32
33
О 026'2420VIСпартакиады народов СССРСПОРТ— парк гонщиков; 2 — предстарвый парк (25 м от стартовой линии); 3 — стартовая линия со стартовой машиной, начало трассы; 4 — стартовая прямая (50 м); 5 — S-образный поворот; 6 — трамплин; 7 — крутой поворот; 8 — выступ; 9 — крутой поворот; 10 — «верблюжий горб» (два вала, стоящие один за другим, высота 3 — 7 м, крутизна скатов 45 — 6 0 ° , «вход—выход» —плавные, длина препятствия — 25 м); 11 — скоростная прямая (длина 80 м плюс 20 м зоны безопасности); 12 и 13 — повороты на 180°; 14 — трамплин с приземлением в склон с поворотом; 15 — песчаный участок; 16 — «виражная стенна»; 17 — канава; 18 — «виражная стенка»; 19 — вал; 20 — крутой подъем (45—50°, длина 15 — 2 0 м); 21 — прыжок в спуск; 22 — S-образный поворот; 23 - канава; 24 - вал; 25 — S-образный поворот; 26 — место судей—счетчиков кругов и хронометристов; 27 — финиш. не хорошо знакомо то волнение, с которым сейчас готовятся к ответственным стартам ij VI летней Спартакиады народов СССР мотокроссмены, судьи, организаторы будущих соревнований. Те и другие стараются предусмотреть все мелочи: привести в боевую форму мотоциклы, создать удобства для зрителей, которые придут посмотреть борьбу гонщиков, и, конечно, подобрать для состязаний интересную трассу, позволяющую в полной мере оценить мастерство участников. Понятны мне и затруднения, которые испытывают сейчас некоторые работники комитетов и автомотоклубов ДОСААФ. Бытует мнение, что соревнования можно устраивать только там, где рельеф местности как бы самостоятельно создает кроссовую трассу. Отчасти из-за этого мотоциклетный кросс (кстати, одно из самых массовых военно-прикладных соревнований, включенных в программу VI Спартакиады) до сих пор во многих местах не развивается, хотя потенциальные спортсмены есть всюду. Уверен, что трассу можно проложить на любой холмистой местности. Для этого нужно усложнить естественные неровности рельефа, а может быть, и построить несколько искусственных препятствий. Несложные и Недорогостоящие работы (выемка, трамбовка и выравнивание грунта) позволят создать любую по уровню сложности кроссовую дистанцию. И, что очень важно, такие трассы станут не временными, пригодными для одноразового пользования, а постоянными — официальными спортивными аренами. На Ш пленуме ЦК ДОСААФ СССР, обсуждавшем вопросы дальнейшего развития военно-технических видов спорта, особо подчеркивалась важность сооружения новых спортивных баз — стадионов, мотодромов, треков, трасс. Не секрет, что мотокросс, пользующийсяогромной популярностью у нашей молодежи, требует особо большого количества достаточно интересных и постоянно действующих трасс. Улучшая уже существующие, как это делают в Кишиневе, Киеве, Полтаве и многих • других городах, создавая новые, коми; теты и автомотоклубы оборонного 06• щества поставят этот интересный вид ^соревнований на прочную базу. Предлагаю здесь один из вариантов искусственно подготовленной кроссовой трассы. Оговорюсь сразу: можно взять часть препятствий, поменять их местами, добавить что-то новое, однако расположение их и степень сложности должны быть такими, чтобы средняя скорость не превышала 50 км/час. Не буду касаться таких важных вопросов, как создание стоянок для автотранспорта, мест для зрителей, выпуск программ, других важных организационных деталей. Они во многом общие для разных видов военно-технических соревнований и не раз освещались на страницах журнала. А теперь взгляните на схему трассы и ее легенду. Говорят, что театр начинается с вешалки. Пользуясь этим образом, можно сказать, что мотокросс начинается с парка участников. От того, насколько он будет хорошо оборудован, во многом зависит успех соревнований. Площадку для парка выбирают с таким расчетом, чтобы на ней смогли разместиться мотоциклы всех гонщиков, а также пост заправки ГСМ, палатки технической комиссии, медицинской помощи, автомобили пожарной и медицинской помощи, передвижная ремонтная мастерская с газоэлектросварочным постом, душевая установка. Парк участников необходимо огородить со всех сторон заборчиком или веревкой, поскольку вход в него посторонним запрещен. Здесь же должен находиться информационный щит с расписанием заездов и другой документацией.