19
20
Владельцамвидимку: маскировался вместе со своим мотоциклом под окружающую местность, покидая укрытие в самый неподходящий для нарушителя правил движения момент, чтобы проколоть талон или составить протокол. Сейчас все иначе. Об опасности «прокола» услужливо предупреждают плакаты: «до поста ГАИ 10 км», «снизить скорость — пост ГАИ». Автоинспекторы в прямом (вертолет) и переносном (застекленная ультрасовременная рубка) смысле слова взмыли к небу. «Дорога контролируется радаром и вертолетом!» Звучит, а? Но не впечатляет. Вознесенный над дорогой автоинспектор превращается в абстрактного и, по сути дела, безобидного «небожителя». На подъезде к посту вереница знаков ограничения скорости: 80, 60, 40, 20... Иногда следом знак «Стоп». Подъедешь, остановишься, высунешь голову, смбтришь снизу вверх: есть там кто-нибудь? Ах нет? И «жмешь» до следующего поста. Исключение — грузинские автоинспекторы. Эти — сама строгость. Свидетельствует дневник: «2 сентября. Возле Гагры нас остановила ГАИ. За превышение скорости оштрафовали на рубль. Через пять километров снова: «Быстро едете, товарищ, придется наказать». Спасло стадо коров, сквозь которое мы только что проехали со скоростью пешехода. Водитель энергично запротестовал, апеллируя к коровам. Проходившие мимо буренки сочувственно замычали. — Можете ехать! — недовольно сказал инспектор. Но шутки шутками, а на грузинской земле аварий мы не видели. Зато неподалеку от Грузии, на не менее оживленных дорогах КабардиноБалкарии автомобильные катастрофы довольно часты. Здешние дороги имеют специфическую особенность: прямые, позволяющие развивать большую скорость участки чередуются с поворотами, кривизна которых порою обманчива. Такой поворот (без намека на вираж) находится, например, в 37 километрах от Баксана по дороге на Эльбрус. Здесь уже произошло около десятка тяжелых аварий. Память об одной из них — ржавые, бесформенные куски «жигулевских» крыльев на каменистой, поросшей травой обочине. В Крыму мы иронизировали по поводу изобилия надписей «впереди крутой поворот», «впереди опасный поворот» и т. п., а в Кабардино-Балкарии осознали неуместность этой иронии. Ни одной предупреждающей надписи на все сто с небольшим километров эльбрусской дороги! Мы искренне желаем госавтоинспекции КБАССР, чтобы знаков и предупреждающих плакатов на магистралях республики становилось больше, а «памятников» аварий меньше (только не надо избавляться от них с помощью бульдозеров, что, как нам рассказывали, к сожалению, делалось). ...Родная Омская область встретила нас лучшей дорогой в мире — подсохшим «грейдером». Сил вымыть машину уже не было, и омичи провожали взглядом неизвестного цвета «Жигули», покрытые шишковатым сантиметровой толщины слоем грязи.всехавтомобилейСВЕЧИ СТОЯТ ИГРЫПочему в двигателе одного автомобиля свечи зажигания «забрасывает» маслом, в другом они покрываются нагаром, а в третьем преждевременно выгорают электроды! Как определить, в чем причина «болезни», кто виноват в нежизнеспособности данных свечей в данных цилиндрах данного мотора? Не подскажут ли сами «больные» причину своего выхода из строя? Да, оказывается, по внешнему виду и окраске свечей зажигания можно достаточно точно определить, соответствует ли калильное число свечи условиям ее работы, нормально ли подобраны опережение зажигания и состав рабочей смесн, удовлетворительна ли компрессия в цилиндрах двигателя. А каковы признаки? И что вообще надо знать о свечах своего автомобиля? Об этом разговор на сегодняшнем «заседании».