Ктовиноват?быть, тормозить надо обязательно. А сворачивать? Как дополнительная мера такой маневр возможен. Помня о том, что нарушитель в последний момент пытается занять свою полосу движения, надо немедленно принять вправо и остановиться, а если это сразу сделать невозможно из-за сложной дорожной обстановки или погодных условий — стараться держаться как можно правее, тормозя двигателем. Если и это не спасает, можно уйти на обочину и даже в кювет. Увы, как показывает практика, водитель, движущийся с соблюдением Правил, часто начинает маневр влево, когда у нарушителя еще имеется возможность вернуться на свою сторону движения. Но автор письма ставит вопрос в другой плоскости. Его интересует: может ли водитель, избегая неминуемого столкновения, свернуть влево? В состоянии крайней необходимости может. Для расшифровки этого известного правового понятия обратимся к Закону. Действительно, статья 14 Уголовного Кодекса РСФСР и аналогичные статьи Уголовных Кодексов других союзных республик не считают преступлением действия, которые, хотя и идут вразрез с принятыми нормами и правилами, но совершены в состоянии крайней необходимости, когда существовавшая опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Вот два примера, иллюстрирующие это положение. Водитель бензовоза с полностью заправленной цистернойКОГДА НЕТ ИНОГО ВЫХОДАОб этой аварии на дороге Сумы — Ровно рассказал в своем письме В. Вышинский. Перед водителем автобуса на левой стороне проезжей части вдруг оказалась идущая навстречу «Волга». Шофер ЛАЗа, избегая лобового удара, решил свернуть влево, однако водитель «Волги» в последний момент попытался вернуться на свою полосу движения. Машины столкнулись. Автор письма просит объяснить, имел ли право водитель автобуса на такой маневр. В некоторых пособиях по правилам движения его считают недопустимым при любых обстоятельствах. Но как быть, если вправо деваться некуда и столкновение становится неизбежным? Дорожно-транспортные происшествия, подобные описанному, явление нередкое, и почти в каждом из них нарушитель, даже если он заснул за рулем или был сильно пьян, пытается в последний момент занять свою сторону дороги. По другим причинам столкновений на полосе встречного движения почти не бывает, а если они и случаются, то в основном из-за неисправностей машин или в результате неумелых, неправильных приемов управления при плохой погоде. Итак, как подсказывает статистика происшествий, в большинстве случаев водитель, по вине которого возникла опасность столкновения, в последний момент все же свернет вправо. Поэтому в описанной ситуации рекомендация тормозить, оставаясь на своей полосе движения или сворачивая вправо, правильна. И Правила дорожного движения другого выхода не подсказывают. Пункт 78 требует от водителей вести транспортное средство ближе к правому краю проезжей части, а пункт 4 запрещает двигаться по левой стороне. Но все-таки: как действовать тому, кто ведет машину с соблюдением Правил, при угрозе столкновения? Можно ли выезжать на сторону встречного движения? Обратимся вновь к Правилам. Во второй части пункта 73 говорится, что «Водитель должен принять меры к снижению скорости или остановке перед любым препятствием, которое он должен был и мог предвидеть». Таким препятствием становится любая машина, идущая в нарушение Правил навстречу вам по вашей полосе движения. Стало"™3**о^™о* ^ ^ ^ * о **о^^*о* ^ ™ ^ ^ * ' о * - " '^ ^ ™ 8 * *о^^о*^^^Чз**о^^о* ^ ^ ^ о * т ^ " 3 *всего светаВЕНГРИЯ. К 30 тысячам километров автострад в течение ближайших лет прибавится еще 500 километров. Первым начнет строиться отрезок, ведущий от Дьера через Будапешт, Кечкемет и Сегед к границе с Югославией. Одновременно развернутся работы и на международной автостраде между Мишкольцем, Будапештом и Секешфехерваром. ВЕНГРИЯ. Ученый Иштван Эрмени из института скорой медицинской помощи в Будапеште изучает зависимость между солнечной активностью и несчастными случаями на дорогах. За два года он проанализировал около 5,5 тысячи дорожных происшествий и установил, что в период большой солнечной активности число их заметно увеличивается. НУБА. Завершилась перерегистрация государственных и личных автомобилей и замена их номерных знаков. Для облегчения деятельности службы контроля за автомобильным движением номера отдельных провинций получили не только свой буквенный индекс, но и свой цвет. ПОЛЬША. Телевидение стало настоящим помощником варшавской транспортной милиции. На самых оживленных перекрестках польской столицы установлены телекамеры, фиксирующие любое нарушение правил. 