14
15
Инженеры отвечают читателямПочему на ВАЗ-2103 такие «легкие» тормоза! Какие конструктивные особенности имеет тормозная система этой модели ВАЗа! Как работает вакуумный усилитель тормозов! — такие вопросы читателей нередки в редакционной почте. Ответить на них мы попросили работников Управления главного конструктора завода В. А. ВЕРШИГОРУ и К. Б. ПЯТКОВА.стями Аи Г. Перемещаясь дальше влево, толкатель отводит поршень 5 от клапана 9, и через зазор между ними воздух по каналу В входит в полость камеры Г. В ней создается атмосферное давление, и разность между ним и разрежением в камере А создает силу, помогающую вам «давить» на тормозную жидкость в главном цилиндре. Если несколько приостановить давление на педаль, не доводя ее «до упора» (рис. 2, позиция III), корпус 22 (см. рис. 1) и прижатый к нему пружиной 17 клапан 9 продвинутся под действием разности, давлений в полостях АиГ несколько дальше, до упора клапана в кромку остановившегося поршня 5. При это/л канал В будет перекрыт, воздух в полость Г перестанет поступать, и тем самым прекратится дальнейшее движение корпуса 22. Если теперь несколько отпустить педаль, поршень 5 отодвинет клапан 9 от корпуса 22, давление в полости Г уменьшится и возвратная пружина 24 со штоком 3 отожмет корпус 22 до соприкосновения с клапаном 9. Если нажать на педаль, детали вновь займут положение «умеренное торможение», описанное выше. При сильном и резком «аварийном» торможении зазор между поршнем 5и клапаном 9 сохраняется, воздух в полость Г продолжает поступать и все сильнее давит через шток и диафрагму на поршни главного тормозного цилиндра. Таким образом, клапан 9, прижимаемый пружиной 17 то к поршню 5, то к корпусу 22, как бы следит за действием педали тормоза, что делает работу усилителя очень гибкой, позволяет тормозить с любой интенсивностью по желанию водителя. И наконец, когда вы полностью сняли ногу с педали и пружина оттянула ее на исходную позицию, толкатель 14 и поршень 5 также возвращаются в положение, изображенное на схеме I (см. рис. 2), перекрывается доступ воздуха в усилитель, в полостях АиГ вновь устанавливается разрежение, и корпус 22 (см. рис. 1) под действием пружины 24 возвращается на место. Если усилитель выйдет из строя (поломка пружин, нарушение уплотнений, деформация клапана и т. п.), то на шток 3 через буфер 21, поршень 5и толкатель 14 будет передаваться только усилие ноги. При этом поршень 5, упираясь в пластину 20 и буфер 21, будет передвигать шток 3 вместе с корпусом 22. Когда усилитель исправен, педаль тормоза очень «легка» и даже для резкого торможения совсем не нужна сила. При нажатии на педаль слышен легкий шум входящего в усилитель воздуха. В случае, если торможение начало требовать усилий, следует обратиться на станцию технического обслуживания. Самому перебирать усилитель не советуем. Правда, одну из операций может выполнить и владелец. Отсоединив толкатель 14, надо снять защитный колпачок 12 с обоймой 13 и заменить воздушный фильтр 15. Иногда засорение этого фильтра выводит усилитель из строя.Тормозная система третьей модели ВАЗа конструктивно немногим отличается от примененной на двух ее предшественницах — ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. Поэтому мы сегодня не будем рассказывать подробно о всей системе тормозов ВАЗ-2103, а остановимся лишь на особенностях. Новинок — три! Главная — вакуумный усилитель. Он намного снижает необходимое для торможения усилие ноги, «подключая» к вашим мышцам силу, создаваемую разностью между атмосферным давлением в одной его камере и разрежением в другой. Устройство усилителя показано на