МИРЕГРУЗОВИКИ ГДРДвадцать пять лет назад, 7 октября 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика. Огромны успехи, которых ее народ добился на пути социализма во всех сферах жизни — политической, экономической, культурной. Одно нз ведущих мест в экономике страны занимает автомобильная промышленность. По существу, эта отрасль пережила в первые послевоенные годы второе рождение. Были не только восстановлены, но и коренным образом реконструированы предприятия «Хорьх». «Ауди», ДКВ, «Феномен». «Фрамо». «Вердау», кузовной завод «Глезер» и другие. Выросли новые заводы, предприятия-смежники. Сегодня автомобилестроение ГДР — развитое, с современной техникой и технологией производство. способное удовлетворить непрерывно растущий объем перевозок и грузооборот автотранспорта, потребности населения. интересы экспорта. В перевозках грузов в основном используются отечественные машины, причем больше половины грузовиков идет на экспорт. Типаж производимых машин имеет в ГДР свои особенности — это автомобили средней и малой грузоподъемности: такова структура и специфика грузопотоков. Особое место среди предприятий автомобилестроения ГДР занимает завод ИФА в г. Людвигсфельде. Он вырос на базе прежнего завода авиамоторов и теперь является одним из крупнейших машиностроительных предприятий страны и самым крупным производителем грузовых автомобилей — на его долю приходится примерно 70 процентов. На основе модели ИФА-В50 (грузоподъемность 5.3 тонны, мощность двигателя 125 л. с.) в настоящее время выпускается 44 варианта (более 120 модификаций) машин. Прежде всего, автомобили ИФА различаются по приводу: с одним ис двумя ведущими мостами. Шасси первого типа выпускаются с базой 3200 и 3700 мм. На короткобазном шасси делаются бортовые грузовики с платформой четырех вариантов, фургоны пяти вариантов, четыре варианта автомобилей специального назначения — с универсальной монтажной мачтой высотой 13 метров, похоронная, подметальная с правосторонним рулевым управлением, ассенизационная; самосвалы с трехсторонней разгрузкой; два вида седельных тягачей вместе с различными полуприцепами образуют девять вариантов. На длиннобазном шасси выпускаются бортовые грузовики пяти вариантов, два вариата автомобилей-фургонов и три варианта автомобилей спецназначения — пожарные машины с лестницей ис гидропушкой, а также автомобиль с гидравлическим краном для мусорных контейнеров. Грузовики повышенной проходимости (с обоими ведущими мостами) существуют в 44 разновидностях. Характерной особенностью автомобилестроения ГДР. как и всего машиностроения, является специализация. Многие заводы ориентированы на очень узкую номенклатуру изделий. Например. кузова автомобилей делают три предприятия. Завод «Штадттильм» изготовляет карданные валы, «Берлинер Фергазерфабрик» — карбюраторы, заводы «Ганс Кениг» — головки блока цилиндров. ИФА. кроме двигателей, получает от внешних поставщиков коробку передач.. рулевой механизм и ряд других узлов и деталей. Из СССР туда поступают подшипники и шины, материалы для внутренней обивки кабин. В свою очередь ИФА снабжает все отрасли народного хозяйства. в том числе и тракторостроение, ведущими мостами и редукторами к ним. Кроме того, кузнечный цех завода обеспечивает заготовками не только свое производство, но снабжает ими по межзаводской кооперации другие предприятия. Грузовики строит не только ИФА. На машинах грузоподъемностью 3 тонны специализируется предприятие «Робур» в г. Циттау, а легкие развозные фургоны выходят из цехов завода «Баркас» в Карл-Маркс-Штадте. Продукция автомобильных заводов ГДР, в частности грузовые автомобили. экспортируется в СССР. ЧССР, ВНР. а также в ряд стран Западной Европы, Африки. Азии. А. ЧЕБЛАКОВ, кандидат экономических наунБортовой грузовикИФА-В50Л/СПс длиннобазнымшасси.Самосвал ИФА-В50Л/К с двумя ведущими мостами.Семейство машин «Робур»: бортовой грузовик, автобус и две модификации фургонов. 32 МОТОРЫ КАРТИНГОВЫХ «соток»Один из самых распространенных международных классов в картинге — класс А. В соответствии с ныне действующими техническими условиями к нему относятся машины с одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим 3 объемом не более 100 см без коробки передач. Карты этого класса' часто называют попросту «сотками». Самое важное требование к их двигателям заключается в том, чтобы они были серийного Производства, причем для получения свидетельства серийности завод-изготовитель должен представить Международной комиссии картинга 25 совершенно одинаковых экземпляров мотора. Другим не менее серьезным требованием является ограничение цены, которая не может превышать 1100 швейцарских франков. В настоящее время 14 фирм серийно изготовляют 100-кубовые моторы для картинга. Почти все они очень близки по конструкции и мощности. По совокупности параметров ведущую роль играют итальянские моторы «Комет» моделей «К88» и «К88ТТ». На карте с двигателем «К88» Т.. Фуллертон в прошлом году выиграл чемпионат мира. Почти все моторы для «соток» имеют золотниковое распределение, трехканальную продувку, один или (реже) два карбюратора, бесконтактное транзисторное зажигание. Наиболее распространены размеры диаметра и хода поршня — соответственно 3 50,8 и 48,5 мм (рабочий объем 98,25 см ). Мощность двигателей достигает 20—22 л. с. Чаще всего используется беспоплавковый карбюратор «Тиллотсон» (в частности, он стоял на двигателе Фуллертона) со смесительной камерой диаметром 25 мм, реже — «Дель Орто» с 24-миллиметровой камерой. Топливо подается к карбюратору вакуумным насосом, действующим от разрежения в картере двигателя. Смазка осуществляется добавкой масла к топливу в пропорции от 1 : 16 до 1 : 24. Что касается фаз газораспределения, то при трехканальном варианте продувки (например, на новейшем двигателе «Комет-К88ТТ») применяются следующие: начало впуска — 94 градуса, начало продувки — 117 градусов, начало открытия окна третьего канала — 118 градусов (во всех трех случаях после в.