32
33
СГОРТНа трассе ралли.Фото В. ХватоваЧТО У ВАСучастников соревновании здесь можно разделить на три основных категории: одни представляют автозаводы, другие — автотранспортные предприятия, третьи — различные клубы. Первые практически не испытывают (или могли бы не испытывать) трудностей в подготовке машин к соревнованиям, вторым делать это сложнее, третьим же приходится полагаться только на свои силы, возможности и знания. А ведь все одинаково хотят выиграть. Наиболее простое, само по себе напрашивающееся решение — пойти навстречу заводским гонщикам и сделать акцент на широкое представительство во всесоюзных чемпионатах по ралли автомобилей группы 2, где разрешаются большие технические усовершенствования. И в какой-то мере это будет справедливым: именно заводы являются носителями технического прогресса в ралли, они берут на себя тяжесть подготовки автомобилей к международным соревнованиям. Но такое решение вопроса на деле означало бы сужение географии ралли, потерю массовости, снижение интереса к соревнованию со стороны широких кругов автомобилистов, — словом, все то, что противоречит целям Спартакиады. Вот почему Федерация автомобильного спорта, обсуждая положение о спартакиадных стартах 1974—1975 гг., решила разыграть главные награды среди команд союзных республик, а также городов Москвы и Ленинграда исключительно в группе 1 (серийные автомобили). Таким образом, участие в ответственных соревнованиях Спартакиады для представителей наших многочисленных первичных организаций, секций, клубов значительно упрощается. Минимально допустимые изменения в конструкции автомобиля этой группы сведут подготовку в основном к регулировке и отладке отдельных узлов и арегатов. Значит, появится время для дополнительных тренировок, и на первый план при определении победителя соревнований выдвинется мастерство спортсмена. Клубы и секции в -эти спартакиадные годы смогут заняться выполнением своих прямых обязанностей — налаживанием тренировочного процесса, поиском новых спортивных талантов. Стоит обратить внимание еще на одну характерную особенность предстоящих в ближайшие два года соревнований. Команда любой республики сможет получить зачет лишь в том случае, если выставит спортсменов на автомобилях всех трех классов — до 1300 см3, до 1600 см 3и до 2500 см3. Сделано это для того, чтобы при комплектовании сборного коллектива нельзя было полагаться на силы, скажем, одного таксомоторного парка или автозавода. Успех может прийти теперь только к тем, кто позаботится о развитии автомобильного спорта во многих первичных, организациях, секциях и клубах. Введение в спартакиадные старты машин класса до 1300 см 3 (куда входит и ВАЗ-2101) создает хорошие возможности для привлечения к спорту владель-Удивительную эволюцию претерпело за последние пять—семь лет автомобильное ралли. Еще не так давно одним оно представлялось чем-то вроде туристического вояжа, другим — изнурительной гонкой, выдержать которую может только водитель исключительный. Теперь о ралли уже говорят как о соревновании, доступном любому достаточно умелому водителю, как о неоценимом помощнике в совершенствовании водительского мастерства, расширении знаний о возможностях автомобиля. Чем же вызвана столь быстрая переоценка? Наверное, первый ответ нулсно искать в тех небывало высоких темпах автомобилизации, которые в последние годы переживает наша страна. Интенсивность движения резко возросла. Управлять автомобилем стало труднее. Всем, кто сидит за рулем, сама жизнь подсказывает — нужно учиться, совершенствовать водительские навыки. Спорт всегда был в этом деле надежным помощником. И из всех видов автомобильных соревнований ралли наиболее приближено к обычным условиям эксплуатации машины. Этим и объясняется интерес к нему со стороны автомотоклубов ДОСААФ, ДСО и ведомств, водителей автотранспортных предприятий и просто автолюбителей. Ралли оказалось многоликим. В наиболее сложных состязаниях заводы получили возможность проверять достоинства конструкции и качество производства машин. Разработка же простейших форм ралли — однодневок, пробегов на небольшие расстояния — помогла привлечь к ним владельцев личных автомобилей. Словом, эти ралли стали массовыми и популярными, потому что участвовать в них может практически каждый водитель. Да, теперь о ралли знают все. Особенно после того, как советские гонщи32ки добились отличных результатов на международной арене. Можно вспомнить, какой большой резонанс у нас в стране и за рубежом вызвали успехи команд на «москвичах-412» производства АЗЛК в ралли-марафонах Лондон — Сидней и Лондон—Мехико. В них стартовали самые лучшие, самые