рис. 1. В стальном штампованном корпусе 2, закрытом крышкой 4, размещены пластмассовый корпус 22 клапана, его возвратная пружина 24 и резиновая диафрагме 23, разделяющая усилитель на вакуумную Аи атмосферную Г полости. В корпусе 22 находятся воздушный фильтр 15, толкатель 14 с поршнем 5, резиновым клапаном 9, пружинами 16 и 17 и их опорными чашками 11 и 10. Выступающий из усилителя конец толкателя соединяется с тормозной педалью, а противоположный (с шаровым наконечником) обжат в поршне 5, который фиксируется в корпусе пластиной 20. С противоположной стороны усилителя, там, где к нему крепится главный цилиндр, из корпуса выходит шток 3с регулировочным болтом 28. Перемещаясь, этот шток приводит в действие поршни главного цилиндра. Между штоком 3и поршнем 5 помещен эластичный буфер 21. Очень важная регулировка — зазор между крайней точкой головки регулировочного болта и плоскостью, к которой крепится фланец главного цилиндра. Этот размер должен быть 1,24±0,1 мм. Во втулку 1, вваренную в корпус 2 усилителя, ввернут штуцер 29, к которому присоединен наконечник 30 шланга 32 с клапаном 31. По этому шлангу разрежение передается от впускного коллектора двигателя в вакуумную камеру. Теперь о том, как действует агрегат. Когда двигатель работает, разрежение от впускной трубы передается по шлангу 32 в полость А. Когда нет давления на тормозную педаль (рис. 2, положение I) — полости АиГ сообщаются между собой через канал Б, зазор между седлом и клапаном 9 (см. рис. 1) и канал В. Давление по обе стороны диафрагмы 23 одинаково. При этом поршень 5 прижат к клапану 9 пружиной 17, и воздух не поступает в усилитель. Когда педаль тормоза нажата (рис. 2, позиция II), толкатель 14 (см. рис. 1) перемещается влево вместе с поршнем 5и подвижной частью клапана 9. Он прижимается к своему седлу на корпусе 22 и перекрывает сообщение между поло14Часто причиной неполного растормаживания колес служит отсутствующий или недостаточный свободный ход педели тормоза. Это следствие изменения размера 1,24±0,1, о котором говорилось выше. Любую регулировку, связанную с разборкой усилителя, нужно делать На СТО. Это гарантирует вас от ошибок и огорчений и, возможно, от травм при разборке (пружина 24 разжимает корпус и крышку с усилием 11 кг). Иногда нормальному растормаживанйю препятствует неправильное положение выключателя стоп-сигнала. Если он будет слишком придвинут к педали и даже несколько давить на нее, выбирая свободный ход педали (который должен равняться 3—5 мм), то при работающем двигателе постоянно станет возникать притормаживание, так как клапан 9 перекроет сообщение между полостями Аи Г. Положение выключателя регулируется так: заворачивая гайки крепления, перемещают его от педали, пока не загорится стоп-сигнал. Затем вновь придвигают выключатель к педали, пока стоп-сигнал не погаснет. В этом положении выключатель закрепляют. Еще одно отличие тормозной системы ВАЗ-2103 — сигнализатор недостаточного уровня тормозной жидкости. В наполнительном бачке главного цилиндра предусмотрен специальный' датчик, который включает сигнальную лампу на щитке приборов при падении уровня жидкости ниже допустимого. На горловине корпуса 1 бачка (рис. 3) установлен пластмассовый корпус б контактного устройства с контактами 11 и резиновым отражателем 4, защищающим их от тормозной жидкости. В корпус б вставлена обойма 7с клеммами 10. При этом контакты 11 и клеммы 10 постоянно замкнуты. В центральном «колодце» корпуса б свободно перемещается поПвертикали толкатель 3с поплавком 2 на нижнем и контактом 8 на верхнем конце: При понижении уровня тормозной жидкости поплавок 2 опустится вместе с толкателем 3, контакты 8 замкнут цепь, и на циферблате тахометра загорится тревожный красный глазок. В последней конструкции добавлена кнопка 9 для проверки работы датчика.'