28
29
СПФРТVI летняя Спартакиада — всенародный физкультурный праздник, смотр спортивных достижений страны. Сотни тысяч, миллионы людей участвуют в ее соревнованиях — одни как спортсмены, другие как судьи, тренеры. Сегодня речь о тренерах. Тренер. В словаре русского языка, составленном С. И. Ожеговым, это слово толкуется так: «Специалист по тренировке кого-нибудь». Но обязанности наставника спортсменов, конечно, значительно шире. Наряду с выработкой необходимых для данного вида спорта физических, технических качеств (силы, выносливости, реакции и т. д.) он воспитывает своих подопечных в самом широком смысле слова — прививает им настойчивость, мужество, упорство. Этой второй стороне особенно большое внимание уделяют те, кто работает с молодежью. Собеседник нашего корреспондента Л. Лубенского относится именно к этой категория тренеров. Мастер спорта Леонид ЧЕРНЫЙ, в прошлом чемпион и неоднократный призер первенств страны по мотокроссу, руководит небольшим спортивным коллективом — мотоциклетной секцией при Кировоградском автомотоклубе ДОСААФ. Его воспитанников знают на многих кроссовых трассах страны. Л. Черный — наставник юношеской сборной команды Украины. С особенностей подготовки молодежи и началась эта беседа. — Леонид Николаевич, какие качества вы цените больше всего в своих воспитанниках? — Желание заниматься мотоспортом плюс большое трудолюбие, разумеется, и одаренность. Это, пожалуй, слагаемые, без которых немыслимо высокое мастерство, они образуют как бы фундамент, дающий уверенность тренеру в успехе своей работы, в том, что она принесет желаемые результаты. — Но, вероятно, какому-то качеству следует отдать предпочтение... — Вам показалось странным, что одаренность я не назвал первым из них. Конечно, это очень важная черта, но при одном весьма существенном обстоятельстве — если дополняется большим трудолюбием, увлеченностью (тут надо не впасть в ошибку, приняв за него короткую вспышку увлечения). Об этом говорит не только опыт тренерской работы, но и многочисленные примеры из школьной жизни, из разных областей человеческой деятельности. Блеснув вначале одаренностью, иной юноша, не проявляющий уйорства, через некоторое время становится этаким середнячком. Главное все-таки трудолюбие. Был у нас в секции спортсмен, который сейчас входит в сборную страны и показывает хорошие, стабильные результаты на соревнованиях. Когда он пришел к нам, то ничем не выделялся. Больше того, некоторые приемы вождения ему давались трудно, но я видел его старание, обратил внимание на то, что приходит он в клуб ив дни занятий других групп, присутствует на тренировках более опытных спортсменов, помогает им готовить мотоциклы; Поинтересовался, не идет ли это в ущерб его учебе в школе. Выяснилось, что там обстоит все хорошо. Не скрою, ему я уделял больше внимания, чем другим, и, как вы понимаете, не жалею об этом. Сейчас он — один из самых перспективных гонщиков. Недаром ведь считают, что кто бежит, тот и догоняет. Кстати, о перспективности. Как скоропалительно иной раз некоторые из нас, тренеров, зачисляют в разряд перспективных иных- подающих надежды мотоспортсменов, не оценив их умения трудиться, упорства, серьезности, а полагаясь только на способности. Это наносит большой вред и им и мотоспорту. — Много ребят желают заниматься в мотосекции? I — Осенью ив начале зимы бывает 150—200 заявлений. Во многих семьях есть сейчас мотоциклы, не говоря уж о велосипедах. Ребята приходят посмотреть тренировки мотоспортсменов, соревнования, и у кого из мальчишек не появляется желание самому сесть на мотоцикл, чтобы