Длявсех марокимоделейгяга1. Можно ЛИ без ущерба для работоспособности системы заменить какиелибо ее полупроводниковые элементы? Можно. Но при этом необходимо подбирать их эквиваленты.- Советуем руководствоваться литературой, например «Справочником полупроводниковых приборов: диодов, транзисторов и интегральных схем» под редакцией Н. Н. Горюнова (изд. «Энергия», 1972). Для тех, кто не смог найти эту книгу, даем параметры заменяющих диодов в таблице 1, а транзисторов — в таблице 2. Все полупроводники, кроме транзистора Т5 (см. схему — «За рулем», 1973, № 1), должны быть кремниевыми. Максимальное прямое напряжение тиристора Д6 должно составлять не менее 400 в, постоянный ток — не менее 2 а, а ток утечки — не более 1 ма. Возможная замена — КУ202М; КУ202Н; 4 ВКУЮ. Можно обойтись и двумя тиристорами с максимальным прямым напряжением более 200 в, включив их .последовательно, как показано на схеме (рис. 1). 2. Допустимо ли соединять электронное зажигание с каким-либо бесконтактным датчиком момента зажигания? Да. Однако он должен обладать достаточной мощностью: выходной токне менее 0,2 а. 3. Можно ли каким-то образом приспособить эту систему для автомобиля ' с «плюсом на массе»? Нет. Это потребовало бы транзисторов другого типа проводимости, а полупроводники типа n-p-п, аналогичные по параметрам транзистору П210А (типа р-л-р), промышленностью не выпускаются. Поэтому проще переполюсовать системы автомобиля. О том, как это сделать, написано в мартовском номере «За рулем» за 1969 год (стр. 25). 4. Применима ли описанная система на автомобиле с 6-волътовым напряжением электрооборудования? Ни в коем случае. Система не обеспечит ни пуска, ни рабочих оборотов двигателя. 5. Как регулировать электронное зажигание непосредственно на автомобиле? 10•автолюбительБольше года прошло с того времени, когда на 105-м заседании нашего «Клуба» инженеры А. X. СИНЕЛЬНИКОВ и В. Ф. НЕМЦЕВ предложили автолюбителям свою схему электронного зажигания. Конструкция привлекла внимание. В почте «Клуба» появились десятки, а затем и сотни писем от автомобилистов. Здесь были и благодарности, и деловой обмен опытом по изготовлению и наладке системы, и вопросы, вопросы... На сегодняшнее заседание мы пригласили авторов системы, о которой шла речь, и предоставляем им слово для ответа.ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ чт ЗАЖИГАНИИИзменением величины резистора Р17. При этом напряжение заряда накопительных конденсаторов нужно измерять при помощи осциллографа или импульсного вольтметра. 6. Почему в статье («За рулем», 1973, № 1) не указаны коэффициенты усиления транзисторов? Для работы пригодны любые экземпляры транзисторов указанных на схеме типов или их эквиваленты. 7. Можно ли для дросселя (Др1 по схеме) взять ленточный тороидальный сердечник и если можно, то каковы в этом случае должны быть его данные? В принципе можно, но сердечник этого дросселя имеет немагнитный зазор, 0,2—0,25 мм, который при тороидальной поверхности трудно выдержать. Придется подбирать деталь опытным путем по максимальному выходному напряжению. Сечение самого сердечника и намоточные данные остаются без изменений. 8. На схеме около конденсатора С1 поставлена полярность. Не электролит ли это? Нет. Все конденсаторы схемы, как написано в статье, типа МБМ. Обозначение полярности связано с описанием работы схемы. 9. Каков порядок подключения электронного блока к системе зажигания? Схема приведена на рис. 2. А порядок такой: выберите место и установите блок, обеспечив хороший контакт его корпуса с «массой» автомобиля. Отсоедините провод, идущий к замку -зажигания от клеммы ВК-Б катушки, отсоедините от нее и отогните вывод вариатора, а провод от замка затем вновь наденьте на клемму. Провод, соединяющий реле стартера с клеммой ВК катушки, также подведите к клемме ВК-Б. Полностью отсоедините провод, идущий от прерывателя-распределителя к клемме без индекса катушки. Клемму ВК надежно замкните коротким толстым проводом на «массу» автомобиля. Вывод + Е электронного блока подключите к клемме ВК-Б катушки вместе с проводами от замка зажигания и реле стартера, провод же от клеммы Пр блока соедините с клеммой прерывателя, сняв предварительно с него конденсатор, а клемму К — с необозначенным выводом катушки. При этом учтите, что провод клеммы + Е нужно взять сечением не менее 0,1 мм 2 . Все соединения нужно делать с помощью специальных напаянных наконечников. 