16
17
Владельцам ВA3-2103Если не будет ничего подозрительного, в дальнейшем эти проверки можно проводить реже — раз в 10—15 дней. При этом учтите, что давление в шинах нужно проверять только, когда они холодные — в пути давление увеличится на 0,2—0,3 атмосферы за счет нагрева. Не доливайте масло в двигатель, если его уровень находится между отметками «мин» и «макс» на щупе — в этом случае можно как раз «испортить маслом кашу» (двигатель будет дымить, масло может попасть в сцепление и т. д.), а излишки его все равно выдавятся через сальники и прокладки. Пользы им это не принесет, так же как вам спокойствия. Проверять уровень масла нужно, конечно, утром, перед пуском двигателя. Не лишним будет и визуальный контроль за уровнем «тосола» в расширительном бачке, «Невы» в бачках гидропривода сцепления и главного тормозного цилиндра. Хотя последний и снабжен устройством, сигнализирующим о падении уровня, проверка «электрического контролера» на глаз в данном случае не повредит. Тем более что жидкость видна в полупрозрачных бачках очень хорошо. Сразу выработайте привычку не начинать движение, пока стрелка указателя температуры на щитке приборов не перейдет за «50». Это правило нужно соблюдать всегда, и особенно строго при обкатке. При прогреве не разрешайте двигателю развивать больше 2000 оборотов в минуту — это легко контролировать по тахометру. При включенном пусковом устройстве карбюратора мотор по мере прогрева будет набирать обороты. Ваша задача — следить за этим и, своевременно утапливая кнопку «подсоса», снижать обороты до 1500—1000. Нажимать при прогреве на педаль дросселя, вызывая даже на короткое время высокие (3000 и более) обороты коленчатого вала, не рекомендуется, а в холодное время это может быть просто опасным для двигателя. Вполне допустимо начинать движение (после прогрева до 50 градусов, конечно) с включенным наполовину «подсосом», полностью выключая его при прогреве примерно до 70 градусов. Опасение «забыть» о прикрытой воздушнойПЕРВЫЕ ТЫСЯЧИОбкатка — серьезнейшая операция, от которой зависит вся дальнейшая жизнь вашего автомобиля. Извините за повторение этой истины, которая известна вам. Мы адресуем наши рекомендации и предостережения молодым владельцам новенького ВАЗ-2103. С чего начинать обкатку? Прежде всего очень внимательно, не торопясь, изучите инструкцию, прочтите ее даже несколько раз, уясните топографию и назначение всех ручек, кнопок, рычажков. Не относитесь к этому «знакомству» формально — хорошее знание инструкции может уберечь вас от некоторых весьма неприятных ошибок. Затем советуем завести на свой автомобиль «историю болезни». Удобнее всего, вероятно, большая общая тетрадь в клеенчатой обложке, разделенная на несколько «глав». В этой тетради должно найтись место и для записи расхода топлива и масла, и для фиксации всех очередных и внеочередных работ по ТО, и для всех замен и перестановок деталей, и для номеров агрегатов и шин, и для всех замеченных вами «подозрительных» симптомов неисправности того. или иного узла. Не стесняйтесь фиксировать и то, что только «кажется»,— это поможет вам полно сформулировать все претензии при посещении станции гарантийного обслуживания, а консультация с приемщиком подтвердит или отвергнет ваши «кажется». Конечно, ту или иную форму записей каждый может выбрать и продумать сам — важно, чтобы в них было легко ориентироваться и были точно отражены время, километраж и что именно случилось. После этого обеспечьте себе рабочее место. Очень важно, чтобы вы с самого начала удобно и уверенно чувствовали себя за рулем. Сев на водительское сиденье, вначале подберите наиболее приемлемое для вас положение спинки. Когда оно найдено, подгоните ло своему росту само сиденье. При этом нужно помнить, что, находясь как слишком далеко, так и слишком близко от педалей, вы не сможете ими нормально