с. ветерком промчаться по трассе на зависть другим. Но принимаем мы человек 15—20, а остается через некоторое время восемь—десять, с которыми работаем несколько лет. — Что помогает определить этих счастливцев? — Для отбора пользуюсь системой, предложенной заслуженным тренером Российской Федерации Ю. Трофимцом. Вряд ли стоит о ней подробно говорить. Любители мотоспорта, тем более тренеры, знают, в чем суть, по его книге «Мотоциклетный кросе. Подготовка гонщиков». В ней рекомендуется, ряд тестов для проведения контрольных проб. Пока эта система оправдывает себя и приносит желаемые результаты. — Но вот группа определилась. По характеру, интересам ведь все ребята разные. Наверное, много времени отнимает индивидуальная работа с каждым гонщиком? — Это основное в деятельности тренера и по времени и по затрате труда. Без индивидуальной работы немыслимо формирование гонщика высокого класса. Я имею в виду и проведение занятий с определенной группой спортсменов по отработке отдельных элементов, которые им труднее всего даются, и работу с каждым. Так, очевидно, обстоит дело у всех тренеров. Что же касается конкретных приемов, то тут, Наверное, каждый из нас владеет чем-то своим. Скажем, такой пример. Техническая подготовка Виктора Мерещенко довольно высока. Но вот стал замечать, что у него появляется боязнь к повышению скорости. Сказалась, видно, робость, которая не проявлялась в начале заня-ВокругЗимние автомобильные гонки на ипподроме после нескольких лет «поисков и раздумий» обрели, кажется, устойчивую форму и авторитет. Не так давно их география была до обидного ограниченной: Москва, Горький, Рига, Ленинград — вот, пожалуй, и все города, которые Посылали своих спортсменов на чемпионаты страны. Лишь в прошлом году наметился определенный сдвиг. Помимо традиционных (и единственных) соревнований на первенство Москвы и СССР, состоялся чемпионат Российской Федерации, прошли гонки в Ижевске, Вологде и ряде других городов. Год 1974-й. если судить по первенству СССР, был отмечен уже стартами и спортсменов Тамбова, Куйбышева, Курска, Таллина. Проведенный в Москве. Куйбышеве и Тамбове чемпионат СССР окончательно убедил в том. что предложенная Феде-раЦией автомобильного спорта СССР и Центральным автомотоклубом формула соревнований удачна во всех отношениях. Она делает их интересными и дЛя гонщиков и для зрителей (о которых организаторы частенько еще мало думают), справедлива со спортивной точкиНа трассе автомобили группы XV Фото В. Хвато!28 g—jg^miram^ttnBwnHBBHUUynwnsn^ljЕ РОЖДАЮТСтий- Кроме психологической подготовки перед тренировками и соревнованиями я предложил Виктору препятствие повышенной сложности — прыжок с трамплина через ров. Постепенно трамплин отодвигали все дальше. От гонщика требовалась уже более высокая скорость, чтобы преодолеть это препятствие. В тренировки включил также спуски-слаломы, прохождение которых корректировал с секундомером. Улучшение, безусловно, есть. На первенстве Украины по кроссу Мерещенко выступал в одном заезде с такими асами, как Кавинов и Овчинников, и уступил им совсем немного. Индивидуальная работа многогранна, она эффективна и дает тренеру огромный простор для проявления инициативы. Но при условии, если глубоко изучены и проверены сильные и слабые стороны молодых гонщиков. А для этого мало одних наблюдений на тренировках и соревнованиях или при подготовке техники. — Надо знать не только спортивные качества своих воспитанников, но и... — Именно. В каком окружении находится гонщик вне занятий в секции и общеобразовательной школе, как ведет себя дома, соблюдает ли правильный