10. Можно ли для дросселя Др1 взять железо от унифицированного выходного трансформатора телевизора ТВК-70? Да, можно. Это даст хорошие результаты. 11. Какой тип катушки зажигания применим с этой электронной системой? Практически годится любая катушка. Однако в случае, если она от автомобиля с «плюсом на массе» (например, Б-21), вывод К блока соедините с клеммой ВК катушки, а ее клемму без обозначения — с «массой» машины. 12. Допустим ли в этой системе отдельный вывод для включения электробритвы? Нет, так как в ней нет генератора с самовозбуждением: электрические колебания возникают в системе лишь при работе двигателя. 13. При включении зажигания, до включения стартера, происходит вспышка в цилиндре, двигатель как бы вздрагивает. Нормально ли это? Если все отлажено, этого не должно быть. Искра в цепи свечи зажигания не возникает, так как тиристор Д6 закрыт. Если же выключить и сразу вновь включить зажигание, искра появится, поскольку при этом замыкается силовой ключ — транзисторы ТЗ—Т5 (см. схему в «За рулем», 1973, № 1) открываются — положительный импульс с обмотки W2 через конденсатор С5 и диод Д7 поступает к управляющему электроду тиристора Д6, и последний открывается. Следовательно, «вспышка» может появиться лишь при «дребезге» контактов, в той или иной степени свойственному каждому устройству. Если этот «дребезг» велик — происходит вспышка, если нет — нет и искры. 14. На накопительных конденсаторах напряжение велико (400 в), а искра слаба и пробивает зазор всего около 10 мм. Нормально ли это? Для. Постоянное обратное напряжение, в (не менее) 10 00 600 55 400всех марок и моделейТаблица 1Параметры заменяющих диодов Прямой ток (не менее) импульсный 12 ма 8 ма 7а 0,6 а 0,3 а 8,8 а средний 0,25 ма 7 ма 1,75 а 0,06 а 1,5 ма 1,28 а Возможная заменаОбозначение на схеме («За рулем», 1973, № 1) и тип Д1-Д223 Д2, Д З - Д 223 Д4-Д244 Д5—КД202Р Д7—Д223А Д8—КД202РД219А, Д220. Д220А, Д220Б, Д223А, Д223Б, Д101А, Д104А, Д105А, Д106А, Д219С, КД103А, КДЮЗБД102А,ДЮЗА,Д242, Д242А, Д243, Д243А, Д245, Д245А, Д246, Д246А, Д247, КД203А, КД203В, КД203Д КД202С, КД203 с любым буквенным индексом, Д248Б Д223Б, Д220Б, КД102А, КД102Б, КД103А, КДЮЗБ Д246, Д246А, Д246Б, Д247, Д247Б, Д248Б, КД203 с любым буквенным индексомП римечание . Замена диодов Д2, ДЗ может потребовать изменения величины резистора Р17. Диод Д5 должен иметь обратный ток не более 100 мка. Таблица 2 Параметры заменяющих транзисторов Напряжение коллектор — эмиттер, в (не менее) 1,5 13 45 45 48 6 14 Ток коллектора (не менее) Возможная замена импульсный 6 ма 27 ма 60 ма 350 ма 7а 1,5 ма 1 ма средний 2,4 ма 10 ма 18 ма 90 ма 2,1 а МП114, МП116, КТ203 с любым буквенным индексом П701А, КТ602А, КТ602Б, КТ602В, КТ602Г, КТ604А, КТ604Б, КТ608А, КТ608Б П701А, КТ608А, КТ603Б, КТ801А, КТ801Б ГТ701А,- ГТ806А, ГТ806Б, ГТ806В, П210Б МШ14, МП116, КТ203 с любым буквенным индексомОбозначение на схеме («За рулем», 1973, № 1) н тип Т1 — МШ15 Т2—МП115 ТЗ—П701 Т4—П701 Т5—П210А Т6—МП115 Т7—МП115П римечание . Транзистор П210Б может быть применен только после специального отбора. Обратный ток коллектора при температуре 70°С не должен превышать 40 ма.«Рис. 1. Схема последовательного включения тиристоров: 1 — анод; 2 — управляющий электрод; 3—натод; Д 1 — Д З — тиристоры, подключаемые последовательно. Рис. 2. Порядок подключения электронного блока: а — схема до установ-Есть плоская частьПлоская часть отсутствуетпрерыватель-распределитель; 2 — кон• у денсатор; 3 — катушка зажигания; 4 » вариатор; 5 — электронный блок. Рис. 3. Форма напряжения на накопительных конденсаторах при проверке осциллографом: а — блок исправен; б — блок неисправен.'•С -11...(JК замыкателю стартера К замку зажиганияК замыкателю стартера IК замку 4 / зажиганиякрасныйК замку зажиганияРис. 4. Схема соединений переключателя: 1 — катушка зажигания; 2 — конденсатор; 3 — прерыватель-распределитель; 4 — переключатель на два положения и четыре направления; 5 — электронный блок. 2*Кзамыкателю статера