24
25
ногим из нас доводилось наблюдать обследование места, где случилось дорожное происшествие. Вот примчалась, фиолетово поблескивая «маячком», оперативная машина ГАИ, и экипаж ее — автоинспектор, следователь, а иногда и технический экспертспешно приступает к фиксации всех обстоятельств, всех деталей обстановки, ло которым затем и можно будет разобраться в том, как и почему все произошло. Зарисовывают вчерне положение машин, замеряют рулеткой расстояния, описывают состояние дороги и многое другое. Что и говорить, операция трудоемкая и довольно длительная, иногда на час-другой. Ведь от того, насколько полно и точно будет отражено все в протоколе осмотра местаW P^^SW M^^Bfc e^flAte Г-^CW и^Д^мпроисшествия, зависит весь ход его дальнейшего расследования, зависят порой судьбы людей, попавших в аварию. А время торопит. Не закроешь же надолго дорогу для всякого движения. Случись непогода — дождь или снег • с каждой минутой, предательски уничтожают следы происшедшего. Пройдет каких-нибудь полчаса, и не увидишь уже ни тормозного пути, ни рисунка протектора шин, ни многих других вещественных доказательств. Как потом восстанавливать картину? На этот раз все было не так. Никто не чертил наспех схему, не разматывал ленты рулеток, буквально ползая на коленях по проезжей части дороги. Из желто-синего микроавтобуса (вы«^^^Зь» M^fi^^. a^fl^L ^^мС^ ^ДА ^ДД^видите его на обложке журнала) быстро вынесли и расставили на дороге яркие пронумерованные конусы, отъехал в сторону люк в крыше машины, и поднялось над ней устройство, внешне похожее на знакомую всем стереотрубу. Автоинспектор на несколько минут приник к окулярам, щелкнул затвором и... И на этом осмотр места происшествия был закончен. Кто засекал время, мог заметить, что на все ушло не более 15 минут. Что же это за аппаратура, которую испытывают сейчас в практической работе сотрудники московской ГАИ, и чем она помогает в расследовании причин дорожных происшествий? Коротко: устройство дает возможность получить стереофотограмму места аварии. Суть нового способа съемки заключается в^ДЗ,. e^fiLJ^. _^£i^^. __£X^L. _^x~\ ^^ди^£Н^."'о^^ и о**o^^"o* ^ ^ ^ • o *^^"a'*о^^ и о*'o^^'o*ю^^^о* ^ ^ ^ " о **o^^o*^^^^**o"^*o*^*^"S*^^™*a* ' o ^ ^ ^ *^^™o**сг"ст*^5"""o* *о^"всего светаПОЛЬША. Постоянно увеличивается плотность и интенсивность движения на дорогах. В настоящее время в стране насчитывается около 3 миллионов автомобилей и мотоциклов. Причем число мотоциклов хотя и уменьшается, составляет около 60 процентов всех транспортных средств. АВСТРИЯ. Раньше полиция главным образом водителей, щих допустимую скорость Ныне она карает и тех, кто ком медленно и вызывает наказывала превышаюдвижения. едет слишмногокило••метровые заторы на дороге, особенно во время летнего сезона, когда в страну приезжают тысячи автотуристов. Виновника ожидает двухчасовое «заключение» под надзором полиции на придорожной стоянке, а иногда и денежный штраф. АВСТРИЯ. Городские власти в поисках способов повысить эффективность общественного транспорта решили ограничить количество стоянок для легковых автомобилей в центрах городов и строить их только на периферии. Некоторые специалисты предлагают улучшить подвижной состав общественного транспорта. ИНДОНЕЗИЯ. Пока наиболее массовым видом общественного транспорта в стране является трехколесная велосипедная коляска с педальным приводом. Однако с каждым годом все большую роль в перевозках пассажиров приобретает автобус. В столице страны Джакарте он вытеснил и трамвай. Однако, несмотря на наличие в городе железнодорожнойлинии, маршрутные автобусы работают с перегрузкой, особенно в часы «пик». Поэтому специалисты приступили к разработке единой транспортной схемы города. ИРАН. Здесь запретили движение по автострадам малоопытным водителям. По иранской статистике, именно они являются виновниками большей части дорожных катастроф. Право езды по автострадам дается только после года вождения автомобиля. ИТАЛИЯ. Специалисты фирмы «Аутодельта» сконструировали новый тип топливного бака- для автомобилей. Стенки его изготовлены двухслойными, а пространство между ними заполняет пенообразующее огнегасящее вещество. В момент повреждения резервуара при столкновении с препятствием гасящее вещество проникает внутрь бака и образует с бензином негорючую смесь.24 АВАРИЯ В СТЕРЕООБЪЕКТИВЕОперативная машина ГАИ на месте дорожного происшествия. Все следы аварии пронумерованы, можно приступать к съемке При помощи таких приборов оператор воссоздает обстановку происшествия, а автомат тут же вычерчивает ему плансхему. Первые показания попавших в аварию записываются тут же, в машине.