24
25
Зеленая волнаНадежность водителяРассчитывай силытак: «Не рассчитал силы». Специалист ответит: «Переоценил свои пределы надежности». Разные формулировки не ме ­ няют сути дела. В чемже она? Заниматься надежностью стали сравнительно недавно, каких-нибудь два-три де ­ сятилетия назад. Сказалось повышение роли человека во всех отраслях произ ­ водства в условиях бурного технического прогресса. М ногие аварии происходи ­ ли уже не по причине выхода из строя машин и механизмов (они становились все совершеннее), а по вине человека, управляющего ими . По аналогии соцен ­ кой работы различных технических си ­ стем о деятельности человека также начали судить и по его надежности. Высокие темпы производства автомобилей и возрастающая интенсивность движения являются наиболее характерными качественными показателями автомобилизации в нашей стране. Ныне со ­ ветская промышленность выпускает автомобили, обладающие весьма высокими эксплуатационными свойствами ( с коро ­ стью, маневренностью, д инамикойраз ­ гона иторможенияи т. п.). Значительно лучше стали автомобильные дороги . И только водитель по своим личностным качествам, психофизиологическим особенностям остался прежним , относительно мало приспособленным к соврем енным условиям движения . Вот это-то несоответствие и является наибольшей угрозой безопасности дорожногодвиже ­ ния, что подтверждает статистика дорож ­ ных происшествий: в среднем из каждых 100 аварий лишь 30 происходит из-за неудовлетворительного технического состояния подвижного состава и плохих до ­ р ожных условий, остальные — следствие ошибочных действий участников движе ­ ния. Не будем закрывать глаза на тот факт, что значительная часть этих «ошиб ок » носит преднамеренный характер. Но немало и таких, что сродни описанной нами ситуации. И не удивительно. Это только кажется, что в современных, более комфортабельных машинах труд водителя стал много легче. Исследованиями установлено, что за один час вождения автомобиля в условиях интенсивного город ­ с кого движения водитель затрачивает такое количество энергии, к оторое эквивалентно тяжелой физической работе в течение шести часов. Почти каждую сек унду (заметьте, к аждую секунду!) о н выполняет до десяти различных действий по управлению автомобилем на фоне ог ­ р омного потока информации. К аждую секунду он, анализируя наблюдения, п ри ­ нимает и реализует от одногодо трех решений. Вдумайтесь в эти цифры, и выД ороге , казалось, не будет конца. У ж солнце скрылось за стеной темневшего вдалеке леса. Дневная жара сменилась вечерней прохладой, вести автомобиль стало полегче. Однако продолжительная езда утомила водителя. Периодически его охватывала дремота, но он пытался прогнать ее. Вдруг автомобиль, р езко свернув вправо, устремился через кювет в поле. К счастью, перепуганные пассаж ирыи водитель отделались легкими ушибами. А могло быть много хуже. Прибывшие на место происшествия со ­ трудники ГАИ установили, что авария случилась на одиннадцатом часу непрерывной езды по причине резкого спада работоспособности водителя. Попросту говоря, он уснул за рулем, что, в свою очередь, было результатом предельного утомления. Нарушил ли он закон? Безусловно. Правила дорожного движения гласят: «Водителю запрещается... управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, если это мо ­ жет поставить под угрозу безопасность движения...» С любой точки зрения виновность водителя неоспорима, хотя он, п о ­ нятно, не считал, что рискует, пренебрегает Правилами. Что же привело егок нарушению Правил? Вот об этом нам и хочется поговорить. Коллега-водитель скажет, наверное,«^З^Ъьи^НЬ»вИ^2£ЬйP^SBWШЁ^^Ь1^ЛА^*^^^L.М^МЬ^^•^fib^te../ТТЛ^Т~\^^^^L».м ^ ^ ^ .иТГЛ-^^Ek».^^^^L~«^£^~i^T7\•й^^о* * 5 ^ о *^^^"о**о^^ о*,^ ^ ^ о * ^ ^ ^ • ^ ^ ^ ^ 8 * 'о^™^^^™^%^^о*^^™о**5^™с^ ^ ^ ™ ^^ ^ И ^ ^^Ш^^ ^ П ^ ^^Шд» фИЯв%*ГДР. В Гере создан центр по управлению движением. Он контролирует самые важные транспортные магистрали и регулирует их пропускную способность. Наблюдение ведется при помощи телевизионных камер. ПОЛЬША. В Краковской медицинской академии разработан препарат, который помогает водителю бороться с апатией, возникающей от перемены атмосферных условий. Он обеспечивает хорошее самочувствие и препятствует замедлению реакции и, как здесь считают, уменьшит число автомобильных аварий. ЮГОСЛАВИЯ. Завершается строительство самого длинного в стране автодорожного тоннеля. Его протяженность 5070 метров, а проходит он в горном массиве в Опатии. НИГЕРИЯ. Строительные организации приступили к сооружению 833-километрового участка трансафриканской автомобильной дороги, проходящего