1500 почетных дипломов и 500 памятных вымпелов для награждения предприятий, строек, учреждений, колхозов, совхозов, школ и учебных заведений, городов и районов за лучшие результаты в развитии физической культуры и спорта. Кроме того, пять памятных призов Спорткомитета СССР ждут лучших физкультурных организаций союзных республик, городов Москвы и Ленинграда и 10 памятных призов — физкультурных организаций областей, краев и АССР, которые добьются наибольшей массовости участия населения в Спартакиаде, подготовки значкистов комплекса ГТО и спортсменов-разрядников. Памятные призы установили также ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и другие организации. Немалый интерес вызывает предстоящая в течение двух лет борьба за главные переходящие спортивные трофеи. Сборные коллективы союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, занявшие первое — шестое места в розыгрыше общего командного первенства по военно-техническим видам спорта (напомним, что в программе Спартакиады 26 военно-технических видов соревнований, из них 11 — автомобильные и мотоциклетные), будут награждены переходящими призами Совета Министров СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК ДОСААФ СССР и дипломами Спорткомитета. Претенденты на эти трофеи должны показать хорошие результаты в 16 видах соревнований из 26. Важны здесь и успехи отдельных спортсменов из сборных команд, поскольку каждая победа в финале и звание чемпиона Спартакиады, завоеванное участником, прибавляет его коллективу дополнительные пять очков, а место со второго по шестое включительно дает два очка. Пока переходящий приз Совета Министров СССР хранится у досаафовцев Москвы, которые одержали общекомандное первенство вV Спартакиаде. Интересно, есть ли шансы у спортсменов столицы удержать у себя этот трофей, если учитывать их выступления в 1973 году только в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях? Командную победу гонщики Москвы одержали только одну — в автокроссе, но тем не менее высокие результаты (вторые места в ралли, мотомногоборье, картинге, мотогонках по иппод- главные награды у советских раллистовОба приза завоевали наши команды на машинах Волжского автозавода. И они, и команды, выступавшие на «москвичах», финишировали в полном составе. Ни одна из других команд не сумела закончить ралли без потерь, полной пятеркой. Лучшего индивидуального результата среди советских спортсменов добился экипаж К. Гирдаускас — В. Кислых: второе место в классе (до 1300 см3) и пятое в абсолютном зачете. В «Туре Европы» советские раллисты дебютировали в 1971 году и вышли победителями. Тогда руководитель клуба АДАК сообщил, что до этого еще ни одному участнику, впервые выступающему в этом марафонском соревновании, не удавалось показать такой результат. Эта «традиция» была смело нарушена командой «Автоэкспорта», выступавшей на автомобилях «Москвич-412» и «Лада» («Жигули»). И вот новая победа, достигнутая благодаря эксплуатационным достоинствам советских автомобилей, настойчивости, самоотверженности и спортивному мастерству наших гонщиков-раллистов. Высокие моральные качества советских раллистов прежде всего отметил в своем интервью корреспонденту журнала старший тренер делегации Ю. Сухов. — Ралли было по-настоящему спортивным и тяжелым, — сказал он. — Это, конечно, не полутуристское соревнование, как кое-кто думает еще о «Туре Европы». Если посмотреть в карты участников, то скоростной режим может показаться не очень жестким. Но когда вы привяжете нормы времени к дорогам и погоде, да учтете протяженность ралли и то обстоятельство, что примерно на 20 этапах эти нормы были заведомо рассчитаны на опоздания и превращали их в откровенную гонку, станет ясно, было где «зарабатывать» штрафные очки. К тому же в таком марафоне трудно организовать оперативный сервис — большие пробеги и мало возможностей выходить на перехват по так называемым срезкам. «Технички» должны были по крайней мере не уступать боевым экипажам в скорости и надежности. Случались накладки ив нашей службе сервиса. Мы сделали нужные выводы как урок на будущее. А теперь судите, сколь весом успех советских раллистов.А это участники ралли в советской столице. Тысячи москвичей на всем протяжении трассы, пролегавшей по городу, встречали и провожали их в путь. Как ив других странах, ралли пользовалось у нас большим вниманием прессы. Вы видите: один из ее представителей пытается поспеть за заинтересовавшим его экипажем на «жигулях».По дорогам двенадцати стран пролегала нелегкая трасса ралли. На снимке — экипаж К. Гирдаускас — В. Кислых, показавший лучший результат среди советских участников (пятое место в абсолютном зачете и второе в классе), стартует в Праге на Ганновер и Травемюнде.Фото корреспондентов «За рулем» В. Ширшова и «Свет мотору» (ЧССР) О. Шаффекарому, третье — в шоссеино-кольцевых гонках на серийных автомобилях) попрежнему выдвигают их в число вероятных претендентов на главные роли в Спартакиаде. Некоторую озабоченность, правда, должны вызвать у москвичей итоги выступлений в шоссеино-кольцевых мотогонках, где они уже второй год подряд не могут вернуться на передовые позиции. Не столь грозно, как прежде, выглядят и их силы в мотокроссе. Главными соперниками команды Москвы в борьбе за этот приз, очевидно, будут сборные коллективы Российской Федерации и Украины. И конечно, нельзя сбрасывать со счетов команды Белоруссии, Грузии, Армении, Латвии и города Ленинграда, которые по традиции всегда успешно выступали в моторных видах соревнований. Вероятно, небезынтересно будет напомнить, что в предыдущей Спартакиаде команда РСФСР была награждена переходящим призом ЦК ВЛКСМ за второе место, а сборные коллективы Украины, Ленинграда, Грузии и Латвии — переходящими призами ЦК ДОСААФ СССР за третье, четвертое, пятое и шестое места, которые они соответственно заняли по итогам финальных соревнований.Особым спортивным трофеем, учрежденным ВЦСПС, будет отмечена сборная команда, которая эа время Спартакиады добьется лучших результатов в массовости военно-технических соревнований (число участников по отношению к населению). Вот уже много лет этот приз никому .не отдают досаафовцы Армении. Их успех вполне закономерен: здесь стало правилом проводить массовые спартакиады по министерствам и ведомствам, что помогает привлечь к спорту, прежде всего моторному, широкие массы трудящихся, а также школьников, учащихся системы профтехобразования. Видимо, для того, чтобы посягнуть на этот приз, коллективам других республик нужно взять на вооружение опыт досаафовцев Армении. Сборная команда, которая добьется лучших результатов по одному из важнейших показателей Спартакиады — количеству подготовленных спортсменов-разрядников (по отношению к населению), получит переходящий приз Министерства обороны СССР. За такой же показатель, но только в подготовке мастеров спорта переходящий приз учрежден Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Первый из них по итогам V Спартакиады был вручен команде Грузии, а второй — Латвии. Так, только в 1970 году мастерский значок получил 31 латвийский мотоциклист. Это очень высокий результат, если учесть, что в том сезоне среди мотоспортсменов всех союзных республик подобного звания удостоились 157 человек. На этом не ограничивается перечень спортивных трофеев, которые ждут победителей VI летней Спартакиады. Призы, учрежденные ЦК ДОСААФ СССР, будут вручаться командам союзных республик, городов Москвы и Ленинграда за победы в отдельных видах военно-технического спорта. Медали, жетоны, дипломы ожидают призеров, их тренеров и механиков. Судьба всех этих многочисленных спортивных трофеев будет известна только в конце 1975 года. Но борьба за них уже началась. И каждый день, каждый успешный старт будет вносить весомый вклад в широкое развертывание физкультурной и оборонно-массовой' работы, дальнейшее внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь советских людей. В этом главный смысл, главная задача VI летней Спартакиады народов СССР. 31