Начнем с теории и общих положений. Зажигание смеси в цилиндрах карбюраторных двигателей электрической искрой высокого напряжения — сегодня практически единственная распространенная система. И один из важнейших элементов этой системы — свечи зажигания. Как они устроены и работают, какие требования к ним предъявляются? Перед нами на рисунке обычная, хорошо знакомая многим автолюбителям, свеча. Корпус 4 — стальной, на нижней части его резьба для ввертывания в стенку камеры сгорания и крючкообразный боковой электрод 1. В корпусе закреплен и герметизирован изолятор 5, внутри которого проходит металлический стержень — центральный электрод 2. На верхней части этого стержня сделана резьба для контактной гайки и наконечника провода высокого напряжения. Изолятор — основа. От свойств его материала зависят прежде всего качества и характеристики всей свечи. На современных отечественных автомобилях чаще других применяют свечи с изоляторами из боркорунда или уралита, что соответствующим образом обозначено на самой детали. Для долгой и правильной службы свечи нижняя часть ее изолятора при работе двигателя должна иметь температуру от 500 до 600 градусов. При этом масло, попадающее на изолятор и электроды, сразу сгорает, не образуя нага-ра. Это так называемая температура самоочищения свечи. При более низкой температуре не полностью сгоревшее масло образует на изоляторе, корпусе и электродахКонструкция неразборной свечи зажигания: 1 — боковой электрод; 2 — центральный электрод; 3 — медно-асбестовая прокладка; 4 — корпус; 5 — изолятор; 6 — герметизация центрального электрода; 7 — длина теплового конуса.Тепловой ряд отечественных 14-миллиметровых свечей с резьбовой частью длиной 11 мм. Расшифровка индекса свечи (отечественного производства), который указан на ее изоляторе. Первая буква обозначает диаметр резьбовой части: Т — 10 мм, А — 14 мм, М — 18 мм. Цифра указывает на длину теплового конуса 7в миллиметрах. Вторая буква в обозначении относится к материалу изолятора: Б — боркорунд; К — кристаллокорунд; С — синтоксаль; У — уралит; X — селумин; третья буква «С» (если она есть) говорит о том, что центральный электрод загерметизирован токопроводящим стеклогерметиком, а буква «Э» показывает, что на корпусе свечи нанесено улучшенное антикоррозионное покрытие.А16УА14У АПУМ А15Б AI4KАПУ АНУСАПУМ АНБ А75У А9Б А6У А75Б А6Б АНБС А75УС А9БС А6УС А75БС А6БС.. Xлдн ы}19 Владельцамплотную корку нагара, свеча начинает работать с перебоями, а при очень сильном нагаре и совсем перестает давать искру, — разряд не в силах пробиться сквозь слой отложений. Если же температура изолятора слишком высока и доходит до 800900 градусов, возникает так называемое калильное зажигание — смесь в цилиндре поджигается не электрической искрой, а непосредственным контактом с раскаленными частями свечи, и вспышки в цилиндре продолжаются некоторое время и после выключения зажигания. При небольшом перегреве такое воспламенение смеси происходит примерно в нужный момент — когда смесь испытывает наибольшее сжатие. Уже при таком перегреве невозможно отрегулировать опережение зажигания. При значительном же перегреве свечи воспламенение происходит намного раньше нужного момента, появляются характерные стуки, двигатель перегревается, теряет мощность и, если не принять меры, может выйти из строя. Двигатели различны. Температурный режим их зависит от разных факторов — степени сжатия, формы камеры сгорания, фаз газораспределения, числа оборотов коленчатого вала, конструкции системы охлаждения и многих других. Рабочая температура свечи обусловлена ее конструкцией — длиной юбки изолятора, его материалом, диаметром резьбовой части. Как же обеспечить нормальный нагрев свечей в каждом двигателе? Ответ однозначен — подобрать для каждого свечи соответствующей модели с наивыгоднейшим калильным числом.