30
31
СПОРТ Борьба характеровЗа пятилетнюю историю Всесоюзного зимнего турнира по мотоболу на приз журнала «За рулем» не раз возникали сомнения — а нужны ли вообще эти соревнования? Но вот что любопытно. Проходил сезон за сезоном, а число команд, без всяких сомнений отправлявшихся оспаривать кубок, неуклонно росло. В 1970 году, положившем начало зимним мотобольным баталиям, участников было шесть, на последнем турнире — двенадцать. Этот турнир был не единственным. На Украине, в Краснодарском крае, в ряде областей подобные соревнования стали проводить в период подготовки к очередному летнему сезону. Значит, вопрос о целесообразности встреч, в которых могли бы участвовать команды с разным опытом и уровнем мастерства, отпал сам собой. Такие игры позволяют без груза ответственности за турнирное положение довести до нужной кондиции спортивную форму мотоболистов, наладить нарушившиеся за зимние каникулы игровые связи в команде, проверить в «боевой обстановке» тактические новинки. И тем не менее судьба Всесоюзного зимнего турнира не решена. Дело в том, что в первые годы он преследовал одну, очень ясную цель — познакомить с мотоболом любителей спорта тех городов, где эту игру еще не знают или знают мало. Но вот последние три года турнир проводится в местах, мотоболом давно обжитых, — Омске и дважды'в Полтаве. Думается, турниру надо вернуть его прежние цели. Он должен быть и по-настоящему зимним — проводиться на заснеженных полях. С этих позиций и следует оценивать итоги пятого турнира, который состоялся в Полтаве. Как уже говорилось, он вызвал большой интерес. Среди команд, стартовавших в соревнованиях, пять коллективов представляли высшую лигу (в том числе два самых именитых наших клуба — чемпион страны прошлого года обладатель Кубка СССР и двукратный победитель зимних турниров полтавский «Вымпел» и четырехкратный «золотой» призер Всесоюзных первенств сильнейшая команда Европы элистинский «Автомобилист»), остальные были из класса «Б» и участниками чемпионатов РСФСР и Украины. Естественно, команды ставили перед собой разные цели: одни просто потренироваться, другие — набраться опыта во встречах с более сильными соперниками. Только «Вымпел» и «Автомобилист» рассчитывали на приз. Первые игры (турнир вновь проходил по олимпийской системе — с выбыванием проигравших) не удались. Наступившая оттепель превратила поля в грязное месиво. Особенно намучились те команды, которым по жребию пришлось выступать в Хороле и Решетиловке. Тяжелый, намокший мяч зачастую не докатывался до ворот даже после 11-метрового штрафного удара. Как здесь было не вспомнить о белоснежной чистоте зимних полей, о разнообразии технических приемов, которые можно на них выполнять! Видимо,Автомобили для соревнованийФедерация автомобильного спорта СССР утвердила новую классификацию автомобилей для спортивных соревнований и технические требования к ним. Эти документы введены с1 мая 1974 г. Классификация гоночных автомобилей не претерпела серьезных изменений. В формуле 2 введены дополнительные ограничения: блок и головка цилиндров двигателя должны использоваться от серийного автомобиля с годовым выпуском не менее 5000. Модернизирована формула 3, принятая для розыгрыша Кубка социалистических стран. В нее входят гоночные машины с двигателями до 1300 см 3 от серийного автомобиля, изготовленного в странах социалистического содружества. Подготовка двигателя к соревнованиям ограничена пределами конструктивных изменений, допускаемых для легковых автомобилей группы 1.В нем разрешается снимать воздушный фильтр, генератор, вентилятор; изменять систему выпуска отработавших газов после головки блока цилиндров, заменять жиклеры карбюратора, дозирующие подачу топлива. Коробка передач используется только от серийного автомобиля и может иметь не более четырех передач для движения вперед и одной — назад. Размеры дисков колес не ограничиваются. Собственный вес автомобиля — не менее 420 кг. Машины гоночной формулы 4 (до 350 см3) должны иметь двигатель отечественного производства, основными деталями которого являются картер и цилиндры. Применение стартера и задней передачи не обязательно. Классификация легковых автомоби30 лей отныне соответствует требованиям технического кодекса ФИА. По степени разрешаемых конструктивных изменений автомобили делятся на три группы. К первой относятся серийные машины с минимально допускаемыми изменениями (годовой выпуск не