10
11
СтраничкаВ этом году на смену популярным в СССР мотоциклам ЯВА-250 и ЯВА-350 моделей «559-07» и «360-00» приходит ЯВА-350 модели «634-01». Мотолюбители уже знают об этом новом мотоцикле из статей, публиковавшихся в журналах «За рулем» (1973, № 11) и «Чехословацкое мотор-ревю». Чем же этот мотоцикл отличается от своих предшественников! Об этом мы попросили рассказать представителя внешнеторгового объединения «Мотоков» Яна БУЗЕКА.мотоциклистаЗНАКОМЬТЕСЬ:для труднейших шестидневных мотосо ­ ревнований. Рама модели «634» — закрытая, сдвоенного типа, выполнена из труб круглого сечения. В ней преду ­ смотрена широкаяопора для задней ма ­ ятниковой вилки, т акже сделанной из труб круглого сечения иимеющейповы ­ шенный запас прочности. Сочетание но ­ вых рамы и задней вилки представляет собой жесткую пространственную конструкцию, повышающую надежность мо ­ тоцикла в тяжелых условиях — п режде всего при ездесбоковымприцепом на плохих дорогах. О дновременно эти из ­ менения положительно сказываются и на эксплуатации мотоцикла-одиночки, о со ­ б енно на его устойчивости при больших скоростях, п рохождении поворотов, движении по скользкимдорогам , на волнистом покрытии . Передняя вилка почти без изменений заимствована упрежних моделей. Задние подвески незначительно измененыс учетом конструктивных особенностей но ­ вой рамыи задней вилки. Новый мотоцикл имеет барабанные тормозадиаметром 160 мм. На перед ­ н ем колесе применена двухкулачковая конструкция , существенно повышающая эффективность торможения . Усовершенствованию подвергся при ­ вод тормоза заднего колеса. Теперь усилие от педали через валик, п роходящий сквозь ось задней вилки, передается на левую сторону, а затем, к ороткимтро ­ с ом — на рычаг тормоза . Силы трения в приводе уменьшились, и тормоз стал эффективнее. Колеса нового мотоциклаимеютободи шины увеличенного до 18 дюймов диаметра, у жепроверенныеихорошо себя зарекомендовавшие на ряде моделей, в том числе «ЯВА-Калифорниан-IV». На пер еднем колесе шина размером 3,25—18 с «направляющим» р исункомпротекто ­ ра, на заднем — 3,50—18 с «универсальным» р исунком . У модели «634-01» открытый руль нес колько больших размеров , ч ему типа «360-00», п ричем рычаги сцепления и пер еднеготормоза выполнены с утолщениями на концах.овая машина разрабатывалась сучетомогромного опыта, накопленного при эксплуатации мотоциклов ЯВА, которых в СССР к настоящему времени поставлено почти миллион. Следует отметить, что эти мотоциклы предназначались, главным образом , для работы на дорогах достаточно высокого качества. Тем не менее, как известно, благодаря прежде всего исключительной надежно ­ сти двигателей мотоциклы ЯВА забрались ив такие районы вашей необъятной страны, на которые они, по существу, не были рассчитаны: это ибездо ­ р ожье Сибири и Севера, и жаркие пески пустынь, и каменистые горныетропы . Жизнь есть жизнь . С ней надо считаться. И надо было изменить некоторыеуз ­ лы, чтобы лучше приспособить мотоцик ­ лы к эксплуатации в таких районах. М но ­ голетняя работа в этом направлении привела ксозданию новой модели мо ­ тоцикла ЯВА-350. Изменения коснулись, естественно, в первую очередь ходовой части. С нее и начнем."ЙДВИГАТЕЛЬМ ощность возросла с 18 (у модели «360-00») д о 22 л. с. б ез увеличения мак ­ симального числа оборотов . Это очень важно для дорожного мотоцикла, исп ользуемогов самых разнообразных, в том числе довольно тяжелых, условиях. Способность двигателя обеспечивать до ­ статочное тяговое усилие при низких и средних оборотах позволяет режепере ­ ключать передачи в случае ухудшения условий движения . Именно эта черта «характера» отличает дорожный двигатель от гоночногои обеспечивает удобство его эксплуатации. Новый двигатель при тщательной ре ­ гулировке позволяет пользоваться бен ­ з ином А-76, к оторый практически есть на всех АЗС . В случаях, к огда водитель предъявляет к двигателю особо высокие требования, например на соревнованиях, при движениисбольшойнагрузкой , л уч ­ шие результаты даст применение бензи ­ на с более высокимоктановымчислом (АИ-93 или смесь сним ) . П ри конструировании двигателя было принято оптимальное решение, п редус -ХОДОВАЯ ЧАСТЬПри разработке рамы за основу была принята конструкция отлично зарекомендовавших себя ЯВ, предназначенных Страничкамотоциклистаж ухов позволяет легко контролировать натяжение цепи без их разъединения, снятия каких-либо крышеки т. п.НОВАЯ ЯВАматривавшее, с одной стороны, заимствование лучших узлов от прежних моде ­ лей, с другой — обеспечение достаточно благоприятных характеристик иповы ­ шение надежности. Поэтому в .