Рекомендациидает чемпионразом, они сами себе вредят, увеличивая тормозной Путь почти на треть, что нередко достаточно для трагического исхода. А ведь на сухом асфальтобетоне при торможении обоих колес можно получить замедление в полтора раза большее, чем дает один задний тормоз. Лишь на скользком покрытии эффективность обоих тормозов становится почти одинаковой. Ошибочно мнение, будто, пользуясь передним тормозом, можно совершить полет через руль. Для этого следовало бы лежать на баке, а голову выставить за фару или стоять на подножках, наклонившись вперед и опершись бедрами о руль. Однако без надлежащего опыта не следует резко тормозить передним тормозом на повороте, особенно на щебенке или асфальте, усыпанном песком или гравием. На одном из виражей с односкатным уклоном проезжей части к центру кривой я пронаблюдал, как два десятка мотоциклистов делали правый поворот. 17 из них начинали его почти у правой обочины с тем, чтобы, пройдя три четверти закругления, оказаться вынесенным на середину дороги! Именно туда, где могла появиться встречная машина. Они не представляли себе, что на вираж надо выходить почти с серединыС рассудком и предусмотрительностьюС этими советами мотоциклистам в польском журнале «Обозрение» выступил Анджей Жимирский, в прошлом мотогонщик и автомобилист, многократный чемпион страны, а сейчас — директор станции технического обслуживания автомобилей и общественный автоинспектор. За тридцать с лишним лет он наездил более миллиона километров. Огромный опыт автора делает его рекомендации особенно ценными. Весьма полезными они будут и для наших читателей — молодых мотоциклистов, особенно в преддверии весны.Мотоцикл в руках опытного и любящего машину водителя не только средство для приятных летних прогулок, но и безопасный, быстрый вид транспорта. Зато в руках неопытного, мало сведущего юнца с горящими глазами — постоянный, грозный источник опасности как для него самого, так и для других. Поэтому мотоциклист должен обладать большим здравым рассудком и быть весьма предусмотрительным, настолько, например, чтобы всегда впереди себя иметь широкий обзор дороги. Лишь после двух тысяч километров за рулем приобретается достойная внимания практика вождения мотоцикла, только тогда у водителя появляется ощущение границы безопасности движения. Вопреки громким утверждениям псевдоспециалистов, угрозу представляет не сама скорость, а неумелая оценка «запаса безопасности» на крутом повороте, при торможении, спуске по склону или объезде неожиданного препятствия. Именно в таких ситуациях тысячи мотоциклистов ежедневно совершают одни и те же опасные ошибки, часто ведущие к несчастьям на дорогах. Мои наблюдения показали, что две трети мотоциклистов вообще не пользуются передним тормозом. Таким обКтовиноват?стала, а просто, съехав правыми колесами на обочину, продолжала двигаться навстречу «Волге». Водитель «Волги» попытался уйти на свою сторону, но не успел: из-за резкого торможения машина пошла юзом и стала неуправляемой. До автобуса еще оставалось, правда, около 30 метров, но «Жигули» оказались совсем рядом. «Волга» ударила их своим левым боком, отбросила вправо и, пройдя 26 метров, уткнулась в автобус. К счастью, никто нз ехавших в обеих машинах серьезно не пострадал. А могло быть значительно хуже. По-видимому, всем ясно, какие нарушения допустил водитель «Волги» Н. Сидоров. Следует лишь добавить, что, по всей вероятности, он еще не умеет и тормозить. Известно, что наименьшим тормозной путь будет, если колеса автомобиля не блокируются и не доводят-НужнобылотормозитьСлучилось это погожим воскресным утром возле села Старая Иисьмянка в Татарии на пустынном в ранний час шоссе. Новенькие «Жигули», которые вела автор письма в редакцию М. Миназетдинова, сухой и ровный асфальт, хорошая видимость и умеренная скорость делали поездку легкой и спокойной. Да и путь был недальний: из Бугульмы до Лениногорска всего 20 с небольшим километров. И вот где-то на середине этого пути водитель «Жигулей» заметила встречный автобус. Оказалось, что он стоит на обочине и, вроде бы, никакой опасности не представляет. Однако через несколько секунд впереди из-за гребня возникла «Волга». Шла она на большой скорости в объезд стоящего автобуса. А так как ширина дороги составляла всего 6 метров, «Волга» заняла часть полосы встречного движения. Миназетдинова пишет, что в это время она почти поровнялась с автобусом: до него оставалось 5—6 метров. Нужно мгновенно принимать решение. Что делать в этой явно опасной ситуации?.. Что бы предприняли вы, читатель, будучи за рулем «Жигулей»? Наверное, сразу бы затормозили, приняли до предела вправо, а при возможности — и на обочину и остановились. Правильно. Это единственный способ избежать назревающего происшествия. К сожалению, Миназетдинова приняла другое решение. Тормозить она неH ^ ^ S ^ «^S2b» ^ ^ ^ * о * *^^^*о* —*^EI. "о^^*^ ^ ^ ^ ^ ^^^*0* в^й^ь^ чэ^^Я)^ ^ m IJBBeFJ^/--r-л *ЯВЯЯВ^^^Я^Ьь *g^^^^M^fib* *о^^^^ш*ИАш #^^Вь» ^ ^ ^ ^ * ^^^"о*м^^Еь» ^^^*o*ГДР. Градостроители намечают большие мероприятия по улучшению дорожной сети, прокладке новых скоростных автомагистралей в связи с тем, что, по прогнозам, к 1990 году половина всех поездок горожан будет осуществляться на индивидуальных автомобилях. В крупных городах страны сегодня сконцентрировано свыше 18 процентов всего населения. Здесь же «прописано» и 18 процентов всех легковых автомобилей. ПОЛЬША. Предприятие «Фотооптика» в Лодзи выпустило первую партию очков/' «Антнфаро». Во время ночной езды они предохраняют водителей от ослепления фарами встречных автомобилей. 24Верхняя часть стекла — зеркальная, и именно она выполняет защитную функцию, а нижняя имеет желтый цвет и обеспечивает хорошую видимость дороги. АВСТРИЯ. Более 30 смертельных случаев на каждые 100 тысяч человек населения — таков среднегодовой показатель смертности в результате автомобильных происшествий на улицах и дорогах. Уже в течение нескольких лет Австрия возглавляет список стран, где велико число автомобильных аварий со смертельным исходом, опережая даже страны с большей интенсивностью движения. В США, например, на 100 тысяч человек ежегодно гибнет в авариях 26,1, в Японии — 20,7 человека.