26АВСТРИЯ. Здесь создан необычный автомобиль-лаборатория. Он движется по шоссе со скоростью 80 км/час и делает рентгеновские снимки дорожного полотна. Аппаратура не только регистрирует все неровности, трещины и выбоины на поверхности дороги, но, просвечивая асфальтовый или бетонный пласт, показывает состояние нижнего слоя. АНГЛИЯ. Проведены исследования по влиянию на дорожные катастрофы освещения проезжей части. В 46 местах, где интенсивность его увеличили, число аварий уменьшилось в среднем на 61 процент. Для сравнения наблюдение велось и на участках, где уровень освещенности оставался прежним. Число дорожных происшествий на них не сократилось. АНГЛИЯ. Инженер Д. Доусон сконструировал и испытал устройство, предупреждающее водителя о тумане на его пути. Устройство состоит из детектора и приемника. В восьми километрах от зоны тумана на приемнике зажигается желтая лампочка, в трех километрах она начинает мигать красным светом и раздается звуковой сигнал. НИДЕРЛАНДЫ. Градостроители утверждают, что к 2000 году на каждого второго жителя страны будет приходиться автомобиль. Однако уже сегодня каждый день в стране происходит свыше 2000 дорожно-транспортных происшествий, растут ежегодные затраты на борьбу с шумом, загрязнением воздушного бассейна, рек и водоемов. Не случайно предложения специалистов направлены на сокращение использования автомобилей илистроительство автоматизированных автомобильных дорог. Все большую актуальность приобретает проблема стоянок, эффективного использования каждого метра городской земли. Например, разработан проект двухъярусного гаражастоянки под озером Хофвийвер в центральной части Гааги. Авторы этого предложения считают, что строительство такой стоянки позволит сохранить окружающую среду и сделать удобным паркование автомобилей в деловой части города. США. Национальное агентство безопасности движения предупредило владельцев 200 тысяч автомобилей марок «Шевроле» и «Бюик», что в установленных на этих машинах карбюраторах обнаружен дефект, который может привести к самовозгоранию двигателя. Еще 135 тысяч американцев поставлены в известность о неполадках в рулевом управлении купленных ими автомобилей марки «Пннто». США. Специалисты предсказывают в своих прогнозах, что в ближайшие 10 лет при существующих темпах автомобилизации на дорогах Америки погибнет около 600 тысяч человек, 20 миллионов будет ранено, а материальный ущерб превысит 200 миллиардов долларов. Указывается, что наибольший процент среди пострадавших будет приходиться на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Исходя из этих прогнозов, ученые и специалисты в области организации движения транспорта потребовали от правительства проведения срочных организационных и градостроительных мероприятий. Ктоследовал на бензоколонку. На подъеме из-за встречного самосвала на его полосу движения внезапно выехал автобус и полностью занял проезжую часть. Избегая столкновения, водитель бензовоза резко вывернул руль вправо, бензовоз опрокинулся в кювет и загорелся. В другом случае водитель автомобиля с полуприцепом следовал с ценным грузом по спуску. Миновав поворот, он увидел большую группу детей, переходивших дорогу. Предотвращая наезд, водитель нажал на тормозную педаль, но тормоза не сработали. Направив автомобиль в придорожное дерево, водитель предотвратил наезд на детей, но машина опрокинулась, и уникальное оборудование, находившееся в ее кузове, было приведено в негодность. Конечно, государству в обоих случаях был причинен большой ущерб, но предотвращенный вред был бы намного больше причиненного: под угрозой находилась жизнь многих людей, а другого пути предотвратить несчастье у водителей не было. В таких случаях водители освобождаются от уголовной ответственности. Но если будет доказано, что у водителя был другой путь к предотвращению происшествия, то он понесет ответственность по всей строгости Закона . Водитель МАЗа, предотвращая наезд на пешехода, который слева от осевой линии побежал наперерез автомобилю, свернул вправо и выехал на тротуар, где сбил другого пешехода. Человек пол учил телесные повреждения. Казалось бы, водитель МАЗа предотвратил более существенный вред, поскольку наезд на пешехода на проезжей части невиноват?вого столкновения с автомобилем Минабутдинова. Когда расстояние между маш инами сократилось до 20 метров, Минабутдинов резко свернул влево. Чуть позже повернул свой автомобиль направо Степанов. Произошло столкновение, в результате которого «Москвич» был полностью выведен из строя, а пассаж иры получили телесные повреждения. А нализируя это дело, Пленум Верховного Суда СССР пришел к выводу, что Минабутдинов не мог сманеврировать вправо, дорожные условия этого не позволяли. Правда, он мог остановить автомобиль, но расстояние между машинами было настолько незначительным, что это не предотвратило бы лобового столкновения. Т аким образом, Минабутдинов выбрал правильный путь, свернув влево, и тем самым предотвратил более тяжкие последствия, которые могли бы наступить от лобового столкновения автомобилей. Пленум пришел к выводу, что Минабутдинов действовал