34
35
Ш'*6вснова наш "рассказ о тех участниках соревновании, кого принято называть рядовыми мотоциклистами, — о рабочих, колхозниках, техниках, инженерах. Для них мотоцикл — это вполне привычное транспортное средство, а выход на старт состязаний — прежде всего отдых, незабываемые минуты жаркой спортивной борьбы, проверка и совершенствование своего водительского мастерства. Да, снова закрытый парк, где проводят последнюю ночь перед трудным испытанием прошедшие строгий технический осмотр мотоциклы, снова волнения участников и тренеров, спор за минуты и секунды, радость победителей, огорчения проигравших — словом, все, что сопутствует настоящему чемпионату страны. большому спортивному празднику. Мы не раз писали о соревнованиях владельцев личных мотоциклов на призы журнала «За рулем», подчеркивая их ИПЕРВЫЙ ЧЕМПИОНАТ,значимость, роль в спортивной жизни. Но еще никогда эти ставшие уже традиционными Всесоюзные состязания не назывались чемпионатом Советского Союза. Теперь мы с полным правом можем пользоваться этим высоким титулом. Решением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР старты владельцев личных мотоциклов наименованы комплексным мотомногоборьем и получили статут чемпионата страны с вручением победителям и призерам позолоченных серебряных, серебряных и бронзовых медалей. Примечательно, что официальное признание полезности этих соревнований, само рождение нового чемпионата произошло в спартакиадный год. Ведь главная цель нынешней, шестой по счету летней Спартакиады народов СССР — привлечение н спорту и физической культуре миллионов советских людей, особенно молодежи. Недаром девиз этого грандиозного спортивного праздника и смотра — «Готов к труду и обороне СССР». Кому как не владельцам личных мотоциклов, которых в нашей стране насчитываются миллионы, встать в первые ряды тех, для кого спорт станет просто необходимостью, верным помощником в труде и отдыхе. А разве не сродни главному девизу Спартакиады — овладению нормативами комплекса ГТО — программа комплексного многоборья, включающая вождение мотоцикла по пересеченной местности, стрельбу, гранатометание. Вот почему старты владельцев личных мотоциклов занимают особое место среди многочисленных спартакиадных соревнований по военно-техническим видам спорта. Старая истина: нельзя серьезно говорить о привлечении к соревнованиям новых участников, о пропаганде спорта вообще, забывая обстановку, в которой проходит то или иное спортивное мероприятие. Праздничность, приподнятость, наглядность — вот что прежде всего агитирует за спорт. Местом чемпионата по комплексному многоборью был избран городок Рожище в Волынской области. Здесь уже проходили Всесоюзные соревнования. И вот снова, во второй раз мы стали свидетелями, без преувеличения, блестящей организации столь крупной спортивной встречи. Масса зрителей, торжественное открытие состязаний, квалифицированный радиокомментарий — все это придало происходящему ту праздничность, приподнятость, котооые всегда надолго остаются в памяти. Прямо скажем, иным большим городам естьСПОРТ УЧАСТНИКОВ БОЛЬШЕ.Брянск и Вильнюс. Вторые Всероссийские и шестые Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов. Одиннадцать и четырнадцать команд из разных городов и республик страны. Таковы «анкетные данные» двух, ставших уже традиционными встреч юных автомобилистов. И хотя программа автомногоборья осталась почти прежней, нынешние старты не явились простым повторением прошлогодних. Они отличались и тем, что в них принимало участие намного больше дебютантов, чем это бывало раньше, — среди них ребята из Мирного, Алма-Аты, Ростова-на-Дону, Гродно и других городов,— и острой спортивной борьбой, вызванной высокой водительской подготовкой основной массы юных спортсменов. Всесоюзные соревнования, проходившие в Вильнюсе, начались с конкурса по Правилам дорожного движения. Спортсмены трех команд — саратовской детской автомобильной дороги, московского и ленинградского Дворцов пионеров, продемонстрировав отличные знания, не получили ни одного штрафного очка. Для того чтобы определить, кто же завоюет переходящий приз в этом виде программы, судьям пришлось предложить ребятам более сложную задачу — дать правильные ответы на 10 вопросов в карточках, которые работники ГАИ обычно применяют на экзаменах для шоферов-профессионалов. Причем задача осложнялась тем, что времени для обдумывания школьникам отводилось в несколько раз меньше, чем при получении прав на вождение. Но и здесь, несмотря на волнение, боязнь подвести команду, ребята с честью вышли из трудного положения. А саратовцы вновь не получили ни единого штрафного очка. «Одним словом, молодцы!» — так выразили свое глубокое удовлетворение теоретической подготовкой юных автомобилистов строгие судьи — работники ГАИ34Литовской республики. Эту же оценку вполне заслужили многие участники и по другим видам многоборья — стрельбе, автоэстафете и скоростному маневрированию. Зрители аплодировали Тане Митюриной, отличнице учебы девятикласснице из Саратова, когда она вела машину по трассе, четко, уверенно преодолевая одну фигуру за другой. Эта уверенность не покидала ее и тогда, когда приходилось вновь выполнять упражнения, чтобы судьи могли определить, кто же все-таки лучший из спортсменов, показавших одинаковый результат. Высокое мастерство продемонстрировал и другой участник саратовской команды, девятиклассник Виктор Шереметьев. Без единого штрафного очка прошли все испытания десятиклассник из Гродно Анатолий Солома, ученик девятого класса москвич Сергей Кушнарев, десятиклассник ленинградец Дмитрий Бабулин. А разве не заслуживают похвалы те ребята, которые показали результаты несколько ниже лидеров. Итоги, определение призеров венчают всякое спортивное соревнование. Первое место, как ив минувшем году, завоевала команда Саратова. Она увезла с собой не только главный приз журнала «За рулем» за победу в многоборье, но также переходящие кубки Министерства просвещения СССР, министерств автомобильного транспорта РСФСР и БССР за лучшие показатели в скоростном маневрировании и конкурсе по Правилам дорожного движения. Переходящий кубок ЦК ВЛКСМ за победу в автоэстафете завоевали юные автомобилисты московского Дворца пионеров и школьников. Эта команда заняла второе место в многоборье, а третье — спортсмены ленинградского Дворца пионеров. На высшую ступеньку пьедестала почета в личном зачете среди юношей поднялся Д. Бабулин. Среди девушек — Т. Митюрина.