пользоваться, станете уставать, внимание будет рассеиваться. Опыт показал, что для подавляющего большинства водителей наиболее приемлемо такое положение сиденья, при котором вы, удобно опираясь на спинку, можете свободно положить ладони вытянутых рук на верхнюю часть рулевого колеса. Установите внутреннее зеркало заднего вида так, чтобы, не меняя положения головы, видеть обстановку сзади машины, найдите положение наружного зеркала, при котором оно помогает вам. Главное—чтобы не приходилось специально заглядывать в зеркала, а в любую минуту, не двигаясь на сиденье и не вытягивая шею, можно было бы получить от них полную информацию. Кстати, приучите себя при маневрировании и при торможении обязательно определять, нет ли опасности сзади. Если вы уже приобрели ремни безопасности, поставьте их, отрегулируйте так, чтобы они не были тесны, но и не «болтались», а фиксировали бы тело на сиденье. Ну, кажется, все предварительные операции закончены, можно начинать саму обкатку. Какова будет ее продолжительность? Считаем, что 3 тысячи километров — достаточный пробег, чтобы детали автомобиля приработались. После такого «испытательного срока» от двигателя можно без опаски потребовать полной отдачи, а трансмиссия и подвеска вполне готовы эту мощность превратить в скорость. Да и вы за это время приобретете некоторые навыки, нужные для управления своей быстрой, динамичной ис очень хорошими тормозами машиной. Но на первых сотнях километров не требуйте от ВАЗ-2103 того, что придет позже. Первые 15—20 дней эксплуатации рекомендуем перед каждым выездом тщательно проверять давление в шинах (конечно, при помощи манометра, а не ноги), уровень масла в картере двигателя и электролита в каждой банке аккумуляторной батареи.Уясните топографию и назначение всех ручек, кнопок, рычажков. 16...на первых сотнях километров не требуйте от ВАЗ-2103 того, что придет позже.... рекомендуем тщательно проверять.., уровень электролита в каждой банке аккумуляторной батареи. Владельцамзаслонке неосновательно: яркий желтый свет контрольной лампы невозможно не заметить. Очень важно в период обкатки двигателя выбирать правильное соотношение между оборотами коленчатого вала, скоростью движения и передачами. В таблице мы приводим скорости, которые считаем допустимыми для каждой передачи в зависимости от общего пробега машины. Нужно помнить, что как слишком высокие, так и несоответственно низкие обороты вредны двигателю, и низкие, пожалуй, даже опаснее. Ведь при малых оборотах давление в системе смазки, которое должно быть в пределах 3,5—4 атмосфер, падает, и высокая нагрузка (езда на прямой передаче с малой скоростью!) вызывает большой износ и перенапряжение ответственных деталей двигателя. Поэтому советуем в рабочих режимах никогда не снижать обороты ниже 2000 в минуту, а держать их в диапазоне от 2000 до 4000. И уж совсем плохо, если автомобиль начнет дергаться, двигаться «толчками», изо всех сил жалуясь на недопустимо низкие обороты и несоответствующую скорости передачу. А если по каким-либо причинам обороты все же были снижены, то следующее нажатие на «газ» делайте, лишь переключившись на очередную низшую передачу: с прямой на третью или с третьей на вторую. Одна из основных ошибок, допускаемых при обкатке, да ив дальнейшей эксплуатации «Жигулей», — движение под нагрузкой и на высших передачах с малыми оборотами, когда двигатель не может развить требуемой мощности, а смазка хуже. Что же получается? Так и ездить все время в городе на третьей передаче? Этот вопрос, вероятно, сейчас у вас на языке. Нет, не так. Поясним примером. Тронулись от светофора, разгон на передачах («крутим» на каждой до 3000—3500 оборотов), на третьей выходим временно на 60 км/час и, перейдя на прямую передачу, снижаем обороты до 2300—2500. Это приблизительно и соответствует скорости 60 км/час. Почему