16
17
Шее тъ советовавтолюбительзаседание те ШСегодня в нашем «Клубе» разговор о «Запорожце». Выступают энтузиасты этой маленькой машины, многолетние владельцы и, волей судеб, механики, конструкторы, слесари. Москвич Л. Н. ИВАНОВ, И. Л. ОШБР из Горловки, бакинец А. В. ЮНАХ, львовянин В. Д. СИМБИРЦЕВ (в таком порядке им предоставляется слово) расскажут о тех изменениях, которые были сделаны и опробованы ими на своих автомобилях, о «хитростях» ремонта некоторых узлов, о специальном инструменте. Может быть, что-то из их опыта известно вам, но, надеемся, каждый владелец «Запорожца» найдет здесь полезный для себя материал.РАЗГОВОР О «ЗАПОРОЖЦЕ»КАК УСТРАНИТЬ ЛЮФТ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛАЕсли при нажатии на педаль сцепления «Запорожца» двигатель (МеМЗ-966А, 30 л. с ) , работавший на малых оборотах холостого хода, глохнет, виной, вероятнее всего, недопустимая (более 0,25 мм) осевая «игра» (люфт) коленчатого вала. Она хорошо ощущается при попытке «пошевелить» двумя руками центрифугу взад — вперед, по оси. Обнаружив такое «шатание», нужно устранить и его и саму возможность возникновения подобного дефекта впредь. Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается лишь в области его передней опоры, причем зависит от степени износа упорного бурта коренного подшипника, в который упирается бурт самого вала, и от надежности фиксации подшипника стопорным штифтом. Появление люфта вала чаще связано с фиксацией подшипника. «Лечение» двигателя в этом случае вполне возможно своими силами. При этом надо установить новый коренной подшипник передней опоры, зафиксировав его (рис. 1) с одной стороны новым штифтом 8 на резьбе, а с другой — трубкой-фиксатором 1. Штифт выточите из стали 45. Его размеры приведены на рисунке. Трубка-фиксатор 1 — из такой же стали. 9-миллиметровое отверстие для нее в опоре 7и подшипнике 6 разверните до диаметра 11 мм, нарежьте резьбу М12Х1 на глубину 1516 мм и, завернув трубку, дополнительно зафиксируйте подшипник. Теперь он ни при каких обстоятельствах не сдвинется с места — появление люфта по этой причине исключено. Номинальный монтажный осевой люфт должен быть в пределах 0,040,08 мм. Он обеспечивается подбором высоты упорного кольца 5. Проверьте щупом расстояние между упорными буртиками коленчатого вала 4и подшипника 6, после того как затянете крепление блока распределительных шестерен.'Если начальный люфт выше указанных пределов — прошлифуйте торец упорного кольца б со стороны опорной шайбы 3; если меньше — поставьте между кольцом би шайбой 3 стальную прокладку нужной толщины, по конфигурации такую же, как опорная шайба. Хочу рассказать еще о двух проверенных мной предложениях. Они могут пригодиться не только владельцам «запорожцев», а подойдут, пожалуй, для любой машины.БЕНЗИН ВСЕГДА ЧИСТНужна ли преграда очень тонким абразивным частицам, которые не задерживаются отстойником бензонасоса и сеткой заборника топливного бака? Да, нужна. И на некоторых автомобилях такие фильтры из пористой керамики исправно собирают грязь, отделяя ее от бензина. Уже более трех лет на моем ЗАЗ-965А в топливную систему включен самодельный фильтр, показавший за это время отличную эффективность. Сделать его очень просто. Основание 1 (рис. 2), каркас 3, корпус 4и накидную гайку 5 нетрудно выточить из дюралюминия, бронзы, латуни или другого подходящего металла. Прокладку 2 вырезаем из бензостойкой резины или паранита. Главный элемент фильтра — лента шириной примерно 70 мм из капронового чулка. Ее нужно плотно намотать на каркас, а затем прикрепить к первой кольцевой проточке и на торце кольцами из мягкой (лучше медной) проволоки. Концы подстригите ножницами — и получится фильтрующий элемент 6. Наденьте на его резьбу уплотняющую прокладку 2, заверните в основание 1, поверх наденьте корпус и стяните накидной гайкой б. Остается установить фильтр в разрыв бензопровода, надев на «ерши» трубки из бензостойкой резины или дюрита. При этом проследите, чтобы бензин шел от штуцера корпуса к основанию (в таком положении легче будет очищать фильтр от грязи). Фильтр предназначен для многократного использования. Когда приходит пора очистки, нужно разобрать его и промыть фильтрующий элемент в бензине или ацетоне. Если установить такой «уловитель» между электромагнитным насосом и регулятором подачи топлива отопителя «Запорожца», это гарантирует жиклер печки от засорений.