В первой статье под этим заголовком* мы начали разговор о путях и тенденциях развития автосервиса, в частности о новинках в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, представленных на международной специализированной выставке «Автосервис-73». Речь шла об организационных основах деятельности станций технического обслуживания, о том, какие работы и где разумнее проводить. Теперь — о том, как эти работы выполнять.АВТОСЕРВИС ШАГАЕТ В ЗАВТРАшлифовки, обеспечивающее высокую долговечность этих деталей. Все более широкое распространение получают переносные станки для расточки цилиндров, устанавливаемые непосредственно на блоке. Фирмой «КвикВей» (США) экспонировался такой станок с набором приспособлений, превращающих его в стационарный, пригодный для выполнения и других операций. Значительную и все возрастающую долю в нагрузке ремонтных предприятий и станций обслуживания составляют работы по ремонту кузовов и кабин, связанные с ликвидацией аварийных повреждений и заменой проржавевших элементов, восстановлением окраски и защитных покрытий. Выставка показала очевидную тенденцию к расширению производства оборудования, приспособлений, инструмента для выполнения этих ремонтных работ. Помимо известных комплектов инструмента для растяжки, правки и рихтовки поврежденных кузовов и кабин многие фирмы экспонировали сложные рамные и стоечные системы с устройствами для фиксации кузова и всех приспособлений. В комплекс таких конструкций, представленных фирмами «Афит» (Венгрия), «Блакхок» (США), «Мейрак» (Австрия), «Матра» (ФРГ), входит набор гидроцилиндров, различных крепежных приспособлений и цепей, позволяющих при правке кузова получить тяговое усилие в нужном направлении. Однако необходимая точность восстановления исходной формы кузова здесь не всегда может быть измерена и обеспечена, Большей точности позволяют добиться стапельшаблоны- Такая система фирмы «Черчиль» (Англия) состоит из сварной рамы, на которой закреплены кронштейны, стойки, планки и другие детали, в точности соответствующие крепежным элементам агрегатов автомобиля. Деформированный кузов со снятыми агрегатами устанавливают на стапель-шаблон и дальнейшую правку и сварку ведут по базовым точкам. Подобные системы применяются сегодня на крупных станциях обслуживания «Жигулей». Специалисты пришли к выводу о целесообразности введения в конструкцию кузовов автомобилей специальных базовых отверстий. Предполагается, что при наличии восьми таких отверстий в нижней части кузова величины его деформации могут быть определены быстро и точно без демонтажа агрегатов. Для вырезки поврежденных частей кузова и раскроя заготовок широкое применение получил представленный на выставке ручной легкий высокопроизводительный инструмент с электрическим или пневматическим приводом — ножницы, дисковые пилы, торцовые ножовки, зубила," Последующие операции выполняются специальными клещами или пистолетами для точечной или дуговой автоматической сварки, чаще с применением защитной газовой среды. Такие легкие портативные клещи для точечной сварки с различной формой и длиной выноса электродов были представлены фирмами АРО (Франция), «Криптон» (Англия), «Катлер-Хаммер» (Австралия), «Рохе» (ФРГ). При минимальных деформациях свариваемых поверхностей они отличаются удобством в работе, обеспечивая доступ к любой точке кузова. Обращает внимание использование высококачественных мастик для защиты нижней части кузова от коррозии, скажем, таких, как мастика «Тектил» (Швеция). Она настолько хорошо соединяется с металлом, что ее отслаивание практически исключено. К тому же мастика содержит присадки, препятствующие ржавлению, а также имеет высокие звукоизолирующие свойства,Оборудование и инструментБез совершенного технического вооружения не решить задачу дальнейшего снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта автомобилей, повышения производительности труда и качества работ. Сейчас для выполнения одних и тех же операций можно найти самое разнообразное оборудование, инструмент и приспособления, от простейших образцов до сложных комплексов с автоматизированным управлением. Это вполне логично. Для маломощных станций подойдет более универсальное, хотя и менее производительное оборудование. Для крупных центров — выгоднее максимальная механизация и