Фото В. Ширшоваследующем. Фотографирование производится с определенной высоты специальным двухкамерным автоматом, и это позволяет получить не обычную фотографию (которая, увы, иногда искажает перспективу и расстояния), а объемную, по сути дела, фотоплан дорожного происшествия. Выбрав точку съемки, а может быть, и не одну, операторы маркируют все интересующие их объекты, устанавливая возле них масштабные конусы с номерами. Скажем, у начала и конца тормозного следа, места столкновения, у деталей машин и других оставшихся на дороге предметов и т. п. Если все, что надо отразить в плане, не умещается в одной стереопаре, делается несколько взаимно перекрывающихся снимков — стереопанорама.Что же дальше? После обычной лабораторной обработки фотопластинок (размером 9X12) при помощи прибора, который входит в комплект стереофотоаппарата, оператор воссоздает стереоскопическую модель происшествия. Обмеривая ее особым индикатором, он тут же получает план-чертеж в заданном масштабе с высокой точностью расположения предметов и их габаритов — погрешность может составить всего несколько сантиметров (относительно действительных размеров). Стереоавтограф — так назван этот прибор — «не забудет» зафиксировать ни одно обстоятельство происшествия. Кстати, оперативный автомобиль ГАИ, о котором мы ведем речь, оборудован и другой криминалистической техникой. Есть в нем портативный газоана*с?"™'о* ^•"•о* *сз™"ю*лизатор для экспертизы алкогольного опьянения, диктофон с пишущей машинкой для составления, как принято говорить, первичных следственных документов. Осталось сказать, что вся эта походная лаборатория создана на автомобиле РАФ-2203. С каждым годом совершенствуется материально-техническая база службы безопасности движения. Скоро самое широкое распространение получит и техника, описанная нами. И это, несомненно, послужит снижению аварийности, сокращению несчастных случаев на дорогах. Потому что, чем глубже и объективнее исследуются причины происшествий, тем легче найти действенные способы их предупреждения.Г. МЕНДЕЛЕВИЧЭКВАДОР. Согласно данным министерства общественных работ, протяженность всех шоссейных дорог в стране в настоящее время составляет 22 300 километров. Из них лишь около 3 тысяч километров покрыты асфальтом. ЯПОНИЯ. В целях сокращения дорожнотранспортных происшествий специалисты предложили вмонтировать в покрытие автомагистралей магнитную дорожку, на которую наносится информация о состоянии пути, наличии транспортных пересечений и т. д. Идея в следующем. Магнитная головка в автомобиле воспринимает информацию и озвучивает ее. Автомобиль как бы превращается в магнитофон на колесах. Водитель получает звуковую информацию о всех сложностях движения на данном участке дороги. При необходимости он может записать собственные комментарии и впечатления, которые прослушает, оказавшись на этой дороге еще раз. 25США. Специалисты утверждают, что на скоростных дорогах во время тумана количество происшествий возрастает вдвое, причем столкновения происходят с десятками автомобилей сразу. За последнее время получили распространение специальные знаки, предупреждающие о тумане и необходимости снизить скорость. В стадии экспериментальной проверки знаки, которые в зависимости от плотности тумана, автоматически регулируясь. рекомендуют водителю нужный режим движения автомобиля. ФРАНЦИЯ. Городские власти подсчитали, что в Париже сегодня имеется 166 автомобильных стоянок на 57 тысяч мест. Из них 76 — общественные, остальные находятся в руках частных владельцев. ШВЕЦИЯ. Для повышения безопасности движения в условиях плохой видимости наличие стеклоочистителей фар стало с этого года обязательным требованием к конструкции автомобилей.— Скорей! Там мой учитель неправильно поставил машину!