16
17
18
ПутешествиенаВАЗ-2101автолюбительПО ЗЕМНОЙ «ОСИ» НА «ЖИГУЛЯХ»надевали по доброй воле. Это были два месяца активного отдыха. Отдыхая, мы истекали потом, когда вытаскивали при помощи лебедки безнадежно застрявший автомобиль или выбивали изпод «кардана» куски окаменевшей грязи. Это были два месяца летнего отпуска. И нам приходилось стучать зубами на заснеженных, обледеневших кручах Урала. Это были два незабываемых, восхитительных месяца! Нас было двое — водитель и штурман. Водитель управлял «Жигулями», штурман — водителем. Один из нас совершал уже четвертое трансуральское путешествие. Первое, по маршруту Новосибирск — Москва — Ялта, состоялось летом 1958 года. В то время автопробег из Сибири в Крым был делом не совсем обычным. Видимо, поэтому о нем писали «Советский спорт», «Московская правда» и новосибирские газеты. Вот самая короткая из корреспонденции: «Сегодня с первым лучом солнца из Новосибирска вышел легковой автомобиль марки «Победа». За его рулем — шофер-любитель, член Новосибирского автомотоклуба А. Ф. Плонский. Рядом с ним член Московского автоклуба инженер Г. В. Кащенко. У машины далекий путь — более пяти тысяч километров в один конец. Финиш — на берегу Черного моря, в солнечной Ялте». И вот снова, спустя полтора десятилетия за ветровым стеклом щедрые просторы Сибири, дали неоглядные... Многое изменилось за эти годы. Началась эра космических путешествий, по сравнению с которыми самое далекое автомобильное кажется загородной прогулкой. Вот почему нас не провожали речами, а в центральной прессе (и в местной тоже) не было ни слова о том, что «сегодня с первым лучом солнца из Омска вышел легковой автомобиль марки «Жигули»... сухо. Наши опасения «е подтвердились: небо постепенно очищается. 9.38. Виден Исилькуль. Свернули направо и поехали по неизведанной дороге на Челябинск». Пятнадцать лет назад экипаж «Победы» тоже вел дневник. Сейчас он перед нами — блокнот для рисования, исписанный карандашными каракулями, в пятнах машинного масла и бог знает чего еще. Интересующая нас запись сделана рукой Г. В. Кащенко и отражает психологию столичного жителя: «4 июля 1958 г. Выехали в 6.30 по омскому из Кирсанова. Дорога к этому времени просохла. Маршрут: Юрьево, Сыропятское, Омск. В Омске в автоклубе бесплатно получили 60 литров бензина. Омск довольно красивый городок. Моросит дождь. Едем дальше по понтонному мосту через Иртыш — за проезд уплатили 1 (один) рубль...» Вот она, первая перемена: уже не танцующие на волнах понтоны, а железобетонный красавец мост совершенно безвозмездно проводил нас в дальнюю дорогу. И еще один подарок — около 80 километров превосходного асфальта с современными указателями, капитанской рубкой РАИ и произведениями архитектуры в виде автобусных остановок. Так бы до самой Москвы! Но, увы, жирная красная линия в «Атласе автомобильных дорог» характеризует только значение магистрали, а не ее покрытие. Пока она преодолима лишь в сухую погоду. Пусть всегда будет солнце! «13.00. Проезжаем Петропавловск. На спидометре 1000 километров. Привет первой тысяче! . 19.00. Повернули на Курган. Сразу же заметили гостиницу. Хотя было еще не поздно, решили заночевать. Милая скучающая женщина с головной болью постелила нам влажные простыни. Заканчивался первый день нашего путешествия». А ночью пошел дождь. Даже не дождь — ливень. Беглый осмотр местности дал неутешительные результаты: надо ставить цепи. «23 июля. 6.15 по курганскому времени. Выехали со двора на дорогу чудом. Наш «Жигуленок» прошел там, где перед этим проехали два трактора. При этом он разве что не повернулся на 180 градусов. Дорога скользкая, как растопленное масло, возвышалась над местностью метра на два с половиной. Машина танцевала по ней со скоростью 2030 километров в час. Эта дорога только еще строится; дважды приходилось ехать в объезд. Тридцать семь километров сплошного месива! Нам повстречались лишь две машины: грузовик, утробно урча, вытаскивал другой, застрявший поперек дороги.