А°^ов£ сВероятно, ни один из видов автомобильных соревнований не оказывает такого непосредственного влияния на повышение водительского мастерства, как скоростное маневрирование. Относится это в равной мере ик шоферампрофессионалам ик автолюбителям. Все десять упражнений, которые включают соревнования, взяты из повседневной практики управления автомобилем. Вот хотя бы «круг» в начале «фигурки». Все знают, как часто приходится водителю делать развороты. Или, скажем, «въезд на стоянку». При любой остановке машины в городской черте, особенно у магазинов и учреждений, сталкиваешься с тем, что место всегда ограниченно и надо маневрировать, чтобы «втиснуться» между автомобилями, расположившимися здесь ранее. А если к тому же учесть небывало возросшую интенсивность движения на магистралях, то еще более очевидной станет польза этих наиболее массовых автомобильных соревнований. Не случайно их называют школой вождения, не случайно и то, что они являются составной частью конкурсов профессионального мастерства, которые систематически проводятся среди шоферов. Нередко после соревнований интересуешься мнением участников о скоростном маневрировании. Одни говорят, что дело это очень трудное,' иные, наоборот, считают, что, мол, ничего сложного нет. Правы, вероятно, и те и другие. Кто давно за рулем, тому, конечно, легче пройти все фигуры, тем, у кого опыта поменьше, — труднее, но полезно, безусловно, для всех. Мне не раз довелось находиться в числе лидеров соревнований, был чемпионом страны. Как я добивался успе-ха? Прежде чем рассказать об этом, хочу подчеркнуть, что не претендую на обязательность моих приемов для всех спортсменов. У каждого, наверное, есть свои «секреты», которые обеспечивают высокие результаты. Для них, может, не скажу ничего нового. Рассчитываю главным образом на молодых, кто еще только начинает выступать в соревнованиях. Известно, что скоростное маневрирование спортсмены выполняют обычно на одной машине, не так, как в других видах соревнований, где каждый выступает на своей, хорошо уже ему знакомой. Получив автомобиль для постановки его на старт, первым делом пробую зажигание, затем пуск двигателя, включение передач, проверяю плавность сцепления, трогания с места, подгоняю сиденье, чтобы удобно было вести машину. И вот она на старте. В оставшиеся секунды до начала движения настраиваюсь, еще раз мысленно прохожу упражнения в нужной последовательности. Некоторые спортсмены пренебрегают этим и порой допускают ошибки. Судья взмахнул стартовым флажком. Включаю первую передачу, потом вторую, третью и направляюсь к первой фигуре — «кругу». Его предстоит пройти по часовой стрелке. К воротам подвожу машину так, чтобы она находилась приблизительно на одинаковом расстоянии от входных ограничителей (рис. 1). Как только передний бампер. чуть не дошел до флажков внутреннего круга, круто поворачиваю влево, чтобы автомобиль выровнялся параллельно ограничителям, и с учетом радиуса поворота веду машину. Все это делаю на третьей передаче, не увеличивая резко оборотов двигателя и не уменьшая, чтобы не нарушать плавного движения автомобиля. При выходе — вновь резкий поворот, с таким расчетом, чтобы находиться на одинаковом расстоянии от ограничителей ворот. Иные спортсмены нередко въезжают в круг на завышенной скорости, и автомобиль заносит на наружные ограничители; пытаясь выровнять его, водитель подходитСКОРОСТНОЕвплотную к внутреннему кругу, порой сбивает флажки. «Бокс» не так уж сложен, если сразу правильно поставить автомобиль на входной площадке. Я стараюсь остановить его против «бокса» (рис. 2), чтобы без лишних маневров подать назад. Всегда избегаю забираться в дальний угол площадки. Тот, кто делает это, вынужден сдавать машину, выравнивать ее. В результате — лишнее время, а иногда и штрафные очки за сбитые ограничители. В «бокс» ставлю машину при малых оборотах двигателя, чтобы была возможность контролировать ее положение по отношению к ограничителям. Для шоферов-профессионалов, да и для автолюбителей, имеющих определенный опыт вождения, не представляет большого труда упражнение «змейка». Но и здесь есть одна особенность, о которой, пожалуй, стоит сказать. Заключается она в том, что машину выгоднее вести поближе к ограничителям — тогда трасса как бы спрямляется (рис. 3) и можно всю ее преодолеть с минимальным маневрированием. Так же поступаю и при прохождении «змейки» задним ходом. Одну из фигур — «въезд на стоянку» спортсмены прозвали «тещей», вероятно, по ассоциации с неприятностями, которые их ожидают порой при выполнении этого упражнения. Справедливости ради заметим, что при нынешнем начертании этой фигуры (в сравнении с прошлым) она уже не является такой сложной, особенно для легковых автомобилей, и все же на «секрете» ее выполнения следует остановиться. И здесь, как ив «боксе», многое зависит от правильной постановки машины перед движением задним ходом. Я, например, стараюсь затормозить ее приблизительно в метре от переднего входного ограничителя (рис. 4), а затем подаю назад, направляя заднее крыло между третьим и четвертым флажками. При подходе к ограничителям резко выворачиваю руль влево и ставлю машину параллельно стенке, вписываясь в фигуру.