конструкции нового мотора многообщегосего предшественниками. В то жевремя , в связи с повышенной мощностьюиизме ­ ненной рамой новый двигатель имеет существенные отличия. Внешние: увеличенное оребрение цилиндров и их головок, улучшающее охлаждение; новая «архитектура» картера; более жесткое , п рост ­ ранственное крепление задней части. Внутренние, связанные с повышением над ежности двигателя: игольчатые подшип ­ ники какв нижних, так ив верхних го ­ ловках шатунов, увеличенный до 16 мм диаметр поршневых пальцев, шприцевал смазка среднегоопорного подшипника кривошипа, двухрядная цепь для пере ­ дачи крутящего момента к сцеплению. Ф рикционные накладки дисков сцепления теперь выполнены изнесгорающего материала и более долговечны. С целью повысить долговечность существенно изменена конструкциякороб ­ ки передач. Здесь главным можно считать применение сегментных кулачков на торцах шестерен второй и третьей пере ­ дач. Зубья стали прочнее. О порой втор ичного вала (шестерни со ступицей) т е ­ перь служит двухрядный шарикоподшип ­ ник. ше 400 километров. В городских условиях, во всех случаях принеравномерном движении расход топлива, естественно, н есколько возрастет. Э тому способствует также всякое повышение сил сопро ­ тивления движению — например, при ездесбоковымприцепом , на крутых затяжных подъемах, п ри сильном встречн ом ветре. Важнейшим элементом системы питания является карбюратор . Это отлично зарекомендовавший себя на прежних моделях ЯВЫ карбюратор 2926 СБДб . Воздух внего поступает из очистителя, объединенного с глушителем шума впуска. Новая егоконструкцияпривысокой эффективности шумоглушения оказывает значительно меньшее сопротивление по ­ т оку воздуха, поэтому жиклерыкарбю ­ ратора имеют соответственно увеличенн уюпропускную способность ( п роизво ­ дительность) п о сравнению со старыми.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕНа мотоциклах ЯВА-350 типа 634-01 установлен 6-вольтовый генератор на 75 вт. Он мощнее ( п ри сохранении размеров) благодаря усовершенствованию констр укции , использованию лучших материалов. Д ля повышения надежности релерегулятор, теперь двухъякорный, п оме ­ щ енв более «прохладное» место, п од седло. Новый генератор дал возможность ставить переднюю фару с главной лампой мощностью 35 вт/35 вт и увеличенным (диаметром 160 мм ) о птическим элем ентом . М отоцикл оснащается указателями поворота ПАЛс достаточно мощ ­ ными лампами — 15 вт. А ккумуляторная батарея, установленная под седлом, полностью загерметизи ­ рована, вредные испарения из нее отводятся через специальный вентиляционный шланг подмотоцикл . Емкость батар еи — 14 а-ч. Важно напомнить тем, кто собирается приобрести новый мотоцикл , что батарея на нем присоединяется «минусом» к массе. М ы надеемся, что новая машина будет пользоваться у мотолюбителей такой же популярностью, к акипрежние ЯВЫ.СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧАС целью получить оптимальное пере ­ даточное отношение безчрезмерно ­ г о повышения нагрузок на детали си ­ ловой передачи увеличены размерыве ­ д ущейиведомойзвездочек вторичной (задней) передачи соответственно до 18 и 52 зубьев. Цепь, состоящая теперь из 128 звеньев, полностью закрыта пылен епроницаемымкожухом , что особенноважнопри эксплуатации мотоцикла в сельской местности. Эластичные резиновые чехлы кожуха заполнены консистентной смазкой , с о ­ д ержащей графит. О дновременно они служат как весьма эффективные гасители колебаний цепи, что также повышает ее долговечность. Новая конструкцияко ­СИСТЕМА ПИТАНИЯБак вмещает 16,2 л, что при расходе 4 л/100 км , о твечающем скорости 80 км/час мотоцикла-одиночки, позволяет проехать по шоссе без заправки свыДвигатель: 1 — картер; -2 — коленчатый вал: 3 — генератор; 4 — двухрядный шарикоподшипник вторичного вала коробки передач: 5 — механизм выключения сцепления; 6 — ведущая звездочка вторичной передачи; 7 — кожух цепной передачи: 8 — правая крышка картера; 9 — пресс-масленка для смазки среднего подшипника коленчатого вала; 10 — ведущая звездочка первичной передачи; 11 — двухрядная цепь первичной передачи; 12 • муфта сцепления; — 13 — первичный вал коробки передач; 14 — левая крышка картера.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАДвигатель — двухтактный, двухцилиндровый. воздушного охлаждения; диаметр цилиндра — 58 мм, ход поршня — 65 мм, рабочий объем — 343.5 см 3 , степень сжатия 9,2. наибольшая мощность при 5000 об/мин —- 22 л. с : наибольший крутящий момент при 4200 об/мин — 3,2 кгм. Максимальная скорость — 120130 км/час; преодолеваемый подъем (только с водителем) — 72%. Сухой вес155 кг. грузоподъемность — 180 кг. Ход вилки переднего колеса — 150 мм, заднего — 90 мм. Генератор — 6 в, 75 вт; емкость аккумуляторной батареи 14 а-ч. Шины — спереди 3,25—18, сзади 3,5018. 2* 11