За нашу Советскую Родину!Смотрмассовости имастерстваЗарулём10 • октябрь • 1974Ежемесячный научно-популярный н спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаСПАРТАКИАДЫВ. СЫСОЕВ Внынешнемгоду был поднят флаг Шестой спартакиады народов СССР. Все больше ширятся ряды ее участников, растет армия значкистов ГТО. Видное место в нынешней спартакиаде за нимает автомотоспорт. Состязания на автомобилях, мотоциклах, картах во многих городахи селах выдвинулись на передний край спортивных событий, стали вряд самых популярных спортивных зрелищ . Весело идружно поют моторы на автомобильных и мотоциклетных трассах — идут соревнования на предпри ятиях и стройках, в колхозах и учебных заведениях. В настоящие праздники спорта .вылились районные игородские спартакиады. А наряду с ними не пре к ращаются общедоступные состязания в низовых коллективах, показательные выступления лучших мастеров вождения автомобилей имотоциклов , товарищ еские встречи команд соседних рай онов, г ородов , п оселков . Д вижутся по дорогам страны мотоэстафеты, автопробеги, посвященные знаменательным событиямвжизнисоветского народа. О собенноторжественно проходили онив ознаменование Праздника Победыи выборов в Верховный Совет СССР. Активно включились в спартакиаду организации ДОСААФУкраины , У збе кистана, Латвии, Эстонии и Башкирии, Астраханской и Ростовской областей, М осквы , Ленинграда, М инска , Тулы, Н о восибирска. К сожалению , пафос спартакиады захватил еще не всех. В Таджикистане, Калмыкии, Кировской, Смоленской и некоторых другихреспубли ках и областях иная картина. Здесь ко митеты оборонного Общества, видимо, рассчитывают ограничить свою роль подготовкой сборных команд , к оторыемогут принести зачетные очки , и не за ботятся о подлинной массовости спартакиадных стартов. А междутемоснов ной смысл спартакиады состоит не втом , чтобы подгроморкестра назвать победителей, расставить команды по своим местам. Спартакиада не только веселый праздник. Это и ударная вахта, черновая напряженная работа на про т яжении длительного времени — от стартов в первичных организациях до всесоюзных финалов. Жизнь показывает, что каждая спартакиада — это своего рода звено многоступенчатой ракеты, несущей со ветский спорт от победык победе, к новым высотам. Что же касается нынешней спартакиады, то она призвана обеспечить особенно большое продвижение нашего спорта вперед . V I Спартакиада, как известно, посвящается 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов , ее девиз — «Готов к труду иобороне СССР», и проводится она взавершаю щие годы девятой пятилетки, за выполнение и перевыполнение заданий кото р ой идет напряженная борьба на всех участках коммунистического строительства. Это комногому обязывает. Главная цель спартакиады, — г ово рится в положении о ней, — состоит в том, чтобы способствовать дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь советских лю дей, обеспечить широкое развертывание физкультурной иоборонно - м ассо вой работы в стране на основе всесою зногофизкультурного комплекса ГТО, улучшить военно-патриотическое воспитание населения, и прежде всего моло д ежи . О дной из задач начавшейся спартакиады является дальнейшее улучшение работы низовых физкультурных кол лективов, укрепление первичных организаций ДОСААФ на предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах, у чреж дениях, учебных заведениях иобщеоб разовательных школах. В спартакиадные годы предстоит многое сделать для то го, чтобы привести в надлежащий по р ядок спортивные базы и трассы, обеспечить клубыи секции необходимымин вентарем иоборудованием . Задачей номер один является массовость. Правда, за последние годы у нас заметно возросло число участвующих в соревнованиях. П о данным ко митетов ДОСААФ, в подавляющем большинстве областей и республик непрерывно увеличивается армия спортсменов-автомобилистов и мотоциклистов, любителей автомобильного моделирования. Число участников соревнований по этим видам спорта со времени первой Всес оюзной спартакиады возросло почти в двадцать раз ив 1973 году приблизи лось к полутора миллионам человек. О днако эта сама по себе внушительная цифра все еще не соответствует по требностям и возможностям нашего времени . Во многих областях иреспуб ликах можно встретить десятки органи заций, к оторые стоят в стороне