18
19
ВАЗгулями», хотя и встречаются кое у кого не очень удачные экземпляры. Как правило, это машины из числа выпущенных до 1972 года, к которым, кстати, относится и наш автомобиль. Хочется скорее узнать, как выдержит он последующие 50 тысяч километров и как отразится на нем общий пробег в 100 тысяч. Поскольку такие сведения будут получены не скоро, а вопрос этот интересует, полагаем, всех обладателей «жигулей», давайте побеседуем с теми, кто уже видел в окошечке своего спидометра одни нули на всех пяти его барабанчиках. Первым сообщившим редакции о таком событии был житель города Орджоникидзе Мурат Григорьевич ЛЕКОВ. За его плечами 34-летний опыт — он хорошо знаком не только с автомобильной, но ис бронетанковой техникой. «Я убежденный сторонник «Жигулей», владелец самого лучшего современного автомобиля, — пишет он. — Взяться за перо меня побудило то обстоятельство, что нигде не сказано, хотя бы примерно, о сроках службы отдельных узлов, агрегатов и приборов. Из-за этого начинающий владелец «Жигулей», оказавшись в автомобильном магазине, буквально хватает все что попало, не зная, как скоро все это ему понадобится и понадобится ли вообще. Вот почему беспристрастное описание опыта эксплуатации ВАЗа окажет' определенную помощь молодым автолюбителям». Эта мысль автора письма подтвердила актуальность разговора со «стотысячниками», и мы с помощью станций технического обслуживания продолжили поиск таких людей. Следующим собеседником стал неожиданный гость редакции Михаил Кузьмич СЕМЕНОВ из города Щелково Московской области. Его вишневый ВАЗ-2101, купленный в 1970 году, прошел 112 тысяч километров, включая длительное путешествие по Кавказу с тремя пассажирами и большим багажом. До «Жигулей» Семенов ездил на «москвичах» моделей «401», «402», «407», и ему, водителю с 17-летним стажем, есть что рассказать. С третьим «стотысячником» мы встретились на станции обслуживания технического центра «Автосервис» на Варшавском шоссе в Москве. Валентин Ефимович СЕРГЕЕВ из города Климовска Московской области приехал сюда, чтобы заменить рычаги подвески переднего колеса, поврежденные в результате знакомства машины с открытым канализационным колодцем. В начале 1973 года он купил в комиссионном магазине ВАЗ-2101 выпуска 1971 года, прошедший 26 тысяч километров. За год наездил почти 80 тысяч километров, из которых большая часть приходится на сельские дороги. Его водительский стаж — шесть лет; раньше ездил на мотоциклах и «москвичах» моделей «4Q2» и «407». Чтобы составить мнение о машине в целом и главных ее агрегатах и узлах, мы попросили М. Семенова и В. Сергеева ответить на несколько вопросов. Приводим их ответы, а также отзыв М. Лекова, содержащийся в его письме. Кузов Все трое ездят круглый год, машины хранят в гараже. Правда, одну зиму Леков держал машину на улице. Несмотря на то, что никакого дополнительного защитного покрытия он не наносил, на кузове нет следов ржавчины. Однако в нишах за колесами песок и камни отбили местами мастику так, что стала видна грунтовка. Семенов тоже не делал дополнительной обработки кузова. После пробега в 110 тысяч километров он обнаружил значительные участки ржавчины на внутренней поверхности передних крыльев за колесными нишами. Не дожидаясь дальнейшего распространения коррозии, сменил крылья. Сергеев, единственный среди троих, сразу после покупки автомобиля (напоминаем, с пробегом 26 тысяч километров) промазал наиболее уязвимые места кузова суриком и мастикой. Результат налицо: никакой коррозии нет. Как видим, лишь Семенову не повезло с крыльями. Ржавчина поразила их в месте, практически недоступном для осмотра, в закрытой со всех сторон полости. А вода в эту полость может попасть двумя путями — по стыку панели колесной ниши с крылом и через отверстия в верхнем стыке крыла с «передком» кузова. Место соединения панели с крылом уплотнено резиновой прокладкой. Но бывает, что между ними образуется щель из-за повреждения прокладки или деформации крыла. Вот через нее-то и проникает вода, отбрасываемая под давлением при мойке низа машины. Устранить возможность этого неприятного явления легко своими силами — достаточно заделать щель мастикой или пластилином. Отверстия в верхнем стыке закрывают на заводе герметизирующей пастой. Надо следить, чтобы она не отходила от металла. Полезно всю наружную щель, идущую от углов крышки капота к стеклу, заполнить мастикой ИЛИ пластилином. Таким образом, кузов «жигулей» может прослужить без сколько-нибудь заметных повреждений 100 тысяч километров или, иными словами, три года. Гарантия его сохранности — внимательный уход и дополнительная антикоррозионная защита. Она нужна главным образом для машин, находящихся в эксплуатации в центральных и северных районах страны с их дождями и холодом. Что касается южных районов, то, судя по опыту Лекова, покрытия кузова, сделанного на заводе, вполне достаточно. Мы весьма придирчиво осмотрели кузова «жигулей» Семенова и