Тбилиси есть интересный автомобиль. Он стоит неподвижно в Институте механики машин и напоминает обычные модели грузовиков. На самом деле он похож на них только внешне. Это «идеальный образец» горного автомобиля, которого пока нет. В конструкции его много новшеств, диктуемых высокогорными условиями эксплуатации. Здесь по-новому решены проблемы тормозов, вентиляторов и многих других узлов. Над ним работали люди, которые представляют сейчас грузинскую школу автомобилестроителей и автотранспортников, получившую признание не только у нас, но и за рубежом. Назовем ее «выпускников»: Е. А. Башинджагян — бывший главный инженер Волжского автомобильного завода, ныне заместитель министра автомобильной промышленности СССР, А. М. Якобашвили — заместитель начальника Главмосавтотранса, Г. П. Бадалов — главный инженер Главтракторопрома СССР. Все трое — воспитанники Политехнического института в Тбилиси. Примеры, конечно, наиболее яркие.. Их можно было бы продолжить целым списком ученых и производственников из Грузии, Армении, Киргизии, Азербайджана, других братских республик. Отметим один примечательный факт: все они — ученики профессора Рафаэла Рафаэловича Двали. С жизнью этого человека, прошедшего путь от ассистента по кафедре до вице-президента Академии наук Грузинской ССР и руководителя ее Института механики машин, тесно связано становление в республике автомобильной науки и практики. Одновременно его научная биография — пример того, как благодаря связи с «местной почвой» рождаются идеи, достойные всеобщего признания и применения. Эта работа начиналась в тридцатые годы, когда технические науки в Грузии только формировались. Тут не было ни традиций, ни учеников, ни книг, ни терминов — не сложился еще научный язык, необходимый исследователю. Не было тогда у республики и кадров преподавателей по многим специальностям технического профиля. Одним из первых в области автотракторостроения стал Р. Р. Двали. Вместе со своим коллегой и другом по студенческим еще временам В. В. Махалдиани он создал кафедру автомобилей и тракторов при Грузинском политехническом институте. Кстати, несколько раньше, когда шестнадцатилетний мальчик из Кутаиси приехал поступать в этот институт, его не приняли — сказали молод. Мальчик оказался упорным и дошел до заместителя наркома, которому пришлось дать согласие на прием в порядке исключения. Когда Рафаэл Рафаэлович только начал работать в науке, грянула война. Вместе со своими товарищами он оказался на Северо-Кавказском фронте. Молодой ученый немало уже сделал в предвоенные годы: защитил кандидатскую диссертацию, практически у него была готова докторская — об этом свидетельствуют многочисленные ссылки на Р. Двали в довоенной литературе по гусеничным машинам. Уже будучи в госпитале, в разгар вой-Рафаэл Рафаэлович ДвалиЖИЗНЬ В НАУКЕны, Рафаэл Рафаэлович узнал, что в Тбилиси печатаются два тома его первой, совместно с В. В. Махалдиани написанной книги «Конструкция и расчет автомобилей и тракторов». Пособий таких, как известно, много. Есть среди них давно признанные, классические учебники — академика Чудакова, например, на которых выучилось не одно поколение автомобилистов. Книга молодых грузинских ученых отличалась своей постановкой проблемы. Но еще более она замечательна тем, что была первым учебником по автомобильной специальности на грузинском языке. Так, уже в самом начале в деятельности ученого слились две струи — наука и педагогика. Особые условия республики, большая часть которой представляет собой высокогорные районы, диктуют свои требования к транспортным и сельскохозяйственным машинам. Естественно, что важнейшим предметом исследований здесь стали мобильные машины в горной местности. Горной республике и ее соседям нужны особые машины, способные трудиться на перевалах, преодолевать склоны и кручи. Созданию их Двали и его ученики посвятили много лет. Естественно, что у горного автомобиля должна быть надежная тормозная система. Особенно много и успешно занимались Р. Р. Двали и его сотрудники тормозными устройствами, и именно этим он известен большинству специалистов. Примерно на этапе «склоноходов» начались для профессора исследования чисто теоретические, сконцентрировавшиеся с годами в Грузинском политехническом институте и Институте механики машин АН Грузинской ССР, который является сегодня головным в СССР по проблемам мобильных машин в горной местности и связан с автомобильными научными центрами страны. При всей привязанности к педагогике Р. Р. Двали все-таки прежде всего ученый-теоретик. Он разрабатывает проблемы, общие для любых «мобильных», то есть самоходных, машин, будь то гусеничный или колесный трактор или автомобиль. Как говорит сам Рафаэл Рафаэлович, его склоноходы (такое удачное имя он нашел для горных машин) — это продолжение теории автомобиля и трактора. Двали в своих трудах рассматривает всегда общий случай движения автомобиля и трактора в определенных условиях. Наиболее интересным из последних работ профессора и его учеников является исследование процесса автоматиче. ского вождения самоходных машин при помощи фотооптической системы. В этой области ведутся серьезные работы ив нашей стране, и в США, Англии, Италии, Австрии, Нидерландах. «Автовождение» сулит определенные перспективы и экономические выгоды. Р. Р. Двали считает, что оно может найти частное, но чрезвычайно важное применение — при испытаниях, например, на полигоне или в постоянных рейсах на однолинейных маршрутах, какие преобладают в шахте, карьере. Принцип фотооптической системы, найденный Р. Р. Двали и положенный им в основу «автовождения», отличается самим направлением поисков. Бесконтактная фотооптическая система уже экспериментально проверена в Институте механики машин на тракторе К-700. Проблемы «автовождения», как и другие теоретические исследования Двали, вызывают интерес за рубежом. Его статьи и книги переводятся, реферируются. В 1971 году профессор был избран иностранным членом Германской Академии наук в Берлине. Церемония вручения диплома проходила в 1972 году, вскоре после того, как Двали было присвоено звание почетного доктора Дрезденского технического университета. Во время этой поездки в ГДР он прочитал в Дрездене своим немецким коллегам доклад на тему «Автоматическое вождение самоходных машин». Несколько раньше Рафаэл Рафаэлович рассказал в Институте механики в Берлине о подготовке в СССР инженерных кадров — деле, которому отдал больше половины жизни. Как всякий большой ученый, Двали часто проникает в «чужие» области знаний. Эта широта интересов приносит практические результаты — в создании учебных пособий по автомобилю на грузинском языке, в работе над словарями. Вместе с сотрудниками терминологического отдела Института языкознания Рафаэл Рафаэлович лет Окончание — на стр. 21 17