ражная стенка». Ее лучше делать на твердом грунте. Крутые подъемы и спуски — непременные атрибуты любой кроссовой трассы. Как правило, здесь собирается наибольшее количество зрителей. Вот почему организаторам соревнований нужно позаботиться о создании зоны безопасности. Подъемы и спуски могут быть разной сложности и крутизны, но не более 60 градусов. Часто их усложняют выступами, канавами и другими препятствиями. Важно, чтобы эти участки трассы были на 2—3 м шире, так как, скажем, на подъемах возможно встречное движение: кто-то из гонщиков не смог преодолеть препятствие и вынужден возвращаться. Конечно, точных, пригодных для любой местности рекомендаций по оборудованию препятствий дать невозможно. Рельеф сам подскажет нужные варианты. Главное — выбрать наиболее удачный из них, а дальше самим усложнить или облегчить естественные препятствия, сделать их прочнее, удобнее. Необходимо только помнить: на всем протяжении трасса должна иметь такую ширину, чтобы в любой ее точке возможен был обгон. Это требование относится и ко всем препятствиям. Самое пристальное внимание обычно уделяют прямым скоростным участкам. Здесь спортсмены получают возможность на несколько секунд расслабиться, набрать скорость для преодоления очередного препятствия. Длина прямых участков может быть разной: перед крутым подъемом она больше, перед крутым поворотом, канавой, валом — меньше. Всю трассу следует отгородить от зрителей. В наиболее опасных местах, где гонщики развивают высокие скорости и где возможна потеря контроля над мотоциклом, делают второй ряд веревочного ограждения. И последнее. Сооружая кроссовую трассу, нужно стремиться к тому, чтобы она просматривалась полностью. Это важно для зрителей — они смогут наблюдать спортивную борьбу ив общем плане и на любом участке. При этом облегчается работа судейской коллегии, меньше нужно судей-контролеров на трассе. Что касается длины круга, то здесь соблюдается требование — 20—25 гонщиков в расчете на 1000 м. И. ГРИГОРЬЕВ, заслуженный мастер спорта г. Киев От редакции. Предложенный заслуженным мастером спорта И. Григорьевым вариант кроссовой трассы рассчитан на спортсменов достаточно высокой квалификации. Например, препятствия «верблюжий горб» и трамплин с прыжком в склон относятся к высшей категории сложности. Для новичков они, безусловно, опасны. Вообще при подготовке кроссовой трассы надо иметь в виду, что очередность препятствий, их сложность должны соответствовать уровню мастерства участников и мощности мотоциклов. Например, вал и выступ для спортсменов на машинах класса 125 см 3 не представят особых трудностей. «Пятисотки» же с их высокими скоростями здесь потребуют большого искусства управления. Учитывая эти особенности, организаторы соревнований могут исключить те или иные препятствия и сократить длину трассы.Видимо, нет смысла подробно говорить о всей трассе ио всех препятствиях, тем более что размеры наиболее важных из них приведены на рисунках. Поэтому ограничусь теми сведениями, которых там нет. Стартовое устройство — это сваренный из труб забор длиной 30—40 м. В поднятом положении он фиксируется и способен выдержать одновременный напор 35—40 мотоциклов. Документация на его конструкцию есть в Центральном автомотоклубе СССР. Первые стартовые повороты и препятствия желательно делать более широкими {15—20 м), так как на этих участках трассы гонщики движутся кучно. Особое внимание нужно уделить трамплинам. На постоянной трассе их обычно сооружают из бракованных бетонных плит. В зависимости от расположения, установки плит такой трамплин может выбрасывать гонщика вперед, вверх, с поворотом в сторону. Одной из самых сложных в кроссе является «ви33