мота-БЕЗ ШЕЙЕРВЕРКОВпе», спортивные двухместные машины вызывают сейчас все возрастающий интерес, Поэтому тысячи любопытных глаз скользили по бокам очень изящного купе «Матра-СИМКА-багира» с двигателем, установленным поперек машины в задней ее части и пока, уникальным расположением мест — справа от водителя находится не один, а два пассажира. Если «Багира» или американский «Форд-мустанг-2» являлись спортивными моделями, где использовались агрегаты от легковых машин массового производства, то «Феррари-308ГТ-4» был деликатесом. Этот дорогой и безупречно сделанный автомобиль можно видеть только на выставках. Его годовой выпуск невелик — две-три сотни. Героем дня Лондонской выставки стал английский завод АК—«Ауто карриер»— по-английски «автотележка». Он показал последнюю спортивную двухместную модель с элегантным кузовом из стеклопластика. В соответствии с современными тенденциями двигатель (6 цилиндров, 3000 смЗ, 140 л. с.) на ней смонтирован сзади поперек перед задними, ведущими колесами. Такая компоновочная схема сейчас находит все более широкое применение («Матра-СИМКА-багира», «Феррари-308ГТ-4»; «Лянча-стратос», «ФИАГикс 1/9»). Не баловали посетителей и стенды специализированных кузовных фирм. Из двух гигантов в этой области — «Пининфарина» и «Бертоне» — последняя начинает вырываться вперед. Среди ее новейших разработок, принятых для серийного производства, — кузова «ФИАТ-икс 1/9» и «Татра-613». Одним из магнитов, притягивавших посетителей на Парижской выставке (пожалуй, наиболее солидной из трех, поскольку она в 1973 году состоялась в 60-й раз), служило последнее создание «Бертоне» — экспериментальный автомобиль (а точнее кузов) с оригинальным расположением мест. Немало споров вызвал и кузов клиновидной формы, построенный фирмой «Карманн» на шасси «Ауди». Говоря о кузовах, трудно не упомянуть об антикрыльях, или спойлерах. Когда они появились, многие прочили им ограниченное применение лишь на гоночных и спортивных машинах. Однако сегодня эти устройства, смонтированные в задней части кузова, можно встретить уже на нескольких легковых автомобилях серийного производства («Тойота-целикаГТ», «Порше-911-каррера», «Датсун-240-3», БМВ-3,0 КСЛ). В частности, благодаря установке переднего и заднего антикрыльев на БМВ-3,0 КСЛ удалось получить такое распределение потоков воздуха, обтекающих кузов при движении, что аэродинамическое сопротивление автомобиля уменьшилось на 15 процентов, а вертикальная подъемная сила (неизбежная при нынешней форме кузовов и уменьшающая нагрузку на ведущие колеса) сократилась на 180 кг. Аналогичное положение наметилось ив применении нагнетателей смеси в цилиндры двигателя, функционирующих за счет энергии отработавших газов. Лишь недавно их использовали только на отдельных гоночных моделях, например «Порше-917-10». Сейчас же, как показывают экспонаты выставок, их можно встретить уже на машинах мелкосерийного производства («Порше-каррера-турбо», «БМВ-2002-турбо»). При этом надо отметить, что турбина и рабочее колесо нагнетателя работают в режиме 100 000 об/мин и требуют применения специальных материалов, подшипников и смазок. Очень .большое внимание уделялось в последние годы поискам новых двигателей, призванных прийти на смену поршневому карбюраторному. Лишь роторный мотор, кажется, понемногу укрепляет свои позиции. Во Франкфурте экспонировался автомобиль «Ситроен-ЖС-биротор», серийный выпуск которого уже начат. Таким образом, «Ситроен» стал третьей в мире фирмой, производящей автомобили с роторными двигателями. Характерно, что во Франкфурте и Париже были представлены два экспериментальных автомобиля «Шевроле-корветт» с двух- и четырехроторными двигателями. Последний образец — с двухместным алюминиевым кузовом и поднимающимися вверх дверями был спешно (за 12 недель) спроектирован специально для выставки. Он снабжен двигателем рабочим объемом 6,4 ли рассчитан на скорость 300 км/час. Оба экспоната предназначены для того, чтобы убедить автомобильный мир в серьезности намерений «Дженерал Моторс» развернуть серийное производство легковых автомобилей с роторными двигателями. Конкретизируя их, Р. Герстенберг, президент этой крупнейшей автомобильной монополии, заявил, что осенью 1974 года будет представлен серийный «Шевролевега» с таким мотором. Другой важной проблемой, занимающей умы конструкторов многих заводов, является создание малогабаритного автомобиля, в первую очередь для эксплуатации в крупных городах. Японские фирмы давно выпускают несколько моделей таких четырехместных машин («Хондазет», «Субару-рекс», «Мицубиси-миника»). Их длина не превышает 2,99 м, а рабочий объем двигателя 360 смЗ, к ак это диктуют японские требования к машинам сверхмалого класса. Европейские фирмы тоже сделали известный шаг в этом направлении. Показанный на Парижской выставке новый «Пежо-104-купе» имеет в длину 3,2 м. Этот укороченный вариант основной четырехместной модели, по существу, пригоден только для двух взрослых и двух детей. Специальные «городские» предельно короткие автомобили — «Минима» и «Виллам-500» на Парижской выставке и «Миниссима» на Лондонской — представляли особый интерес. Все три — пока экспериментальные конструкции. Первые два являются двухместными, в них использованы силовые агрегаты соответственно «Ситроен-диана» и ФИАТ-500. Машины получились очень компактными. «Минима» имеет в длину 2,4 м, а «Виллам-500» — 2,2 м. Первая модель занимает только 3,6 м2 стоянки, в то время как самый малый нз европейских автомобилей, ФИАТ-126, требует 4,17 м2. Среди других отличительных особенностей «Минимы» — подвеска колес на резиновых блоках, сдвигающиеся двери. Третий опытный образец — «Миниссима» — был построен не маленьким заводиком, а концерном «Бритиш Лейланд». В нем использован двигатель (850 смЗ, 34 л. с ) , автоматическая трансмиссия и привод на передние колеса от одного из вариантов известной микролитражки «Мини». Но самое главное — «Миниссима» (ее длина — 2,25 м) рассчитан не на двух, а на четырех человек. Правда, у него лишь одна дверь для входа и выхода — сзади. Очевидно, что «Бритиш Лейланд» учел сложившуюся ситуацию и готовит смену модели «Мини», Которая производится уже 15 лет. Экспериментальные автомобили, опытные образцы кузовов, уникальные спортивные машины, о которых шла речь, представляли обязательный ассортимент программы ежегодных автомобильных выставок. Без них усовершенствования на прежних моделях и сравнительно небольшое число новых машин выглядели бы довольно скромно. Л. ШУГУРОВ, инженерЕсли заглянуть в знаменитый справочник Д. Дойля «Автомобили мира», то мы узнаем, что за восемьдесят с лишним лет на нашей планете существовало 4119 марок легковых автомобилей. В настоящее время заводы более чем трех десятков стран мира выпускают легковые автомобили 147 разных марок.. Учитывая, что в среднем та или иная модель находится в производстве около 10 лет, можно ожидать ежегодного появления нескольких десятков совершенно новых моделей по меньшей мере 10—15 марок. Однако среди экспонатов традиционных автомобильных выставок, прошедших в конце минувшего года во Франкфурте, Париже и Лондоне, оказалось ничтожно мало принципиальных новинок. Фейерверка из новых моделей, который предвкушали завсегдатаи салонов, на этот раз не получилось. В чем же причины? Развитие техники в мире капитала, как известно, является процессом стихийным, оно совершает взлеты, но и испытывает