распорядок дня, который способствовал бы его физической закалке, самовоспитанию. Словом, тренер обязан знать _о своем спортсмене все: чем он интересуется, к чему стремится, что ему мешает. Был у нас мастер спорта Евгений Рыбальченко. Ему легко давалась техника езды, он отличался хорошей реакцией, координацией движений, смелостью. Но вот беда — не хватало ему общей выносливости. Кстати говоря, это недостаток многих наших гонщиков. Хорошо взяр старт, они не в состоянии затем вести всю гонку в высоком темпе. Иные не умеют использовать простые участки трассы для того, чтобы расслабиться, передохнуть немного, восстановить силы для преодоления сложных препятствий. Я требовал от Рыбальченко более настойчивых занятий по физической подготовке, включая в нее специальные упражнения. Поехал к нему домой, поговорил с родителями, попросил проконтролировать Евгения. Общими усилиями мы достигли того, что спортсмен в значительной мере преодолел недостаток. Сейчас он служит в армии, входит в состав сборной страны. Нередко родители спортсменов приходят ко мне. Недавно отец Сережи Н. пожаловался на то, что сын не хочет помогать матери по хозяйству. Может, на первый взгляд это мелочь, но белоручки и мотоспорту не нужны. Словом, предупредил я Сережу, что если он не изменит свое поведение дома, то придется ему оставить секцию. Подействовало. Примеров таких много. Ведь это повседневная работа тренера. — На каких мотоциклах занимаются ребята в секции? — Положение у нас, вероятно, лучше, чем у других. Но не потому, что много получаем. Просто мы имеем хорошо оснащенную мастерскую с токарно-винторезным, универсальным фрезерным и шлифовальным станками. Почти все детали, нужные при ремонте, делаем сами. В секции сорок четыре машины — мопеды, ИЖи, «ковровцы», 4 3 , МЦ. Большая часть приобретена уже давно. Но, повторяю, мы делаем у себя в мастерской цилиндры, поршни, валы. В основном такой работой занимаюсь сам, но и ребят привлекаю: для них это прекрасная школа изучения техники. Раз уж речь зашла о технике, то мне хотелось бы сказать, что, на мой взгляд, Федерация мотоспорта СССР напрасно ограничила форсировку двигателей отечественных мотоциклов, ведь это сдерживает развитие технической смекалки мотоспортсменов. Хочу отметить ту помощь, которуюгмтдмшитшшВМИШвО^ВвВВВВВВКВЯИВвКМВВВПМВЯ)секция получает от обкома ДОСААФ и автомотоклуба. ""Нам предоставлены легковая и грузовая машины для перевозки спортсменов и мотоциклов на тренировки и на соревнования. Обком всячески поощряет наше участие не только в первенствах республики, но ив открытых. традиционных кроссах, правильно считая это хорошим подспорьем в подготовке спортсменов. — Каких же успехов добились спортсмены Кировограда в прошлом году? — Особенно хвалиться пока нечем. Хотелось бы значительно большего. Наша команда заняла второе место в республике по кроссу, третье — по многодневке и первое — в соревнованиях на личных мотоциклах. Воспитанники секции Е. Рыбальченко, О. Флоринский, Валентин Бородай входят в сборную Украины по кроссу, а двое первых — в сборную страны. Мастер спорта Н. Тищенко и перворазрядник Василий Бородай — члены сборной республики по многодневке, кандидат в мастера спорта Н. Дубинина — в женской сборной Украины. Каждый год у нас появляются один-два новых мастера спорта, несколько перворазрядников. — Последний вопрос. Каковы ваши планы в Спартакиаде? — О Спартакиаде знают все ребята. Надеемся уже в этом году добиться заметных успехов. Сейчас команда области пополняется новыми молодыми гонщиками. Стремлюсь подготовить ее так, чтобы в первенстве