22
23
В рамках СЭВНОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВАКомплексная программа развития социалистической экономической интеграции, принятая XXV сессией Совета Экономической Взаимопомощи, на много лет вперед определила методы и последовательность решения важнейших народнохозяйственных проблем в странах социализма. На ее основе год от года расширяется и углубляется взаимное сотрудничество в различных областях науки и техники, совершенствуются его формы. Известно, например, какой размах получила специализация и кооперация автомобильного производства в рамках СЭВ и каких успехов на основе этого достигло автомобилестроение в странах социалистического содружества. Массовая автомобилизация поставила «в повестку дня» и вопрос о едином подходе к организации дорожного движения, выработке общих мер для повышения его безопасности. Практическим шагом в этом направлении явилось создание новой организации СЭВ — Рабочей группы по безопасности дорожного движения секции № 4 по автомобильному транспорту и шоссейным дорогам Постоянной Комиссии СЭВ по транспорту. На своем очередном заседании (оно проходило у нас в стране, в Тбилиси) около 40 специалистов из Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, Советского Союза, Чехословакии и Югославии обсудили перспективы специализации и кооперирования в производстве технических средств регулирования движения и контроля за ним, договорились о координации научных исследований. Наш корреспондент Г. Зингер встретился с некоторыми руководителями делегаций и попросил рассказать, над какими проблемами безопасности движения сейчас трудятся в их странах, чем по их мнению поможет в успешном решении этих проблем новая организация СЭВ. Гериберт МАЛЛИ, начальник Главного отдела дорожной полиции МВД ГДР В планах дальнейшего развития нашего народного хозяйства большое место отводится автомобильному транспорту. Парк машин увеличивается ежегодно почти на 300 тысяч единиц. В связи с этим государственным и общественным организациям ГДР приходится решать довольно серьезные проблемы, прилагать значительные усилия, чтобы поддерживать на дорогах необходимый порядок. К сожалению, на автомагистралях совершаются еще десятки тысяч происшествий в год. В них гибнет немало людей и еще гораздо больше получает разной тяжести травмы. Это большой урон для общества. Я уж не говорю о том значительном материальном ущербе, который несет народное хозяйство: ведь в этих дорожных происшествиях повреждаются десятки тысяч машин ежегодно. Главное, о чем мы сейчас думаем, это воспитание высокой ответственности всех участников движения, самое строгое соблюдение ими социалистических правовых норм, принятых в дорожном движении. Надо как-то побудить людей значительно осторожнее вести себя на дорогах. В то же время, мы стремимся совершенствовать и дальше деятельность дорожной полиции в обеспечении бесперебойной работы автотранспорта, уделять больше внимания вопросам организации движения и контролю за ним. А это невозможно без широкого внедрения технических средств. В атом плане большие надежды мы возлагаем на наше международное сотрудничество. Создание Рабочей группы по безопасности дорожного движения при Постоянной Комиссии СЭВ по транспорту — необходимая и правильная мера. При некотором различии условий движения в наших странах на практике мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, и знакомство с системами обеспечения безопасности движения в разных странах, применяемыми техническими средствами и методами позволит избежать ошибок, быстрее внедрить у себя все лучшее. В обобщении положительного опыта работы, и прежде всего опыта СССР, я вижу одно из главных назначений Рабочей группы. Есть смысл, на мой взгляд, иметь в странах СЭВ единый способ учета дорожных происшествий, единую терминологию, единые нормы в области строительства дорог и регулирования движения. Это упростит решение многих общих задач, и мы рассчитываем, что наша организация возьмется за это дело.Карой ЛАДВАНСКИ, начальник Управления ГАИ МВД ВНР Венгрия является страной, в которой организация дорожного движения представляет немалые сложности. Ее территорию, расположенную в самом центре Европы, со всех направлений пересекают многочисленные трассы международных перевозок и туризма. К тому же за последние десять лет бурно развивалась моторизация внутри страны. .