в состоянии крайней необходимости. Итак, ответ автору письма в редакц ию : водитель транспортного средства, следующий по своей стороне с соблюдением Правил дорожного движения, во избежание лобового (фронтального) столкновения со встречной машиной может прибегнуть к маневру влево, если он не в состоянии избежать аварии уходом вправо или остановкой, а у водителя встречного транспортного средства уже нет возможности занять свою сторону движения . В. П ЕЧЕРСКИИ , старший специалист ВНИИ судебных экспертизминуемо привел бы к смертельному исходу, однако был другой путь: он мог свернуть влево, где в это время не было встречного транспорта. В дорожно-транспортном происшествии, о котором идет речь в письме читателя Вышинского, дело обстоит сложнее. Спору нет : лобовое столкновение намного опаснее столкновения под углом или касательного. Лобовые удары в подавляющем большинстве причиняют гораздо больший ущерб, чем столкновение под углом. Но и по таким дел ам решается вопрос о возможности предотвратить происшествие или его последствия другим путем. Крайней необходимостью в подобных ситуациях судебная практика признает обстановку, когда водитель, н арушивший Правила дорожного движения , уже не успевает вернуться на свою сторону, а у водителя встречной машины нет возможности занять крайнее правое положение и остановиться или съехать на обочину, в кювет (стоящий на проезжей части или на обочине транспорт, скала, обрыв). Пленум Верховного Суда СССР на одном из своих заседаний рассматривал дело Минабутдинова. Б ыло установлено, что по Казанскому тракту навстречу друг другу следовали автомобиль ГАЗ-51, у правляемый водителем Степановым, и «Москвич», которым управлял Минабутдинов. Степанов, грубо наруш ая правила, вел свои автомобиль по левой стороне дороги с большой скоростью ик тому же был пьян. Минабутдинов ехал на «Москвиче» с соблюдением всех требований правил. Т аким образом, Степанов создал угрозу лобо-43*™o*,ow™a*1o^^po*foeeo**о щ ™о*'o^^^o*^•^•o**o™eo*^ • • ^^^i wg*^ ^ • 3 * *o*™o**^^™c^'o^^'o*Ф^^о*ъ^^и*ъ^^*о*ФИНЛЯНДИЯ. За последние 10 лет приблизительно в три раза возросли перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом. Вместе с тем только каждый десятый автомобиль является грузовым. Дальнейшее увеличение парка неразрывно связано со строительством новых дорог. Поэтому государственные органы около 60 процентов капиталовложений на дорожное строительство и эксплуатацию тратят именно на вновь прокладываемые магистрали. ФРАНЦИЯ. Компания «Рено» выпустила опытный образец «безопасного автомобиля». Безопасность водителя и пассажиров обеспечивается благодаря повышению сопротивляемости кузова и шасси ударам и автоматически затягивающимся в момент столкновения ремням безопасности. ФРАНЦИЯ. «Зеленая улица» предоставлена автомобилистам на вступившей в эксплуатацию кольцевой магистрали, опоясывающей Париж. Строительство ее продолжалось 17 лет в связи с тем, что 36 километров ее пролегли по густо населенным районам, а это породило технические и социальные проблемы. На автостраде нет ни одного перекрестка и дорожного знака. ФРГ. Министерство транспорта подсчитало убытки, которые наносит экономике чрезмерное количество легковых автомобилей в стране. Ущерб здоровью людей и их имуществу в результате дорожных происшествий оценивается в 18 миллиардов марок, в 8—10 миллиардов обходятся уличные «пробки». Добавив к этому другие последствия, министр транс-порта Лауритцен пришел к заключению, что общая сумма убытков достигает 30 миллиардов марок в год. ФРГ. На автостраде у Франкфурта-наМайне установлен новый регулировщик движения — автомат «Чарли». Это робот в виде человека на платформе, что позволяет устанавливать его в любом месте на обочине шоссе. Раскрашенный ярко-оранжевой люминесцентной краской, «Чарли» машет флажком, требуя от водителей сбавить скорость. Если же водитель этого не сделает, автомат запишет номер его автомобиля. ШВЕЙЦАРИЯ. Разработано приспособление, которое предупреждает водителей о превышении скорости. Оно напоминает автомобильный радиоприемник. Несколько ручек на его шкале позволяют водителю устанавливать аппарат на необходимую скорость. В случае превышения ее раздается звуковой сигнал. Аппарат очень компактен, его монтаж и блокировка со спидометром автомобиля не представляет никаких трудностей. Испытания новых аппаратов прошли успешно. и предполагается наладить их серийное производство. ШВЕЦИЯ. Фирма «Волво» вновь провела исследования по эффективности ремней безопасности. Проанализировано 30 тысяч аварий. При скорости меньше 100 км/час не был отмечен ни один смертельный случай, если водитель и пассажиры пользовались ремнями. И напротив, были зарегистрированы случаи, когда при отсутствии ремней люди погибали даже когда скорость была всего 20 км/час. 27любопытный глухарь. Фото Прессенс бильд—ТАСС