по тер24ритории Нигерии. Общая протяженность магистрали, которая свяжет Нигерию, Камерун. ЦАР, Заир, Уганду и Кению, составит 6535 километров. ПАРАГВАЙ. На улицах столицы страны — Асунсьона — до сих пор не было светофоров. В нынешнем году городские власти решили установить их на 60 перекрестках. Оборудование закупается в Аргентине. США. В штате Орегон на 1000 автомобилях, находящихся в государственном пользовании, установлены трехцветные задние огни. При наборе скорости они зажигаются зеленым светом, при сбрасывании «газа» — желтым и красным — при торможении. Специалисты полагают, что введение трехцветных огней поможет сократить наполовину число аварий, вызванных резким торможением идущего впереди автомобиля. США. Обычные защитные шлемы, используемые мотоциклистами, хорошопредохраняют голову от травм. Однако они не спасают от повреждения шейные позвонки при резком перемещении тела водителя или пассажира вперед, что происходит при наезде другого транспортного средства сзади. Специалистами предложена новая модель защитного шлема, названная «Саф-тек». Такой шлем снабжен дополнительной пружинящей частью, которая ослабляет резкое откидывание головы назад и предохраняет верхнюю часть позвоночника от повреждения. ФРАНЦИЯ. Исследования показывают. что житель Парижа в среднем тратит на одну поездку 45 минут, когда передвигается общественным транспортом, и 30 минут, если едет на собственном автомобиле. Средняя скорость индивидуального транспорта в часы «пик» составляет примерно всего 12 км/час, а общественного еще меньше. Делая прогнозы на 2000-й год, градостроители считают, что транспортная проблема может быть успешно решена, если 70 процентов передвижений в городе будет совершаться на общественном транспорте. Однако экономисты не разделяют оптимизма архитекторов. так как потребуются огромные капитало- Надежность водителяпоймете, насколько сложныи ответственны обязанности водителя. Под надежностью понимают вероятность егобезотказной работы при условии сохранения в определенных преде ­ лах таких психофизиологических показа ­ телей, как время реакции, частота пульса, давление крови . Познакомьтесь теперь снекоторыми результатами исследования надежности водителя, п роведенногоМосковским авт омобильно - д орожным институтом. Разрабатывая методику, м ы исходили из того, что эксперимент надо проводить непосредственно в процессе управления автомобилем, чтобы определить и зависимость надежности от продолжительности работы. Д ля исследования были выбраны следующие параметры психоф изиологического состояния: частота пульса, биоэлектрическая активность мышцруки , усилие сжатия водителем обода рулевого колеса, а такжеспособ ­ ность его выдерживать заданную ско ­ рость. Последнее вообще характеризует профессиональную пригодность водителя. Скорость автомобиля предопределя ­ ет безопасность движения. Выбор без ­ опасных скоростей — о дно из самых важных профессиональных качеств водителя. Наиболее безопасным является движение с определенной постоянной скоростью : установлено, что резкое снижение ее более чемв два раза приводит квозникновению аварийной ситуации. Сконструированная и изготовленная нами автономная бортовая аппаратура позволяла с достаточной степенью точности регистрировать состояние исследуемых параметров непосредственно в процессе движения автомобиля. Испытания проводились летом, в светлое время суток на ЗИЛ-130 и « М оскви че-412». Участвовало в них 15 высококва ­ лифицированных водителей, а продолжи ­ тельность смены составляла 9 часов с часовым перерывом на обед. Все результаты испытаний интересны лишь специалистам. Но вот то, что, на наш взгляд, надо знать всем водителям. В массе своей они до сих пор считают, что самое трудное время — последние часы рабочей смены, последние килом етры дальнего пути. Исследования по ­ казали трехпериодную зависимость из ­ менения надежности от продолжительности работы: постепенное повышение надежности (врабатывание), устойчивое со ­ стояние и снижение надежности. Казалось бы, со свежими силами, только вы ­ ехав, водитель не должен вызывать ни ­ каких опасений. Но это не так. В перио ­ де врабатывания, если брать абсолютную надежность за единицу, коэффициент надежности составляет через час после начала движения 0,4—0,6, через два часа — 0,6—0,8. Это, понятно, средние цифры . Период врабатывания у части водителей составлял немногим более 1,5 часа, у других — о коло3 часов, а одному потребовалось около4 часов для достиже ­ ния уровня надежности, равного лишь 0,85. Заметим, что всреднем максимальная надежность всех испытуемых со ­ ставила 0,97. Вывод: в течение первых