На Всероссийских соревнованиях победила команда московской детской автомобильной дороги, второе место заняли спортсмены города Химки Московской области и третье — саратовцы. Среди юношей самые высокие результаты у москвича В. Гусева, а среди девушек — у Т. Митюриной. Эти встречи юных автомобилистов уже позади. И можно без сомнения сказать, что все участники независимо от того, завоевали ли они призовые места или нет, были ли они в числе лидеров или аутсайдеров, возвращались домой с добрым чувством, хорошим настроением, обогащенные спортивным опытом, новыми знакомствами со школьниками других городов. Надолго останутся в памяти у тех, кто был на Всероссийских соревнованиях, волнующие минуты возложения цветов к памятнику Владимиру Ильичу Ленину, памятникам советским воинам и партизанам, воинам-водителям. Участники Всесоюзных соревнований познакомились с достопримечательностями Вильнюса, побывали в гостях у ребят пионерского лагеря автомобилистов республики. И в заключение надо отметить, что и на этот раз была соблюдена одна из самых добрых традиций соревнований юных автомобилистов — встречи прошли на высоком организационном уровне. Заслуга в этом — горкома партии и горисполкома Брянска, областного транспортного управления, Министерства просвещения Литовской ССР, его Центральной станции юных техников, Литовского республиканского спортивно-технического клуба, а также работников ГАИ Брянска и Вильнюса, которые сделали все для того, чтобы соревнования прошли успешно. А. ЛУБЕНСКИИ, спецкор «За рулем»г. Вильнюс ПЕРВЫЕ МЕДАЛИчему поучиться в этом смысле у райцентра. И прежде всего тому, к ак надо использовать подобные соревнования для воспитания у молодежи любви к военнотехническому спорту, желания стать отличным водителем, стрелком, механиком. Большая заслуга в этом и самих участников. Хотя под ними были не сверхмощные спортивные машины, а стандартные «восходы», И Жи , ЯВЫ, они проявили истинный спортивный дух, мастерство и смелость. Любо было глядеть, к ак ловко вели машины по трассе дорожных испытаний А. Размыслович, А. Шейно из Белоруссии, представитель команды Грузии В. Родичев, к ак метко стреляли Д. Шакинис (Литовская ССР), П. Гражданинов (Москва), Э. Добровольские (Латвийская ССР), В. Манукян (Грузинская ССР), к ак не терялись в трудные минуты на дополнительных штрафных кругах ребята из Туркмении и Узбекистана. Здесь, на трассе комплексного многоборья победа, успех добывались не меньшей, а порой и большей ценой, чем на других чемпионатах по мотоспорту. Обилие наград ждало победителей. По традиции редакция журнала «За рулем» вручила переходящий приз команде-победительнице и памятные кубки всем командам-призерам. Занявшие первые места в личном зачете наряду с медалями получили ценные призы и подарки журнала. Не поскупились и непосредственные устроители чемпионата — Волынский обком ДОСААФ и районные организации. Все участники были награждены памятными подарками, а слесарь из Фрунзе В. Чеппа получил ценный подарок за мужество и настойчивость. И, конечно, главной наградой участникам были горячие симпатии тысяч зрителей, их энтузиазм, искреннее желание успеха. Итак, первый чемпионат на личных мотоциклах позади. У него большое будущее. И зависит оно в первую очередь от того, насколько массовыми и популярными станут старты владельцев личных мотоциклов в первичных организациях колхозов и совхозов, заводов и учреждений, в районах, городах, областях и республиках. Думается, главная причина того, что подобные соревнования кое-где еще с трудом пробивают себе дорогу, — в слепом копировании на местах относительно сложной программы чемпионата с ее большим судейским аппаратом, расходами. Спортсменам низовых коллективов нужны простейшие формы подобных состязаний. Их разработкой следует заняться комитету масНа „Запризы рулем"совых видов спорта ФМС СССР. И еще об одном. Существует постановление бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР, разрешающее организаторам награждать победителей ценными призами в виде запасных частей к мотоциклам, шинами, но практически им не пользуются. Одним словом, условия для развития комплексного многоборья есть. Дело за инициативой. Е. КОВРИЖЕНКО, спецкор «За рулем» Волынская область, г. РожищеРезультаты соревнований Командный зачет: 1. РСФСР: 2. Белорусская ССР; 3. Украинская ССР. Личный зачет. Класс 175 смЗ: 1. А. Шейко (Белорусская ССР); 2. Н. Шабанов (РСФСР); 3. В. Родичев (Грузинская ССР). Класс 350 см 3 : 1. В. Петров (РСФСР); 2. А. Размыслович (Белорусская ССР); 3. В. Тихонов (РСФСР).МАСТЕРСТВО ВЫШЕРебята из пионерского лагеря «Юный автомобилист» приветствуют своих гостей — участников Всесоюзных соревнований в Вильнюсе. Участники Всероссийских соревнований в Брянске возложили цветы к памятнику воинам-водителям. На старте автоэстафеты дорога каждая секунда. Школьники из далекого Мирного (Якутская АССР) беседуют с хозяевами трассы — юными автомобилистами Брянска.