автоматизация каждого процесса. Автомобилисты обращаются на СТО по разным поводам, причем чаще всего, как показывает практика, — для ремонта тормозов, двигателя, кузова и рамы. В такой последовательности поведем разговор и мы. Надежность работы тормозов во многом зависит от состояния и геометрии трущихся фрикционных поверхностей — накладок и барабана или диска. Известно, сколь трудоемка замена тормозных накладок. Нужно удалить старые заклепки, просверлить и . раззенковать отверстия в новых накладках, приклепать их. Многое изменило применение для этих работ простых одношпиндельных станков с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом. Шлифовка приклепанных накладок по заданному радиусу также выполняется на специальных станках. Новым шагом является создание переносных приспособлений, которые позволяют шлифовать и обтачивать детали тормозов прямо на автомобиле. Интересное переносное приспособление представляла фирма «Матра» (ФРГ). Оно позволяет обтачивать резцом тормозной механизм в сборе. Для расточки и шлифовки тормозных барабанов создан ряд специальных станков, в том числе для расточки барабана с колесом в сборе, и переносных приспособлений, центрируемых на ступице снятого колеса. Среди оборудования для ремонта двигателей обратили на себя внимание высокопроизводительные точные станки для расточки цилиндров, шлифовки клапанных седел, шеек коленчатого вала и других операций. Они были представлены предприятиями Советского Союза и рядом зарубежных фирм. Особо следует отметить экспонировавшееся фирмой «Хунгер» (ФРГ) оборудование для прецизионной расточки седел и обточки фасок клапанов без всякой последующей * «За рулем», 1973, № 12. 10Две жизни шинБыстрее всего у автомобиля изнашиваются шины. Затраты на них составляют почти треть расходов на эксплуатацию машины, включая стоимость горючего, технического обслуживания и ремонта, плату за стоянку. Интенсивные поиски путей сокращения этих расходов ведутся по двум основным направлениям. Одно из них — увеличение срока службы шины на основе дальнейшего совершенствования ее конструкции, улучшения материалов и технологии изготовления. Другое, не менее важное,— разработка эффективных методов ремонта и восстановления шины, Бытующее еще недоверие к отслужившей свой, будем говорить, первый срок и восстановленной шине ничем теперь не оправдано. Каркасно-кордные оболочки современных шин с радиальным и диагональным построением корда из высокопрочных металлических и синтетических материалов обладают значительно большим запасом прочности и износостойкости по сравнению с протекторной частью и допускают неоднократное восстановление. По ходимости восстановленная шина лишь на 10 процентов уступает новой, а цена регенерации в несколько раз меньше расхода на приобретение новой шины. Поэтому восстановление шин получило самое широкое распространение в разных странах, и соответствующее оборудование было широко представлено на выставке. Например, фирма «Барвелл Инжиниринг Лимитед» (Англия) демонстрировала оборудование для формования заготовок протектора из резиновых смесей и вос- Со стендов выставки: вверху — портативное сварочное оборудование для ремонта кузовов автомобилей (Франция), внизу — новый тип АЗС с выносными заправочными постами и дистанционным управлением (СССР). Фото В. Ширшовастановления шин грузовых автомобилей. Сущность использованного внем метода плунжерного шприцевания состоит вследующем . Смонтированная на преци з ионномободе , накачанная шина обди рается и зачищается, после чего на станк е на нее наносится протекторная смесь. В выходном отверстии формообразова теля размещена канавкообразующая гребенка, совершающая возвратно-поступательное движениеи управляемая фотоэлектрическим устройством. Она и создает рисунокпротектора . Вулканизация шины осуществляется вобычном автоклаве. Ф ирма « А МФ — Т аир Эквипмент Дивижн » ( С ША ) представила оборудование для восстановления протектора шин ме т одом навивки узкой ленты. С осмон тированной на прецизионномободе накачанной шины предварительно срезается старый протектор , после чего на восстанавливаемую поверхность шприцмашиной навивается узкая лента, к отораяодновременно прикатывается. В заклю чительной фазе накатыванием на ней формуется рисунок протектора. Весь процесс