В нашем «Клубе» на прошлом заседании выступали владельцы «жигулей» — стотысячники. Разговор шел о первом опыте длительной эксплуатации ВАЗ-2101. На этот раз слово предоставляется супругам Александру Филипповичу и Тамаре Васильевне ПЛОНСКИМ из Омска, которые совершили на этом автомобиле путешествие, по протяженности равное земной оси. Их наблюдения над поведением машины представляют свой интерес. К тому же в их заметках вы найдете впечатления о дорогах, о сервисе.1. Пятнадцать лет спустяТяга к дальним странствиям «запрограммирована» в человеке. С легкой руки Магеллана огибают шар земной каравеллы и лайнеры, космические корабли и спутники. Решили обогнуть и мы — на новеньких, еще не обкатанных «Жигулях». А потом призадумались: визы, валюта, подорожавший бензин конкурирующих нефтяных монополий «Эссо» и «Шелл»... Не слишком ли хлопотно? Словом, землю мы так и не объехали. Ни по меридиану, ни по экватору. И все же... Представьте себе фантастическую картину — туннель, соединяющий напрямую Южный и Северный полюсы. Длина туннеля примерно 12 700 километров. Именно это расстояние мы прошли за 20 дней, в среднем по 600 с лишним километров ежесуточно. Остальные 40 дней нашего двухмесячного отпуска были поделены в пропорции 3 : 1 между Одессой и Приэльбрусьем. В этот «пассивный» период к показаниям спидометра незаметно приплюсовались еще полторы тысячи километров. Разумеется, для удобства пользования «земной осью» ее пришлось извлечь на поверхность и свернуть в неправильной формы кольцо: Омск — Петропавловск — Курган — Челябинск — Уфа — Куйбышев — Москва — Киев — Одесса — Кишинев — Симферополь — Керчь — Сухуми — Кутаиси — Тбилиси — Орджоникидзе — Нальчик — Эльбрус — Пятигорск — Ростов — Воронеж — Липецк — Тамбов — Пенза — Куйбышев — Уфа — Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск. Конечно же, мы не миновали и родной город наших «Жигулей» — Тольятти. Среди тверди земной нам эпизодически встречались моря, озера, реки и, во множестве, лужи. Водные преграды приходилось преодолевать на паромах, по мостам и вброд. Это были два месяца первозданной свободы, и даже цепи (на колеса) мы 162, Перелистывая путевой дневник«22 июдя. Наконец выехали. 7.30 по омскому. На спидометре 700 километров. Пасмурно. Но на душе светло и радостно, как при чтении романа века «Бурный поток». Мы скептически осматриваем встречные машины. Они мокрые и грязные. Писать стало легче: перешли на скорость 100 километров в час. «Как, мерзавка, идет!» — ласково говорит водитель. 8.00 — проехали станцию Лузино. 8.07 — въехали в Марьяновский район. 8.20 — слева, в трех километрах, Марь< яновка. 8.35 — Исилькульский район. А на небе впереди появились голубенькие дырочки. На спидометре 780 километров. Началась «родная грунтовая»... К счастью, ПутешествиеА «Жигули» с честью вышли из трудного испытания, ни разу не забуксовав! 9.00. Асфальт. Сняли цепи. 9.50. Курган».наВАЗ-2101Еще одна выдержка из дневника: «Белая церковь. Остановились на обед. Очень милый ресторанчик, и снаружи и внутри. Обслужили нас быстро...» Увы, встречались нам и неуютные, грязные «забегаловки». В двух километрах от Новороссийска есть столовая, оставившая по себе недобрую память. Но в целом мы остались довольны «общепитом». То ли за пятнадцать лет произошли отрадные для автотуристов перемены, то ли экипажу «Жигулей» повезло больше, чем экипажу «Победы». Отправляясь в путешествие, мы готовились к худшему и рассчитывали главным образом на портативную плитку и кулинарное искусство штурмана. Но ни тем, ни другим