от автомотоспорта, и среди них — к рупные автохозяйства, автомобильно-дорожные учебные заведения идаже автомотоклубы ДОСААФ . Как ни парадоксаль-ВНОМЕРЕ:Смотр массовости и мастерства Начальная военная подготовка. Изучающим мотоцикл Навстречу 30-летию Победы В обществе «Автомотолюбитель» В организациях ДОСААФ Шаги пятилетни Новости, события, факты Поиски, идеи, разработки В «Клубе «Автолюбитель»: о термостатах «запорожцев», новые товары, советы владельцам ВАЗ-2103 О моторных колясках Читатель критикует Справочная служба К 50-летию советского автомобилестроения Зеленая волна В мире моторов . Спорт Спортивный глобус Советы бывалыхГаревые гонки на ленинградском мототреке — фото В. Галактионова На первой странице облс фотоэтюд С. ВетроваИздательство ДОСААФ. Москва (Ё) «За рулем», 1974 г. Смотр массовости ино, но до последнего времени не втянулись в спортивную жизнь многие спортивно-технические клубы оборонного Общества, созданные в первую очередь для того, чтобы стать опорными пунктами массовой оборонно-спортивной работы на местах. Нерешительно пробивают себе дорогу автомобильный, мотоциклетный и автомодельный спорт на селе. Из спортивного календаря исчезли первенства Вооруженных Сил по автомобильному спорту. В последнее время в ряде мест отмечается сокращение числа технических кружков, в том числе автомодельных, в общеобразовательных школах. Не единичны случаи, когда спортивные автомобили и мотоциклы используются нерационально, а порой просто не по назначению. Конечно, это значительно сужает рамки автомотоспорта, препятствует многим людям осуществить свою мечту: влиться в ряды спортсменов-водителей. Начавшаяся спартакиада должна не просто увеличить во сколько-то раз численность участвующих в автомотосоревнованиях, а обеспечить фактическую массовость в автомотоспорте. Практически это означает, что комитетам ДОСААФ и соответствующим спортивным федерациям следует добиваться, чтобы как минимум каждый водитель имел реальную возможность стать постоянным участником соревнований — стать спортсменом. Конечно, это трудная задача, но она выполнима. Порукой успешному решению ее является, во-первых, то, что сейчас большинство руководителей автотранспортных и ряда других предприятий, комитетов профсоюзов повернулись лицом к автомотоспорту, видят в нем эффективное средство улучшения производственных показателей, повышения дисциплины движения, снижения аварийности на транспорте. Нередко они сами выступают в роли инициаторов и организаторов многих увлекательных спортивных встреч. Поддержать эти начинания, придать им систематический, постоянный характер, сделать достоянием всех организаций — первейший долг комитетов ДОСААФ, спортивных федераций и секций. Во-вторых, за минувшие десять — двенадцать лет у нас сложилась стройная система самых разнообразных автомобильных и мотоциклетных соревнований, включающая более двадцати видов. Они, как говорится, подходят на все случаи жизни. Широкое распространение в низовых коллективах получили скоростное маневрирование, соревнования на экономию горючего, скоростной подъем, мотоэстафеты (в границах района), авторалли выходного дня и т. п. Такие виды соревнований доступны для многих людей, в том числе для начинающих спортсменов, и приемлемы для владельцев собственных автомобилей и мотоциклов, о чем свидетельствует хотя бы опыт организации соревнований на личных мотоциклах на призы журнала «За рулем». Притягательны состязания на картахони широко доступны, довольно просты в организационном плане и обладают еще одним замечательным преимуществом — не требуют дорогостоящей и1мастерстватись. Причем речь идет не только об усилении медицинского контроля, привлечении медицинских работников к повседневной учебно-тренировочной работе, но также ио повышении специальных знаний тренеров и самих гонщиков. Без знания основ физиологии и психологии, без постоянного углубления этих знаний сейчас нельзя рассчитывать на победы в крупных соревнованиях, на стабильные высокие результаты. Неистощимый источник спортивных талантов — школьники, учащиеся производственно-технических училищ и техникумов. Юношеские секции, существующие в некоторых автомотоклубах ДОСААФ, положительно зарекомендовали себя и дали большому спорту немало способных гонщиков. В последние годы в связи с созданием детскоюношеских