32
33
СПФРТГоворят участники „За круглымзаседания столом''ДУМАЯПять видов автомобильных соревнований представлены в программе VI летней Спартакиады народов СССР, посвященной 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, — ралли, шоссейно-кольцевые гонки, многоборье, кросс и картинг. Сам по себе этот факт — свидетельство популярности автомобильного спорта в нашей стране, его доступности широким слоям населения. Спартакиадные старты должны стать демонстрацией достижений советских автоспортсменов, важным этапом в повышении массовости соревнований, росте мастерства их участников. Автомобильный спорт сегодня многолик. И у каждого вида соревнований — будь то ралли или кросс, многоборье или картинг — свои проблемы, свои резервы повышения массовости и мастерства. А спартакиадные годы, когда спортивные организации мобилизуют все возможности, — самое подходящее время для решения этих задач, определения контуров завтрашнего дня. Задачам, проблемам автоспорта было посвящено заседание «За круглым столом», состоявшееся в редакции нашего журнала. В нем приняли участие: председатель ФАС СССР Л. Афанасьев, начальник отдела автомотоспорта ЦК ДОСААФ СССР Л. Хмель, главный тренер по автоспорту ЦК ДОСААФ СССР В. Лапин, заслуженные тренеры СССР К. Сочное и Р. Чертов, председатель Всесоюзной коллегии судей по автоспорту Н. Глумов, ответственный секретарь ФАС СССР В. Маржецкий, начальник спортотдела ЦК ДОСААФ Литвы В. Бальчунас, председатель ФАС Литовской ССР A. Курдзикаускас, председатель комитета массовых видов спорта ФАС СССР Д. Фингарет, ответственный секретарь ФАС Украины В. Болотин, начальнин республиканского СТК Эстонии Ф. Кивимяги, представитель областной федерации Р. Смирнов (Ярославль), Э. Фролов (Министерство автомобильного транспорта РСФСР), главный тренер по автоспорту Центрального совета ДСО «Спартак» B. Егоров, мастер спорта В. Туникас (Литва), работники ЦАМКа СССР. Думается, разговор, который состоялся в редакции, представит интерес для всех любителей автоспорта. Публикуя этот материал, мы не стали придерживаться очередности выступлений, а сгруппировали высказывания по проблемам и опустили повторы. В. ТУНИКАС. Думая о будущем, нельзя забывать прошлое, старые традиции. С чего начинался наш автомобильный спорт? С выступлений на личных автомобилях. Многие автоклубы раньше уделяли очень большое внимание организации соревнований среди владельцев личных машин. Теперь эта хорошая традиция забывается. Может быть, из-за боязни, что не удастся обеспечить автолюбителей запасными частями? Причина, конечно, серьезная, хотя лет десять —пятнадцать назад эта проблема была куда сложнее. И тем не менее, если наши клубы получат какие-то льготы в снабжении запасными частями, то можно широко привлечь к спорту автолюбителей. Вот это будет настоящая массовость. К. СОЧНОВ. Убежден, что любой вид соревнований может быть массовым. Это в полной мере относится ик авторалли. Пока же мы мало к нему привлекаем автолюбителей. Почему бы нам не проводить короткие ралли — на 250—300 километров? Такие соревнования за рубежом устраиваются часто. Вот их схема: в пятницу или субботу участники собираются, проходят мандатную комиссию, вечером стартуют, а утром — финиш. Во-первых, люди в это время свободны от работы и, во-вторых, короткая дистанция не вредна для автомобиля, без специальной подготовки на нем можно выступить в пяти-шести соревнованиях. Р. ЧЕРТОВ. Два года назад условия для таких состязаний были выработаны комитетом ралли ФАС СССР. К сожалению, мы так и не могли договориться о том, какой протяженности .должна быть трас-Ширится география автомобильного спорта, растет массовость. Публикуемые здесь фото присланы в редакцию Г. Ильиным из Владивостока. Они сделаны на ралли «Восток-74», в котором приняли участие 58 сильнейших гонщиков Приморского, Хабаровского и Красноярского краев. Почти 1500 километров составляла трасса соревнований. Она проходила через Владивосток, Арсеньев, Артем, Уссурийск, Спасск, Находку, по Анучинскому, Партизанскому, Яковлевскому, Черниговскому, Хорольскому и другим районам. В острой спортивной борьбе, развернувшейся на основной трассе ив ходе дополнительных соревнований, первое место завоевала команда Уссурийска, на втором — гонщики Комсомольска-на-Амуре и на третьем — Красноярска. В личном зачете победу одержал экипаж из Красноярска в составе кандидатов в мастера спорта И. Щетинина и В. Левшова. Ралли «Восток», организуемые краевым комитетом ДОСААФ , стали уже традиционными. В нынешнем году они проводились в шестой раз.32 О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕса соревнований. Это уже вопрос классификации. Но ведь иу нас уже есть примеры организации подобных ралли, о которых говорил Карл Владимирович Сочное. На московском автозаводе имени Ленинского комсомола ежегодно устраиваются ралли «Москвич», в которых автолюбители стартуют (конечно, по облегченной программе) вместе с известными гонщиками. Словом, жизнь подсказала нам новую форму — комбинированное соревнование. Ф. КИВИМЯГИ. Вот именно — надо искать