19
20
21
Техникапортные потоки. По расчетам, произведенным на основе статистических данных, она снижает число дорожно-транспортных происшествий на 15—20 процентов, причем таких опасных, как столкновение машин. О том, что во многих странах разметке дорог придается большое значение, можно судить даже по числу участвовавших в выставке «Автосервис-73» фирм, которые разрабатывают и производят специальные механизмы и материалы для разметки, а также по разнообразию этих материалов, дающему выбор применительно к различным условиям. Если, не вдаваясь в детали, говорить о современных материалах, применяемых для разметки, то их можно выделить в следующие группы: специальные краски, термопласты и пластики, двухкомпонентные смеси. У нас наиболее широко сейчас применяются специальные краски. Серьезный их недостаток — низкая стойкость, из-за чего разметку приходится очень часто обновлять. Будущее, конечно, принадлежит термопластам и пластикам, которые держатся на проезжей части по два года и больше. К сожалению, работы, проводимые в этой области Министерством химической промышленности и рядом организаций, еще не имеют широкого практического выхода. С производством материалов для нанесения разметки тесно связано изготовление специальных механизмов. Это, как говорится, две стороны одной медали. Сейчас на вооружении дорожных и коммунальных органов находятся две машины — ДЭ-3 и ДЭ-18, разработанные и изготавливаемые Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Отвечая в принципе своему назначению, они тем не менее имеют один существенный недостаток. Базой им служат шасси транспортных средств, предназначенных совсем для других целей. В то же время и зарубежная практика и отечественный опыт показывают, что специфика работы по нанесению линий разметки требует создания специальной маркировочной машины. И не одной, а для каждого вида применяемых при разметке материалов. Но эта работа на предприятиях Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения неоправданно долго затянулась. В этой связи представляет определенный интерес опыт американской фирмы «Грейт Плейнз Ассошиэйтед», котог-г-к> «geBeg»на слуэ/сбе безопасностиновки на дороге, обстановки, информацию о которой ЭВМ получает от датчиков, установленных на перекрестках. Планы координации представляют собой программу работы светофоров в городе, которая обеспечивает оптимальные условия для движения основного потока транспортных средств. Эти программы рассчитываются заранее на основе предварительного изучения интенсивности и скорости транспортных потоков в городе. Первая очередь системы «Город» внедряется в Алма-Ате. В заключение хотелось бы остановиться на экономической стороне применения технических средств регулирования. Часто приходится слышать разговоры о том, что они слишком дороги. Порой коммунальные и дорожные органы, ссылаясь на отсутствие средств, даже отказываются от оплаты заказанных ранее дорожных знаков, машин и систем регулирования. Действительно, в настоящее время один объемный знак стоит в среднем 60, 8 светоотражающий — 20 рублей; машина для разметки — 5—8 тысяч рублей; система ТСКУ-ЗМ — 130 тысяч рублей, а «Город» — 1,5—2 млн. рублей. Но, во-первых, такие отказы ставят в крайне тяжелое положение заводы-изготовители, во-вторых, экономия на средствах регулирования является мнимой. Ведь убытки, которые наносят государству дорожно-транспортные происшествия, плохое использование скоростных качеств машин, простои и задержки их обходятся намного дороже. Достаточно привести такие цифры. От одного дорожно-транспортного происшествия, при котором погиб человек, не говоря о самой трагичности такого случая, общество теряет свыше 23 тысяч рублей. А из-за непроизводительных задержек автомобилей перед перекрестками транспортные организации Москвы, к примеру, ежегодно теряют больше 40 миллионов рублей. Как видите, попытки экономить на безопасности движения не выдерживают критики. Наоборот, если мы хотим в ближайшем будущем успешно справиться с проблемами «большого автомобиля», то решать их надо уже сегодня, в том числе и широким применением технических средств управления дорожным движением. А. ПЛАНКИН, госавтоинспектор Управления ГАИ МВД СССР flj'0™ef^рая выпускает пластик для разметки в виде кусков разных размеров с заранее нанесенным на