При нажатии ее загорается сигнал на щитке приборов. Задние саморегулирующиеся тормоза ВАЗ-2103 отличаются от первой модели креплением тормозных колодок (рис.4). К щиту 2 тормоза приварены оси 10, не которых установлены втулки 8 колодок 5. Колодки поджаты специальными пружинами 9. Ребро колодки 5 зажато пружиной 15 между фрикционными шайбами 7, установленными на свинченных втулках 8и 16. Сила сжатия подобрана так, что колодка может смещаться относительно втулки 8в пределах овального отверстия в ребре под действием поршней тормозных цилиндров, но усилия стяжных пружин 3и 11 недостаточно для преодоления силы трения шайб. Втулки 8 установлены на осях 10 с оп- Инэ/сенеры отвечают читателямРнс. 3. Бачок для тормозной жидкости: 1 — корпус бачка; 2 — поплавок; 3 — толкатель; 4 — отражатель; 5 — зажимное кольцо; 6 — корпус контактного устройства; 7 — обойма клеммного устройства; 8 — подвижный контакт; 9 — кнопка; 10 — клемма; 11 — неподвижный контакт; 12 — уплотнитель.ределенным зазором, в пределах которого и перемещаются колодки, прижимаясь к барабанам при торможении и возвращаясь под действием пружин при растормаживании. Когда накладки износятся до определённой величины и увеличится зазор между ними и барабаном, давление тормозной жидкости через поршни несколько поворачивает колодки во фрикционных шайбах, «выбирая» образовавшийся «лишний» зазор и обеспечивая «свободу» колодки лишь в нужных пределах, то есть на величину зазора между втулкой 8и осью 10. Такая конструкция обеспечивает автоматическую регулировку задних тормозов ВАЗ-2103. Требуется лишь следить за натяжением троса ручного тормоза. Эта регулировка проводится так же, как и на ВАЗ-2101 и ВАЗ2102. На всякий случай напоминаем, что полная затяжка ручного тормоза должна происходить не менее чем. при пятишести «щелчках» фиксатора.к. пятков,г. Тольятти В. ВЕРШИГОРА, инженеры:Рис. 1. Вакуумный усилитель тормозов: А <*- вакуумная полость; В — канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана; В — канал, соединяющий внутреннюю полость клапана с атмосферной полостью; Г — атмосферная полость; 1 — втулка штуцера вакуумного шланга; 2 — корпус усилителя; 3 — шток; 4 — крышка; 5,— поршень; 6 — болт крепления усилителя; 7 — дистанционное кольцо; 8 — опорная чашка пружины клапана; 9 — клапан; 10 — опорная чашка пружины; 11 — опорКая чашка возвратной пружины; 12 — защитный колпачок; 13 г- обойма защитного колпачка; 14 — толкатель; 15 — воздушный фильтр; 16 — возвратная пружина клапана; 17 — пружина клапана; 18 — манжета корпуса клапана;' 19 — стопорное кольцо уплотнителя; 20 — упорная пластина; 21 — буфер; 22 — корпус клапана; 23 — диафрагма; 24 — возвратная пружина корпуса клапана; 25 — уплотнитель штока; 26 — болт крепления главного цилиндра; 27 — обойма уплотнителя штока; 28 — регулировочный болт; 29 — штуцер; 30 — наконечник шланга; 31 — клапан; 32 — шланг. 2 3Ч . 52524232221 20/* 15 IBРис. 2. Схема работы вакуумного усилителя: I — педаль отпущена; II — педаль нажимается; III — нажатие на педаль приостановлено.Рис. 4. Задний тормоз: 1 — рычаг ручного привода колодок; 2 — щит; 3 — стяжная пружина; 4 — колесный цилиндр; 5 — колодка; 6 — разжимная планка; 7 — фрикционная шайба; 8 — втулка; 9 — направляющая пружина; 10 — ось; 11 — стяжная пружина; 12 — пружина троса ручного привода; 13 — наконечник троса ручного привода; 14 — опорная чашка пружины; 15 — пружина; 16 — втулка пружины.IS