Времена годаВЕСНАДиалог автоинспектора и водителяЧитатель уже знаком с нашей новой рубрикой «Времена года», появившейся в январском номере журнала. Тогда известный автогонщик Юрий Иванович Лесовский и сотрудник Управления Госавтоинспекции МВД СССР Александр Сергеевич Дутинов вели речь об особенностях зимней эксплуатации автомобиля. Тема их сегодняшнего диалога — автомобильная весна. Автоинспектор. Я думаю, начать разговор надо с автолюбителей, ибо для большинства из них весна вообще открытие сезона. Зимой их машины были на приколе,. а долгий перерыв в езде никогда не проходит бесследно. Водитель. Это верно. Для тех, кто не пользовался машиной зимой, весна самое трудное и ответственное время года. Реакции уже не те. Возвратившись за руль, нужно восстанавливать то чувство слитности с машиной, когда она «сама» улавливает мысли водителя и отвечает охотным повиновением. Притупляется водительская «сообразительность», позволяющая предугадывать опасные ситуации и избегать их. «Обкатка» же проходит в весьма сложных условиях, когда капризы весны делают дорогу скользкой и опасной. Ко всему этому добавляются многочисленные хлопоты по расконсервации машины, проверке ее технического состояния, приведению в порядок и подготовке к техосмотру. Автоинспектор. Пусть даже автомобиль или мотоцикл перезимовали в теплом гараже, все равно выезжать на непроверенной и неподготовленной машине нельзя. Не говоря уж об автомобиле, простоявшем под снежной шапкой. Водитель. Безусловно. Моя машина, например, находится в теплом гараже, и пользуюсь я ею практически круглый год, но каждая весна для нее — период генеральной проверки и подготовки к новому сезону. Я этим занимаюсь с наступлением первых теплых дней. Встречаются, к сожалению, водители, которые рассуждают так: у меня машина новая, сменю масло, прошприцую — и достаточно. Другие думают: зачем тратить время, энергию, деньги, ведь не сломалось же пока ничего. Сломается, тогда и починю. По-моему, нет смысла доказывать, насколько неправы те и другие. Поломки происходят неожиданно ив самых неподходящих условиях. Гораздо приятнее, когда едешь на машине, у которой все узлы и агрегаты работают слаженно, точно часовой механизм, а двигатель «поет» без всякой фальши. Автоинспектор. Кроме того, готовить машину к весенне-летнему сезону не обязательно самому..Сейчас за это охотно берутся станции технического обслуживания, оснащенные новейшим оборудованием и диагностическими приборами, которые могут быстро и точно разобраться во всех «недомоганиях» автомобиля,' отрегулировать и привести его в порядок. Как известно, в этом году правила и сроки проведения технических осмотров изменены. Для индивидуальных владельцев они продлены почти на весь год. Но, конечно, лучше «готовить телегу зимой», побыстрее пройти техосмотр и ездить со спокойной совестью. Водитель. Ну, а тем, кто займется подготовкой самостоятельно, можно дать несколько практических советов. В первую очередь проверьте тормозную систему, детали рулевого управления. Об этом написано много книг и статей. А вот о мелочах, на которые обычно редко обращают внимание, напомнить небесполезно. Кому в дороге не приходилось искать «пропавшую искру»? Одной из причин ее исчезновения может быть поврежденная электропроводка. Поэтому тщательно проверьте каждый проводок, особенно в местах соприкосновения его с деталями или кузовом автомобиля, там, где он может перетереться или оголиться от тряски. Внимательно осмотрите провода, которые идут к фарам, стоп-сигналу, указателям поворота. Поврежденные места обмотайте изоляционной лентой и обязательно закрепите провод. Лучше сделать это сра т зу, чем потом, в темноте, где-то на дороге, чертыхаясь, на ощупь отыскивать неисправность. Много неприятностей неопытным водителям доставляет перегревающийся или «чихающий» двигатель. Причины могут быть разные, но предупредить их нетрудно. Не поленитесь, промойте систему охлаждения, освободите ее от накипи. Промойте топливные фильтры, отстойники, карбюратор, бензобак. Продуйте насосом систему питания. И еще. Неприятно бывает, когда в салон начинает проникать влага от обильных весенних дождей. Открою одну небольшую хитрость. В пространство между ветровым стеклом и резиновым уплотнителем я ввожу при помощи обыкновенной медицинской пипетки клей, обычно № 88. Минимум два года потом езжу спокойно, и «надо мной не каплет». Автоинспектор. Уж коль речь зашла о погоде, не лишне напомнить, что много происшествий случается из-за весенних капризов. Днем ярко светит солнце, бегут ручьи, а ночью подмораживает, и на дорогах местами образуется скользкая ледяная корка. Не менее опасна дорога ив непогоду. С первыми каплями дождя покрытие играет всеми цветами радуги — это вода размывает масляные и бензиновые пятна. Смешав- Времена годаАвтоинспектор. Весенний день намного длиннее зимнего, но ив это время приходится ездить после наступления темноты. И статистика отмечает, что этими весенними ночами увеличивается число наездов на автомобили, прицепы, тракторы, стоящие на обочинах без освещения. Конечно, оставлять их неосвещенными недопустимо. Пункт 135 Правил дорожного движения требует: при остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на механическом транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни. Но бывает, что и огни горят, однако из-за грязи, залепившей автомобиль, они чуть видны. Если с вашей машиной что-то случилось, нужно отвести ее за кювет. А если это невозможно, то следует выставить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Такие знаки и фонари уже имеются в продаже, и при прохождении техосмотра работники ГАИ будут требовать их наличия при машине. Водитель. Многие ночные наезды на стоящие машины — результат ошибок самих водителей. Некоторые из них, боясь столкновения со встречным транспортом, прижимаются к самому краю проезжей части, туда, где может стоять неосвещенная машина или идти пешеход. Другие, если ночью их застал в пути дождь, стремятся во что бы то ни стало добраться до пункта назначения, вместо того чтобы остановиться и переждать непогоду. Вообще ночная езда утомительна и опасна, без нужды ее нужно избегать, а в дождь и туман — тем более. Автоинспектор. В заключение следует вернуться к самому началу разговора. Напомним еще раз, что владельцы личных автомобилей и мотоциклов, которых в стране насчитывается уже свыше 11 миллионов, в большинстве своем зимой не ездят. А весной, уповая на свой былой опыт, а иногда просто «на авось», торопятся с первым выездом. И вот, упоенный скоростью и свистом ветра за окном, катит лихой ездок, частонавстречу беде. Ведь стоит появиться неожиданному препятствию, как отвыкший от руля человек теряется, резко сворачивает в сторону и... улетает за кювет, а если резко тормозит, машина идет «юзом» и сталкивается со встречным автомобилем. Недаром статистика свидетельствует, что один из самых аварийных месяцев года — май. Конечно, идеальный вариант — постепенное восстановление навыков вождения, «повторение пройденного» на специальных автодромах или трассах под руководством опытных инструкторов. Но, к сожалению, это сейчас почти неосуществимо — нет необходимой базы. Поэтому, пока вы вновь обретете чувство машины, обвыкнетесь на трассе после «зимних каникул», будьте особенно осторожны, бдительны, предусмотрительны. Помните, что не только вы дебютируете в новом сезоне, каждый встречный может оказаться таким же заново начинающим водителем. Берегитесь не только своих, но и его ошибок. 15Фотоэтюд Ю. Рахиляшись с пылью, они превращаются в отличную смазку — ловушку для тех, кто вздумает здесь резко затормозить или будет проходить поворот с высокой скоростью. Водитель. Такую же опасность таят и пересечения с проселочными дорогами. Колеса автомобилей, и особенно тракторов, выносят глину, чернозем, грязь, которые, размываясь дождем, делают эти примыкания скользкими и опасными. Автоинспектор. Правила дорожного движения, конечно, требуют от должностных и других лиц строительных организаций, карьеров и предприятий, производящих земляные или строительные работы, принимать все меры к тому, чтобы в местах выезда транспортных средств на дороги с усовершенствованным покрытием, а также к железнодорожным переездам была обеспечена очистка колес от грязи или постоянная уборка ее с проезжей части. Конечно, нарушителей этого правила работники ГАИ не оставляют безнаказанными. Но они, к сожалению, встречаются. Поэтому я бы посоветовал водителям проезжать такие участки с максимальной осторожностью, заблаговременно сбрасывать «газ» и не тормозить резко. Не все знают еще об одной опасности, подстерегающей водителей весной. Основание дороги, словно губка, впитывает в себя талые воды, набухает, становится рыхлым. В результате на проезжей части образуются вспучивания и просадки. Мне вспоминается случай, когда на Волоколамском шоссе на моих глазах «Волга», подпрыгнув на одной из таких выпуклостей, улетела за кювет. Пострадали два человека. Здесь многое зависит от работников дорожной службы, которые должны своевременно оповещать водителей об опасных участках соответствующими знаками и указателями и не опаздывать с ремонтом. Но и водители должны быть внимательными. Водитель. К сказанному следует добавить, что весной, особенно в дождливое время, надо опасаться обочин: они раскисают, и машину легко может стащить в кювет. Поэтому съезжать на обочину надо, снизив до предела скорость. Автоинспектор. Во время дождя вообще надо быть предельно внимательным. Я уж не говорю о том, что нельзя резко тормозить. Из-за потоков воды, грязи, летящей из-под колес впереди идущего автомобиля, лобовое стекло становится мутным, значительно ухудшается видимость. Особенно это чувствительно в темное время суток. Водитель. Спасение тут — в надежных стеклоочистителях, которые должны плотно прилегать к стеклу, в увеличении дистанции и снижении скорости. Надо также периодически останавливаться и протирать стекла фар и стопсигналов, если заметно ослабление их яркости. Несколько слов о тормозах. Не все знают, что во время проезда через лужи вода проникает в тормозной барабан. Тормозные колодки намокают ив нужный момент могут подвести. Чтобы этого не случилось, я перед лужей слегка нажимаю на педаль тормоза, приближая таким образом колодки к дискам и барабанам, и их рабочие поверхности не намокают. Проехав лужу, я снова несколько раз нажимаю на педаль, чтобы просушить тормозные накладки и убедиться в том, что тормоз действует безотказно.