одной из его сторон специальным клеем. Из этих кусков вырезают полосы необходимой ширины и наклеивают на проезжую часть без использования специальных машин. С каждым годом все большее значение приобретает различная аппаратура и системы регулирования дорожного движения. Дело в том, что в условиях сложившейся планировки уличной сети городов, часто не приспособленной для пропуска большого числа автомобилей, любое градостроительное мероприятие (расширение улицы, сооружение путепровода, тоннеля или пешеходного перехода) связано с большими капитальными вложениями и, главное, из-за узких участков, которые остаются в других местах, практически не увеличивает пропускную способность дороги. В этих случаях применение телемеханических и автоматизированных систем регулирования движения может при гораздо меньших материальных затратах дать намного лучшие результаты — увеличить пропускную способность улиц на 18—20 процентов. Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР по заказу МВД СССР разработан комплекс аппаратуры, состоящей из отдельных устройств для отдельных перекрестков и из целых систем регулирования. Скажем, система координированного регулирования дорожного движения ТСКУ-ЗМ предназначена для использования на отдельной магистрали, насчитывающей до 20 перекрестков. Она координирует работу светофорных объектов по принципу «зеленой волны». Такие системы успешно работают во многих городах нашей страны и могут быть рекомендованы для средних и, особенно, небольших городов. В другой автоматизированной системе регулирования дорожного движения (она разработана в Омске) уже применена ЭВМ. Кстати, действующий макет такой системы под названием «Город» был показан на выставке «Автосервис-73». Она предназначена для управления дорожным движением в крупных и средних городах независимо от структуры уличной сети. Принцип действия системы основан на выборе одного из 10 планов координации, заложенных в «память» ЭВМ. Выбор этот зависит от реально складывающейся обстаi|7CЧЭ™-©*т-t*о^"*^.дп*^^"S*^Вь,^eleO*. мТСЬ*OmmQ9, utJB»'u lii "il' 1ig1*0^^"о*ililil^"""o1.ДД.'и1'""^1. £И._'о^вшо*.fiji*!*o1"w^, ДД,"o™*^*ДЛ*0^"*0*iflTi <-&&*.^^^*0* "o™-^АНГЛИЯ. Специалисты установили, что причиной одной трети аварий в стране являются дорожные условия и двух третей — человеческий фактор. Они пришли к выводу, что допуск любых «уровней содержания алкоголя в определенных пределах» у водителей является на практике самообманом. В результате исследований было установлено, что большая часть,катастроф все-таки происходит из-за употребления водителями алкоголя. США. Продолжается работа по удалению рекламных плакатов с автомагистралей. Намечено убрать около 800 тысяч реклам с 65 тысяч километров дорог. Это довольно сложная операция, поскольку необходимо выплатить денежную компенсацию их владельцам. К концу 1976 3»года на шоссе не должно остаться ни одной рекламы, что, как ожидают, уменьшит число катастроф. ФРАНЦИЯ. С середины прошлого года в стране вступил в силу ряд правил, направленных на повышение безопасности движения. Скорость на всех дорогах ограничена 100 километрами в час (на некоторых автострадах 110 км/час). В автомобилях, выпущенных не раньше 1970 года, обязательно пользование привязными ремнями, особенно на автострадах. Водительские права отныне будут выдаваться сроком на три года, а для водителей автомобилей грузоподъемностью более 19 тонн и трудных в управлении машин с прицепами вводятся специальные права. Тяжелым грузовикам по воскресным дням запрещено движение с6 до 22 часов.ШВЕЦИЯ. Промерзание влажного грунта под поверхностью дороги является причиной повреждения покрытия, проявляющегося весной в виде трещин. Эксперты проводят в связи с этим опыты по применению под дорожным покрытием утепляющих прослоек. В качестве такого материала предлагаются пластмасса, минеральная вата и даже древесная кора. Лучшие результаты дали пока пластмассы. ЯПОНИЯ. В Киото с целью уменьшить автомобильное движение ограничили скорость в городской черте 20 км/час. Если учесть, что население города превышает два миллиона человек, это довольно смелый шаг в борьбе против нашествия автомобилей. 19 ^пмд^мммшй^ййШКШикМШиНМ^К&ЛаШШПиШШШКвШСИГНАЛЫ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯПояснения — на стр.16А/'''у+*\/&#&/7!7Ъ*£5г/Л^>и»