22
23
Комментируем новое ПоложениеТЕХОСМОТР НЕ ЗА ГОРАМИДочитав эту статью до конца, все, я думаю, согласятся, что заголовок ее приобрел двойной смысл. Во-первых, потому, что с выходом журнала в свет техосмотр действительно станет делом сегодняшним, а во-вторых, новые правила проведения техосмотров автомобилей и мотоциклов, о которых пойдет речь, отводят этим контрольным проверкам «боеготовности» транспортного парка страны не месяц-другой, как прежде, а значительно больше, для авто- и мотолюбителей, например, — любое время года. Но обо всем по порядку. Безупречное техническое состояние транспортных средств -всегда играло решающую роль в деле безопасности движения. Тем большее значение оно приобретает в нынешних условиях резкого роста интенсивности транспортных потоков и скоростей. Не случайно в последнем правительственном постановлении «О дополнительных мерах по предотвращению дорожно-транспортных происшествий при перевозках пассажиров» есть указание усилить надзор за техническим состоянием автотранспортных средств. За минувшие годы контроль этот со стороны ГАИ стал значительно строже. И все же, как мы говорим, аварийность по причине технических неисправностей пока довольно высока. У нас есть еще республики и области (Туркменская ССР, Марийская АССР, Белгородская область и др.), где по этой причине происходит до 10 и более процентов происшествий, а число погибших в них достигает одной пятой от общего числа всех потерявших жизнь на дорогах и улицах. Достаточно сказать, что из проверенных прямо на дорогах ряда республик в 1972 году органами ГАИ автомобилей и мотоциклов индивидуальных владельцев у 365 тысяч из 4,6 миллиона были выявлены дефекты, угрожающие безопасности движения, — в основном неисправности тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения, недопустимый износ шин и ходовой части. Последние Правила проведения технических осмотров были приняты почти 10 лет назад. За это время в нашем транспортном хозяйстве произошли огромные количественные и качественные изменения, и вполне приемлемая для середины и конца 60-х годов система технического контроля стала давать перебои, а порой и просто не справляться С новым объемом работы. В условиях быстро растущей численности автомобильного парка страны она нарушает трудовой ритм автотранспортных предприятий, приводит к непроизводительным затратам средств и материалов, а главное — не обеспечивает высокого качества проверки технического состояния машин. Судите сами, время осмотра одного автомобиля в 1973 году составляло в среднем 6 минут, тогда как по разработанным нормам не может быть менее 20 минут для легковых и 40 минут для грузовых автомобилей и автобусов. Такие нормы выполнимы лишь при одном условии — самом широком привлечении к техосмотрам современной контрольно-диагностической аппаратуры и кадров квалифицированных специалистов. На это и опираются вводимые с нынешнего года Правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов. Новой системой создаются все условия для ритмичной работы автотранспортных предприятий даже в период техосмотров, для сокращения связанных с ними расходов. Как и прежде, Государственные автомобильные инспекции при составлении графиков осмотра должны максимально учитывать интересы народного хозяйства и владельцев транспортных средств. Вместе с тем, обеспечиваются нормальные условия для подготовки к нему транспортных средств в соответствии с технологией их ремонта и особенностями обслуживания. Развитие диагностической базы в крупных автохозяйствах удобно не только организации, осуществляющей технический надзор, но и самим автотранспортным предприятиям. В процессе подготовки новых правил в 10-м автокомбинате «Моспромтранса» был проведен эксперимент в организации технического осмотра. Первую скрипку, если можно так сказать, играли в нем специалисты самого предприятия и имеющееся здесь диагностическое оборудование. Работники ГАИ лишь контролировали бригады диагностов, фиксировали и оформляли результаты осмотра. Так Комментируем новое Положение• •г**ч>>%Идет технический осмотрФото А. Каплуна и А. Свердлова (АПН)вот, как показал этот опыт, автотранспортное предприятие, имеющее на балансе более 1200 транспортных единиц и одну линию диагностики, успешно справляется с техосмотром всего парка за три месяца, не нарушая при этом своего рабочего ритма и обеспечивая высокое качество подготовки машин и проверки их технического состояния. У госавтоинспектора осмотр машин занимал не больше 3—4 часов в день. Благодаря ритмичному графику осмотра годовой выпуск автомобилей на линию увеличился в среднем на 1665 единиц, и только по этой статье предприятие получило среднюю годовую экономию в 66 тысяч рублей. Сверхурочные работы во время осмотра сократились в среднем на 5200 человекочасов. Кроме того, внедрение диагностической линии привело к последовательному, из года в год сокращению объема технического обслуживания и ремонта, Среднегодовая экономия по этой статье составила ни много ни мало 25 тысяч рублей. И