СтраничкаВ этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит ЯВА-350 модели «634-01». Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 11) и «Чехословацкое мотор-ревю». Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников! Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.мотоциклистаЗНАКОМЬТЕСЬ:для труднейших шестидневных мотосо ревнований. Рама модели «634» — закрытая, сдвоенного типа, выполнена из труб круглого сечения. В ней преду смотрена широкаяопора для задней ма ятниковой вилки, т акже сделанной из труб круглого сечения иимеющейповы шенный запас прочности. Сочетание но вых рамы и задней вилки представляет собой жесткую пространственную конструкцию, повышающую надежность мо тоцикла в тяжелых условиях — п режде всего при ездесбоковымприцепом на плохих дорогах. О дновременно эти из менения положительно сказываются и на эксплуатации мотоцикла-одиночки, о со б енно на его устойчивости при больших скоростях, п рохождении поворотов, движении по скользкимдорогам , на волнистом покрытии . Передняя вилка почти без изменений заимствована упрежних моделей. Задние подвески незначительно измененыс учетом конструктивных особенностей но вой рамыи задней вилки. Новый мотоцикл имеет барабанные тормозадиаметром 160 мм. На перед н ем колесе применена двухкулачковая конструкция , существенно повышающая эффективность торможения . Усовершенствованию подвергся при вод тормоза заднего колеса. Теперь усилие от педали через валик, п роходящий сквозь ось задней вилки, передается на левую сторону, а затем, к ороткимтро с ом — на рычаг тормоза . Силы трения в приводе уменьшились, и тормоз стал эффективнее. Колеса нового мотоциклаимеютободи шины увеличенного до 18 дюймов диаметра, у жепроверенныеихорошо себя зарекомендовавшие на ряде моделей, в том числе «ЯВА-Калифорниан-IV». На пер еднем колесе шина размером 3,25—18 с «направляющим» р исункомпротекто ра, на заднем — 3,50—18 с «универсальным» р исунком . У модели «634-01» открытый руль нес колько больших размеров , ч ему типа «360-00», п ричем рычаги сцепления и пер еднеготормоза выполнены с утолщениями на концах.овая машина разрабатывалась сучетомогромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом , для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежно сти двигателей мотоциклы ЯВА забрались ив такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ибездо р ожье Сибири и Севера, и жаркие пески пустынь, и каменистые горныетропы . Жизнь есть жизнь . С ней надо считаться. И надо было изменить некоторыеуз лы, чтобы лучше приспособить мотоцик лы к эксплуатации в таких районах. М но голетняя работа в этом направлении привела ксозданию новой модели мо тоцикла ЯВА-350. Изменения коснулись, естественно, в первую очередь ходовой части. С нее и начнем."ЙДВИГАТЕЛЬМ ощность возросла с 18 (у модели «360-00») д о 22 л. с. б ез увеличения мак симального числа оборотов . Это очень важно для дорожного мотоцикла, исп ользуемогов самых разнообразных, в том числе довольно тяжелых, условиях. Способность двигателя обеспечивать до статочное тяговое усилие при низких и средних оборотах позволяет режепере ключать передачи в случае ухудшения условий движения . Именно эта черта «характера» отличает дорожный двигатель от гоночногои обеспечивает удобство его эксплуатации. Новый двигатель при тщательной ре гулировке позволяет пользоваться бен з ином А-76, к оторый практически есть на всех АЗС . В случаях, к огда водитель предъявляет к двигателю особо высокие требования, например на соревнованиях, при движениисбольшойнагрузкой , л уч шие результаты даст применение бензи на с более высокимоктановымчислом (АИ-93 или смесь сним ) . П ри конструировании двигателя было принято оптимальное решение, п редус -ХОДОВАЯ ЧАСТЬПри разработке рамы за основу была принята конструкция отлично зарекомендовавших себя ЯВ, предназначенных Страничкамотоциклистаж ухов позволяет легко контролировать натяжение цепи без их разъединения, снятия каких-либо крышеки т. п.НОВАЯ ЯВАматривавшее, с одной стороны, заимствование лучших узлов от прежних моде лей, с другой — обеспечение достаточно благоприятных характеристик иповы шение надежности. Поэтому в .