Я не побоюсь охарактеризовать это развитие как взрывное. За десять лет автомобильный парк в Венгрии вырос в 12 раз, а В рамках СЭВВ зале заседания Рабочей группы по безопасности дорожного движения Постоянной Комиссии СЭВ по транспорту. Участников совещания приветствует заместитель Председателя Совета Министров Грузинской ССР А. Лабахуа. • предстоящем десятилетии, по прогно ­ в зам, более чем удвоится. Д ля полной картины прибавьте миллион автомобилей иностранных туристов, прибывающих к нам ежегодно , и вы согласитесь, что для страны с населением в 10 миллионов человек это (весьма существенно. Одна из наших первоочередных задач в деле безопасности дорожногодвиже ­ ния — выравнивание темпов насыщения автомобилями идорожного строительства, ибо развитие сети автомобильных до ­ рог еще отстает от повышающейся с каждым годом интенсивности движе ­ ния. На ликвидацию этого разрыва и направлены прежде всего наши усилия. В стране началось строительство скоро ­ стных магистралей. Д о 1980 года мы планируем построить более 500 километров таких дорог . Намечена большая программа развития общественного транспорта, в том числе метрополитена. Вторая проблема — воспитание нового отношения к моторизации. Мышление людей часто не соответствует тому уровню , который диктуют современные условия движения, та реальная опасность, которая возникает, если нет порядка на дороге . У нас, с кажем , из-за нетрезвого состояния водителей происходит 16 аварий из каждых 100, а самая частая причина дорожных происшествий—слишк ом высокие скорости. Это говорит о беспечности, легкомыслии человека на дороге . С помощью прессы и телевидения мы пытаемся решить эту моральную проблему. Наряду с воспитательными мероприятиями усиливаем ответственность за нарушения правил движения. Например, за особо опасные сумма штрафа повышена до 3—5 тысяч форинтов. В будущее смотрим оптимистически, потому что убедились за минувшие два года в действенности наших усилий. Несмотря на постоянный рост автомобильного парка, число дорожных происшествий и смертельных случаев при авариях снижалось у нас каждыйгод на 10 процентов. Бурное развитие моторизациив странах СЭВ в последнее десятилетие явилось закономерным результатом повышения жизненного уровня, успехов социалистического народного хозяйства. Это радует. Но, как всякое общественное явление, моторизация имеет наряду со многими положительными чертами и отрицательные стороны. Деятельность Рабочей группы по безопасности дорож ­ ного движения как раз ипоможет нам всем лучше узнать положительные черты моторизации и научиться максимально использовать их в наших общих целях, а также отчетливее увидеть ее отрицательные последствия и найти способы противостоять им . Я не хочу сказать, что этим не занимались прежде . Но до сих пор Постоянная Комиссия.СЭВ по транспорту обращалась в основном к технической иэкономической стороне дела, к двум последним факторам в триаде «человек — автомобиль — д оро ­ га». Деятельность Рабочей группы по безопасности дорожного движения восполняет этот пробел, м ы главным образ ом взялись за «человеческий фактор»— вопросы подготовки водителей, воспитания и обучения населения, ю ридическиепроблемыи многие другие. вительно, ибо до революции единой системы обучения шоферов просто не существовало, м ожно было получить профессиональные водительские права ивообще нигде не учась. Сейчас мы предприняли в этом направлении ряд мер , последней из которых явился обмен водительских удостоверений. В ходе его проверили знания и навыки более 500 тысяч водителей ив зависимости от степени мастерства присвоили им одну из пяти принятых категорий. К тому жев 1972 году введено в действие новое положение о выдаче водительских прав, в котором определены и основные требования к поведению человека за рулем, его квалификации, моральному облику. Усиление ответственности водителей, более строгий контроль за соблюдением этих норм привели к нек оторомуснижениюдорожных происшествий, но это только начало широкойпрограммы действий. Ф идель Кастро, выступая «а 10-летней годовщине МВД , призвал нас развернуть широкую разъяснительную работу среди населения и показать всем, чего стоят стране дорожные происшествия, какой моральный и материальный ущерб они наносят. Такую работу у нас возглавили созданные вкаждой провинции национальные комиссии по безопасности движения. В них вошли представители общественных организаций — профсоюзов, комитетов защиты революции, федерации женщини других. В конце года мы оцениваем их работу во время так называемых «Недель ГАИ». И вообще при подведении итогов работы любого предприятия и завода учитываем и состояние дел по безопасности движения. К аждое нарушение правил, действующих на дорогах, к оторое совершено работник ом предприятия, снижает общую оценку его деятельности. Не случайно «Не23Рафаэль БАЛАРТ, начальник ГАИ МВД Республики Куба Мы видим основную причину происшествий на наших дорогах прежде всего в недостаточной подготовке водителей, слабой дисциплине. И это не уди