36
37
МОТОЦИКЛ 43-988 МИРЕМотоциклы категории «Эндуро» (поиспански — «выносливый») сегодня завоевали широкую популярность. Они предназначены для туристских поездок по проселку, лесным, каменистым, заснеженным дорогам и отличаются от обычных дорожных моделей малым весом, высоко поднятыми глушителями и щитками колес, шинами с развитыми грунтозацепами, отсутствием декоративных деталей и меньшим, точнее минимальным, комфортом. Эти спартанские по характеру мотоциклы можно назвать чем-то средним между дорожными и кроссовыми. На первый взгляд «Эндуро» легко отличить от кроссовой машины по наличию фары . Модель «988» типа «Эндуро» включило в свою производственную программу известное чехословацкое предприятие 43 . По существу, это модификация кроссового мотоцикла 43 , но с менее форсированным двигателем (ниже степень сжатия и мощность), повышенными надежностью и долговечностью, полным электрооборудованием, в том числе фарой, указателями поворота, генератором переменного тока, аккумулятором (емкостью 6 ампер-часов). Как результат — увеличился вес. Откидные подножки, широкий (840 мм) кроссовый руль с перемычкой, тахометр. длинное седло позволяют мотоциклисту более точно управлять машиной. Техническая характеристика Двигатель: число цилиндров — 1: диаметр цилиндра и ход поршня — 70 и3 64 мм; рабочий объем — 246 см : степень сжатия — 9,5; мощность 24 л. с. при 6900 об/мин; топливо — бензин с октановым числом 96. Трансмиссия: сцепление — сухое, трехдисковое; коробка передач — пятиступенчатая; моторная передача — шестеренчатая; главная передача — открытая цепь. Экипажная часть: рама — трубчатая. замкнутая, одинарная; передняя вилка — телескопическая (ход 170 мм); задняя вилка — маятниковая (ход 90 мм); р азмер шин — 2,75x21 (спереди) и 4,25X18 (сзади). Общие данные.: длина — 2070 мм; база — 1335 мм; дорожный просвет — 175 мм; снаряженный вес — 128 кг; ско рость — 125 км/час; время прохождения 400 мс места — 16,4 сек.; время разгона с места до 100 км/час — 14 сек.; запас топлива — 12 л; расход топлива — 5 л/100 км.КОРОТКОКаждая седьмая легковаямашинав ГДР — с оветского производства. Около половины импортируемыхлегковых автомобилей поступает в ГДР из Советского Союза. Автозавод ФСО в Варшаве, где выпускается «Польский ФИАТ-125П», подготовил для участияв ралли несколько машин с форсированными двигателями. Вариант 3с двигателем рабочим объемом 1300 см развивает мощности 105 л. с. при 6500 об/мин, а 1600-кубовая модиф икация — 125 л. с. п ри 6800 об/мин. Автомобильная промышленность Бельгии, неногда славившаяся своими марк ами «Минерва», «Эксцельсиор», «Наган», «Империа», в настоящее время потеряла лицо. Сегодня в стране ведется только сборна машин на заводах, прин адлежащих фирмам СШАиФРГ . Из общего числа легновых автомобилей, и зготовленныхв 1972 году заводами ФРГ , на машиныс двигателем рабочим объемом до 1000 см* приходилось 1,5 процента общего выпуска , от 1000 до 1500 см3 — 30 процентов и от 1500 до 2000 см3 — 54 процента.•••Ш ведский завод «Хуснварна» разработал для армииспециальныймотоциклсавтоматическойгидростатической трансмиссией. Мощность его 350-нубового двигателя 26 л . с. Вес 150 кг . Д орожный просвет 250 мм .•••В общем мировом производстве мотоц иклов , мопедов, мотороллеров, которое составляет около 10 миллионов штунв год, на долю тяжелыхмашин (то есть с двигателями рабочим объемом свыше 350 см 1 ) п риходитсятолько7 процентов,«СВЕРХПОРШЕ»Машина, на которой американец Марк Доногю выиграл в 1973 году кубок Кан-Ам (см. «За рулем». 