22
23
По комплексному плануВ СОЮЗЕ С НАУКОЙП. ОЛЕЙНИК, заместитель министра внутренних дел УССР Шл все уже привыкли к тому, что сфера деятельности автомобильного транспорта, его роль в нашем народном хозяйстве весьма значительны, и воспринимаем это как должное. Назовем одну только цифру. За последние 10 лет автомобильный парк страны увеличился в 2,5 раза. А в ближайшие годы темпы автомобилизации будут еще выше. В том числе и на Украине. Вот еще несколько цифр. В 1975 году численность автомобильного парка в Украинской ССР по сравнению с 1973 годом увеличится ориентировочно на 25 процентов, а грузооборот автомобильного транспорта составит 63,5 млрд. тонно-километров против 41,6 в 1970 году. Ускорение темпов автомобилизации в целом — процесс, бесспорно, положительный. Естественно, он ведет к ежегодному повышению интенсивности движения, и довольно ощутимому—на 15—20 процентов. В таких условиях обеспечение бесперебойного и безаварийного движения транспортных средств, причем движения с высокими скоростями, требует серьезного научного подхода к решению всех возникающих здесь проблем. В этих целях в республике разработан комплексный план научно-исследовательских работ по вопросам безопасности движения на ближайшие годы. Утвержден он не только Министерством внутренних дел УССР, но и министерствами автомобильного транспорта, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, коммунального хозяйства. Это позволило достичь общей направленности и координации научно-исследовательских работ, выполняемых различного профиля институтами. Мы исходили из того неоспоримого факта, что безопасность и скорость передвижения на дорогах зависят от всех составляющих системы «автомобиль — водитель — дорога», и поэтому считаем необходимым совершенствовать всю структуру в целом. Это нашло отражение в плане научно-исследовательских работ. Так, кафедрой «Автомобили» Львовского политехнического института разрабатывается тема «автомобиль». Институтом проведены, в частности, исследования энергонагруженности, надежности и долговечности тормозов автопоезда в составе автомобиля ЗИЛ-130 и одного прицепа, разрабатываются принципы улучшения тормозных свойств и тормозных систем автомобилей, общие методы определения их стабильности. Для проведения этих исследований создана специальная дорожная лаборатория. Одновременно разрабатывается проект нормали «Тормозные механизмы. Методы выбора параметров». Эти теоретические и экспериментальные исследования имеют значительный научный и практический интерес. Результаты их будут использованы при проектировании тормозных систем новых автомобилей и автопоездов, что положительно отразится на безопасности дорожного движения. В этом направлении ведутся работы также кафедрой «Автомобили» Харьковского автомобильно-дорожного института в тесном содружестве с Кременчугским, Минским и Запорожским автомобильными заводами. По результатам исследований динамики торможения автомобилей и автопоездов, рабочих процессов в тормозных механизмах и приводах институтом даны конкретные рекомендации, касающиеся автомобилей Кременчугского автозавода. Установлены реальные режимы в тормозах и тормозных приводах для автомобилей, выпускаемых Минским автозаводом. Изучаются возможности применения дисковых тормозов для легковых и грузовых машин. Несколькими вузами и научно-исследовательскими учреждениями республики ведутся работы по совершенствованию и других важных систем автомобилей, в частности рулевого управления и освещения. Если над вопросами активной и пассивной безопасности автомобилей мы работаем давно, то проблема качества и надежности водителя, как основного звена системы «автомобиль — водитель — дорогая, стала изучаться только в последние годы. Речь идет о комплексном решении таких вопросов, как профессиональная пригодность водителей, оптимальный режим их труда и отдыха, производственная среда и других, о разработке экспрессных методов и соответствующих им приборов для оценки работоспособности водителя перед выездом на линию ив процессе движения. Большую работу в этом направлении ведет созданная при Донецком медицинском институте им. А. М. Горького лаборатория психофизиологии и гигиены труда водителей. При помощи смонтированного в специальном автомобиле современного оборудования для медикобиологических исследований были изу- По комплексномуЭто макет уникального стенда, созданного по проекту сотрудников киевских политехнического института и Научно-исследовательского автодорожного института В. Малевансного, Л. Радченко и А. Зингера. Он позволяет точнее и дешевле определять работоспособность дорожных одежд и автомобильных шин в условиях, близних к эксплуатационным, и получать результаты в десятки раз быстрее, чем при испытаниях на дорогах или полигонах.планупоказала, что после трех месяцев эксплуатации каких-либо существенных изменений не произошло, разметка держится, хотя нанесена в местах интенсивного движения транспорта. Исследования продолжаются. Определенная работа в этом направлении ведется также отделом материалов научно-исследовательского и конструкторско-технологического института Министерства коммунального хозяйства УССР. Здесь определяется состав красителей на эпоксидной и латексной основах. Изучению проблем безопасности движения на дорогах уделяет большое внимание и кафедра «Проектирование дорог» Киевского автомобильно-дорожного института. Ежегодно институт проводит обследование автомобильных дорог общесоюзного и республиканского значения и вырабатывает рекомендации, направленные на повышение безопасности движения. Большая помощь в этом вопросе оказана Киевской, Крымской, ряду других областей республики. Расширение и усовершенствование дорожной сети — процесс трудоемкий, требующий времени и больших капиталовложений. Поэтому мы не прекращаем поиск возможностей к повышению пропускной способности дорог, применяя новые формы и методы регулирования