злоупотреблять не пришлось. Особенно запомнился нам рассчитанный на автомобилистов трактир (так названо это заведение на вывеске) «Золотой петушок» при въезде в Пензу. Деревянный, сказочно экзотический терем с четырехгранной башенкой. На ней петушок. Вместо боя курантов раздается петушиный крик. Рядом с «трактиром» площадка, на которой ночует не один десяток машин. Стоянку «охраняет» бурый медведь, «резиденция» которого примыкает к терему. Оформленный под русскую старину зал, деревянные стены и потолок покрыты бесцветным лаком. С потолка свисают удачно стилизованные «керосиновые» лампы. Деревянные, квадратные с резными ножками столы и табуреты. На стенах полки с керамическими сосудами. Официантки с русыми косами достают кушанья из «подов» большой русской печи. Блюда под стать обстановке — в глиняных горшочках, неописуемо вкусные... Как жаль, что «Золотой петушок» далеко от Омска — приезжали бы каждую субботу. Побольше бы таких трактиров на автомобильных дорогах.3. Автотуризм: проблемы технические и нравственныеПятнадцать лет назад автотурист сталкивался с «животрепещущей» проблемой — где и как достать бензин. Вот строки давнишнего дневника: «Из Новосибирска взят запас бензина 235 (!!) литров», «спрашивали у четырех-пяти шоферов бензин — не продают», «в Кунгуре обменяли карбюратор и бензонасос на 140 литров бензина», «много времени ушло на поиски бензина и заправку». А ведь «Победа», в отличие от «Жигулей», довольствовалась самым распространенным, низкооктановым горючим! Неудивительно, что, учтя опыт прошлого, мы прихватили с собой две двадцатилитровых канистры АИ-93. И напрасно: они оказались мертвым грузом. В обратный путь взяли всего одну канистру, ею не воспользовались до самого Омска. Видимо, в наши дни вполне достаточен десятилитровый НЗ горючего — даже на сибирских дорогах много гостеприимных, круглосуточно открытых, ярко освещенных автозаправочных станций. Они автоматизированы, современно оформлены и, как правило, не перегружены. Мы не раз устраивались на ночлег возле здания бензозаправки. Извечная для нас, автомобилистов, проблема — запчасти. Милых нашему сердцу автомагазинов сейчас куда больше, чем пятнадцать лет назад. Открыты они и при многих станциях технического обслуживания и просто так — при дороге {особенно часто придорожные магазины встречаются на Кавказе, в курортных зонах). Посещение автомагазинов стало нашим хобби. Высмотрев впереди по курсу вывеску «Автозапчасти», водитель рефлекторно нажимал на тормоз. Владельцам «жигулей» повезло: об их благополучии заботится Волжский автозавод. Он щедрой рукой рассыпал по стране зерна автосервиса — капитальные здания станций технического обслуживания и фургоны передвижных мастерских. То и другое под своей эгидой, под своей гордой эмблемой. Магические слова «Автосервис ВАЗ», бросаясь в глаза на дороге, всегда вызывали у нас умиление. Разве не умилителен, к примеру, тот факт, что по субботам и воскресеньям (иногда только по воскресеньям, иногда — по воскресеньям и понедельникам), а в другие дни — после 17 часов местного времени «сервис» уходит на покой. Упаси вас бог сломаться в неурочное время. Как же мы были счастливы, когда (о чудо!) оказалось, что в Уфе станция обслуживания работает до 20 часов. А если не в Уфе, а если после двадцати? Впрочем, порядок есть порядок. Дождитесь открытия станции и... У вас что-то сломалось? Ах, полетел болт поперечной реактивной тяги? Поставили первый попавшийся? Ну и отлично, доедете — «Жигули», знаете, какая машина! Вот кузов заменить — пожалуйста.... Сколько кузовов — палевых, синих, светло-серых — видели мы на станциях обслуживания. Отрадно, что ВАЗ так оперативно учел повышенный спрос на кузова, который обусловлен резвостью «Жигулей» и лихостью их владельцев. Но, хотя