1974, № 3), < Порше-917-30» является, пожалуй, самой быстроходной из всех когда-либо построенных для кольцевых гонок. Ее двигатель (12 цилиндров, 5,4 л) с турбонаддувом развивает 1250 л. с. при 80Q0 оборотах в минуту. Улучшенная аэродинамическая форма кузова (по сравнению с моделью «917-10»), новая конструкция антикрыла наряду со столь мощным мотором обеспечили этому «Сверхпорше» подавляющее преимущество над соперниками. Доногю без особых хлопот выиграл шесть из восьми гонок соревнований Кан-Ам. Некоторые конструктивные особенности автомобиля: колеса-вентиляторы, которые отсасывают горячий воздух из пространства вокруг тормозов, и «регулятор мощности». Изменяя во время езды положение рычага, регулирующего давление наддува смеси в цилиндры, развиваемое компрессорами, •гонщик может выбирать пять вариантов максимальной мощности двигателя (от 900 до 1250 л. с ) . У «Порше-917-30» нет традиционного для современных скоростных автомобилей несущего корпуса. Машина снабжена рамой в виде пространственной фермы из алюминиевых труб. База увеличена почти на 150 мм по сравнению с прошлогодним вариантом и составляет 36 2464 мм, а колея равна 1752 мм спереди и 1625 мм сзади. Габарит: длина — 4572 мм, ширина — 2032 мм, высота — 1092 мм. Автомобиль весит 760 кг, из них 42 процента приходится на передние и 58 на задние колеса. Ширина ободов колес составляет 305 мм спереди и 432 мм сзади. Они оснащены очень широкими шинами «Гудьир» (ширина протектора соответственно 229 и 368 мм). Высокие динамические качества — не новость для машины, удельная мощность которой достигает 1,35 л. с/кг, то есть в полтора раза лучше, чем у гоночных автомобилей формулы 1. Так, «Порше-91730» развивает максимальную скорость 360—380 км/час и разгоняется с места до 100 км/час за 2,2 секунды. В свою очередь, характеристики подвески и сверхширокие шины позволяют преодолевать повороты на неслыханно высокой скорости — на повороте радиусом 95 метров машина идет без бокового сноса при 140 км/час, Расход топлива — 100 л/100 км. «Сверхавтомобиль» стоит 130 тысяч долларов — вдвое дороже гоночной машины формулы 1. ФИАТ ВЧЕРА И СЕГОДНЯСоветские автомобилестроители давно уже сотрудничают с этой крупнейшей итальянской фирмой. В последнее время возрос интерес к ней со стороны наших читателей. Удовлетворяя их просьбы, коротко рассказываем о ФИАТе и его автомобилях. ных грузовиков типа «ФИАТ-15-Тер». По тем временам это была одна из лучших моделей для работы в тяжелых дорожных условиях. Однако с лета 1917 года до весны 1918 года АМО смог собрать лишь 150 машин из итальянских деталей. По-настоящему удалось наладить на заводе автомобильное производство только с приходом Советской власти. Интересно отметить, что к 1930 году, когда еще выпускалась модель АМО-Ф-15, советский завод уже обогнал ФИАТ, изготовив 3226 грузовиков против 2901. сделанного итальянской фирмой. Важным шагом в развитии двусторонних соглашений явился договор о техническом сотрудничестве по строительству Волжского автозавода в г. Тольятти, заключенный 4 мая 1966 года.Семьдесят пять лет назад, 11 июля 1899 года была заложена Итальянская фабрика автомобилей в Турине (по-итальянски «Фабрика Итальяна ди аутомобили. Торино», с'окращенно — ФИАТ). Тогда же увидел свет и ее первый автомобиль — двухместный фаэтон с двухцилиндровым двигателем мощностью 3,5 л. с. и цепной Важнейшие модели легковых автомобилей ФИАТ, «Лянча», «Аутобьянки», «Феррари» передачей. Фирма начала свою деятельность скромно: в 1900 году 50 ее работников изготовили 24 машины. Со времеГод, номер нем она не только расширяла производГод Число Рабочий МощДлина, Скои страница ство автомобилей, но и начала строить Вес, кг рость, «За рулем» начала мест и объем, ность, Модель 3 судовые двигатели (с 1907 года), авиасм л. с. км/час с описанием выпуска дверей ционные моторы (с 1908 года), затем — самолеты, корабли, танки, тракторы. Сегодня ФИАТ — один из крупнейших ФИАТ в мире машиностроительных концернов, который наряду с легковыми автомоби«126» 1972 594 4-2 23 580 3,05 105 1973—8—35 лями. грузовиками, автобусами, троллей«127» 1969 903 4—2 1971—8—31 3,59 47 705 140 бусами и тракторами выпускает реактив«128» 1969 1116 4—4 1969—11—30 3,84 55 805 140 ные истребители и землеройные машины, 1971 1290 «128-купе» 4—2 1972—3—30 3,81 газовые турбины и станки, железнодо75 815 160 1972 1290 «Икс-1/9» 2—2 3.83 рожные вагоны и судовые дизели. 