периоды упадка, депрессии. Этот процесс находится в прямой связи с обстоятельствами экономического порядка. Разразившийся в конце года топливный кризис, трудности со сбытом продукции, растущее забастовочное движение на предприятиях автопромышленности США, Англии и других стран, наконец, не прекращающийся рост дороговизны — все это сказалось и на делах автомобильных фирм. Другой причиной падения числа новинок среди экспонатов трех салонов с «мировым именем» является потеря этими выставками широкой представительности. На них из года в год демонстрируются достижения главным образом европейских и американских фирм. Япония, идущая на втором месте в мире (после США) по выпуску автомобилей, бывает представлена далеко не полно. Ни в Лондоне, ни в Париже, ни во Франкфурте на стендах выставок не встретить машин, построенных австралийскими, аргентинскими, бразильскими, индийскими предприятиями. Что же все-таки показали нового давно известные заводы в последних салонах? «Опель», дочернее предприятие американского концерна «Дженерал Моторс», представил модель «Кадетт» 1974 года. Конструктивно в ней не содержалось откровенных новшеств — заурядная машина массового производства, автомобильный ширпотреб. Комбинации из нескольких типов кузовов (седан, универсал, купе) и трех двигателей (993 смЗ, 48 л. с , а также 1196 смз мощностью 52 и 60 л. с.) позволяют создать достаточное количество вариантов, чтобы обеспечить хороший сбыт «Опеля-кадетт» на легко меняющемся по спросу мировом автомобильном рынке. Завод «Рено» представил модификацию «16T-HKC» на базе основной модели, выпускаемой уже восемь лет. Наряду с более мощным мотором и пятиступенчатой коробкой передач он установил на Ней четыре йодных фары. Как известно, заднее стекло всех «Рено-16», размещенное в сильно наклоненной панели кузова, нередко покрывается грязью, снегом, каплями дождя. Поэтому на модели «16Т-икс» применен (наряду с самостоятельными «дворником» и омывателем) воздухонаправляющий козырек, который (как, скажем, на ГАЗ-24-02) помогает поддерживать стекло в чистоте. Облицовка радиатора с хромированной решеткой сегодня мало-помалу сдает позиции в пользу решетки, покрытой черной матовой краской. В частности, такая перемена наряду с переходом от круглых фарк прямоугольным была сделана на другой модели «Рено», а именно «Р6». Легковые автомобили спортивного характера, модификации с кузовом «ку30 Компоновка пассажирского помещения «Трапеции».«Бертоне-трапеция».«Миниссима» — экспериментальный ского автомобиля.образецгород«Феррари-308ГТ-4».Английский АК с кузовом из стеклопластика.«Матра-СИМКА-багира».Модель автомобиля и странаЧисло Компо новоч- цилиндров и рабочий ная объем, схема смЗМощность (л. с.) и число об/минЧисло передачДлина, мЧисло мест и дверейЕмкость багажника, м 3Собственный вес, кгСкорость, км/часВремя разгона до 100 км/час, сек.«Мицубиси-миника» (Япония) «Матра-СИМКА-багира» (Франция) «Опель-кадетт» (ФРГ) «Пежо-104-купе» (Франция) «Рено-16Т-икс» (Франция) «Ситроен-ЖС-биротор» (Франция) «Субару-рекс» (Япония) «Феррари-308ГТ-4» (Италия) «Форд-мустанг-2» (США)К 3КПП2—359 4—1294 4—993 4—954 4—1647 2—1990 2—356 8—2926 4—230029—8000 84—6000 48—5600 46—6000 93—6000 . 107—6500 29—6000 255—7700 100—52004 4445А4542,99 3,97 4,15 3,30 4,25 4,14 2,99 4,32 4,444—2 3-2 4—4 4—3 5—5 5-4 4—2 4—2 4—2_0,32 0,36 0,37 . 0,36 0,46730 885 800 755 1060 1140 490 1150 1215110 185 137 135 170 175 115 250 145—20,0 18,4 12,5 14,0п п3 К—, — —— — —Условные обозначения: А — автоматическая трансмиссия; 3 — заднее расположение силового агрегата; К — классическая компоновка (двигатель спереди, ведущие колеса — задние); П — передние ведущие колеса (силовой агрегат спереди).