это при постоянной технической готовности подвижного состава. По взаимной договоренности МВД СССР и Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» в течение последних двух лет технический осмотр автомобилей сельскохозяйственных организаций проводился с привлечением станций технического обслуживания этого объединения. Новыми Правилами такое положение закреплено официально. Закономерен вопрос, достаточно ли у нас уже диагностического оборудования, чтобы планировать техосмотры на совершенно новой принципиально основе. В настоящее время только в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР 117 крупных автотранспортных предприятий имеют диагностические пункты. По планам к1975 году число обладателей их увеличится до 500. У «Сельхозтехники» есть более 800 станций технического обслуживания, Из них 150 представляют собой крупные современные предприятия с диагностическим оборудованием. К каждому из них приписано для систематического обслуживания по 400600 автомобилей. К тому же объединение ежегодно вводит в строй еще около 90 станций. Таким образом, ориентация новых правил техосмотров на максимальное использование диагностического оборудования, квалифицированных специалистов крупных автохозяйств и станций технического обслуживания имеет достаточную базу, экспериментально проверенную и весьма перспективную. На совершенно новой основе организуется осмотр индивидуальных транспортных средств. К нему привлекаются станции технического обслуживания общего пользования, оснащенные современным оборудованием. Уже сегодня в системе «Автотехобслужйвания» есть 605 станций почти на 5 тысяч постов. Они в течение года способны провести осмотр в объеме ТО-2 около 1200 тысяч легковых автомобилей. Как показал двухлетний эксперимент на СТО № 12 в Москве, многие владельцы личных автомобилей не прочь проводить осмотр их на станциях автосервиса, приурочив его к очередному техническому обслуживанию. Только за два месяца 1973 года на СТО № 12 прошли осмотр 1700 индивидуальных автомобилей, о чем владельцы их получили соответствующие справки. Для районных Госавтоинспекций Москвы они были свидетельствами исправности машин, а выборочные проверки технического состояния этих автомобилей показали, что качество осмотра на станции соответствует предъявляемым к нему требованиям.По новым Правилам владельцы могут пользоваться услугами станций при проведении осмотра своих автомобилей практически в течение всего года. Причем справка станции об исправности транспортного средства освобождает его владельца от осмотра в ГАИ. Хотя выборочные контрольные проверки Госавтоинспекция, разумеется, будет проводить и впредь. В связи с тем, что имеющиеся станции не везде могут обеспечить осмотр всех индивидуальных автомобилей, его проведение предусматривается также на пунктах технического контроля, организуемых Госавтоинспекциями в каждом районе, и на диагностических станциях ГАИ, которые должны получить широкое развитие. Здесь техосмотр будет проводиться в течение 10 месяцев — с января по октябрь. Так же как и Госавтоинспекция, станции технического обслуживания обязаны проверять не только исправность машины, но и соответствие заводских номеров кузова, двигателя и шасси (рамы) номерам в регистрационных документах транспортного средства. Для индивидуальных легковых автомобилей и мотоцикдов Правилами введен специальный талон о прохождении техосмотра. Талон облегчает контроль за техническим состоянием транспортных средств и своевременностью техосмотров, он будет способствовать строгому соблюдению порядка их регистрации и учета в органах ГАИ. Впервые все автобусы и легковые автомобили-такси будут подвергаться техосмотру два раза в год. Кстати, здесь небезынтересны результаты проведенного в США исследования зависимости технического состояния машин от периодичности техосмотров. Оно показало, что если при отсутствии техосмотров 94 процента машин имеют дефекты, угрожающие безопасности движения, то одноразовая проверка в году снижает этот процент до 42, а двух- и трехразовая — до 34 и 12 процентов соответственно. Для осмотра транспортных средств учреждений и предприятий выбран период времени с1 февраля по 31 мая, то есть полные четыре месяца. Для машин индивидуальных владельцев этот период увеличен с двух до 10 месяцев, и осмотр превратился из эпизодической в постоянную, наиболее действенную форму технического надзора. По прогнозам, экономический эффект применения новых правил техосмотров составит около 300 миллионов рублей в год. Экономия явится практическим вкладом в выполнение наших народнохозяйственных планов. Это одна сторона дела. Не менее важна другая — мы надеемся, что новый порядок проведения технических осмотров транспортных средств самым благотворным образом скажется на безопасности дорожного движения в целом, будет полнее отвечать тем высоким требованиям, которые в период массовой автомобилизации предъявляются к техническому состоянию всех транспортных средств. С. ЗАЙЧИКОВ, заместитель начальника Управления ГАИ МВД СССР 23