двух часов работы надо избегать ездыв режимах, т ребующих максимального напряжения сил и предельной собранности. Спад надежности у водителей, к ото ­ рые врабатывались медленно, т акжепо ­ степенен и характеризуется плавным снижением ее от 0,83—0,87 в начале периода до 0,35—0,45 к концу его на сравнительно большом отрезке времени — 3 часа. О днакоу тех, кто быстро достигал максимального уровня надежности, о тме ­ чалось такое жерезкое падение ее, и дажениже исходного уровня, в течение последних полутора часов смены. Итак, не только заключительный, но И начальный период работы водителя мо ­ ж но признать наиболее опасным в отношении надежности и безаварийного движения. Анализ статистических данных ГАИ подтверждает полученные нами результаты: в периодыненадежного состояния водителя — повышения и снижения надежности — происходит наибольшее ко личество аварий: за первые два часа ез ­ ды — 46 процентов, после 7 часов работы — о коло 30 процентов. А теперь хотим посоветовать, каким образомможно повысить надежность впериоды врабатывания ик концу движе ­ ния. Полностью ликвидировать период врабатывания, увы, н евозможно , однако комплексы физических и гигиенических мероприятий позволяют значительно со ­ кратить его . М ожно прибегать к так называемому пассивному врабатыванию. Скаж ем , к огдавмеждугородном рейсе работают два водителя, отдохнувший, п ре ­ ж дечем сесть за руль, в течение 30—40 минут наблюдает за дорогой . Той жеце ­ ли можно достичь несколькими упраж ­ нениями на тренажере, если он имеется в автохозяйстве. А главное, в начальном ивзаключи ­ тельном периодах предпочтительно движ ение на пониженных скоростях с увеличенными интервалами истрогим самок онтролем . С лужбы организации перевоз оки безопасности движения должны учитывать эти обстоятельства при со ­ ставлении графиков. Кстати, именно на основе такого строго научного подхог да осуществляется на Волжском автомобильном заводе работа главного конвейера — скорость его регулируется: в начале работы она относительно мала, зат ем повышается до максимума, а ккон ­ цу смены понижается. Такая организация труда заслужила хорошие отзывы как рабочих, так и администрации. Конечно, на человека, являющегося, говоря языком специалиста, очень сложной самонастраивающейся системой, не могут не влиять такие его внутренние качества, как воля, самообладание, целеустремленность и т. п. Но не испытывайте судьбу! Помните, что ваша надежность не безгранична. С. САТАНОВСКИЙ, кандидат технических наук•^мЬшь.—£3^±-мяаншь«МНННЬMBlfnWiMBMMhhмпЗнЬ»иНШНШ» ^-£ХЛ.мЯНПВьмЯШНШв, Я^^НШьвложения на развитие улично-дорожной сети города. ФРГ. Жертвами автомобильных катастроф на дорогах Западной Германии в 1973 году стали 16'295 человек — на 13 процентов меньше по сравнению с 1972 годом. Сокращение числа смертельных случаев объясняется, по мнению специалистов федерального статистического бюро, более суровым наказанием водителей за употребление спиртных напитков и введением ограничений скорости движения в связи с энергетическим кризисом. ШВЕЦИЯ. Каждого, кто хочет получить водительские права, медики будут обследовать с особой тщательностью, если его собственный вес на десять и более процентов превышает норму. Дело в том, что шведские ученые нашли у таких людей замедленную реакцию по сравнению с людьми обычного веса. В будущем ожидается и принятие закона, запрещающего курение за рулем. Установлено, что курение многократно увеличивает число Дорожных происшествий. ЯПОНИЯ. В полицейском управлении Токио создан новый центр по контролю за уличным движением. Каждые пять минутсветовые сигналы показывают на огромной схеме транспортную обстановку на 158 главных улицах и 316 перекрестках. Электронно-вычислительные машины быстро обрабатывают всю информацию, которая поступает от 2 тысяч датчиков, и автоматически меняют режим работы 1500 уличных светофоров. Сооружение нового центра в Токио было вызвано тем, что два с половиной миллиона автомобилей, насчитывающихся в японской столице, в часы «пик» фактически полностью закупоривают транспортные артерии города. ЯПОНИЯ. В стране растет удельный вес автомобильных перевозок. Три года назад автомобиль занял первое место по грузообороту, опередив все другие виды транспорта. Сеть распределительных погрузочно-разгрузочных станций, управляемых в централизованном порядке, обеспечивает эффективность перевозок. Ежегодно каждая из таких станций обслуживает в среднем свыше 12 тысяч машин. Однако увеличение общего количества автомобилей в стране снижает среднюю скорость движения грузового транспорта. За последние пять лет она уменьшилась на 6 процентов. 25