22
23
Зеленая волнаВременаВедь в этом, пожалуй, одна из главных особенностей автомобильного лета. Водитель. Что ж, по-моему, это как раз к месту. Действительно, летом водители чаще, чем когда-либо, вырываются из сутолоки городских улиц, как говорят, на природу. Им чаще приходится совершать пробеги в несколько десятков, а иногда и сотен километров — в отпуск, к историческим местам, по грибы и т. д. А у загородной езды свои особенности. Автоинспектор. Вот-вот, а то среди части водителей бытует мнение, что все трудности и сложности управления автомобилем или мотоциклом, мотороллером, мопедом связаны с городскими условиями, а на загородных дорогах, мол, простор, раздолье — к ак хочу, так и еду. Чего уж больше, если некоторые автолюбители, не имеющие никакого опыта и пугающиеся в городе каждого «куста», выезжают учиться на такие, например, магистрали, как Москва — Минск, Москва — Горький, Москва — Ярославль. ' Много лет назад в этом, возможно, и был резон. Но сегодня, когда интенсивность и скорость движения между населенными пунктами многократно возросли, а дороги, по сути дела, мало изменились, такая практика чревата всякими последствиями. О том, что загородные дороги опасны не меньше, чем городские улицы, убедительно свидетельствует статистика. По статистике прошлого года, к примеру, на Украине 35 процентов всех происшествий приходится на дороги. Водитель. Надо учитывать и то обстоятельство, что многие дороги имеют ширину всего 7—9 метров, к тому же изобилуют спусками, подъемами, крутыми поворотами. Все эти факторы нельзя не принимать во внимание, выезжая на трассу, от них зависит стратегия и тактика езды. Спортсмены-раллисты, как правило, ездят по так назыгодаваемым легендам, где помечены все особенности дороги. Я думаю, водителям, отправляющимся в дальний путь, неплохо было бы иметь что-то вроде таких «легенд» по своему направлению движения. Но, к сожалению, их никто не составляет и не издает. Автоинспектор. Можно надеяться, что в этом деле сейчас помогут созданные повсеместно добровольные общества автомотолюбителей. Водитель. Безусловно. Но на это нужно время. А пока я советую каждому водителю, перед тем как отправиться в путешествие, близкое ли, далекое, взять Атлас автомобильных дорог, определить расстояние до конечного пункта поездки и хотя бы разумно поделить маршрут на отрезки, которые надо будет преодолевать ежедневно. Автоинспектор. А сколько километров можно рекомендовать проезжать в день? Водитель. Однозначный ответ здесь дать невозможно. Все зависит от цели поездки, подготовленности и опыта водителя, состояния дороги, машины и других факторов. Из собственного опыта посоветую новичкам проезжать не больше 300—400 километров в день, а водителям со стажем — 700—800. Причем не на одном дыхании, разумеется. Через каждые 2—3 часа необходимо остановиться, выйти из машины, размяться, проверить ее состояние, а затем двигаться дальше. Почему через 2—3 часа? Потому что именно за это время наступает усталость, притупляется внимание (тем более если вокруг однообразный Ландшафт), а это серьезная предпосылка всяких неприятностей. Автоинспектор: Летом особенно. Состояние усталости усугубляют жара и духота. Посмотрите на водителя большегрузной машины, особенно с дизель-Страницы 22—29ЛЕТОТретий диалог автоинспектора (сотрудника Управления ГАИ МВД СССР А. Дугинова) и водителя (заслуженного мастера спорта автогонщика Ю. Лесовского) о приемах безаварийной езды. Автоинспектор. Лето, конечно, самая благоприятная пора для автомобильной езды и, вроде бы, никакого особого водительского искусства не требует: на дорогах большей частью светло, сухо, приятно. Как вы посмотрите, Юрий Иванович, если я предложу для нашей беседы на этот раз такую тему — правила и приемы безопасной езды по шоссе и другим загородным дорогам?22 Временаным двигателем. Впечатление иной раз такое, будто он выпил что-то недозволенное за рулем. На самом же деле, это «козни» солнца, прогревающего кабину насквозь, а проникающие в нее газы и горячий воздух от двигателя создают дополнительные трудности. Все это вместе взятое в сочетании с другими факторами снижает реакцию водителя, приводит его в сонливое состояние. А отсюда до аварии, как говорится, рукой подать. Водитель. Тем, кто управляет легковым автомобилем, порой тоже не легче. Некоторые, я знаю, пытаются создать в салоне свежесть, опуская все стекла. Хочу предостеречь: так и заболеть недолго. Казалось бы, парадокс: на улице 30 градусов жары, а человек вдруг простужается. Дело в том, что когда открыты все окна, то в машине гуляют сквозняки. Во время движения приятная прохлада пронизывает тело, но... после нескольких часов езды это может обернуться ангиной или воспалением легких. Автоинспектор. В жаркие дни можно увидеть и такую картину: водитель, высунувшись из кабины, «остывает», управляя в это время автомобилем одной рукой. А ведь сколько аварий, как потом выяснялось, произошло из-за того, что водитель не успевал сманеврировать или удержать машину на курсе потому, что вел ее одной рукой! Водитель. Вы абсолютно правы. Обе руки должны быть на руле. Это аксиома. Но есть и другие опасности. Представьте себе, что на большой скорости водителю вдруг неожиданно попадает в глаз мошка или соринка. Казалось бы, ерунда, а из-за нее могут быть любые последствия. Мне вспоминается международное ралли «Сафари», которое проходило в Нигерии. Жара достигала 60 градусов. Не то что голову высунуть, до кузова дотронуться рукой нельзя было, настолько он накалялся. Плюс к этому страшная пыль, в десяти метрах ничего не видно. Мы вынуждены были ехать с наглухо закрытыми стеклами. И это не десять и не сто километров — свыше двух тысяч. А что поделаешь. Пусть водители поймут меня правильно: я не призываю ездить летом с закрытыми стеклами, но сквозняков и ветра в лицо надо избегать. Автоинспектор. Уж коль вы затронули вопрос о вождении автомобиля по пыльным дорогам, расскажите, пожалуйста, о том, как надо ездить в таких условиях. Это очень важно, потому что на огромной территории нашей страны проселки не редкость: водители колхозов и совхозов ездят постоянно по полям и степям, лесозаготовители — по лесным дорогам и проселкам, автомотолюбители — к берегам рек и озер. Водитель. Прежде всего, нужно по внешним признакам определить, что у вас под колесами, а исходя из этого, принимать решение. Если «голый» песок — то двигаться будет чрезвычайно трудно, колеса буксуют, поэтому преодолевать такой участок нужно стараться с ходу, не останавливаясь. Любителей отдыхать у воды хочу предупрегодаВодитель. Вы напомнили относительно обгона. Ехал я недавно по Рязанскому шоссе. Скорость — примерно 60 км/час. Вдруг вижу в зеркале, как ко мне быстро приближаются «Жигули». Я принял немного вправо, давая дорогу для обгона. Через мгновение «Жигули», как говорится, со свистом пронеслись мимо меня. Я успел заметить, что водитель сидит напряженно, судорожно сжимая рулевое колесо. «Новичок, — думаю, — а так лихо обгоняет». Впереди показался поворот. Видимо, желая успеть обогнать «Волгу» и ЗИЛ-130, которые ехали впереди, водитель «Жигулей» еще увеличил скорость. А в это время из-за поворота — встречная машина. Куда «Жигулям» деваться? И горе-водитель ничего не придумал лучше, как резко принять вправо, подрезав путь ЗИЛу. Шофер грузовика затормозил, и, к счастью, обошлось без жертв, но «Жигули» помялись основательно. Автоинспектор. С сожалением надо констатировать, что такие случаи — не редкость. Статистика свидетельствует: нарушения правил обгона — причина 7 процентов дорожных происшествий. Да еще 15,4 процента происшествий случается в результате выезда на левую сторону. А ведь довольно часто обгон непосредственно связан с выездом на полосу встречного движения. Пункт 91 Правил дорожного движения прямо указывает: «Прежде чем начать обгон, водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он