менее 5000). Ко второй — те, в которых возможны большие конструктивные изменения, чем в первой. В третью — входят машины с конструктивными изменениями, которые превышают разрешенные для группы 2, а также специально построенные для спортивных целей. Для легковых автомобилей установлены 13 классов по рабочему объему двигателя — от 500 до 5000 см 3 . Из них для наших спортсменов наибольший интерес представляют класс VII (свыше 1150 до 1300), класс УШ (свыше 1300 до 1600) и класс X (свыше 2000 до 2500 см3), которые по кубатуре охватывают автомобили, находящиеся в массовом производстве на отечественных заводах («Запорожец», «Жигули», «Москвич», «Волга»). В любом случае при использовании поршней и поршневых колец ремонтных размеров теперь не допускается увеличение рабочего объема двигателя с выходом за верхнюю границу класса. Легковые машины должны быть оборудованы: ремнями безопасности, двумя зеркалами заднего вида, расположенными с разных сторон кузова, огнетушителем емкостью не менее 2 л, закрепленным в салоне; каркасом безопасности не менее чем с одной дугой, установленной за передним сиденьем, и двумя трубчатыми подкосами; шинами, отвечающими возможностям автомобиля по максимальной скорости и нагрузке и не имеющими наружных и внутренних трещин, следов механических повреждений и неравномерного износа протектора (установка шин с наваренным протектором не допускается). Предусматривая в классификации легковых автомобилей группу 3, ФАС СССР имела в виду, что в нее войдут машины новых моделей, выпущенные заводами первоначально в небольшом числе экземпляров, а также образцы машин, модернизированных как на заводах, так ив спортивных органиг зациях. Все агрегаты и узлы на таких автомобилях должны быть использованы от серийных или экспериментальных моделей отечественного производства, независимо/ от их количественного выпуска. Кроме того, в эту группу смогут войти автомобили, специально построенные для спортивных целей и отвечающие требованиям, предъявляемым для движения по дорогам общего пользования. Допускается четырехместный или двухместный кузов любой конструкции, причем изготовленный в соответствии с требованиями безопасности. Грузовые автомобили, а также все машины повышенной проходимости классифицируются по грузоподъемности. Классы их сохранены такими же, как и раньше, за исключением одного: грузоподъемность автомобилей, входящих в класс IV, теперь установлена. от. 4,0 до 6,0 т, в то время как раньше верхний предел ограничивался 5,5 т. В отношении грузовых автомобилей более жесткими стали требования безопасности. Ёмкость огнетушителей только тяжелыми условиями игры объясняется тот факт, что впервые за всю историю турниров арбитрам пришлось для выявления победителей прибегнуть к последней мере — назначению послематчевых пенальти, поскольку основное и дополнительное время не давало результата. На таких полях все команды, естественно, были похожи друг на друга, о каком-то особом тактическом и игровом рисунке не могло быть речи. Остальные матчи проходили в Полтаве. К концу турнира похолодало, и, хотя снега участники так и не дождались, городской мотодром ДОСААФ уже вполне готов был для демонстрации хорошего мотобола. Его и показали четыре команды, сохранившие к тому времени шансы на победу в соревновании. Все они представляли высшую лигу — «Вымпел», «Автомобилист», зеленокумская «Молния» и дебютант класса «А» Вознесенский «Восход» (Николаевская область). В кубковых поединках зачастую недостаток класса окупается боевым настроем команды. И все же за этой борьбой характеров в заключительных матчах отчетливо просматривалось игровое кредо соискателей кубка. В основном они явно делали ставку на своего лидера. У «Вымпела» это лучший бомбардир минувшего чемпионата В. Кудинов, у «Молнии» — ее ветеран В. Шаула, у «Восхода» — В. Гу-саренко. Все трое умело держали игровые нити в своих руках, были создателями большинства атак, да ив завершении их принимали участие успешнее товарищей по команде. Выло и так, что мастерство лидера вообще решало исход важного поединка. В матче за третье место «Молния» добрые две трети встречи провела на половине поля «Восхода», но украинские мотоболисты в обороне действовали самоотверженно и практически безошибочно. Но вот настала очередь ошибиться мотоболистам Зеленокумска — 16-метровый удар в их ворота. И В. Гусаренко буквально вонзил мяч в сетку. Этот единственный гол и