приблизительно? Потому, что всякий измерительный прибор может давать погрешность. Для тахометров ВАЗ-2103 допустимой считается ошибка до 300 оборотов в сторону увеличения в зависимостиВАЗ-2103работайте навыки правильного торможения, найдите оптимальное соотношение силы, прилагаемой к педали, с тем эффектом, который требуется. Советуем первую-вторую такие тренировки проводить на чистой достаточно широкой площадке и при движении по прямой. Легкое «сопение» усилителя при нажатии на педаль — не признак неисправности: так и должно быть. Иногда в конце первой тысячи километров, особенно часто после регулировки малых оборотов холостого хода, двигатель ВАЗ-2103 при торможении снижает обороты и даже глохнет. Казалось бы, в чем связь между тормозами и двигателем? Но она есть. Дело в вакуумном усилителе. Не будем вникать в тонкости этого явления, а лишь укажем на методы устранения. Во-первых, нужно немного «обеднить» рабочую смесь соответствующим регулировочным винтом карбюратора. Вовторых, следует поднять обороты холостого хода. Они должны быть в пределах 700—750 в минуту, что легко проверить по тахометру (на малых оборотах его погрешность не сказывается). И, наконец, еще одно предупреждение. Оно, правда, относится не только к обкатке, но мы хотим сделать его сейчас, когда вы овладеваете основными навыками езды на новом автомобиле. Берегите шины и диски колес не только от боковых ударов о бордюр тротуара, но и от прямых ударов о выступающую над дорогой крышку люка или лежащий на асфальте кирпич. Наезд при большой скорости на такое препятствие может стать причиной разрыва части нитей корда «мягкой» радиальной покрышки ВАЗ-2103 — и шина выйдет из строя. А. БРОДСКИЙ, В. НЕСТЕРОВ Рисунки Э. Конопаот режима. Так, когда на шкале прибора стрелка подходит к 5000, в действительности может быть от 5000 до 4700 оборотов. Такую же систему перехода на высшие передачи советуем соблюдать и при разгонах. Рекомендуем в первые дни проверить затяжку колесных болтов. Подтягивать остальные резьбовые соединения лучше при первом техобслуживании после 1500—1800 километров пробега. На СТО слесарь проверит и, если надо, затянет все соединения с нужным усилием. Не торопитесь в первые же дни проверять углы установки передних 'колес — стабильна будет регулировка, сделанная только после 1500—2000 километров, когда «обомнутся» и займут свои места все резиновые втулки сайлент-блоков подвески. Внимательно прислушивайтесь к тормозам, сцеплению, коробке передач. Первое правило: не действуйте «оилой». Управление ВАЗ-2103 не требует мощных мускулов, а лишь внимательности, аккуратности, хорошей реакции. Переключение передач очень легкое и четкое, не забывайте только полностью выключать сцепление. Особый разговор о тормозах. Вакуумный усилитель у ВАЗ-2103 помогает вашей ноге «давить» на жидкость в главном цилиндре. Практически от водителя требуется только «руководство» педалью. Сразу привыкайте обращаться с тормозами деликатно: резкое нажатие «до упора» вызовет блокировку колес, и возможна потеря управляемости. А если продолжать «давить» — только вызовете неисправность усилителя, ничуть не улучшая тормозные качества автомобиля. Поэтому при первых же выездах отЗависимость скорости от пробегаМинимальная и максимальная скорость (км/час), допустимая для движения при обкатке на передачах Пробег, км мин.До 500 От 500 до 1500 От 1500 до 3000 После 3000I II III IVмакс.30 40 40 50мин.20 20 20 20макс.50 60 60 80мин.40 50 50 50макс.75 80 80 90мин.60 60 60 60макс. 100 110 120 155-Резкое нажатие «до упора» вызовет блокировку колес, и возможна потеря управляемости.Советуем первую-вторую... тренировки проводить на чистой достаточно широкой площадке и при движении по прямой.Берегите шины и диски колес... и от прямых ударов о выступающую над дорогой крышку люка или лежащий на асфальте кирпич. 17