В организацияхДОСААФкоторого ребята любят не меньше, чем самого «Дорофеича», как давно, за глаза, конечно, ласково зовут они своего военрука. Когда авто- и мотокружки заработали в полную силу, появилась возможность выступать в городских и районных соревнованиях по автомобильному многоборью, фигурному вождению. День 9 мая — традиционный автомотопробег. В нем обычно участвуют лучшие. Ну, а внутришкольные соревнования. Это настоящий праздник. Все чаще выходят на старты и картингисты. Свои машины они мастерят собственными руками. Самые энергичные картингисты — А. Синатуллин, В. Бармотин, Н. Сергеев, П. Гальчук. О стремлении ребят овладеть автомобильной техникой говорят и цифры. В 1969 году было подготовлено 33 водителя-любителя и 47 мотоциклистов. В следующем году — соответственно 45 и 61. За 1971—72 учебный год право управлять автомобилем получили 82 школьника, мотоциклом — 84. В 1973 году — приблизительно столько же. 36 юношей увлекаются автомобильным и мотоциклетным спортом. Четыре-пять команд выставляет обычно школа на районные и городские соревнования. Есть и свои чемпионы. По фигурному вождению мотоцикла — В. Николаенко, по автомногоборью — Н, Шершенков. За учебный год Иван Филиппович Криворот и руководитель мотокружка Александр Иванович Бородин подготовили одиннадцать общественных инструкторов по авто- и мотоспорту, семеро юношей получили, третий разряд по мотоспорту. Каждую весну 41-я школа провожает своих воспитанников в большую жизнь. Одни идут служить в армию, другие — в институты, техникумы или вливаются в рабочие коллективы. И каждую весну кто-то из бывших питомцев, приезжая на побывку, обязательно забежит в школу. И первый вопрос — «где Дорофеич»? Идут искать в гаражи, в спортзал, в тир. Если нигде не находят его, то спешат в комнатку, сплошь заваленную спортивным инвентарем, деталями, имеющими отношение к двигателям внутреннего сгорания. Кто-то из солдатотпускников окрестил эту комнатку «каптеркой» — теперь уж не припомнишь. Но так и пошло. «Дорофеич в каптерке. Идем туда...» И начинаются разговоры. О жизни, о службе и планах на будущее. О том, что пора ему, Дорофеичу, отдохнуть... А в заключение нередко, смущаясь, попросят: «Николай Дорофеич, а можно на нашу «старушку» взглянуть? Так, в кабине посидеть...» — Каждый приезд наших выпускников как праздник и для меня и для всей школы. Любо-дорого смотреть на ребят, — вспоминает Николай Дорофеевич. А назавтра у коммуниста Нетесы — председателя комитета ДОСААФ одной из лучших в столице школьных организаций оборонного Общества снова рабочие будни. Будни, без которых не бывает праздников. А. ОСТРОВСКИЙ, спецкор «За рулем»Твори своипраздники самИван Филиппович сказал «в порядке», автоинспекции беспокоиться нечего... Автомобиль в школе теперь не редкость. А здесь, в сорок первой, есть еще и четырнадцать мотоциклов, два карта. Свои гаражи и мастерская. — Моим отчетам в роно, действительно, вначале не совсем верили, — улыбаясь, вспоминает Николай Дорофеевич Нетеса, военрук, он же председатель школьного комитета ДОСААФ. — Однажды приезжает к нам авторитетная комиссия. Осенью дело было. Проверили то, другое. Потом — ко мне. Спрашивают: «Когда занятия автокружка?» А тут как раз случилось, что Иван Филиппович заболел. Члены комиссии улыбаются, думают, неспроста он заболел. Мне, конечно, досадно. Обращаюсь к ребятам: «Не подведете?» Отвечают: «Будет полный порядок». Вывели машину из гаража и тут же на пустыре, где стадион теперь, всю программу и отъездили. Даже из «фигурки» кое-что показали. Вот так, на деле — не на бумаге, отчитался за свою работу военрук. Не забывает Нетеса ио том, с чего начинали. И он рассказал о поучительном событии почти десятилетней давности. Тогда школьная организация ДОСААФ заняла первое место на смотре-конкурсе оборонно-массовой работы, и московский городской комитет оборонного Общества премировал ее мотоциклом K-f 75. Он и сейчас цел, ветеран. И даже на ходу, несмотря на «жесткие» условия эксплуатации.в школе № 41 автокружком, но он хорошо знает и мотоциклетную технику, всегда поможет своим юным друзьям советом и делом. Фото С. ВетроваИван ФИЛИППОВИЧ Криворот руководитДалеко отодвинулись окраины Москвы. Во Внуково едешь целых полчаса, и лесом, и полем, а приезжаешь в Гагаринский район столицы. Только и разница, что в небе пошумнее. Зато на улицах потише. Но ГАИ здесь, как и всюду, бдительно несет свою службу. Молодой лейтенант останавливает жмущийся к обочине грузовик. Из кабины выглядывает шустрый паренек. — Я просил Дорофеича, чтоб поставить автомобиль на учет в райкоме ДОСААФ, — говорит лейтенант юному водителю. — Поставил он или нет? — А вы в школу зайдите, — отвечает парнишка. — Николай Дорофеич там. — А машина исправна? — строго продолжает допрашивать лейтенант. — Как всегда — в порядке, — вступает в беседу прапорщик, сидящий на месте пассажира. Это Иван Филиппович Криворот, руководитель автокружка в школе № 41. Уже не первый год занимается он с юными автомобилистами. У него же, в воинском гараже, и ремонтируется школьный «газик». Так что, если 6Спору нет: и первые успехи в соревновании, и премия окрыляли. Но одного мотора на всех школьников, желающих изучать его, — явно было мало. — Я старый осоавиахимовец, — шутит Николай Дорофеевич, — знал, что нужно «выудить» из горкома ДОСААФ. И снова небольшой экскурс в прошлое. Дело в том, что в школе к автомобилю и мотоциклу отношение было, скажем прямо, осторожное: учителя опасались, мол, не пошло бы во вред учебе это новое увлечение. Тогдашний директор, когда пришла пора получать машину, сказал мне: «Может откажемся, Дорофеич?» — Тут я уж был непреклонен, — вспоминает военрук. — Как можно отказаться от техники? Да ведь ребята бредят автоделом! Время такое: надо знать машину. Ничего, если не станет шофером. Уметь управлять автомобилем или мотоциклом — это надо обязательно. И в армии здорово пригодится, и вообще в жизни... Теперь сотни выпускников добрым словом вспоминают Нетесу. Ведь если бы не энтузиазм старого осоавиахимовца, не видать бы ребятам водительских прав. Это он, удостоенный «Почетного знака ДОСААФ СССР», организовал строительство и привлек на помощь старшеклассников. Это ему, ветерану-фронтовику, пришла мысль обратиться за поддержкой к военным. И там, в воинской части, нашлись такие же энтузиасты, понимающие, как важно будущему солдату знать автодело. Тогда-то и появился в школе Иван Филиппович Криворот,