О надежности водителяПо широкой многополосной магистрали к перекрестку приближаются три «волги». На зеленый сигнал светофора они идут с одинаковой скоростью, рядом, не перегоняя одна другую. Откуда-то сбоку доносится тревожное завывание сирены, и регулировщик внезапно переключает светофор "на красный сеет. «Волги», визжа тормозами, останавливаются, но... Одна замирает перед линией «стоп», другая выскакивает на пешеходный переход, а третья — даже на проезжую часть пересекаемой дороги. Почему они не смогли остановиться у одной черты? Условимся, что все три водителя имеют совершенно одинаковую профессиональную подготовку, а машины находятся в безупречном техническом состоянии. Вы скажете: у людей разное время реакции. Но дело не только в этом. Даже если бы реакция всех троих была одинаковой, синхронности при экстренном торможении все равно не будет. И разница окажется тем больше, чем серьезнее причина, вызвавшая экстренные действия. Так в чем же дело? Все объясняется тем, что за рулем сидели люди с разными типами нервной системы, обладающие различными психофизиологическими качествами. В привычной повседневной обстановке они работают практически одинаково, но не в чрезвычайных обстоятельствах. Ряд психофизиологических качеств человека можно развивать и совершенствовать в ходе учебы, тренировок и последующей практики, но есть и такие, более стойкие, которые незначительно меняются под влиянием жизненного опыта. К ним относятся: эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, объем и распределение внимания, его переключаемость. И именно эти качества весьма важны для водителей. Почему так и что собой представляют эти качества? Одним из важнейших является эмоциональная уравновешенность, или эмоциональная устойчивость, — способность точно и быстро действовать в неожиданно возникшей, непредвиденной ситуации. Она должна сохраняться и после недавней вспышки отрицательных эмоций, когда водителю, скажем, едва удалось избежать аварии. Если после этого будет сохраняться излишнее эмоциональное возбуждение, психическое напряжение, оно может помешать точно отреагировать на новую неожиданность. А недостаточные самообладание и выдержка будут постоянно усиливать психическое напряжение неуравновешенного человека. Весьма важной для водителя является и способность поддерживать сосредоточенное внимание на наиболее важном объекте, которым в приведенном нами примере был светофор. Вообще 26внимание, его объем, распределение и переключаемость подвергаются у водителей самым суровым испытаниям. Подъезжая к перекрестку, нужно следить не только за сигналом светофора, надо не упускать из поля зрения другие машины, учитывать их маневры, поведение пешеходов, многое другое. Поэтому объем внимания у водителя должен быть достаточно большим. С этим качеством тесно связана и способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Она помогает водителю следить за теми объектами, которые он не может охватить одновременно. Не менее важно и хорошее распределение внимания — способность одновременно сосредотачиваться на двух или нескольких видах деятельности: наблюдать, например, за обстановкой на перекрестке, анализировать ее и предвидеть ее изменения, управлять машиной. Наконец, одно из основных необходимых водителю качеств — психическая выносливость. Это прежде всего способность сохранять и поддерживать в нормальном, нужном состоянии в течение рабочего дня свою психику, в частности восприятие, внимание, мышление, волевые качества, эмоциональный трудовой настрой. Таким образом, очевидно, что не каждый человек может стать полноценным водителем. И в то же время парк грузовых и легковых машин в нашей стране быстро растет, люди для работы за' рулем нужны все в большем количестве, и работать им придется во все более сложных условиях стремительно возрастающей интенсивности движения. В чем же выход из положения? Каким путем определить людей, которым можно доверить руль, и отсеять тех немногих, кто для этого не подходит? На помощь должны прийти специалисты-психологи. Изменения необходимы уже в самой начальной стадии — в системе профессиональной ориентации будущих шоферов. Пока она практически ограничивается широковещательными объявлениями, приглашающими молодежь, скажем, на курсы водителей автобусов. В них * подробно перечисляются все социальнобытовые блага, которыми располагают автобусные парки, а о будущей профессии сообщается лишь одно — что у водителей автобусов весьма солидный заработок. Думается, не менее важно сразу же знакомить приглашаемых со специфическими особенностями водительской работы, необходимыми для нее психофизиологическими качествами. Дальше должен следовать тщательный профессиональный отбор в самом учебном заведении, стало быть, и здесь психологическая служба необходима. В ее распоряжение надо предоставить соответствующие профессиограммы иметодики для обследования и испытания будущих водителей. Отбор и психологическая подготовка должны продолжаться ив течение всей учебы. Но как бы тщательно ни был проверен и подготовлен начинающий водитель, трудно сразу определить, насколько надежный из него получится шофер. Это, как правило, выявляется в течение первого года его работы за рулем. И тут создание психологических служб в самих автотранспортных предприятиях может сыграть решающую роль. В автохозяйствах все более широкое применение находит предрейсовый медицинский осмотр водителей, особенно перевозящих пассажиров. Необходимо, чтобы участником такого осмотра был и специалист-психолог. Известно, что спортсмена, у которого нервно-психическая сфера не соответствует оптимальному состоянию, не допустят к участию в ответственных соревнованиях. А в автопарках, как ни странно, часто даже не знают, в каком состоянии выехал на линию водитель рейсового автобуса. Между тем специалиста сразу насторожат малейшие отклонения в поведении каждого члена знакомого ему коллектива. Он обратит внимание, например, на излишнюю поспешность и резкость в действиях водителя или его необычную, излишнюю осторожность. Проверка частоты пульса, тремора (колебаний) рук, концентрации внимания при помощи цифрового теста подтвердит предположения о неблагополучном нервно-психическом состоянии человека, позволит избежать возможных происшествий. Конечно, ежедневной предрейсовой проверкой водителей работа психолога на автотранспортном предприятии не ограничивается. Он должен вести систематический контроль за изменением психофизиологических качеств шоферов, особенно в первый год их работы. Специалисты помогут в развитии необходимых качеств и, при необходимости, вовремя посоветуют перейти на более легкую работу, например с автобуса на грузовик. Широкое развитие должна получить профилактическая деятельность психологов. К ней относятся: ежедневные психогигиенические мероприятия, пропаганда правил психогигиены работы за рулем, проведение сеансов по психической регуляции, обучение водителей методам психической саморегуляции, анализу своего нервнопсихического самочувствия, умению самостоятельно поддерживать в течение дня нормальное нервно-психическое состояние. " В профилактике дорожных происшествий большое значение имеет тщательный разбор не только причин каждой аварии, но и мелких дорожных происшествий. Сейчас при этом причины пси-