За нашу Советскую Родину!IV пленум ЦК АОСААФСССРЗа рулём6 • июнь • 1974Ежемесячный научно-популярный н спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаВ НОМЕРЕ: IV пленум ЦК ДОСААФ СССРШаги пятилеткиНачальная военная подготовка. Изучающим мотоцикл Рождено Конкурсы Ветеран Для вас и вашей машины Нефтеперерабатывающая промышленность — автомобилю Размышления Справочная перед дорогой служба Новости, события, факты В «Клубе «Автолюбитель»: о подвеске «москвичей» и «жигулях», прошедших 100 000 километров Страничка В мире Спорт К 50-летию советского автомобилестроения Советы бывалых Спортивный глобус Письма в редакцию мотоциклиста Зеленая волна моторов соревнованием «За рулем» действуетДЕВИЗ ВРЕМЕН!О КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛЭтот вопрос был поставлен в повестку дня очередного пленума самой жизнью, высокими темпами развития техники, которые предопределены планами девятой пятилетки и находятся в тесной связи с нуждами обороноспособности страны. Если же говорить более конкретно — о подготовке водителей (а они составляют основной контингент выпускников клубов и школ ДОСААФ), то иужно иметь в виду современный уровень автомобилизации: рост производства машин, появление новых, совершенных автомобилей, невиданную ранее интенсивность движения. Все это, естественно, предопределяет иные, чем раньше, требования к человеку за рулем, в особенности к водителю армейской машины. Мы уже привыкли к тому, что в потоках транспорта все чаще встречаем ГАЗы и ЗИЛы с опознавательным знаком «учебный» и эмблемой ДОСААФ. Чтобы представить масштабы подготовки водителей, лонять, с какими машинами им предстоит иметь дело, достаточно вспомнить картины наших военных парадов — мощь и многообразие колесной и гусеничной техники. Что же должен знать и уметь молодой человек, которому завтра предстоит сесть за руль ракетовоза, бронетранспортера, военного грузовика? Чему и как за .сравнительно короткий срок пребывания в автомотоклубе обучить призывника, чтобы в армии он стал классным специалистом? К этому в общих чертах сводится дело, когда мы определяем критерии качества подготовки молодежи в учебных организациях. Повышение качества подготовки сегодня нельзя рассматривать как некое изолированное явление. Оно находится в общем русле улучшения всех сторон деятельности ДОСААФ, воспитание будущих воинов всегда было главной задачей оборонного Общества. Но только теперь появилась возможность на принципиально новой материальной и технической основе решать этот вопрос. Не случайно обсуждение его на пленуме совпало с реализацией больших планов по строительству, с разработкой автотренажеров и подготовкой их серийного производства, с широким внедрением программирующих устройств, иными словами, с качественно новым подходом к содержанию и методике обучения. вспоминаю автомотоклубы начала пятидесятых годов. Кое-как приспособленные помещения, несколько дряхлых автомобилей. Учебные пособия — старые плакаты, вместо гаража — деревянный навес. Когда сравниваешь это с новыми клубами, сооруженными по типовым проектам, с их гаражами, автодромами, мастерскими, с городками ГТО и многим другим, явственно ощущаешь, что эд минувшие годы в учебных организациях ДОСААФ сложилась и обрела свое лицо стройная система подготовки водителей. В ее активе — кадры знающих дело людей, хорошая материально-техническая база, без чего невозможно решать задачи, диктуемые временем. Однако здесь требуется существенная оговорка. Все сказанное имеет пока отношение к группе ведущих автомотоклубов и не охватывает всей сети учебных организаций. Наряду с мощнымиНовое обществоНа первой странице обложки — фотоэтюд В. ГорловаИздательство ДОСААФ. Моснва /р\ «За рулем», 1974 г. IV пленум ЦК ДОСААФклубами, к которым, пожалуй, больше подходит другое название' — училище или техническая школа ДОСААФ,— на пленуме назывались учебные организации в областях и республиках — Оренбургской, Горьковской, Томской, Костромской, Карельской, Чечено-Ингушской и других, где учебно-воспитательная работа, материальная, учебная база, наконец, знания курсантов далеки от нынешних требований. Поднять их до уровня передовых, образцовых, — это значит во многом решить проблему повышения качества подготовки водителей. Какими путями? Речь прежде всего идет о кадрах — преподавателях, мастерах производственного обучения, инструкторах вождения — о тех, кого по праву считают главной фигурой учебного процесса. Это должны быть люди, в совершенстве знающие технику, владеющие передовой методикой, пюди, которые обладают опытом и всей душой привязаны к своей педагогической работе. Можно привести сотни фамилий преподавателей, инструкторов, добившихся замечательных успехов в работе и пользующихся любовью, уважением своих учеников. Некоторые из них удостоены высоких правительственных наград за подготовку водителей для армии и народного хозяйства. Но, к сожалению, немало еще и случайных людей, подвизающихся в роли наставников. Встречаются клубы, вообще только наполовину укомплектованные инструктореко-'лреподавательским составом {в Карелии, Костроме, например). Чем масштабнее становится работа клубов, тем ответственнее роль руководителя. От его умения сплотить коллектив, побудить к творчеству, к поискам лучших методов обучения и воспитания во многом зависит успех. В наших учебных организациях немало отличных руководителей, деятельных и грамотных. Достаточно назвать имена таких начальников образцовых клубов, как Ю. Бувалко (Таганрог) и В. Калинин (Харьков), Е. Шелуханов (Ташкент) и В. Бойко (Хмельницкий), В. Приймак (Чернигов), И. Долгополое (Волгоград). Но что греха таить, порой на этом посту оказываются люди безынициативные, не обладающие организаторскими способностями, а иногда и должными моральными качествами. Пленум подчеркнул особую важность работы с кадрами. Их подбор, расстановка и воспитание, постоянная учеба, проверка исполнения принимаемых решений — асе это должно стать первоочередным делом комитетов ДОСААФ республик, областей и краев. Насколько эти требования своевременны, можно судить хотя бы по такому примеру. В хода периодических проверок нам не раз встречались автомотоклубы, где в классах не было действующих схем и нужных агрегатов, где не оборудованы учебные места и не приступали к сооружению автодрома. Как правило, это были учебные организации, возглавляемые людьми безынициативными, инертными. Они все ожидают распоряжений «сверху», ждут, что им централизованно выделят оборудование, кто-то отведет участок. А сами не прояв2 ляют инициативы и настойчивости, чтобы решить дело на месте.