движения. В привлечении профильных высших учебных и научно-исследовательских институтов для решения этих проблем безопасности движения заслуживает внимания опыт работы госавтоинспекций УВД Одесского, Харьковского, Львовского, Винницкого и Днепропетровского облисполкомов. Так, отдел ГАИ УВД Одесского облисполкома совместно с одесским филиалом института «Укргипроинжпроект» изучил условия движения на наиболее загруженных перекрестках города и подготовил техническую документацию на оборудование светофорной сигнализацией 44 перекрестков. Харьковский филиал института «Промавтоматика», институт «Харьковпромпроект», еще несколько институтов совместно с Госавтоинспекцией трудятся над составлением исходных данных к техническому проекту автоматизированной системы управления дорожным движением. Госавтоинспекция Львова разработку новых средств регулирования движения, в том числе автоматических переключателей сигналов светофора на мигающий зеленый или одновременное включение желтого сигнала с красным, ведет в контакте с кафедрой автоматики Львовского политехнического института. Такие автоматы уже применяются на основных перекрестках города а. течение полутора лет и показали хорошие результаты. С аналогичной технической характеристикой изготовлены автоматы винницким филиалом Киевского политехнического института. Можно было бы привести и другие примеры, когда активное сотрудничество аппаратов ГАИ Министерства внутренних дел с учебными и научно-исследовательскими учреждениями приносит реальную пользу в улучшении условий движения транспорта и пешеходов, повышении его безопасности. У этого союза науки и практики большое будущее.чены условия труда водителей на нескольких автобусных маршрутах Донецка и сделаны конкретные рекомендации по режиму их работы, определены наиболее опасные участки дорог. Эти исследования дали богатый материал и для служб организации дорожного движения, задача которых устранять все, что отвлекает внимание водителей от управления автобусом, создает ему помехи в работе. Учитывая важность изучаемых Донецким медицинским институтом проблем и их перспективность, Министерство внутренних дел УССР оказывает помощь в проведении этих работ. Между Управлением Госавтоинспекции МВД УССР и мединститутом заключен договор о содружестве. Например, мы намечаем привлечь ходовую лабораторию института для проведения ежегодного весеннего и осеннего обследования условий движения на дорогах республики. В то же время ГосавтотрансНИИлроект Министерства автомобильного транспорта УССР проанализировал работу самих автотранспортных предприятий и дал рекомендации по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Очень важными в них явились выводы об эффективности отдельных профилактических мер, осуществляемых автотранспортными предприятиями. Водителю посвящены и исследования, которые ведут Институт психологии Академии наук УССР, другие научные учреждения республики. Значительное развитие получило сейчас строительство автомобильных дорог. Первоочередной задачей в этой области является реконструкция важнейших магистральных дорог общегосударственного значения и подходов к крупным транспортным узлам, а также завершение строительства участков, не имеющих твердого покрытия, на всех дорогах общегосударственного и республиканского значения. Наряду с повышением темпов дорожного строительства необходимо улучшить качество строительства, реконструкции, ремонта и.содержания дорог. И здесь мы больших результатов ожидаем от союза с наукой. Проектными организациями Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог республики уже разработаны типовые проекты двусторонних и промежуточных односторонних зон отдыха для водителей на дорогах общегосударственного и республиканскогозначения. Они будут объединены с бензозаправочными станциями, оборудованы эстакадами для технического осмотра транспортных средств, стоянками для грузовых и легковых автомобилей раздельно. На площадках отдыха предусматриваются источники питьевой воды, торговые точки, столики и другое обустройство. Кафедре «Проектирование дорог» Харьковского автомобильно-дорожного института поручена тема «Совершенствование принципов и методов проектирования автомобильных дорог на основе разработки теории взаимодействия системы «автомобиль — водитель — дорога». Уже создана методика технико-экономического обоснования проектных решений строительства и реконструкции дорог, определены принципы повышения скорости и безопасности движения. На очереди выработка принципов проектирования дорог с учетом особенностей восприятия обстановки человеком за рулем. Наконец, ГосдорНИИ Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог УССР создал методику сбора, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий и интенсивности движения для механизированного учета. Этому предшествовало систематическое изучение параметров движения и аварийности на сотнях километров наших дорог. В результате — предложен проект системы учета транспортных происшествий для дорожных организаций. Сущность его состоит в том, что аварийность регистрируется не по дорогам того или иного значения, а по каждому дорожно-эксплуатационному участку. При этом выявляются наиболее опасные участки дорожной сети, обслуживаемой ДЭУ, определяются повторяемость и характерные причины происшествий. Такой учет дает представление о наиболее опасных участках дорог, помогает правильно распределить средства для устранения недостатков. За последние годы в организации дорожного движения на Украине находит все большее распространение разметка проезжей части. Однако применяемые в настоящее время красители еще не удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. В связи с этим ГосдорНИИ ищет пути повышения износостойкости материалов для разметки проезжей части. На дороге Киев — Харьков в порядке эксперимента сейчас применены ленты из полимерных материалов. Проверка\23