спортивно-технических школ работа по подготовке резервов стала заметнее, приобретает планомерный характер. Воспитанники ДЮСТШ сравнительно быстрее прогрессируют в росте спортивного мастерства. Особенно этим' отличаются питомцы рижской, вильнюсской, краснодарской школ. Правда, коэффициент полезного действия ДЮСТШ в целом еще невелик, но нет сомнения в том, что в дальнейшем именно они будут основными поставщиками пополнения для сборных команд. Однако это вовсе не значит, что надо ликвидировать детские и юношеские секции при автомотоклубах и спортивно-технических клубах. Задачи вовлечения подростков в занятия автомотоспортом, особенно автомобильным моделизмом, заставляют проявлять беспокойство за судьбу технических кружков при общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах. В связи с тем, что станции .юных техников, Дворцы и Дома пионеров усилили работу по развитию технического творчества, в ряде школ стало сокращаться число технических кружков. Но как бы хорошо ни работали внешкольные учреждения, они никогда не смогут охватить всех ребят, желающих заниматься картингом, изучать мотоцикл, строить модели автомобилей. Особую заботу следует проявить о жизнедеятельности технических кружков в ПТУ. Важной задачей спартакиады является дальнейшее усиление воспитательной работы со спортсменами. Идейная закалка, воспитание моральной устойчивости наших спортсменов всегда шли в ногу с повышением их спортивного мастерства. Особое значение это приобретает сейчас, когда в мире происходит обострение идеологической борьбы. а На знамени нашего физкультурного движения начертаны замечательные слова: готов к труду и обороне. Это означает, что физкультурники и спортсмены должны быть лучшими производственниками на предприятиях ив колхозах, отличниками боевой и политической подготовки в армии. Данные многочисленных социологических исследований убедительно подтверждают, что именно так обстоят дела в нашем спорте. И все же нередко еще приходится сталкиваться с фактами, когда иных молодых людей так захлестывают гонки, сорев-очень нужной народному хозяйству техники, На горизонте появился еще один новый вид — багги. По мнению специалистов, у этих соревнований большая перспектива. Серийная постройка автомобилей типа багги может обеспечить большой скачок в развитии автомобильного спорта. Практика, опыт проведения простейших видов соревнований давно подтвердили их жизненность, и все же многие комитеты ДОСААФ как-то сдержанно и даже недоброжелательно относятся к ним, не уделяют внимания их популяризации. Настоящая массовость в автомотоспорте без доступных, простых соревнований, активного их использования недостижима. Ради роста массовости, наверно, нужно также поменьше вносить академизма в спортивную жизнь низовых коллективов, дать простор самодеятельности, новым начинаниям. И уж совсем ни к чему колировать условия и порядок проведения соревнований всесоюзного масштаба на предприятиях, в колхозах, районе, городе. Массовость в спорте называют стартовой площадкой новых рекордов, чемпионства, высокого спортивного мастерства. Это общеизвестно. Но сама по себе массовость еще не решает задачу мастерства. Чтобы предоставленные ею возможности превратились в действительность, требуется большой, упорный труд как самих спортсменов, так и организаций, заинтересованных в развитии тех или иных видов спорта. Комплекс этих усилий, как известно, довольно-таки широк и многогранен. Рассмотрим лишь отдельные его звенья, и прежде всего те, которые «грают важную роль в подготовке высококвалифицированных спортсменов ив то же время не требуют больших затрат. Не первый год идет разговор о физической закалке, и тем не менее атлетическая подготовка автомобилистов и мотоциклистов в большинстве команд и секций находится на задворках учебно-тренировочной работы. Среди значительной части спортсменов и тренеров до сих пор распространено ошибочное мнение о том, что успехи кроются лишь в технике и умении ею управлять и этого достаточно, чтобы «выскочить» на пьедестал почета без высокого атлетизма. Не случайно поэтому многие гонщики не утруждают себя общефизической подготовкой. Больше того, даже на' иных учебных сборах ей не уделяется нужного внимания. А жизнь, между прочим, показывает, что многие провалы на спортивных трассах кроются в слабой атлетической закалке