Правилаи безопасность движенияЕсли ваш путь пересекает железная дорога, то останавливаться и стоять на самом переезде, разумеется, нельзя. За ним или перед ним остановка разрешена на любом расстоянии, а стоянка — только в 100 метрах. На пересечениях автомобильных дорог действует иное правило: в 5 метрах от края пересекаемых проезжих частей перекрестка мож ­ но останавливаться на любое время, а за разделительной полосой или сплошной линией разметки против бокового проезда на трехстороннем перекрестке — так и без ограничения расстояния. Перед пешеходным переходом та же 5-метровая запретная зона, за ним — можно остановиться и стоять хоть вплотную. Из-за ограниченной, как правило, видимости, а порой и сужений проезжей части нельзя даже останавливаться, не только что стоять, в тоннелях, под мостами, путепроводами и эстакадами (речь идет об остановке на проезжей части, а не на специальной площадке). Заметим попутно, что видимость, как минимум, на 100 метров в каждом направлении — необходимое условие при стоянке вблизи крутых поворотов и переломов продольного профиля дорог вне населенных пунктов. У маршрутных остановок трамвая, троллейбуса и автобуса, а также стоянок такси другим водителям надо останавливаться так, чтобы не мешать ни самим транспортным средствам общего пользования, ни их пассажирам. Правила определяют здесь такой порядок: дальше 15 метров в обе стороны от указателя таких остановок можно стоять любое время, ближе — только до тех пор, пока это не помеха подъезжающим или отъезжающим троллейбусам, автобусам, таксомоторам. У трамвая положение иное, но и ему эта 30-метровая зона на стороне остановки нужна: чтобы пассажиры могли без помех добраться до посадочной площадки или с нее на тротуар, Все сказанное имеет силу, если зона остановки или стоянки не обозначена специальной разметкой. В противном случае надо руководствоваться разметкой, даже если до указателя маршрутной остановки есть положенные 15 метров. Наконец, могут сложиться ситуации, когда стоящая машина «создает препятствие для движения других транспортных средств». Скажем, на узких дорогах промежуток между транспортными средствами, если они находятся друг против друга на противоположных сторонах проезжей части, может оказаться недостаточным для проезда или встречного разъезда других. В таких местах тому из двух водителей, кто подъехал позже, остановиться можно, но стоять нельзя. Если остановка транспортного средства вынужденная и машина не может подъехать к тротуару или краю дороги, на расстоянии 25—30 метров позади нее надо выставить знак аварийной остановки -или мигающий красный фонарь. Так же надо поступать, если транспортное средство остановилось в туннеле, под мостом, путепроводом, эстакадой (хотя бы иу края дороги) или не может быть замечено своевременно по каким-то другим причинам.©CTAHOIKA Ш СТОЯНКАИллюстрации к статье — на стр. 30—31Заблуждается тот, кто думает, будто нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств не влекут за собой последствий столь же опасных, а порой и непоправимых, как, скажем, пренебрежение порядком проезда перекрестков или обгона. Сколько тяжелейших аварий знает статистика дорожных происшествий, аварий, слу.чившихся только потому, что один водитель вдруг прекращал движение, не просигналив о своих намерениях, как положено, окружающим, другой оставлял машину на проезжей части дороги вместо того, чтобы убрать ее на обочину, затруднял разъезд встречных водителей, третий выбирал место для остановки без учета видимости, вынуждая проезжающих резко менять курс, и так далее, и тому подобное. Мы не говорим уж о том, что выполнение всех требований Правил дорожного движения в отношении остановки и стоянки обеспечивает определенные удобства в езде, можно сказать, комфорт, а это тоже не пустяк. Что же это за требования? Если вы начнете вспоминать сразу же места, где можно и где нельзя останавливаться транспортным средствам, то ответите только на часть вопроса, и порой не самую главную. Ибо многие неприятности на дорогах происходят не от того, здесь или там останавливается водитель, а потому, как он это делает. Не случайно раздел Правил, о котором идет речь, открывается словами «Перед остановкой транспортного средства водитель обязан...» Подчеркиваем: перед остановкой! Правило первое: перед остановкой надо подать предупредительный сигнал. И заблаговременно. Пусть вы еще не выбрали место, только ищете его, включайте указатель — и тогда никто из водителей и пешеходов не будет иметь к вам никаких претензий. Всем будет ясно, что вы собираетесь делать, почему снижаете скорость. Только досаду и раздражение вызывает водитель, который, не подавая никаких сигналов, тянется по краю дороги, и не поймешь, что ему надо: то ли остановится, то ли развернется, то ли он дальше поедет... Вот почему предупредительный сигнал совершенно необходим. Затем внимательно оглядитесь. Мы не говорим: посмотрите в зеркало заднего вида. Потому что этого мало, у зеркала 28 есть и слепые зоны. Оглядитесь и пропустите тех, кто, двигаясь прямо по соседнему ряду, находится в непосредственной близости. Притом речь идет не только о проезжей части дороги. Ведь гужевые повозки, мопеды, велосипеды могут ехать и по обочинам. Тан что, сворачивая на обочину, надо уступить им дорогу. А на обочину, если она есть, надо съезжать обязательно. Д аже при кратковременной остановке. У края проезжей части можно останавливаться только тогда, когда обочин у дороги нет. Но не забудьте, что и обочины автомобильных дорог вне населенных пунктов не предназначены для длительных, многочасовых стоянок. В таких случаях надо отводить транспортное средство на специальную площадку, а при отсутствии такой — за пределы дороги. При остановке и стоянке на проезжей части полагается выстраивать транспортные средства в один ряд параллельно тротуару или краю дороги. Исключение сделано только для двухколесных транспортных средств без колясок: мотоциклы, мопеды и велосипеды можно ставить в два ряда. Под углом к краю проезжей части транспортное средство может находиться только тогда, когда это не затрудняет движение другим, то есть, как минимум, на двухполосных в каждом направлении дорогах. И последнее в разговоре о том, как надо останавливаться. Покидая место водителя или оставляя транспортное средство даже на короткий срок, затяните ручной тормоз и заприте двери машины. Это обязательные меры против самопроизвольного ее движения и возможных попыток угона. Вот теперь позволительно переменить тему и перейти к тому, где можно и где нельзя останавливаться на дороге. Прежде всего, надо запомнить, что вне населенных пунктов остановка и стоянка разрешены только на правой по ходу вашего движения стороне дороги. Стоянка ив населенных пунктах допускается только справа, остановка же иногда разрешена и на левой стороне, а точнее в двух случаях — на дорогах одностороннего движения, когда тротуар есть ис левой стороны, и на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении, когда посредине нет трамвайных путей.