Шаги пятилеткиКамАЗ строится, КамАЗ действуетПервенец КамАЗа — ремонтноинструментальный завод.2Четко обозначились контуры автомобильного завода.3Растут корпуса кузнечного завода. Цех вспомогательного инструмента РИЗа.К рупнейшая стройка страны вступила в свой решающий этап. 13 декабря 1969 года был вынут первый ковш грунта на площадкебудущего автомобильного ги ганта. А сегодня фотокорреспонденты , п риезжающиевНабережные Челны, видят в объективе панораму современного автомобильного комплекса, раскинувшегося на берегу Камы. Рядом скорпуса ми шести заводов вырос такой же совр еменный Автоград — новый город , в котором не было бараков, г ород , в ко т ором основной тип строения — девятиэтажные, как вМоскве , д ома со всеми удобствами. Все это возведено в кратчайшие сроки , воспринимавшиеся еще совсем недавно как «сверхзадача». Много пишут сегодня о темпах КамАЗа , о масштабах КамАЗа , о маши нах КамАЗа . Размах КамАЗа чувствуется ившироком развертывании социали-РИЗ. На строгальном участке цехе приспособлений.вФото А. Ганюшина3 стического соревнования, в ценных начинаниях новаторов, строителей комплекса. Стройка живет в своем, особом измерении. Здесь около двух тысяч бригад. Они приняли высокие социалистические обязательства на четвертый, определяющий год пятилетки и успешно их выполняют. Сложились коллективы, чей труд задает тон всей стройке. Это известные бригады А. Новолодского, Н. Шемякина, В. Деребизова, Р. Сабирзянова, Н. Соловьева, Л. Станкевича, Б. Лопатина. Бригадир монтажников домостроительного комбината Р. С. Салахов избран в 1974 году депутатом Верховного Совета СССР. Это — признание больших заслуг строителей Камского автозавода, которые назвали первого своего кандидата в высший орган власти страны. На объектах КамАЗа сейчас трудится 13 тысяч коммунистов, 32 тысячи комсомольцев. Это душа стройки, ее авангард. Среди них — немало водителей. Сегодня о камском гиганте говорят не только как о стройке: отдельные производства дают уже продукцию. К маю первенец КамАЗа — ремонтно-инструментальный завод — изготовил ее на миллионы рублей. Предстоит в короткий срок освоить мощности РИЗа, чтобы обеспечить комплекс всеми необходимыми инструментами и нестандартным оборудованием. Сейчас на КамАЗе ведутся строительно-монтажные работы, развернулись монтаж и наладка технологического оборудования. Большие задачи стоят и перед предприятиями-поставщиками: они должны своевременно выполнять все заказы завода на оборудование и технологическую оснастку. Параллельно с автомобильным комплексом строятся его смежники. Среди них такой гигант, как шинный завод в Нижнекамске. Недавно сдана в эксплуатацию первая очередь синельниковского рессорного завода. Это своего рода цех КамАЗа. Его проектная производительность — 500 тысяч тонн рессор в год — количество, которое полностью обеспечит камский, а также другие заводы большегрузных автомобилей и тракторную промышленность. Выпуск рессор идет, и они уже получили государственный Знак качества. Поступают в Набережные Челны ценные грузы со многих заводов страны. Поставляется оборудование и из зарубежных стран. Напомним, что проектная мощность камского комплекса — 150 тысяч автомобилей и 250 тысяч дизелей в год. Растет, Каме. хорошеет и новый город наКогда развертывалось строительство КамАЗа, в 1971 году, писатель Григорий Бакланов привел такую цифру: с выходом комплекса на проектную мощность каждые два жителя Набережных Челнов будут выпускать по одному грузовику в год. Первые машины с маркой КамАЗ прошли всесторонние испытания в самых разных условиях. Сейчас один из шести заводов комплекса уже действует, корпуса пяти остальных — приобретают черты завершенности.2*