СССРбах и школах, где обучение ведется в органическом единстве с военно-патриотическим воспитанием и массовым развитием военно-технических видов спорта, сдачей нормативов ГТО, где будущим воинам-водителям настойчиво прививают требования присяги, воинских уставов, а вся жизнь и учеба протекают в условиях, близких к армейским. Вот почему пленум призвал учебные организации Общества постоянно разнообразить формы идеологического воздействия на молодежь, привлекать к военнопатриотической работе ветеранов войны и труда, опытных пропагандистов, комсомольский актив. Развернувшаяся сейчас подготовка к 30-летию великой Победы, к 50-летию присвоения комсомолу имени В. И. Ленина открывает большие возможности для того, чтобы сделать идейную жизнь учебных организаций более содержательной и действенной, Воспитать у курсантов глубокое уважение к профессии шофера, к нелегкой и почетной службе солдата, помочь им ощутить себя наследниками революционной, боевой и трудовой славы старших поколений — наш первейший долг и обязанность. Таковы основные направления работы учебных организаций, пути повышения качества подготовки специалистов для Вооруженных Сил, которые определил пленум ЦК ДОСААФ. Сейчас дело за тем, чтобы в кратчайшие сроки привеспи в действие все рычаги для реализации этих решений. Самый мощный из них — социалистическое соревнование., Сделать опыт лучших достоянием всех клубов, мобилизовать внутренние резервы, помочь отстающим — все это будет способствовать решению главной задачи: отлично подготовить к службе в Вооруженных Силах будущих военных водителей и тем самым внести вклад в укрепление обороноспособности страны. В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии товарищ Л. И, Брежнев говорил: «Укреплять Советское государство — это значит укреплять его Вооруженные Силы, всемерно повышать обороноспособность нашей Родины. И пока мы живем в неспокойном мире", эта задача остается одной из самых главных». В прошлом году каждый второй молодой воин армии и флота стал отличником боевой и политической подготовки, классным специалистом, спортсменомразрядником. В этом нетрудно увидеть и весомый «клад ДОСААФ. Но предстоит сделать еще очень много, чтобы высокое качество — один из основных девизов четвертого, определяющего года пятилетки — сталб нормой, правилом ив работе каждого автомотоклуба, чтобы его «продукция» — молодые водителисвоей профессиональной и физической подготовкой, знанием основ военного дела, преданностью коммунистическим идеалам отвечали высоким требованиям наших Вооруженных Сил.Между тем сила нашего оборонного патриотического Общества с самого момента его зарождения как раз и заключалась в энтузиазме, творчестве, в широкой самодеятельности всех его членов. Атмосфера инициативы, поиска и сегодня отличает лучшие наши клубы. Как много сделано там руками своих умельцев — преподавателей, мастеров практического обучения, курсантов. От «шкафов-комбайнов» до классов программированного обучения, от простейших разрезных агрегатов и узлов автомобиля до уникальных действующих схем — все создано собственными руками. Выставка работ клубных рационализаторов могла бы занять павильон ВДНХ или залы Политехнического музея. Осенью 1973 года з Хмельницком была организована такая выставка в масштабах ДОСААФ Украины и пользовалась большим успехом. Наверно, пришла пора подумать о смотре работ умельцев Общества всей страны. Создание учебных пособий в клубах крайне полезно еще и по другой причине — оно приобщает будущих военных водителей к техническому творчеству, а значит, и к более глубокому изучению автомобиля, его агрегатов и узлов. О необходимости этой работы шла речь на пленуме. Она тесно связана с главным направлением учебного процесса — практическим обучением. До сих пор в ряде клубов подготовку водителей ведут по старинке: делают упор на изучение теории — «матчасти», не учитывая огромных перемен в автомобильном деле, а условиях и организации движения. На наших глазах совершенствуются машины, растет их число, повышаются скорости. Эти перемены требуют переоценки ценностей, иного подхода к принципам и методам обучения с учетом того, что качество водителя сегодня прежде всего определяется его водительским умением. А это значит, что во главу угла должны быть поставлены отработка практических навыков управления, умение ориентироваться в сложных дорожно-транспортных ситуациях .и, наряду с этим, умение разбираться в неисправностях машины и устранять их. Искусство вождения приходит с опытом. Но от того, какую школу прошел водитель, что «вложили в него» в начальный период обучения, зависит, насколько растянется этот процесс. Иными словами, в клубе должен быть заложен прочный фундамент водительского мастерства. Большое место в связи с этим заняли на пленуме вопросы применения в учебном процессе современных технических средств. Речь шла о тренажерной подготовке, об учебных автодромах, о программированном обучении, об оснащении классов лабораторнонпрактичесиих работ и многом другом. По существу, это был разговор о новых методах и средствах в подготовке водителей. Участники пленума были единодушны в мнении, да это и подтверждено многолетней практикой, что качество подготовки специалистов выше в тех наших клуГенерал-майор танковых войск В. НАУМЕНКО, член президиума ЦК ДОСААФ СССР, Герой Советского Союза