республики по кроссу она поднялась на высшую ступеньку пьедестала почета, а юношеская команда Украины, которую тоже я тренирую, добилась такого же успеха в чемпионате страны. В минувшем году мы выиграли Кубок Украины среди клубных команд. Естественно, намерены сохранить этот приз. У нас в области проводится кросс имени С. М. Кирова. В 1973 году мы завоевали главный приз этих соревнований. Думаем ив нынешнем, спартакиадном сезоне выиграть его. Намечаем провести в области массовые однодневные соревнования на личных мотоциклах. Одним словом, работа предстоит большая и интересная. Как всем спортсменам, нам хочется быть среди лидеров.ипподромазрения и позволяет при 20 участниках провести гонки за 2—3 часа. В прошлом остались четвертьфиналы и утешительные старты, скучные заезды на 810 кругов. На смену им пришла удобная и наглядная круговая система заездов «каждый с каждым», заимствованная из гаревых и ледяных мотогонок. И еще одна важная особенность, которая ярко проявила себя в заездах на машинах группы IV (машины всех марок с максимально допустимыми изменениями). Мы привыкли к тому, что на трассе соревнуются только спортсмены. На этот раз мы увидели одновременно состязание марок машин. И сразу же борьба на дорожке в глазах зрителей приобрела повышенный интерес. Кто победит — шестикратный чемпион страны Бубнов на «Москвиче»3 с «двухвальным» двигателем (1800 см , 124 л. с.) или Козырчиков на ВАЗ-2101 с мотором от модели «2103», а может, Замыслов на «Запорожце» или Богатов на «Москвиче» (оба с «волговскими» моторами)? Теперь самое время подумать о том, чтобы в новом зимнем сезоне разыгрывать первенство СССР, так сказать, в объединенном классе. При этом целесообразно провести зональные соревнования на многих ипподромах и привлечь как можно больше участников. Условия для этого есть. Минувшее первенство неожиданно показало, что автомобильный ипподром необычайно популярен у зрителей (по 8—10 тысяч человек в Москве, Тамбове. Куйбышеве). Толпы любителей автоспорта осаждали кассы во всех трех городах, где проводился чемпионат. Трибуны не могли вместить всех желающих, зрители плотным кольцом окружали дорожку. От многих из них приходилось слышать справедливые упреки, почему не предусмотрено резервных участков для размещения зрителей (в Куйбышеве), почему не хватает билетов (так было в Москве), почему нигде нельзя купить справочник с результатами всех чемпионатов страны по автоспорту. Седьмое первенство СССР по ипподромным гонкам уже стало историей. Но оно поставило важные вопросы, на решение которых остается немногим более полугода. Л. ШУГУРОВСПСРТРезультаты соревнований Класс I (до 1300 смЗ): 1. Ю. Козлов (Москва); 2. А. Козырчиков; 3. П. Хельк (оба — Тольятти); 4. Ю. Просянников (Московская область); 5. А. Дамбис (Рига); 6. С. Вукович (Одесса) — все ВАЗ-2101. Класс II (до 1600 смЗ): 1. Э. Пистунович (Тольятти) — ВАЗ-2103; 2. В. Богатов; 3. А. Григорьев: 4. Г. Световидов (все — Москва); 5. В. Реуцкий (Киев); 6. В. Бубнов (Москва) — все «Москвич-412». Класс III (до 2500 см3): 1. В. Юшин — ГАЗ-21; 2. В. Адамский (оба — Москва); 3. Н. Елизаров (Горький); 4. В. Белмерс (Рига): 5. С. Колесник (Москва); 6. Б. Карпов (Московская область) — все ГАЗ-24. Группа IV: 1. В. Бубнов (Москва) —«Москвич-412»; 2. А. Козырчиков (Тольятти) — ВАЗ-2101; 3. В. Богатов (Москва) — «Москвич»-«Волга»; 4. А. Замыслов (Москва) — «Запорожец»-«Волга»; 5. Э. Пистунович (Тольятти) — ВАЗ-2101; 6. А. Шишков (Москва) — «Москвич-412». Зачет в розыгрыше «Трофея заводов» (сумма очков] 1. ВАЗ — 55: 2. АЗЛК — 35; 3. ГАЗ — 10; 4. УМЗ — 7 очков. 29