мы не пропустили ни одного автомагазина по пути, следования и собрали (на зависть всем прочим автомобилистам) неплохую коллекцию нужных и, в особенности, ненужных запчастей, упомянутого болта так и не раздобыли. Впрочем, виноваты сами: подтянув вовремя гайку, не погубили бы в расцвете сил болт... Поиски «фирменного» болта были уже потом. Сперва — обочина, изящный, но, увы, тут же сломавшийся домкрат... По прекрасному асфальтовому шоссе неподалеку от Ростова проносились десятки сверкающих «жигулей». Ни одна из машин не остановилась. Завидев нас, водители крепче сжимали рули и, не обращая внимания на «сигналы бедствия», поддавали «газу». Им было некогда. Зато первый же грузовик, приняв наш «SOS», остановился. За ним второй, третий. И вот уже общими усилиями найден суррогатный болт и треклятая тяга водворена на место. Взаимная выручка всегда отличала шоферов. Так неужели индивидуальные владельцы утрачивают это драгоценное качество? Все в том же «древнем» дневнике есть запись: «Кировская область. Незадолго прошли дожди. Глубокие колеи, огромные лужи. В лесу встретили засевшую «Победу», вытащили ее...» И ни слова больше, хотя, помнится, пострадавших пришлось буксировать несколько километров (у нашей «Победы» была «вездеходовская» резина). Все само собой разумелось: нужна помощь — помоги, сам окажешься в беде — помогут другие. А теперь? Когда водитель грузовика, проводив взглядом очередные «Жигули» (нам был позарез нужен «жигулевский» домкрат), презрительно проворчал: «нашли кого останавливать!», мы сгорели со стыда. Честное слово! Как уже говорилось, с питанием автомобилей сейчас все в порядке. А сами автотуристы, как питаются они? «Тюкалинск. Здесь обедали в паршивой столовой, где не знают, что такое термос», — желчно негодовал в дневнике штурман «Победы», истосковавшийся по «Метрополю» и «Арагви». «Шарахово. Здесь пообедали в паршивой чайной», — вторил ему водитель. Экипажу «Жигулей» тоже приходилось подкреплять свои силы большими и малыми калориями общественного питания. В крупных городах (скажем, в Уфе) это выглядело так. «Мы выехали на проспект и занялись поисками столовой или кафе... Скоро мы увидели кафе «Урал». Поставили в переулке машину, по возможности привели себя в порядок. Штурман даже припудрил нос, а водитель причесался. В кафе почти никого не оказалось, было уютно, и мы неплохо поели».4. Наш друг ВАЗ-2101За двадцать шоферских лет водитель накатал более 300 тысяч километров, из них около 100 000 на «Победе» и свыше 200 000 на «Волге» ГАЗ-21. От малолитражных «Жигулей» он не ожидал ничего хорошего, особенно в дальнем путешествии, и втайне от штурмана считал предстоящую поездку чем-то вроде сумасшествия в легкой форме. Мрачные прогнозы не оправдались. Малолитражка оказалась не только комфортабельной, но и надежной. Конечно, сравнивать «Жигули» с «Победой» или «Волгой» ГАЗ-21 рано, однако первые впечатления — в.пользу машины Волжского автозавода. Главное — «Жигули» не утомляют. В них удалось совместить казалось бы несовместимое — малые габариты и большие внутренние размеры, изящество стрекозы и трудолюбие муравья. Мы все время спешили. Сначала в Одессу, с которой у нас связано много воспоминаний, потом — домой. Хотелось побольше проехать, побольше увидеть. Водитель, давно вышедший из юношеского возраста, проводил за ру17 Путешествиелем изо дня в день 10—12 часов, покрывая расстояние от 400 до 800 километров, и к вечеру вовсе не валился с ног от усталости. Ни на «Победе», ни на «Волге» ГАЗ-21 он не продемонстрировал бы такой выносливости. Благодаря мощному мотору и сравнительно малому весу «Жигули» прекрасно идут с цепями — по жидкой грязи, скользкому солончаку, мокрой траве. Но столь частые на грунтовых дорогах глубокие колеи оказываются