Инженеры А. Пархачев и Б. Либин — школьные товарищи, оба москвичи, но так сложилось, что не виделись они многие годы. Неожиданно встретиться им довелось минувшей осенью у гостиницы «Украина», где состоялся финиш одного из этапов ралли «Тур Европы». Дружеские объятия, разговор о житье-бытье. Перед тем как расстаться, Либин, провожая взглядом машины гонщиков, направлявшиеся в закрытый парк, в шутку заметил: — Вот бы и нам так махнуть вокруг Европы на автомобилях. — Вокруг Европы вряд ли. а вокруг Калуги — дело вполне реальное, — шуткой ответил ему Пархачев. Но шутка шуткой, а через полгода оба приятеля вышли на старт ралли «Москвич-74». Они составили один экипаж. Опытный автомобилист А. Пархачев, получивший права юного водителя еще в 1959 году в городском клубе юных автомобилистов и не раз стартовавший в соревнованиях, взял на себя обязанности 34СПОРТАвторалли „Москвич-74"штурмана, а новичок в спорте Б. Либин сел за руль. Среди 34 экипажей, выступавших на собственных машинах, было немало таких, как Пархачев и Либин. В соревнованиях участвовали те, кто уже имел спортивные разряды (в своем роде ветераны), и те, кто вышел на старт, чтобы, как выразился один из участников, «окунуться в спортивную атмосферу, подышать раллийным воздухом». Интерес автолюбителей к этим соревнованиям вновь и вновь подтверждает большую популярность ралли. Несмотря на то, что рекламы соревнований «Москвич-74» почти не было, энтузиасты автоспорта, узнав о предстоящем старте от друзей и знакомых, поспешили стать участниками. Любовь к автомобилю, стремление проверить себя в трудных условиях, почерпнуть водительской мудрости у бывалых гонщиков — все это привлекло автолюбителей на стадион московского автозавода имени Ленинского комсо-ЭНТУЗИАСТОВмола — организатора ралли. И надо было видеть, с какой тщательностью и, можно сказать, вдохновением начинающие раллисты изучали маршрут, знакомились с легендой, условиями дополнительных испытаний, как внимательно слушали советы опытных спортсменов. Отрадно, что таких энтузиастов с каждым годом становится все больше. И хотя автолюбители стартовали последними и их было, конечно, намного меньше, чем выступавших в трех- и двухдневных соревнованиях, мы не случайно начали рассказ именно с них. Ралли автолюбителей — дело важное и. безусловно, перспективное. Нельзя, пожалуй, сегодня говорить о подлинной массовости автомобильного спорта без широкого привлечения к нему владельцев личных автомобилей. В этом смысле автозавод имени Ленинского комсомола подает Добрый пример, проводя соревнования «в трех лицах», тем самым предоставляя возможность участвовать в них опытным раллистам .(«трехдневщикам»), молодым МАНЕВРИРОВАНИЕ/•Рис. 1. «Круг». На этом и других рисунках сплошной линией показано. как ведет автомобиль Н. Любимов, пунктиром — как выполняют упражнения некоторые малоопытные спортсмены. Рис. 2. «Бокс». 3. «Змейка». 4. «Въезд на стоян5. «Пеньки».(Рис.1Рис. ку». Рис.Через левое окно проверяю, не выходят ли передние колеса за габариты входных ограничителей. Но есть водители, которые устанавливают автомобиль далеко от переднего ограничителя, поэтому при подаче назад он, естественно, упирается в середину стенки и может задеть флажки . Теперь о «пеньках», которые и поныне многим преодолеть трудно. Откровенно говоря, побаиваюсь их ия . К ак же успешно пройти «пеньки»? Мысленно определяю ось, которая пролегает посередине между «пеньками», и веду автомобиль под острым углом к ней (рис. 5). Тогда левый «пенек» оказывается под наибольшим просветом нижней части автомобиля, он проходит как бы под рулевой колонкой, а правый тоже попадает под наибольший просвет передней и задней частей автомобиля. Машину веду плавно, без рывков. Если возьмешь чуть вправо или влево — собьешь «пеньки» картером или амортизатором. И наконец, о двух фигурах, которые требуют умения выдерживать избранное направление движения, интуиции. Я имею в виду «колею» и «тоннельные ворота». В выполнении этих упражнений много общего. Затрудняюсь давать тут какие-либо рекомендации. Есть спортсмены, которые ориентируются при проходе «колеи» по переднему бамперу, иные намечают себе условную линию по центру капота, ведущую к фигуре, и т. д. Я не делаю ни того ни другого. Выбираю направление движения стаким расчетом, чтобы машинашла по прямой к фигуре и не