спортсменов. Во всесоюзных и международных соревнованиях сходы с дистанции нередко объясняются именно этим. Дальнейший рост мастерства все больше и больше нуждается в помощи науки, в первую очередь медицины. Ныне высшие достижения в автомотоспорте, как ив других видах спорта, держатся, можно сказать, на пределе физиологических возможностей человека. Найти резервы повышения работоспособности спортсмена, задействовать их становится все труднее, и без прочного союза с медициной тут просто не обой Смотрнования, что они забывают о своем рабочем месте, об учебе, политическом, культурном росте, а успехи в состязаниях считают своеобразным векселем на праздную жизнь. В среде спортсменов можно встретить и проявление элементов эгоизма, стяжательства, стремления к личному обогащению. Разумеется, такие сорняки в основном произрастают там, где ослаблена воспитательная ра бота, где спортивные руководители те ряют чувство реального, упиваются успехами «звезд». Ослабление внимания к идейной закалке, нравственности спортсменов, например, в Уфе, привело к тому, что даже первоклассные мотогонщики — гордость города оказались нев состоянии удержаться от «соблазнов жизни». Спорт по своей природе располагает большим арсеналом средств воздействия на человека, и потому в наших условиях ондолжен активнее способствовать дальнейшему усилению коммунистического воспитания молодежи, формированию у советских юношей иде вушек лучших черт — трудолюбия, честности, скромности,. чувства собственного достоинства, товарищества, ж ажды знаний. Спорт в нашей стране призван воспитывать такие качества, как преданность идеалам коммунизма, любовь к социалистической Родине, высокое чувство интернационализма. Практически это означает сегодня: каждый спортсмен — отличник производства, мастер спорта — ударник труда. Спартакиада должна серьезным образом улучшить изучение и внедрение передового опыта в жизнь всех спортивных коллективов. У нас есть замечательные образцы работы по развитию автомобильного и мотоциклетного спорта, автомоделизма, за последние годы появилась большая группа хорошо подготовленных, грамотных спортсменов, причем не только в крупных городах, не только на автомобильных и мотоциклетных заводах. Показательно, например, что в списках членов сборных команд страны наряду с москвичами, ленинградцами, рижанами, киевлянами, минчанами фигурируют и представители небольших городов — Кандавы, Л у ховиц, Вятских Полян, Видного, Балаково, Стерлитамака, Подольска, Даугавпилса, Лиепаи. Среди мотобольных команд, выступающих в высшей лиге, коллективы городов районного масштаба — Воэнесенска, Зеленокумска, Н е винномысска, Скуодаса и латвийскогомассовостиимастерствавежского завода «Экранас». Известный раллист неоднократный чемпион СССР А. Карамышев подготовил девять мастеров спорта. Подобных примеров много. Н о нужно, чтобы наставничество стало системой, неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, чтобы опыт старших — и спортивный и нравственный — становился достояние м молодежи. Будет, видимо, правильно, если каждый мастер спорта возьмет шефство хотя бы над одним-двумя юношами, вступающими в большой спорт. Всем, кому приходится иметь дело со спортом, хорошо известно, какую важную роль играют спортивные календари и положения о соревнованиях. К сожалению, к этим документам не всегда проявляется уважительное отношение как со стороны тех, кто утверждает их, так и со стороны тех, кому приходится ими руководствоваться. Организаторы соревнований часто в угоду своим фаворитам вносят в них изменения, в результате чего для большинства участников соревнований создаются до полнительные трудности, нарушается плановость работы многих организаций. Думается, отрицательную роль играет и та непоследовательность, которая проявляется Управлением военно-технической подготовки и спорта ЦКДОСААФв отношении некоторых видов соревнований, например шоссейно-кольцевых мотогонок, шестидневных состязаний мотоциклистов. Ясно, что спартакиада требует значительно расширить и улучшить подготовку тренеров, инструкторов, судей. О на ставит и задачу дальнейшего совершенствования материальной базы, увеличения выпуска и повышения качества спортивной техники. Без этого немыслимо вести разговор о росте массовости и мастерства в автомотоспорте. В этой связи следовало бы ещеиеще раз продумать меры дальнейшего укрепления контактов с нашей автомобильной имо тоциклетной промышленностью, ее заводами, научно-исследовательскими учреждениями. Практика проведения предыдущих спартакиад убеждает, что их задачи ре шаются тем успешнее, чем теснее связь комитетов ДОСААФс профсоюзами, комсомолом, спортивными организациями, органами Министерства обороны, чем активнее и прочнее они опираются на партийное руководство. Не может быть исключением в этом смысле и нынешний главный спортивный смотр и спортивный праздник страны.