для них непреодолимым препятствием. Низкая посадка «Жигулей», рассчитанная на асфальт европейских магистралей, ограничивает проходимость машины. Ахиллесовой пятой оказалась нарядная «юбка» задней стенки багажника. Эта декоративная деталь из тонкого листового металла деформируется и даже рвется, словно бумага, от малейшего соприкосновения с «реальной действительностью» «грейдера». Уважаемые конструкторы ВАЗа! Мы понимаем, вы руководствовались благими эстетическими соображениями. Но выйдите на улицу сибирского города (а может быть, и не только сибирского) и посмотрите на проезжающие мимо машины. Каждые, если не вторые, то третьи «жигули» — с более или менее помятой «юбкой» (кстати, «москвичи» одеты не так модно, зато практично). Это же не дело, когда у новенькой машины приходится в порядке профилактики подгибать вовнутрь «юбку». Но из двух зол выбирают меньшее! Еще один недостаток «Жигулей» — мягкие диски колес. Они не выдерживают даже перебортовки: под нажимом монтажной лопатки проминаются, как будто сделаны не из стали, а из алюминия. Неизбежные на мокрых грунтовых дорогах наезды на камни нередко заканчиваются «восьмеркой», хорошо знакомой велосипедистам. Но ведь «Жигули» — не велосипед! Днище «Жигулей» буквально зализано. Если «забронировать» поддон картера (а эта возможность предусмотрена конструкцией машины), то ее живучесть окажется выше всяких похвал. На двенадцатикилометровом участке строящейся дороги Липецк — Тамбов нас тянули волоком по метровой глубины колеям. Превратились в клочья 24 метра корабельного капронового каната, такая же участь постигла стальной трос от лебедки, вырвало буксирную проушину, а машина осталась целехонька, если не считать пресловутой «юбки» (поддавшись соблазну эстетики, мы вместо того, чтобы подогнуть «юбку», приварили между ее нижней кромкой и днищем стальную полосу, наивно полагая, что она сыграет роль самолетного крыла, создавая пр » наезде на грунт «подъемную силу»). Великолепная вещь — живучесть автомобиля, его способность противостоять перегрузкам, выдерживать тяжелые дорожные условия. Но... через несколько дней после поездки по грязи приходится выполнять не очень приятную процедуру — выколачивать, выцарапывать, отколупывать по кусочкам затвердевшую глину, заполняющую пространство между карданом и дни18наВАЗ-2101«Гонщик экстра-класса» замялся, но все же ответил: — Три месяца. Да, опасность не столько в самих «Жигулях», сколько в нашей психологии (имеем в виду не одних лишь новичков, опьяненных своей «властью» над машиной, но и водителей с большим стажем, дорожных асов, невольно поддающихся чарам «шемаханской царицы»). Однако не учитывать психологию нельзя. «Жигули» убаюкивают, притупляют внимание. В них не чувствуешь скорости, пока не взглянешь на спидометр. Характерный для «Жигулей» парадокс: водитель не утомляется физически, но ему приходится бороться с соблазном скорости, и часто он попросту не может устоять. Потенциальные возможности «Жигулей» вступают в противоречие с существующими на сегодняшний день дорожными условиями, и это отнюдь не субъективный фактор. Не будем говорить о грейдерных дорогах: здесь не больно-то разгонишься. Недаром на сотнях километров «грейдера» мы не повстречали ни одного разбитого автомобиля. Выщербленный асфальт тоже дисциплинирует. А вот ровное асфальтовое покрытие (его становится все больше и больше) нередко играет роковую роль. Дело в том, что оно бывает профилировано по старинке. Криволинейные участки — горизонтальные, хотя скорость на поворотах требует крена. Иными словами, покрытие позволяет развить высокую скорость, а профиль рассчитан на низкую. Итак, существуют по меньшей мере три корня зла: психологическая неподготовленность к «Жигулям»; недостаточно высокая квалификация