конструкции нового мотора многообщегосего предшественниками. В то жевремя , в связи с повышенной мощностьюиизме ненной рамой новый двигатель имеет существенные отличия. Внешние: увеличенное оребрение цилиндров и их головок, улучшающее охлаждение; новая «архитектура» картера; более жесткое , п рост ранственное крепление задней части. Внутренние, связанные с повышением над ежности двигателя: игольчатые подшип ники какв нижних, так ив верхних го ловках шатунов, увеличенный до 16 мм диаметр поршневых пальцев, шприцевал смазка среднегоопорного подшипника кривошипа, двухрядная цепь для пере дачи крутящего момента к сцеплению. Ф рикционные накладки дисков сцепления теперь выполнены изнесгорающего материала и более долговечны. С целью повысить долговечность существенно изменена конструкциякороб ки передач. Здесь главным можно считать применение сегментных кулачков на торцах шестерен второй и третьей пере дач. Зубья стали прочнее. О порой втор ичного вала (шестерни со ступицей) т е перь служит двухрядный шарикоподшип ник. ше 400 километров. В городских условиях, во всех случаях принеравномерном движении расход топлива, естественно, н есколько возрастет. Э тому способствует также всякое повышение сил сопро тивления движению — например, при ездесбоковымприцепом , на крутых затяжных подъемах, п ри сильном встречн ом ветре. Важнейшим элементом системы питания является карбюратор . Это отлично зарекомендовавший себя на прежних моделях ЯВЫ карбюратор 2926 СБДб . Воздух внего поступает из очистителя, объединенного с глушителем шума впуска. Новая егоконструкцияпривысокой эффективности шумоглушения оказывает значительно меньшее сопротивление по т оку воздуха, поэтому жиклерыкарбю ратора имеют соответственно увеличенн уюпропускную способность ( п роизво дительность) п о сравнению со старыми.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕНа мотоциклах ЯВА-350 типа 634-01 установлен 6-вольтовый генератор на 75 вт. Он мощнее ( п ри сохранении размеров) благодаря усовершенствованию констр укции , использованию лучших материалов. Д ля повышения надежности релерегулятор, теперь двухъякорный, п оме щ енв более «прохладное» место, п од седло. Новый генератор дал возможность ставить переднюю фару с главной лампой мощностью 35 вт/35 вт и увеличенным (диаметром 160 мм ) о птическим элем ентом . М отоцикл оснащается указателями поворота ПАЛс достаточно мощ ными лампами — 15 вт. А ккумуляторная батарея, установленная под седлом, полностью загерметизи рована, вредные испарения из нее отводятся через специальный вентиляционный шланг подмотоцикл . Емкость батар еи — 14 а-ч. Важно напомнить тем, кто собирается приобрести новый мотоцикл , что батарея на нем присоединяется «минусом» к массе. М ы надеемся, что новая машина будет пользоваться у мотолюбителей такой же популярностью, к акипрежние ЯВЫ.СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧАС целью получить оптимальное пере даточное отношение безчрезмерно г о повышения нагрузок на детали си ловой передачи увеличены размерыве д ущейиведомойзвездочек вторичной (задней) передачи соответственно до 18 и 52 зубьев. Цепь, состоящая теперь из 128 звеньев, полностью закрыта пылен епроницаемымкожухом , что особенноважнопри эксплуатации мотоцикла в сельской местности. Эластичные резиновые чехлы кожуха заполнены консистентной смазкой , с о д ержащей графит. О дновременно они служат как весьма эффективные гасители колебаний цепи, что также повышает ее долговечность. Новая конструкцияко СИСТЕМА ПИТАНИЯБак вмещает 16,2 л, что при расходе 4 л/100 км , о твечающем скорости 80 км/час мотоцикла-одиночки, позволяет проехать по шоссе без заправки свыДвигатель: 1 — картер; -2 — коленчатый вал: 3 — генератор; 4 — двухрядный шарикоподшипник вторичного вала коробки передач: 5 — механизм выключения сцепления; 6 — ведущая звездочка вторичной передачи; 7 — кожух цепной передачи: 8 — правая крышка картера; 9 — пресс-масленка для смазки среднего подшипника коленчатого вала; 10 — ведущая звездочка первичной передачи; 11 — двухрядная цепь первичной передачи; 12 • муфта сцепления; — 13 — первичный вал коробки передач; 14 — левая крышка картера.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАДвигатель — двухтактный, двухцилиндровый. воздушного охлаждения; диаметр цилиндра — 58 мм, ход поршня — 65 мм, рабочий объем — 343.5 см 3 , степень сжатия 9,2. наибольшая мощность при 5000 об/мин —- 22 л. с : наибольший крутящий момент при 4200 об/мин — 3,2 кгм. Максимальная скорость — 120130 км/час; преодолеваемый подъем (только с водителем) — 72%. Сухой вес155 кг. грузоподъемность — 180 кг. Ход вилки переднего колеса — 150 мм, заднего — 90 мм. Генератор — 6 в, 75 вт; емкость аккумуляторной батареи 14 а-ч. Шины — спереди 3,25—18, сзади 3,5018. 2* 11