колхоза «Адажи». Это весьма отрадно. Но е то же время с сожалением приходится отмечать, что опыт этих коллективов и спортсменов еще не стал достоянием всех организаций Общества. Слабо налажена работа по подготовке высококвалифицированных гонщиков в Казахстане, Молдавии, Узбекистане, Хабаровском и Алтайском краях, Одесской, Свердловской, Калининской, Тамбовской, Пермской и других областях. Организации ДОСААФ этих республик и областей давно не делегируют своих представителей в сборные команды страны, плохо справляются с выполнением плана по подготовке мастеров спорта. В ряде мест комитеты ДОСААФ не обладают самыми элементарными навыками в работе, связанной с развитие м автомотоспорта. А некоторые просто страшатся этого, с кажем прямо, сложного для них и хлопотного дела, всячески открещиваются от него. Они были бы рады переложить эту свою кровную заботу на другие плечи. Но их желание не согласуется с требованиями известного постановления ЦККПССи Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года «О состоянии и мерах по улучшению ра боты Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту ( Д ОСААФ СССР)». Отторжение автомотоспорта от оборонного Общества прежде всего серьезно обеднило бы жизнь организаций ДОСААФ , выхолостило бы одно из самых ярких направлений их деятельности. Это, конечно, не значит, что в развитии автомотоспорта на местах комитеты ДОСААФ обязаны действовать в одиночку. Совсем напротив. Они должны активно привлекать комитеты физкультуры и спорта, добровольные спортивные общества, профсоюзы и сообща добиваться подъема спортивной работы. В ходе спартакиады предстоит подготовить много высококвалифицированных спортсменов. Этому в значительной мере способствует наставничество, передача опыта закаленных турнирных бойцов начинающим гонщикам. Советские спортсмены в отличие от буржуаз ных охотно делятся своим мастерством с молодежью, не жалея сил и времени передают ей свои богатые знания и навыки, готовят себе достойную смену. Заслуженный мастер спорта . Л. Потапчик, например, занимается с автогонщиками вильнюсского таксомоторного парка, мастер спорта Э. Рамонас передает свой' опыт мотоциклистам пане-ПОБЕДА СОВЕТСКОГОЭтой радостной вести любители мотоциклетного спорта нашей страны с нетерпением ждали почти девять лет. Да, девять лет, прошедших со времени первой и до недавнего времени последней победы советских спортсменов в чемпионате мира по мотонроссу, наши гонщики штурмовали чемпионсний олимп. И каждый раз успех отворачивался от них. Но вот нанонец победа — долгожданная, убедительная. 26-летний армейский гонщик из Ленинграда Геннадий Моисеев выиграл почетный титул чемпиона мира по мотокроссу в классе 250 см!. Пять месяцев продолжался этот мотоциклетный марафон. Одиннадцать трасс в разных европейских странах стали аренами упорнейшей борьбы за право называться первым кроссменом мира. Геннадий Моисеев или чехословацкий спортсмен Ярослав Фальта? Именно эти двое с самого начала взяли на 1 *МОТОСПОРТАГеннадий Моисеев — чемпион мира по мотокроссусебя главные роли. Наш Моисеев был все время чуть-чуть впереди. Но хватит ли достигнутого преимущества для победы? И вот последний, одиннадцатый этап в Швейцарии дал окончательный ответ — да, советсний гонщик в нынешнем году сильнейший. Талантливый кроссмен Ярослав Фальта уверенно занял второе место. Поздравляя Геннадия Моисеева с замечательной победой, мы называем имена тех. кто в разные годы вел его к этому триумфу. — тренеров Л. Сандлера. К. Демянского, KJ. Трофимца, С. Сергеева и А. Дежинова. Мы поздравляем всех специалистов нашего мотоспорта, воспитавших целую плеяду отличных мастеров. Подробно об итогах чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 см< будет рассказано в следующем номере журнала. 3