м.т.). Глушители подбираются индивидуально — это дает наилучшие показатели мощности и крутящего момента. Поскольку характеру каждой трассы оптимально соответствует определенная кривая крутящего момента, картингисты подбирают размеры глушителей в зависимости от характера трассы. Ведущее место среди всех 100-кубовых двигателей занимают моторы «Комет». Двигатели «Парилла», на которых в прошлом было семь раз выиграно первенство мира, ныне сдали свои позиции. Моторы других марок (ВМ, «Саэтта» «Аптон», ЗЕД, «ДАП-Корсар») довольно редко дают высокие результаты в крупных международных соревнованиях.КОРОТКО• • •Малолитражки «Трабант-601» (ГДР), подготовленные для участияв соревнованиях (кольцевые гонки, ралли) по группе 2, имея рабочий объем 594 смз, развивают мощность 57—60 л. с. п ри 6500 — 7000 об/мин. Скорость машины достигает 172 км/час, а расход топлива — 18 л/100 км .В нынешнем году три английские фирмы отметили 70-летие со дня начала производства ими автомобилей: АС, «Волслей» н «Ровер».•••Модель «МВ-Агуста» (Италия) класса 350 смЗ стала первым в мире мотоциклом серийного производства с колесами из алюминиевого сплава. На наждом — по 18 спиц , отлитых заодно со ступицей и ободом.•••На легковых автомобилях «Крайслер» (США) модели 1974 года форсунки омывателя лобового стекла смонтированы не на кузове перед стеклом, а непосредственно на щетках стеклоочистителей.На снимке — последняя модель «К88ТТ» 100-кубового двигателя «Комет». Таким образом, создается основа для того, чтобы эти двигатели оказались общедоступными для широкого круга картингистов и обеспечивали равенство технических возможностей.Единственным в мире легковым автомобилем обычного типа (не повышенной проходимости) с приводом на все четыре нолеса является английский «ДженсенСП>».в• •I• •Л ишьтри предприятия в настоящее время строят легковые машины с трехцилиндровыми двухтактными двигателями: это модели «Вартбург-353» (ГДР), «Сирена-105» (ПНР) и «Сузуки-фронте» (Япония).КОРОТКОЕЩЕ ОДИН РОТОРНЫЙ• •Конструкторы японской мотоциклетной фирмы «Сузуки» в течение трех лет работали над созданием мотоцикла с роторно-поршневым двигателем. В конце 1973 года «РИкс-5» был продемонстрирован на выставке в г. Токио. Прототипом этой модели служит машина фирмы «Геркулес». На «Сузуки-РИкс-5» установлен однороторный двигатель (см. фото). Рабочий объем камеры равен 500 смз, а эквивалентный поршневому двигателю рабочий объем составляет 1000 смЗ.- Максимальная мощность двигателя — 67 л. с. при 7000 об/мин. Пластины радиального уплотнения штампуются из стального сплава и подвергаются термообработке. На машине установлен двухкамерный карбюратор, который соединяется длинным патрубком с воздушным фильтром цилиндрической формы. От карбюратора смесь направляется в двигатель по трем радиальным впускным каналам. При небольшом открытии дросселя смесь поступает по двум верхним каналам небольшого сечения, при этом она движется с высокой скоростью и хорошо перемешивается, что позволяет улучшить работу двигателя, когда мотоцикл движется на небольшой скорости. При значительном открытии заслонки начинает работать нижний впускной канал большого сечения, обеспечивающий хорошее наполнение и высокую мощность. Ниже впускных каналов в эпитрохоидном корпусе выполнен радиальный выпускной канал, далее он разделяется в оребренном патрубке на два. Обе выпускные трубы гофрированы и заключены в кожухи с расширенными концами. Встречный поток воздуха, проходя в пространстве, образованном кожухами и трубами, охлаждает трубы. Эпитрохондный корпус и торцевые крышки охлаждаются водой, которую подает насос. Радиатор охлаждается встречным потоком воздуха и частично воздухом, подаваемым вентилятором с электроприводом. Ротор же охлаждается маслом, проходящим через водомасляный теплообменник (он значительно увеличивает расход топлива и снижает мощность). В системе смазки масло подается от насоса к подшипникам эксцентрикового вала, в карбюратор ик форсункам в торцевых крышках. Емкость топливного бака 17 л, снаряженный вес мотоцикла 250 кг. Завод ФСМ в г. Бельско-Бяла (ПНР) разработал фургон — модификацию выпускаемой им модели «Польский ФИАТ-126П». Эта машина называется «Бомбель» и рассчитана на перевозку 225 кг .••Португалия недавно начала производство мотоциклов. Это дорожные машины «Касаль» класса 125 см3 .г-'ООСамым популярнымлегковым автомобилем вСШАв прошлом году был малог абаритный (длина 4,37 м) по американ с ким понятием 3 «Шевроле-вега» (4 ци линдра, 2294 см , 73 или 86 л . с , вес — 1040 нг , с корость 150 или 160 км/час). Этих машин было продано 451,6 тыся чи.Самым длиннымв ии-ре легковым- а в томобилем сегодня является американский «Кадиллак-флитвуд-75» — 6,36 м. За ним идут: н аш ЗИЛ-114 (6,3 м), «Мерседес-Бенц-600-пулльман» из ФРГ (6,24 м) и англнйсний «Роллс-Ройс-фантом-IV» (6,04 м).Мотоцикл«Сузуки-РИкс-5»-.33