задела колесами столбиков, обозначающих «колею», и флажков , ограничивающих «тоннельные ворота». Тренировки помогают успешно проходить эти фигуры. Это относится, конечно, и к другим упражнениям, но к последним особенно. Нетрудно самому поставить столбики на нужном расстоянии и попытаться проехать между ними правыми колесами. Это поможет развитию глазомера, ориентировки, умения вести машину точно по прямой. Речь шла о скоростном маневрировании на легковом автомобиле, но многие водители выступают и на грузовых. В основном приемы выполнения упр ажнений одни и те же. Однако на грузовике сложнее даются такие фигуры, к ак «въезд на стоянку», «змейка задним ходом», «тоннельные ворота». Объясняется это тем, что осложнено ориентирование, тут уже не посмотришь через заднее стекло, да и габариты машины иные. Но на грузовых автомобилях, к ак правило, выступают водители-профессионалы, и у них уже выработаны свои приемы ориентировки.Нередко скоростное маневрирование проводится одновременно с экономичным вождением. В этом случае необходимо стремиться поменьше переключать передачи, некоторые участки, если есть возможность, преодолевать накатом, то есть делать все для того, чтобы как можно меньше расходовать топлива. Конечно, не забывая при этом, что время выполнения упражнений играет большую роль. И все же молодым спортсменам хотелось бы напомнить известную поговорку «тише едешь — дальше будешь». Лучше израсходовать лишнюю секунду-другую, чем получать штрафные очки за сбитые ограничители. Сейчас лето в разгаре. Идут спартакиадные встречи. Пусть же старты автомногоборцев будут еще более массовыми, привлекут многих и многих водителей-профессионалов и автолюбителей. Кстати, немало автолюбителей почему-то считают самым полезным для себя участие в авторалли. Вряд ли можно усомниться в важности раллидля повышения водительского мастерства, но совершенно очевидно, что скоростное маневрирование тоже полезно, ведь оно является ступенью на пути к другим, более сложным видам соревнований. Н. ЛЮБИМОВ, г. Симферополь мастер спортаСТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕспортсменам («двухдневщикам») и автолюбителям («однодневщикам»). Первыми на старт ралли «Москвич-74» вышли те, кому за три дня предстояло преодолеть свыше 2000 километров по размытым дождем дорогам нескольких областей, помериться мастерством в слаломе, кольцевых, трековых, «горных» гонках, на скоростных участках. Почти вслед за ними ушли на трассу участники двухдневки. Их маршрут 1000 с лишним километров и несколько дополнительных испытаний. Многочасовая т РУДная спортивная борьба потребовала от гонщиков большого напряжения сил, явилась серьезным испытанием водительского мастерства, надежности техники. Ралли удались. И это заслуга организаторов. Отдавая им должное, а также учитывая новизну дела, в котором всегда возможны отдельные просчеты, надо тем не менее высказать ряд замечаний. Совершенно очевидно, что автолюбителей совсем не обязательно ставить в такие же условия, как опытных спортсменов. Зачем, скажем, приглашать их в мандатную комиссию, на регистрацию, технический осмотр и сбор участников за сутки до старта? Автолюбители могут посвятить соревнованиям только выходные дни. И не надо создавать им процедурных сложностей. Ведь при желании и хорошей организации для всего этого достаточно одного-двух часов перед стартом. Вряд ли целесообразно и ставить личные машины в закрытый парк на ночь, предшествующую соревнованиям. Это тоже создает ряд неудобств: не все живут в Москве. Мы сказали об отдельных просчетах. которых легко избежать в будущем. А теперь пора назвать лауреатов ралли «Москвич-74». В командном зачете среди «трехдневщиков» победу одержала вторая команда АЗЛК. Она завоевала главный трофей соревнований — приз памяти летчика-космонавта СССР дважды Героя Советского Союза В. Н. Волкова. На втором месте — первая команда АЗЛК, на третьем — команда горьковского автомобильного завода. Среди коллективов, участвовавших в двухдневном ралли, места распределились так: 11-й таксомоторный парк, АЗЛК, 10-й таксомоторный парк. В личном зачете на машинах разных классов в разных группах первые места заняли: Я. Агишев — С. Соколов (АЗЛК) — они же показали лучший результат в абсолютном зачете; Е. Безногов — В. Иевлев (АЗЛК); А. Замыслов — Н. Кирпичников (3-й автокомбинат); В. Мудрук — А. Кушниренко (АЗЛК); В. Кузнецов — М. Денисов (11-й таксомоторный парк). Среди автолюбителей победил экипаж Е. Мясковский — И. Шварцбург (ВАЗ-2103). второе место — у Н. Матиашвили — С. Авдеенко («Москвич-412»), третье — у Б. Либина — А. Пархачева (ВАЗ-2101). Этому экипажу вручен приз журнала «За рулем» за лучший результат. показанный среди автолюбителей в самом массовом классе автомобилей. Д. ЛУБЕНСКИИ 35