Сергеева. Краска на них держится прочно, пороги кузова в хорошем состоянии. Двери легко отпираются и запираются, и по этому признаку можно заключить, что после ста тысяч километров пробега по самым разным дорогам кузова не получили сколько-нибудь заметных перекосов. Подвеска колес Леков отмечает, что все узлы, тяги, штанги и другие детали закреплены весьма надежно. Ему ни разу не при-РАЗГОВОР СОстотысячНИКАМИСпидометр нашего редакционного автомобиля ВАЗ-2101 отсчитал .50 тысяч километров. Две зимы и одно лето, практически без выходных дней он колесил по городу, мчал по шоссе, трясся на булыжнике и преодолевал казавшиеся неприступными размытые участки грунтовой дороги. Ночуя на улице при тридцатиградусном морозе, он ни разу не оплошал с пуском и потом щедро одаривал нас теплом, позволяя снять не только перчатки, но и пальто. Стоит вспомнить и те летние дни, когда под немилосердными лучами солнца плавился асфальт, чуть не налипая на шины движущегося без остановок автомобиля. Порой казалось, не может, не должно выдержать его сердце такой тепловой нагрузки, и мы вот-вот будем вынуждены съехать на обочину и, как водители старых машин, открыв капот, ждать, пока оно остынет и придет в себя. Но ровный гул и неослабевающая мощь мотора убеждали, что термометр не испортился, показывая хоть и повышенную, но вполне допустимую температуру. Эти замечательные качества, свидетельствующие о безотказности машины и приспособленности ее к нашим условиям, выступают на первый план, когда пытаешься коротко охарактеризовать поведение нашего ВАЗ-2101 на протяжении 50 тысяч километров пробега. Если к этому добавить, что кузов и ходовая часть почти безболезненно выдержали его, то можно говорить ио достаточной прочности, надежности и долговечности узлов автомобиля. За это время не пришлось менять ни шаровые шарниры подвески, ни шарниры рулевых тяг, ни сайлент-блоки подвески, то есть те детали, о которых больше всего разговоров среди автолюбителей. Вероятно, уже десятки тысяч владельцев «жигулей» успели наездить больше нас и составить собственное мнение о машине. Как свидетельствуют письма в редакцию, в общем, все довольны «жи18 ВАЗ-2101шлось подтягивать крепеж. Единственным слабым местом передней подвески оказались шаровые шарниры — он менял их дважды: после 40 тысяч и затем через 30 тысяч километров. «Надежными в эксплуатации показали себя амортизаторы, — пишет он. — Все три 'года они исправно работают». У машины Семенова четыре (I) раза заменяли на СТО верхние шаровые шарниры и один раз нижние. После 75 тысяч километров сменяли все рулевые тяги. А Сергеев? Он два раза заменил верхние шарниры и один раз нижние, дважды ставил новые рулевые тяги. Действительно, верхние шаровые опоры, особенно у Семенова, прослужили мало по сравнению с другими узлами. Но нужно отметить, что это были шарниры ранних выпусков, которых не коснулись усовершенствования, проведенные в 1972 году (см. «За рулем», 1972, № 10). Кроме того, мы почти уверены, что на машине Семенова они не требовали столь частой замены. Вероятно, допустимый люфт иногда принимали за опасный. Кстати, у нашего редакционного автомобиля кое-кто на СТО тоже предлагал сменить опоры, заметив люфт после пробега 22 и 40 тысяч километров, а они нормально работают и поныне. Что касается шарниров рулевых тяг, служащих, как правило, 50—75 тысяч километров, то их долговечность можно считать вполне удовлетворительной. Как мы не раз отмечали, решающее значение для сохранения шарниров имеют их защитные чехлы. При осмотре редакционного автомобиля на 44-й тысяче километров пробега было замечено повреждение у чехла левого наконечника рулевой тяги. Решили посмотреть, как отразится это на его работе. На 46-й тысяче появился люфт в шарнире, а на 48-й тысяче он- достиг такой величины, что при движении возник стук. Пришлось срочно его заменить, Наглядный пример важности контроля за состоянием чехла. Для защиты чехлов от повреждения различными предметами, которые при движении проходят под кузовом автомобиля, некоторые автолюбители применяют дополнительные колпаки. В большинстве случаев — это пластмассовые эластичные стаканчики, в которых прорезают на станке паз и вырезают отверстия в донышке. Стаканчик надевают на шарнир так, чтобы в паз проходила тяга, а в отверстие — резьбовой конец пальца, на который затем навинчивают гайку. Резиновый чехол оказывается, таким образом, внутри стаканчика. Применение подобных приспособлений — дело вкуса. Опытные автомобилисты утверждают, например, что эти стаканчики — первый признак того, что владелец ленится лишний раз проконтролировать состояние шарниров. монтным заводом, оказались очень долговечными. Семенов заменил первый раз шины после 48 тысяч километров, второй — после 78 тысяч, третий комплект выдержал уже 34 тысячи и прослужит, как считает владелец машины, еще тысяч 20—.25. Дважды — после пробега 42 и 77 тысяч километров менял шины Сергеев. Сейчас ездит на