не создаст помех другим транспортным средствам и пешеходам». Перед обгоном, как говорится, семь раз отмерь, учитывая, что на загородных дорогах ездят с высокой скоростью. Водитель. Летом водителям досаждают насекомые. Бывает, буквально на глазах лобовое стекло и фары покрывает мошкара, и видимость резко ухудшается, особенно если дело происходит в темное время суток. Прошлым летом я готовился на Дмитровском полигоне под Москвой к рекордным заездаад на «Москвиче». Ужасно мне досаждали осы. Не знаю, откуда их там так много, но после нескольких сот километров я должен был останавливаться, чтобы очистить стекло, хотя и терял при этом драгоценные секунды. Посоветовавшись с товарищами, мы «приняли на вооружение» два способа. Первый заключался в том, что натерли стекла табаком от сигарет. Второй способ — доливка небольшого количества специального шампуня в бачок опрыскивателя стекол. Не скажу, что оба способа безукоризненны и помогают на сто процентов, но польза от них есть: стеклоочистителям работать легче. Однако автотурист или другой водитель — не гонщики, а дорога не трек, и им лишний раз протереть стекла ничего не стоит. Только не надо лениться и жалеть минуту-другую. Автоинспектор. Надеемся, что эти несколько советов помогут водителям сделать поездки приятными, а настроение хорошим. До следующей встречи, до осени. 23дить: не подъезжайте близко к краю береговой полосы, особенно во время морского отлива. Не успеете оглянуться, как ваш автомобиль «засосет» влажный песок, и выбраться потом на твердую почву будет нелегко. На дорогах с пылеобразующим грунтом необходимо поддерживать такую дистанцию между транспортными средствами, чтобы не переступать границу облака пыли, поднимаемого впереди едущей машиной. Попадая в пыльную зону, например, при встречном разъезде автомобилей, необходимо .снижать скорость вплоть до полной остановки. Если вы все же оказались в пыльном облаке, включите, как минимум, габаритные огни, а может быть, и фары головного освещения. Автоинспектор. Кстати, этого требует и 132-й пункт Правил дорожного движения. Водитель. Для предупреждения встречных водителей, где позволяет обстановка, можно подавать звуковые сигналы. И учтите еще одно обстоятельство: возможное появление миражей. Помню, в ралли Лондон—Сидней, когда мы двигались по австралийской саванне, после длительной езды в пылевой завесе я вдруг явственно увидел перед собой силуэт машины. Чтобы избежать столкновения, нажал на тормоз, включил звуковой сигнал, принял влево. Когда пыль немного рассеялась, никакой машины перед нами не оказалось. Мои товарищи по команде потом рассказывали, что им тоже что-то померещилось, одному — человек, второму — кенгуру. Автоинспектор. Но не только проселочные дороги требуют постоянной внимательности. Летом и асфальтированное шоссе может доставить много неприятностей, особенно когда начинается дождь и первые капли, смешавшись с пылью, создают опасную тонкую пленку. Здесь, если резко затормозить, то автомобиль, а тем более мотоцикл, мотороллер слетит с проезжей части, как кусок мыла со стиральной доски. Водитель. Опасен и асфальт, сильно нагретый солнцем. Особенно так называемый «жирный» асфальт или недавно уложенный. Под палящими лучами солнца такой асфальт «потеет», выделяет различные масла, которые и создают очень вероятные предпосылки для «юза» и заносов. Автоинспектор. И еще на такое коварство летней дороги хочу обратить внимание. В это время года ведутся обычно большие работы по ремонту и строительству автотрасс. В покрытие проезжей части нередко укатывают щебень. Если вы не хотите продолжать свой путь с выбитым ветровым стеклом и стеклами фар, то сбросьте газ на таком участке и увеличьте дистанцию. Из-под крутящегося колеса даже небольшой камешек вылетает словно из катапульты. Особенно осторожным здесь надо быть во время обгона или объезда стоящих транспортных средств, при проезде мимо остановок общественного транспорта.