опытные гонщики-профессионалы из Англии, Швеции, Финляндии, Франции, Италии, Польши и многих других стран. В Сиднее и Мехико наши команды финишировали в полных зачетных составах. Перечень успехов наших раллистов можно было бы продолжить. И рассматривать их надо как закономерный результат широкого развития ралли у нас в стране. В то же время каждый успех на соревнованиях за рубежом показателен еще и тем, что в нем отражаются возможности, усилия различных организаций и заводов в подготовке техники к сложным испытаниям, надеяшость отечественных автомобилей, уровень мастерства гонщиков. Не случайно автомобильное ралли занимает почетное место в программе VI летней Спартакиады народов СССР. Хотя статья пишется на старте Спартакиады, мы еще вернемся к зарубежным выступлениям, потому что и победы и неудачи (последние, к сожалению, тоже не так уж редки) — зеркало достижений и просчетов. А наша цель — еще раз проанализировать то, что сделано и делается, попытаться найти причины, мешающие ралли развиваться шире, привлекать к себе новых поклонников автомобильной техники и высоких скоростей. В моторных видах спорта существует извечный вопрос: как создать равные условия, равные шансы на успех в спортивной борьбе тем гонщикам, которые имеют разные возможности для подготовки техники? В ралли он особенно злободневен. В этом смысле РАЛЛИСТЫ. В «РЮКЗАКАХ»?цев личных автомобилей, которых становится с каждым годом все больше и больше. В основном это молодые, малоопытные водители, После экзаменов на право управления их школой становится дорога с ее сложностями и неожиданностями современного интенсивного движения. Расплата за неумение бывает зачастую очень жестокой. И поскольку у нас нет пока какой-либо организованной системы повышения водительского мастерства, для автолюбителей этот пробел могут восполнить ралли. Тренеры и опытные спортсмены в спортивно-технических клубах и секциях, организуя простейшие однодневные соревнования, протяженностью в 250—300 километров, должны научить их ездить быстро и безопасно. И еще — убедить автолюбителей, что интенсивный износ машины вовсе не связан с участием в ралли, а следствие того, что за рулем сидит человек с неправильными навыками вождения, плохо знающий собственный автомобиль. Без привлечения к спорту владельцев личных автомобилей нельзя серьезно говорить о повышении массовости соревнований, расширении их географии. Ведь не секрет, что ралли пока еще не во всех республиках получило достаточное развитие, далеко не все коллективы способны серьезно готовить новые спортивные кадры, а имеющийся опыт распространяется недостаточно. В свое время ведущие наши экипажи начали успешно применять «стенографирование» участков с жестким режимом движения. Это увеличило скорость прохождения трассы и одновременно уменьшило риск. Но накопленный опыт не систематизирован, до сих пор не созданы хотя бы простейшие пособия для подготовки штурманов и вообще по автомобильному ралли. Чтобы восполнить этот пробел, видимо, целесообразно в период подготовки к финальным соревнованиям провести учебнотренировочный сбор со спортсменами республик. Квалифицированные тренеры смогли бы здесь познакомить участников Спартакиады с особенностями раллистских тренировок «на высшем уровне» — прохождения скоростных участков, составления легенды, стенограммы. В Положении о чемпионатах страны на ближайшие два года учтены и интересы тех гонщиков, которые имеют возможности форсировать двигатель, улучшать динамические и ходовые качества автомобиля. Они разыгрывают медали в группе 2, которая объединит все классы машин. Таким образом, сильнейший здесь будет победителем в абсолютном зачете. Из сказанного уже ясно, что спартакиадные старты ставят две основные цели. Акцент на серийные автомобили (группа 1) должен дать толчок к расширению массовости, географии ралли, а создание более или менее равных условий повысит роль мастерства гонщиков, заинтересованность организаций в поисках новых спортивных талантов. В то же время соревнования на автомобилях усовершенствованных (группа 2) побудят искать новые пути в подготовке техники, воспитании высококлассных гонщиков. Что касается этой, второй цели, то здесь непочатый край работы. Известно, что успех в ралли обусловливается сочетанием мастерства спортсмена и подготовленности автомобиля. К сожалению, до сих пор у нас никто не добился серьезных успехов в форсировке двигателей, в том числе ив объеме требований группы 2 кодекса ФИА. Хотелось бы, чтобы литровая мощность их была повышена, не в ущерб, конечно, надежности автомобилей. Серьезное отставание в этом деле, безусловно, сказывается на результатах