новые, приемлемые и интересные для любителей формы состязаний. У нас в Эстонии регулярно проводятся встречи между колхозами и совхозами, ралли на грузовых машинах, конкурсы по профессии. Это позволяет привлекать в автоспорт, особенно в многоборье, многие тысячи людей. Р. СМИРНОВ. Огромную помощь в повышении массовости соревнований могут оказать общества авто- и мотолюбителей. К сожалению, в уставе обществ слишком робко сформулирован пункт, говорящий о содействии развитию автомотоспорта. А ведь содействовать — еще не развивать. Уж ноль речь на нашем совещании сразу зашла о массовости, то не нужно забывать еще один резерв — многочисленные автохозяйства, которые имеют все возможности н условия для проведения простейших соревнований. Здесь обязательно нужны конкурсы по профессии. Ведь автоспорт — прежде всего помощник в повышении водительского мастерства. В. ЛАПИН. Последнее время мы слишком много витаем в облаках, думаем только о вершинах спорта. А надо бы «спуститься» в автохозяйства. Ведь в каждом из них есть первичная организация ДОСААФ. Пора расшевелить их, направить на развитие массовых видов спорта. Чего греха таить, не всем соревнованиям мы уделяем одинаковое внимание. Вот сейчас все говорят о ралли, а о многоборье зачастую забывают. В. БОЛОТИН. Руководство автомобильным спортом возложено, как известно, на оборонное Общество. Но нельзя серьезно думать о массовости соревнований, пока автоспортом не заинтересуются наши ДСО. Ведь среди них есть такие, как «Спартак», «Труд», «Динамо», ЦСКА, которым, как говорится, на роду написано развивать автомобильный спорт. Но организационно они в этом не заинтересованы: нет отчетности по подготовке спортсменов-разрядников и мастеров спорта. И тем не менее некоторые общества, например «Спартак», стремятся развивать автомобильные соревнования. Комитеты и клубы ДОСААФ могли бы оказать им большую помощь — в финансировании, оплате штатных тренеров. Э. ФРОЛОВ. Автоспорт прочно обосновался в системе Министерства автотранспорта РСФСР. Наши водители участвуют в многоборье, ралли, шоссейно-кольцевых гонках и кроссе. В последнее время стали проводить и соревнования среди школьников-автомобилистов. Помощи же на местах от комитетов и клубов ДОСААФ почти не получаем. Нам нужны опытные тренеры, хорошие организаторы. Многие наши соревнования, к сожалению, проходят скучно, без рекламы и зрителей. В. ЛАПИН. ' Да, мы коснулись очень важного вопроса — о пропаганде автоспорта. Не секрет, что на местах, готовя то или иное соревнование, пока еще мало думают о рекламе, привлечении зрителей, о том, чтобы все было как большой спортивный праздник. Если, к примеру, раллист берут старт в час ночи, а финиширую с рассветом, то кто же придет смотреть такие соревнования? Надо подумать, чтобы отдельные элементы того же ралли — слалом, скоростные испытания проходили на глазах у зрителей. Это в полной мере относится ик многоборью. Снучное соревнование — верный признак того, что мы работаем наполовину впустую, не пропагандируя наш спорт и не привлекая к нему новых поклоннинов. Зритель — это лучший пропагандист, это популярность. В. ТУНИКАС. Здесь уже говорилось о тренерах. Да, это очень важная проблема, с ней связаны в одинаковой степени и массовость соревнований и рост мастерства спортсменов. У нас очень много желающих заниматься автоспортом. Но кто их научит, как готовить себя и технику к стартам, кто передаст им секреты спортивной борьбы? А разве не чувствуется нехватка тренерских кадров Даже на первенствах страны? Иной раллист мчится сломя голову по трассе, бьет машину, а потом по полчаса отсиживается возле пунктов контроля времени. У нас есть небольшая группа опытных наставников. Нужно, чтобы их знания стали достоянием всех. Сейчас в московском институте физкультуры создано отделение по подготовке тренеров по автоспорту. Надо, чтобы туда попали представители всех союзных республик. В. БАЛЬЧУНАС. Целиком согласен. Все мы, кто связан со спортом, — начальники автомотоклубов, спортивных отделов в комитетах ДОСААФ, тренеры и спортсмены часто работаем вслепую. Четкой системы, какой-то долгосрочной перспективы развития автоспорта у нас нет. Несколько лет назад мне приходилось работать с легкоатлетами, баскетболистами и лыжниками Литвы. Там был четкий перспективный план по подготовке кандидатов в сборные команды на четырепять лет. Такой план обязательно нужен автоспорту. Необходима, наконец, теоретическая основа совершенствования мастерства наших гонщиков. Ведь сейчас вопрос решается однобоко — все сводится к форсировке двигателей, улучшению динамических качеств машин, усовершенствованию отдельных узлов. Но автомобилем-то управляет человек. И от его физических качеств, определяющих быстроту реакции, внимательность, не в последней степени зависит результат. Между тем физической, психологической подготовкой даже членов сборной команды страны никто не занимается. К. СОЧНОВ. Конечно, трудно добиться хороших, стабильных результатов, если ориентироваться только на самодеятельную подготовку спортсменов. Совершенно