покрышках, восстановленных Чеховским (Московская область) шиноремонтным заводом^ и очень доволен ими. Он просил отметить, что ему после 40 тысяч километров ни разу не пришлось проверять и регулировать развал и схождение колес: «Я сужу о них по износу шин и управляемости, а они все время были нормальными». Из этих сообщений можно сделать два важных вывода. Во-первых, шины в среднем служат положенное время даже на машинах с поворотными рычагами прежней конфигурации (см. «За рулем», 1972, № 10). Во-вторых, практика подсказывает целесообразность реставрации шин, обходящейся почти впятеро дешевле приобретения нового комплекта покрышек. него моста, хотя, как он говорит, его можно было и отремонтировать, но не хотелось терять время. Наши собеседники единодушно отметили надежность электрооборудования «жигулей». За все время им пришлось сменить лишь несколько лампочек. На вопрос, что нравится им в машинах, были получены одни и те же ответы: приемистость, скорость, бесшумность, легкость управления, высокая эффективность тормозов и обилие тепла при езде зимой. Говоря о проходимости, Семенов дал ей хорошую оценку и заключил, что «жигули» совершенно не уступают по этому качеству другим отечественным легковым автомобилям. Надо сказать, что он ездил не только по дорогам Московской области, а побывал еще в южных районах, на Кавказе, и далеко не всегда под колесами его автомобиля бежал ровный асфальт. Сергеев, который немало колесил по Прибалтике, Крыму, Кавказу, считает, что «жигулям» под силу места, где проедут «москвичи» или другая легковая машина. Доказательство тому — частые поездки к родственникам в деревню по дорогам, которые, мягко говоря, нельзя назвать хорошими. В отношении долговечности машины стотысячные пробеги всех троих автолюбителей без капитального ремонта уже говорят о многом. Кое-кому из автомобилистов идеальной кажется старая «Волга» — она, мол, и триста тысяч в хороших руках прослужит. Семенов считает, однако, что его «жигулей» хватит на все пятьсот тысяч. Пока ни один владелец автомобиля этой марки просто еще не успел достичь такого показателя. Ну что ж, все впереди. В заключение мы попросили «стотысячников» высказать пожелания «молодым» и будущим владельцам «жигулей». М. Семенов: «Следить за скоростьюона в «жигулях» не чувствуется. Осторожно тормозить на скользкой дороге и трогаться на ней, включив вторую передачу». В. Сергеев: «Регулярно обслуживать машину, следить за состоянием рулевого управления. Прежде чем использовать все возможности автомобиля, хорошо потренироваться в вождении и привыкнуть к нему». Добавим лишь, что освоить управление «жигулями» должны не только молодые водители, но и те, кто привык к машинам старых марок. Следует помнить, что эта машина любит сравнительно высокие обороты и не терпит движения, скажем, со скоростью 30 км/час на третьей передаче и 50 км/час на четвертой. Эту ошибку допускают, к сожалению, многие «старые» водители. Леков, Семенов и Сергеев — первые владельцы «жигулей» со стотысячным пробегом, о которых мы получили довольно обширные сведения. В ближайших номерах мы познакомим читателей с опытом автолюбителей-стотысячников, которые эксплуатировали свои «жигули» главным образом на грунтовых дорогах. В. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер 19ДвигательВ письме Лекова содержатся такие строки: «Эксплуатировал машину в точном соответствии с требованиями инструкции. Ничего за 100 тысяч километров пробега не менял, если не считать комплекта свечей и ремня вентилятора, оборвавшегося через 60 тысяч. Залив масло при очередном ТО, не доливаю его до другого (то есть на протяжении 10 тысяч километров)». У Семенова за 80 тысяч километров двигатель вел себя безупречно, но потом пришлось заменить распределительный вал. Сергеев такую замену совершил дважды — после 38 и 98 тысяч километров. Со своей стороны можем добавить, что последнее время завод немало сделал для устранения преждевременного износа кулачков этой детали, и дефект теперь стал сравнительно редким явлением. Отрадно отметить, что двигатели «жигулей» в общем продемонстрировали высокую надежность и долговечность, несмотря на то что владельцы (по их признанию) не очень-то жалели моторы. Будем надеяться, что принятые заводом меры по увеличению долговечности распределительных валов позволят в дальнейшем не вскрывать двигатель для ремонта и после пробега в 100 тысяч километров и более. Мы проехали немного на машинах Семенова и Сергеева, чтобы оценить состояние двигателей. Их трудно было отличить от новых по работе, а Семенов утверждает, что при недавнем испытании на Минском шоссе стрелка спидометра доходила до отметки «155».ШиныНа машине Лекова первый комплект шин прослужил 28 тысяч километров, второй столько же, а покрышки, реставрированные Нарткалинским (Кабардино-Балкарская АССР) шинореДругие агрегатыКроме упомянутых ремонтных работ только Сергеев на 78-й тысяче заменил из-за повышенного шума редуктор зад