Размеры резьбовом части свечи, мм Модель автомобиля Степень сжатии диаметр и шаг отечественныевсехавтомобилейИные авто- или мотоспортсмены предлагают не вооруженному знаниями автолюбителю «отменные» гоночные «чемпионы» или «боши» с непонятными индексами. Наша таблица поможет в таком случае принять правильное решение. Кстати, в ней даны и размеры резьбовой части. Важно помнить, что ни в коем случае нельзя применять свечи с 11-миллиметровой резьбовой частью для двигателей, рассчитанных на свечи с длинной резьбой, и наоборот. Выступающая в камеру сгорания часть свечи сможет стать источником калильного зажигания, не говоря уж о повреждении электродов. Установку же под '«длинную» свечу нескольких прокладок можно рассматривать лишь как временную меру. «Короткая» свеча, завернутая в гнездо с длинной резьбой, заставит нас раскаяться в содеянном, как только надо будет вернуться . к «длинной» свече: возникнет необходимость удалить нагар с резьбы. Итак, мы убедились, что двигатель хорошо работает лишь со «своими» свечами. Но даже и соответствующая ему свеча должна функционировать в наиболее благоприятных для себя условиях и режимах. Во многом ее работа зависит от регулировок зажигания и карбюратора, состояния поршневых колец, соответствия октанового числа топлива степени сжатия. Как же по состоянию свечи поставить диагноз, который подсказал бы, что надо изменить, отрегулировать, проверить для нормальной работы двигателя? Надеемся, что в этом деле вам окажет помощь наша вкладка, где представлены свечи с характерными признаками, позволяющими определить причины неудовлетворительной работы.Что такое калильное число? Это, грубо говоря, условное обозначение времени, по истечении которого свеча, помещенная в специальные условия работы, начинает давать калильное зажигание. Естественно, что для форсированного и высокооборотного — «горячего» — двигателя понадобятся «холодные» свечи с лучшей теплоотдачей, то есть с большим калильным числом, а для более «холодных» моторов — с меньшим. Чем меньше длина теплового конуса изолятора, тем лучше отвод тепла от свечи, выше ее калильное число. Этот важный для подбора свечи размер, выраженный в миллиметрах, входит в ее обозначение (например, А14У, А11Б, А6БС). Тепловой ряд отечественных 14-миллиметровых свечей представлен на схеме. Калильное число иногда указывают в характеристике или индексе свечи. Но почему же «иногда»? Да потому, что, ориентируясь только на эту цифру или на длину теплового конуса, не всегда удается точно подобрать свечу по характеристикам данного двигателя. И заводы, выпускающие автомобили, указывают конкретные типы свечей, пригодные для каждой модели, а заводы — изготовители свечей — модели автомобилей, на которых могут быть применены те или иные из них. Чтобы автолюбители могли лучше ориентироваться в выборе свечей, мы предлагаем им таблицу, составленную на основе рекомендаций каталогов свечных фирм. Ведь сейчас на «жигулях», «москвичах», «запорожцах» помимо отечественных можно встретить свечи производства ГДР, ЧССР, Японии, Италии.Модели свечей АС «Auto-Light» (Англия^ (США) «Bosch» (ФРГ) «Champion» (США) «Isolator» (ГДР) «Marclli» (Италия) NGK (Япония) «PAL-Super» (ЧССР)длина«Волга» ГАЗ-21 «Волга» ГАЗ-21 «Волга» ГЛЗ-24 ГАЗ-12 ГЛЗ-69, «Победа» «Жигули» ВАЗ-2101 и 2103 «Запорожец» ЗАЗ-965 «Запорожец» ЗАЗ-965А, 966, 966В, 969 «Запорожец» ЗАЗ-968 «.Москвич» 400, 401, 402, 403, 407 «Москвич-408»6,7 7,15-7,5 8,2 6,7 6,2-6,5 8,8 6,5 6,5-7,2 8,4М14Х1.25 М 14x1,25 MUX 1,25 М 14X1,25 MI8XK5 М 14X1,25 М14Х1.25 М14Х1.25 Л114Х1.2511 11 11 11 12 19 11 II 11 11 11А14У АПУМ АПБ, А11БС А14К, А16У ЛИ2У А7, 5ХС, А7.5БС А7, 5УС А6УС, А7,5БС А6УС, А6БС А11У, АНУС А7, 5УС А7,5БС 45F, 44FFS 45L 46F, 44FFS С86АЕ4 АЕ42 W175T35 W200T35 11-10 Н-8 CW6LP CW6C B6L14-5 14-7АЕ6 W200T30 W175T35 АЕ42 W200T35D-16 N-9Y FM14-225/2CM3N CW240LP, CW7LP, CW78LP18-5BP7ES BP6ES14L-8YL-85М14-240 Ml 4-240, Ml 4-260CW6NP, CW67N14-76,2-7,0 MI4XI.25 7,0 М14Х 1,25W145T1 ATL4 W175T1 W200T30, W240T2 11-8 SM 14-200, SM14-225 CW6NP B6HS14-5Y 14L-8'«Москвнч-412»8,8M14XI.2519А7,5ССN-9YCW7LPBP6ES