советских спортсменов. Даже самыми оригинальными находками одиночек его не ликвидируешь, здесь нужны совместные усилия, и прежде всего конструкторских служб и лабораторий спортивных испытаний, созданных на наших автомобильных заводах. Речь идет о разработке ими рекомендаций по технической подготовке и совершенствованию автомобиля. В этой области, правда, кое-что сделано. Ижевцы, например, разработали такую документацию для автомобиля «ИЖ-ралли» (кстати, он очень понравился спортивным коллективам). Но, к сожалению, наладить мелкосерийный выпуск этих машин пока не удается. Ряд разработок, например по двухвальной головке, сделаны на АЗЛК. Дело, однако, не только в повышении мощности двигателя. Крайне желательны работы по применению дисковых тормозов, разработка специальных дисков колес — облегченных и расширяющих колею (применительно к «Москвичу-412»). Спортсмены также просят помочь им уменьшить у автомобилей, используемых в ралли, передаточное отношение в рулевом механизме, ход подвески, разработать надежную защиту картера двигателя, кронштейны для установки дополнительных фар. Словом, наши клубы, спортивная общественность ждут от заводских конструкторов и лабораторий серьезных экспериментальных работ по усовершенствованию техники. Все это говорится не для того, чтобы принизить заслуги заводов в развитии ралли. Вклад их велик, и было бы несправедливо отрицать достижения. Более того, участие в многодневных соревнованиях с их форсированными режимами движения, различными климатическими и дорожными условиями стало для большинства наших автомобильных предприятий надежной формой испытания и проверки выпускаемых ими серийных и улучшенных машин. Но, повторяю, вклад заводов в усовершенствование автомобилей для спорта может и должен быть еще весомей. Особенно серьезное внимание надо им уделить вопросам подготовки техники для международных выступлений сборной команды страны. Эта работа должна вестись под девизом: лучшим советским гонщикам — самые лучшие машины. Только так можно создать высокий авторитет отечественным автомобилям и советскому автоспорту. В этой связи хочется обратить внимание еще на одну деталь. Случается, что автомобиль, подготовленный «кустаремодиночкой», превосходит по своим техническим Характеристикам заводской. Заводам, безусловно, нужно . поддерживать связь с такими талантливыми энтузиастами, покровительствовать им, помогать техническими рекомендациями и, в свою очередь, брать на вооружение все лучшее, что достигнуто ими. Неплохо было бы наладить сотрудничество заводов с многочисленными спортсменами и спортивными организациями через сеть сервисных и гарантийных станций. При этом имеется в виду разработка заводами технических условий, определяющих объем и перечень работ, которые могут выполнить их фирменные станции отдельным раллистам при подготовке к соревнованиям. Словом, только постоянное совершенствование автомобильной техники создает условия для роста спортивных результатов. И уж коль у нас есть весомые успехи в абсолютном зачете на крупнейших международных соревнованиях, резонно отнести целую группу гонщиков к самому высокому классу. Им еще, правда, иной раз не хватает опыта, который приобретается во встречах с зарубежными асами. В этой связи представляется заманчивым выступление нашей сборной команды в зачетном числе этапов розыгрыша Кубка дружбы социалистических стран, как командного, так и личного, а нескольких ведущих спортсменов — в цикле соревнований чемпионата Европы для водителей. Желательно также воспользоваться неоднократными предложениями Всесоюзного объединения «Автоэкспорт» (кстати, оно охотно покровительствует наиболее крупным и ответственным международным ралли) о проведении совместных тренировок с ведущими европейскими гонщиками. Все это обогатит опыт сильнейших наших спортсменов, который в скором времени станет достоянием основной массы раллистов. Конечно, в одной журнальной статье трудно осветить все проблемы, стоящие ныне перед ралли и ждущие своего решения в ближайшее время, в том числе ив спартакиадные годы. Теперь вернемся к заголовку статьи. Мы признаем, что в «рюкзаках» у раллистов немало успехов, но еще больше груз злободневных вопросов, мешающих двигаться вперед. Рюкзак — атрибут пешехода. И чего греха таить, многие из приведенных выше проблем решаются пока темпами, которые под стать этому древнейшему способу передвижения. А всем, кому небезразлично авторалли с его стремительными скоростями, хочется более быстрого, более современного развития этого увлекательного, мужественного вида автомобильного спорта. Л. ХМЕЛЬ, начальник отдела автомотоспорта ЦК ДОСААФ СССР 33