водителей и отсутствие опыта; несоответствие дорожных условий скоростным параметрам современного автомобиля. А как бороться со злом? Невозможно дать универсальный рецепт, но кое-какие соображения высказать не мешает. Настоятельно необходима кропотливая разъяснительная работа. Только сейчас в широкой прессе начали появляться статьи, содержащие анализ дорожно-транспортных происшествий с «Жигулями». На наш взгляд, подобные публикации принесут большую пользу. Следует повысить требовательность во время экзаменов на права шофералюбителя. Наконец, еще один вывод, который многим покажется крамольным: не слишком ли увлеклись автомобилестроители повышением мощности двигателей? Тяжелая «Победа» имела менее мощный двигатель, чем легкие «Жигули», но развивала вполне достаточную и для нынешних дорожных условий скорость — 105 километров в час. «Волга» ГАЗ-21, с ее 130 километрами в час, располагала всего 75 лошадиными силами. Спрашивается, так ли уж нужны «Жигулям» 62 силы? Пока они бьются значительно чаще «москвичей» и «волг».щем машины. Не спасает и бьющая под напором струя брандспойта — в этом мы убедились на опыте. Конечно, ни с «Победой», ни с «Волгой» такой проблемы не возникало. Нельзя умолчать ио том, что франтоватый первенец ВАЗа страшный грязнуля. Мы уж не говорим об отсутствии фартуков-брызговиков. Но если «Победа» или «Волга» ГАЗ-21 разбрызгивают грязь в стороны, то «Жигули» ухитряются выплеснуть ее на собственный капот и ветровое стекло. Впечатление такое, словно кто-то сидящий на переднем бампере перебрасывает через себя огромные пригоршни жижи, норовя ослепить водителя. Ночью то и дело приходится протирать фары: «Жигулям» не помешали бы стеклоочистители на фарах. На худой конец поставьте на ВАЗ-2101 четыре фары, как на ВАЗ-2103 (вернувшись домой, мы так и сделали). И еще. Дорогие художники-конструкторы Волжского автозавода, вы-то сами сидели в ночную пору за рулем любовно оформленных вами «Жигулей»? Видимо, нет. Иначе бы знали, что зеленый и синий огни на щитке приборов мешают вести машину. Критика суровая, но дружеская. К тому же достоинства «жигулей» намного превосходят их недостатки. И если бы перед тем, как присудить «Жигулям» Знак качества, авторитетная комиссия спросила нас, достойна ли его машина, то наш ответ был бы, безусловно, утвердительным.5. Шемаханская царицаИз дневника: «Видели только что несчастные «Жигули», которые побывали в кювете. Помяты оба бока и крыша...» «У поста ГАИ три разбитые машины. Все — «Жигули». Судя по их состоянию, первая машина резко затормозила перед постом, а две другие не успели...» «В Баксане, у поворота на Эльбрус, — искореженные «Жигули». Такого мы еще не видели. Все находившиеся в машине погибли». Аварии, катастрофы. Едва ли не каждая вторая — с «Жигулями». А ведь это по замыслу конструкторов (да и по исполнению — сдвоенная система тормозов, мягкая облицовка приборной панели и т. д.) самый безопасный из современных легковых автомобилей. Словно шемаханская царица из пушкинской сказки нагрянули «Жигули» в наше автомобильное сегодня. И мало кто насторожился. Поначалу к «Жигулям» отнеслись снисходительно: малолитражка же! Затем взгляд свысока сменился любованием и восторгом. «Шемаханская царица» своими чарами опьяняла, возбуждала азарт. — А вы какую скорость выжимали? — спросил нас бойкий владелец слегка помятых голубых «Жигулей» (дело было на уютной станции технического обслуживания в эльбрусском городке Тырныаузе). — Сто сорок. — А я сто шестьдесят! — возликовал он. — Меня ни одна «Волга» обогнать не может. — Давно водите? — тактично поинтересовались мы.6. Товарищ автоинспекторМы сделали неожиданный вывод: автоинспекция стала менее строгой, чем пятнадцать лет назад. В прошлом госавтоинспектор предпочитал шапку-не-