ключ «вариант № 1», а через несколько лет — «вариант № 2». Оба работают хорошо, выбирайте по своим возможностям. Вариант № 1 — из обломка рессоры. Кусок рессоры «Москвича» или подходящая по размерам полоса рессорной стали (примерно 46 X5X 300 мм) типа 50ХГ, 60СГ, 50ХГА служит основной деталью — упругим элементом 1 (рис. 3). Наиболее сложная деталь — головка 5 (сталь 40Х), в паз которой вставлена пластина 1и закреплена там двумя стальными заклепками диаметром 56 мм. Рабочая часть головки 5 — квадрат под имеющиеся в вашем арсенале торцевые ключи. Указательную стрелку 4 можно сделать из пружинной проволоки, соединив один ее конец двумя заклепками с головкой 5и заострив другой. Ручку 2я сделал из трех стальных пластин, соединив их между собой ис упругим элементом 1 заклепками. Чтобы удобнее было работать, на металл можно наложить деревянные или пластмассовые «щечки». Шкалу 3 прикрепите к ручке винтами МЗ так, чтобы стрелка 4 была в ее середине. Тарировка. Зажмите рабочую часть головки ключа в тиски, на рукоятку наденьте трубу длиной около метра. Отмерьте возможно точнее 1 метр от центра головки и, захватив на этом расстоянии трубу крюком пружинных весов, потяните за их кольцо. Отметьте на шкале точку, на которую покажет стрелка при показании весов 10 кг, Затем найдите такую же точку для другой стороны шкалы. Участки от нуля до крайних точек разбейте на равные отрезки и поставьте цифры 2, 4, 6, 8 и 10, соответствующие усилию затяжки. Ключ готов. Вариант № 2 — с цилиндрической пружиной. Динамометрический ключ такой конструкции показан на рис. 4. В качестве упругого элемента я применил здесь цилиндрическую пружину 4 из семи витков высотой 56 мм, внутренним диаметром 20 мм. Диаметр проволоки — 3,8 мм. Хорошо подойдут цилиндрические пружины сцепления, пружины клапанов. Учтите, сила полного сжатия должна быть в четыре раза больше максимального усилия затяжки, на которое рассчитывается ключ, • ведь плечо ключа равно — 1/4 метра. Головку 1 лучше сделать двусторонней, как на рис. 4. Это позволит применять любые торцевые ключи. Пла-САМОДЕЛЬНЫЙ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧНужен ли он? Да, безусловно. Без такого ключа, позволяющего контролировать усилие затяжки болтов и гаек, не обойтись при ряде ответственных работ, таких, например, как установка головок цилиндров, картера сцепления, сборка главной передачи и коробки передач, крепление полуосей, карданов. А где взять ключ? Мне удалось без особого труда изготовить его самому. Вначале я сделал16 Шесть советовстина 2 — из полосовой стали 285 X Х27Х8 мм, на одном конце ее выпиливаем квадрат под плотную посадку головки 1, на другом, который повертываем в горячем виде на 90°, — круглое отверстие диаметром 20 мм. Нажимной болт-грибок 3 — стальной, так же как и конусная гайка 5. Флажок 6 — из жести, тонкой пластинки любого цветного металла или достаточно жесткой пластмассовой. Тарировка. Зажмите собранный ключ в тиски и подвесьте к грибку 3, используя отверстие в нижней его части, 40-килограммовый груз. Теперь «до упора» заверните конусную гайку 5. Ее нижний обрез даст линию отсчета, соответствующую усилию затяжки 10 кгм. Вторую точку («ноль») получите, сняв груз и полностью освободив пружину 4 от сжатия гайкой 5. Разделите расстояние между этими крайними положениями на равные отрезки и нанесите по спирали шкалу (так лучше, чтобы цифры не накладывались одна на другую). Пользование. Удерживая грибок 3, заверните конус 5 до нужного деления шкалы, сжав пружину 4с требуемым усилием. Теперь затягивайте гайку. Когда усилие затяжки сравняется с предварительным натягом пружины 4, флажок 6 освободится и упадет, сигнализируя вам, что пора остановиться. Для справок — адрес автора этих трех предложений: 109462, Москва, ул. Юных ленинцев, 59, корп. 2, кв. 36, Иванов Л. Н.Рис. 2. Фильтр тонкой очистки бензина: 1 — основание; 2 — прокладка; 3 — каркас; 4 — корпус; 5 — накидная гайка; 6фильтрующий элемент в сборе; 7- — фильтр в сборе.Рис. 1. Фиксация коренного подшипника: 1 — трубка-фиксатор; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — опорная шайба; 4 — коленчатый вал; 5 — упорное кольцо; 6 — подшипник; 7 — передняя опора; 8 — новый фиксирующий штифт.Рис. 3. Первый вариант динамометрического ключа: 1 — упругий элемент; 2 — ручка; 3 — шкала; 4 — стрелка; 5 — головка. Рис. 4. Второй вариант динамометрического ключа: 1 — головка; 2 — пластина; 3 — грибок; 4 — пружина; 5 — конусная гайка; 6 — флажок.jt-iL1/1Uг iJ40\б_£-ч^* i35J Фб-аЯтРис. 5. Съемник для втулок передней подвески: 1 — кулачок; 2 — рубашка; 3 -г шайба; 4 — гайка; 5 — тяга; 6 — ось кулачка. 17