вывел «Восход» на третье место. Дебютант высшей лиги и Всесоюзных зимних турниров произвел самое благоприятное впечатление. У него много «домашних заготовок», заранее наигранных комбинаций. Выбор пути к победе — дело тренера. И все-таки желание, а вернее, необходимость действовать главным образом через своего лидера обедняет тактический рисунок команды, позволяет сопернику прикрыть опасного форварда и вести игру в выгодном для себя русле. Это лишний раз показал финальный матч между «Вымпелом» и «Автомобилистом». В нем В. Кудинов был прежним — вездесущим, постоянно нацеленным на ворота соперников. Дважды он добивался успеха, выводя«Вымпел» вперед. Ему умело подыгрывали партнеры, но только подыгрывали. У «Автомобилиста» роль лидера номинально принадлежит В. Кузыченко. Он сыграл ее на отлично, дважды сравняв счет. А вот в третьем периоде, когда борьба характеров достигла апогея, выяснилось, что у элистинцев каждый готов взять на себя такую ответственную задачу, как завершение атаки. Под занавес встречи Н. Анищен•ко и Н. Нагайкин поразили ворота хозяев поля и буквально вырвали трудную победу. Это уже второй успех «Автомобилиста» в зимних турнирах. Б. ЛОГИНОВ, А. ЛУБЕНСКИЙ, г. Полтава спецкоры «За рулем» Результаты соревнований 1/8 финала: «Вымпел» (Полтава) — «Космос» (Шахтерск) 4 :0; «Бартува» (Скуодас. Литовская ССР) — «Звезда» (Кочубеевское, Ставропольский край) 0:0, по 11-метровым ударам 1:0; «Молния» (Зеленокумск. Ставропольский край) — «Автомобилист» (Волгоград) 0:0, по 11-метровым ударам. 1:0; «Ковровец» (Ковров») — «Нива» (Хорол, Полтавская область) 1 : 0; «Восход» (Вознесенск, Николаевская область) — «Металлург» (Видное. Московская область) 2 : 0; «Автомобилист» (Элиста) — «Старт» (Полтава) 1:0. 1/4 финала: «Вымпел» — «Бартува» 3 : 0; «Молния» — «Ковровец» 2 : 1 (по таблице розыгрыша «Автомобилист» и «Восход» попали сразу в полуфинал). 1/2 финала: «Вымпел» — «Молния» 5 : 1 ; «Автомобилист» — «Восход» 4 : 2. Игра за третье место: «Восход» — «Молния» 1 : 0. Финал: «Автомобилист» — «Вымпел» 4:2.СПОРТувеличена до 4л ; ремни безопасности должны крепиться к полу не менее чем в трех точках; необходимо наличие двух дополнительных эффективно действующих стоп-сигналов и звукового сигнала. Несколько сокращено количество конструктивных изменений, разрешаемых при подготовке грузовых автомобилей к соревнованиям. Допускается снятие или выключение ограничителя числа оборотов, изменение расположения выпускной трубы глушителя, установка масляных фильтров и масляных радиаторов любого типа. В системе охлаждения можно применять любой радиатор с расширительным бачком. Разрешается изменять число лопастей вентилятора, снимать жалюзи. В классификацию и технические требования впервые наравне с другими введены автомобили типа «багги» (раньше для них были разработаны лишь временные требования). Багги делятся на три класса — по рабочему объему двигателя: I — до 350 см 3 ; П — до 1150 см 3 ; III —- свыше 1150 см 3 . Багги, имеющие двигатели с воздушным охлаждением, относятся ко второму классу. Этим машинам разрешается иметь любую конструкцию при условии, что она отвечает требованиям движения по дорогам общего пользования. Можно использовать агрегаты, приборы и детали, выпускаемые отечественной промышленностью (не менее 5000 в год). Двигатель, коробка передач и главная передача должны соответствовать группе 1 легковых автомобилей. Машины должны быть не менее чемчетырехколесными с упругой подвеской всех колес. Наличие крыльев — обязательно, так же как и привод ножного тормоза на все колеса и ручной тормоз. Топливный бак необходимо располагать не ближе 400 мм от двигателя. Между баком и местом водителя — глухая несгораемая перегородка. Все узлы системы топливоподачи отстоят не менее чем на 100 мм от системы выпуска отработавших газов. У шин не допускается наваривание протектора и изменение его рисунка. На багги обязательны: защитные дуги, выполненные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к от-Багги делают первые шаги на кроссовых трассах и, естественно, находятся в центре внимания. Фото В. Яковлева крытым легковым автомобилям; ремни безопасности с креплением не менее чем в трех точках; два огнетушителя, расположенные с двух сторон машины, емкостью не менее 2л каждый; два дополнительных эффективно действующих стоп-сигнала и звуковой сигнал. А. САБИНИН, председатель технической комиссии ФАС СССР 31