очевидно, что нам нужна специальная школа высшего спортивного мастерства. Первым шагом могло бы быть создание такой школы в период подготовки к чемпионату СССР. Несколько опытных наставников провели бы совместные тренировки участников, рассказали об особенностях подготовки техники к соревнованиям. Но это только первый шаг. В дальнейшем школу спортивного мастерства, которая обобщила бы и применила на практике все то, что достигнуто в нашем автоспорте, необходимо создать при какой-нибудь одной организации, скажем, при Центральном автомотоклубе. Больших денежных затрат для этого не потребуется. Комитеты и клубы ДОСААФ будут за свой счет направлять на учебу спортсменов. А. КУРДЗИКАУСКАС. И еще о самодеятельности. Она проявляется ив подготовке машин к соревнованиям. Общих технических рекомендаций пока нет. Каждый спортсмен полагается на свои знания и зачастую изобретает велосипед. В этом деле нужна помощь заводов. Совершенно необходим при Центральном автомотоклубе технический центр или специальное конструкторское бюро, которое разрабатывало бы такие рекомендации. Хочу затронуть и другой вопрос. На мой взгляд, нужно изменить заводской зачет, учитывая в нем лучшие показатели, достигнутые на автомобиле данного предприятия независимо от принадлежности спортсмена. Заводы в этом случае могли бы приглашать лучших гонщиков и брать на вооружение все лучшее, что внедрили на своих машинах «нефирменные» спортсмены. Зачет должен быть параллельным — результат идет заводу, клубу и республике. Л. ХМЕЛЬ. Здесь подняты очень важные вопросы. Действительно, никакая работа не может успешно продвигаться вперед без перспективного плана. Это целиком относится нк автоспорту. Давайте начнем планирование со спортивных календарей районов, городов, областей, республик. Все должно идти снизу вверх. Только тогда можно делать перспективный союзный календарь, планировать подготовку сборных команд, их выступления на международной арене. Правильно здесь говорили ио забвении общефизической подготовки спортсменов. А без нее нельзя добиться высоких результатов. Такие сборы нужны обязательно. Что касается технического центра или диагностической лаборатории при цАМКе, то в ближайшие два-три года они будут созданы — оборудование уже закуплено. Хочу обратить внимание и на огромные возможности, которые имеют наши спортивно-технические клубы. Этим организациям дано право расходовать на подготовку спортсменов, проведение соревнований деньги, получаемые от хозрасчетной деятельности. Как же не использовать такие возможности? Сейчас наше оборонное Общество сооружает целый ряд дорогостоящих спортивных арен, трасс. К сожалению, на местах зачастую несерьезно относятся к их проектам. Мы уже имеем горький опыт: трасса построена, а соревнования на ней проводить нельзя — не соответствует международным требованиям. И о запасных частях. Существует четкий порядок их распределения. Если на местах происходит «утечка», сообщайте в ЦК ДОСААФ СССР. Приедем и разберемся. Л. АФАНАСЬЕВ. У нас состоялся интересный, откровенный разговор. Правильно здесь говорили, что первоочередная наша задача — работа в низовых организациях. Необходимо активизировать их деятельность, повышать авторитет. Мне приходилось бывать во многих странах мира на клубных и городских первенствах. Как правило, спортивная программа у них обширная — по воскресеньям от пяти до десяти состязаний. И что характерно: затраты на это минимальные, потому что любой член клуба, будь то даже всемирно известный гонщик, не считает для себя зазорным быть судьей или продавцом билетов. У нас же часто существует слишком четкое распределение обязанностей — одни только выступают, другие организуют и проводят спортивные мероприятия. Правильно говорилось ио формах соревнований. Ведь что сейчас получается — на местах целиком копируют положения о всесоюзных чемпионатах и сами создают себе трудности. Районное, городское, областное первенство должно иметь свое Положение, в него можно вносить много нового, исходя из существующих возможностей. Ваше право его изменять, конечно, в рамках правил соревнований по автоспорту. Мы видим, какое большое внимание уделяет ЦК ДОСААФ СССР развитию спорта. Но зачастую ждем, что кто-то поможет нам, даст деньги. И ничего при этом не делается, чтобы каждое соревнование было самоокупаемым. На мой взгляд, нужно изменить и систему снабжения: технику, запасные части предоставлять в первую очередь тем организациям, которые развивают автоспорт. Не обойтись нам без школы гонщиков. Кстати, во Франции таких школ более десятка, в Англии — около двадцати. Все вопросы, которые здесь затрагивались, в том числе о перспективном планировании, подготовке тренеров, выпуске литературы и методических пособий, мы обсудим на ближайшем заседании президиума ФАС СССР. И будем решать их совместно. Только общими усилиями, настойчивым поиском можно двигать автоспорт вперед, гарантируя ему новые успехи.# * *Редакция благодарит всех, кто принял участие в совещании, посвященном проблемам дальнейшего развития советского автомобильного спорта. 33