75 880 170 1966 1197 «124» 5—4 1966—8—30 ФИАТу принадлежат автомобильные 4.04 65 930 150 1968 1438 5—4 «124С» предприятия «Аутобьянки», «Лянча», ОМ, 1971 — 12—31 4,04 75 925 155 1972 1756 4—2 «Феррари», а также филиалы в Арген«124-купе» 4,17 114 995 185 1966 1592 тине, ФРГ, Ирландии, Португалии, ЮАР. 2-2 «124-спайдер» 1967—2—30 3,97 104 960 180 По лицензиям этой фирмы развернуто 1972 1592 5—4 «132» 1973—4—36 4.38 1070 98 165 производство автомобилей в Австрии 1969 3235 5—4 «130» 1969—7—30 1570 4,75 165 195 (завод «Штейер-Пух»), АРЕ («Наср»), Ин1971 3235 4—2 «130-купе» 1973—11—32 4.84 1600 165 195 дии («Премьер»), Испании (СЕАТ), ПНР («Польский ФИАТ»), СФРЮ («Црвена За«Лянча» става»), Турции («Тофас»). Краткие характеристики важнейших из 39 легковых «Фульвиамоделей, выпускаемых в Италии на заво1968 1584 1969—8-17 1600ХФ» 2—2 114 3,97 900 182 дах фирмы, приведены в таблице. 1973—3-34 1972 1756 «Бета-1800» 5—4 1095 4,29 ПО 175 1973 1756 «Бета-купе» 4—2 1090 3.99 На долю ФИАТа приходится около 90 120 190 1972 1991 «2000-ИЕ» 54 1235 180 процентов годового выпуска автомоби4.62 125 1971 2418 «Стратос-ХФ» 22 лей в Италии. В год из ворот 11 итальян3,68 195 870 240 ских предприятий ФИАТа, где работает около 182 тысяч человек, выходит «Аутобьянки» 1,6 миллиона автомобилей, из них 95 процентов — легковые. Зарубежные фи«Жардиньера» 1960 499 4—2 560 17,5 3,18 95 лиалы и принадлежащие ФИАТу заводы 1969 4-2 670 903 47 142 «А112» 3,23 1970—5-31 строят около полумиллиона автомобилей в год. Фирма ФИАТ сыграла определенную «Феррари» роль в развитии нашего автомобилестроения. 1966 2418 I 195 4,21 1080 «Дино» 2—2 235 11968—4—31 Тут есть и своя предыстория. В 1916 1972 4390 340 1500 «365ГТЦ-4» 4—2 4,80 250 1973 — 12—31 году правление завода АМО, который 1971 4390 380 2—2 4,36 1120 300 1973 — 12—31 «ББ» тогда еще только строился, заключило с ней договор о технической помощи в организации производства полуторатон200-ТОННЫИ САМОСВАЛАмериканская фирма «Вабко». выпускающая карьерные самосвалы грузоподъемностью от 22 до 120 т. создала модель «Холпак-3200», которая может перевозить 200 т груза. Опытный образец выдержал экзамен на железорудных открытых разработках в Западной Австралии. Без груза новая машина весит 160 т. при полной загрузке — 360 т. Длина гиганта — 15,39 м, ширина — 6,88 м, высота в груженом состоянии — 5,05 м Дорожный просвет равен 0,686 м. Дизель тепловозного типа, развивающий 2000 л. с. при 900 об/мин, вращает вал генератора. Вырабатываемый им переменный ток поступает в два тяговых электродвигателя мощностью по 900 л. с. Кроме того, от дизеля приводится вспомогательное оборудование — насосы, вентиляторы, компрессоры, дополнительный (генератор, который питает обмотки возбуждения. Фирма остановила выбор на системе с электромеханическим приводом, так как он в 2,5—5 раз долговечнее обычной механической трансмиссии. Гидравлический механизм опрокидывания кузова состоит из двух спаренных четырехступенчатых телескопических силовых цилиндров. Подъем кузова и ссыпание груза занимают всего 27 секунд, а весь цикл разгрузки с последующим опусканием кузова — 60 секунд. У самосвала пневмогидравлическая подвеска. На колесах смонтированы 10 гигантских шин размером 30,00—51, имеющих 42-слойный корд. Глубокий рисунок протектора приспособлен к условиям эксплуатации на каменистом грунте. Максимальная скорость самосвала — 43 км/час. Рулевое управление (с усилителем) позволяет выполнить поворот по радиусу 15,2 м, а дублирующая система обеспечивает сохранение контроля над автомобилем при выходе из строя основной системы. Пользуясь электродинамическими тормозами-замедлителями, водитель может выдерживать любую скорость в пределах от 6 до 40 км/час на уклоне до 8 процентов. Для полной остановки необходима помощь рабочей тормозной системы, имеющей пневмогидравлический привод.37