восстановления протектора длится 2—3 минуты . Ф ирма «Бандаг Инкорпорейтед » ( С ША ) рекламировала процесс восстановления шин на основе «холодной» вулканизации с использованием предварительно фор мованных и вулканизированных высоко качественных протекторовв сочетании сбрекернойрезинойиклеем (все это производятфирмаи ее отделения). После шерохования накачанной шины ее восстанавливаемая поверхность покрыва 2*ется клеем . Затем на борторасширительном станке на нее накладывается про т екторная лента вместе сбрекероми прикатывается. После этого на шину надевается оболочка — п ресс - ф ормаиши на монтируется на специальный обод для вулканизации в автоклаве. П реимущество этого процесса состоит в использовании плотных вулканизированных протекторов, обладающих высокой износостойк остью , и холодногорежима вулканизации ( д о 95 градусов), не оказывающеговредного воздействия на прочность связи между нитями кордаикаркасом .Мойка и заправкаП рикажущейся простоте мойки автом обиля специалисты автосервиса столкнулись здесь с достаточно сложной техн ической задачей, для решениякоторой потребовались различные по принципу действия иконструкции установки. М ойкалегковых автомобилей и автобусов сейчас осуществляется почти исключительно на установках щеточного типа в виде поточной линии или пере д вижнойсамоходной установки арочно го типа, достаточно широко представленных на выставке советскимиизарубеж ными фирмами . В их конструкцияхмно го общего . Установка для легковых автом обилей имеет, как правило, три—пять щеток , обрабатывающих кузов , и щеточ ные устройства, м оющие колеса. К ине матика перемещениящеток обеспечивает их универсальность в смысле классов имоделей автомобилей. Высокое качество мойкипримини -мальном повреждении окраски обеспечивается применением для щетокспеци ального синтетического волокна с расщепляющимся концом, а также опрыскиванием кузова синтетическими моющими средствами (шампунями) и восковымраствором . Д лясушки используются устройства обдува горячимилихолоднымвоздухом . Большая часть моечных установок имеет программные устройства для работы в автоматическом режиме , а на постах самообслуживаниямонетные автоматы. Д ля грузовых автомобилей и специализированных транспортных средств предназначаются восновномводоструй ные установки высокого давления ( 1 5 — 2 35 кг/см ), т ожесширокимприменени ем синтетических моющих средств, а такжепароводоструйные установки сго рячей водой ивысокой энергией потока. Д альнейшее повышение культурыоб служивания автомобилей ипропускной способности АЗС продемонстрировано на выставке разнообразной по конструк тивному и эстетическому оформлению топливозаправочной аппаратурой, п ред ставленной рядом ведущих фирм Европы, А мерикии Японии. Ф ирмы «Дейче Геретебау» (ФРГ), « Д рессерЮнгман » " и « Д рессер Уэйн» (Швеция), «Токхайм» (Голландия) ,и дру гие экспонировали широкий ассортимент топливозаправочных колонок самообслуживания с пультами предварительной или последующей оплаты, в том числе с устройствами для выдачи квитанций. Ф ранцузскаяфирма «Сатан» представляла конструкцииколоноксамообслужи вания смонетным устройством иклю ч евым автоматом, о познающим пластины стокопроводящимикодовыми элементами. Ш ирокоприменяются топливораздаточные колонки с устройствами, с мешивающими бензины, и меющие разные октановые числа. Японская фирма «Тяцуно» д емонстри ровала оригинальнуюдействующуюАЗСс подвесным потолочным заправочным оборудованием, отличающуюся рациональным использованием площади. Х арактерными качествами топливораздаточного оборудования , в ыпускаемого ведущими фирмами, следует признать высокую надежность и точность, ш иро кое применение автоматизированных устройств отпуска с предварительной ипоследующей оплатой, монетных автоматов, заправочных пистолетов с автоматическими клапанами, п ерекрывающими подачу топлива при заполнении бака, к онструкций шлангов, и сключающихпо явление статического электричества.** *В заключение нашего краткогообзора выставки «Автосервис-73» необходимо подчеркнуть , что глубокое изучение иобобщениемирового опыта организации итехнического оснащения автосервиса будет иметь большое значение для его развития в нашей стране. В. АНУФРИЕВ, директор Центрального научно-исследовательского автомобильного полигона НАМИ 11