В зеркалеказатели у нас скромнее . Надо отдать должное автомобилестроителям: в последнее время немало сделано для по вышения активной и пассивной безопасности выпускаемых в стране транспортных средств. Н апомнимо введенном недавно стандарте на ремни безопасности. Сейчас научно-исследовательскими учр еждениями Министерства автомобильной промышленности разработан проект системы государственной и отраслевой стандартизации, задуманной на перспек тиву до 1990 года как основа дальнейш его совершенствования отечественных автомобилей. О днако предстоит ещесо вершенствовать сам этот проект , в частности, надо ввести в него разработку стандартов безопасности на конструкциимотоциклов , к оторые по аварийности средидругих видов транспорта стоят у нас на втором месте. Автомобильный парк растет столь стремительно ипроб лема в целом настолько серьезна, что всем ведомствам, причастным к ее ре ш ению , н еобходимо активизировать свои действия. Из сказанного ранее можно заключить, что раз число происшествий по «технич еским причинам» снизилось, то, стало быть, в росте их вина самих водителей. Дисциплина и культура вождения играли ииграютрешающую роль в обеспечении безопасности движения . П одтверж дает это и статистика: т ри четверти до р ожных происшествий, а внекоторых республиках ( А рмения , Грузия, Т уркме ния) — и более того на совести самих водителей. Дисциплину мы ставим здесь на первое место, опять-таки исходя из конкретного анализа причин несчастных случаев на дорогах . Судите сами: из каж дых 100 происшествий, случившихся по вине водителей, 30—40 — результат то го, что человек за рулем оказывался в нетрезвом состоянии, а это — следствие только невыдержанности, л егкомыслияи ничего другого . Д аивподавляющем большинстве других нарушений принятых нормневозможно усмотреть какие то иные причины, с кажем , незнание законов или неумение применить их на практике, к ромеоткровенногопренебре ж ения Правилами дорожногодвижения . И особогоупрека заслуживают здесь авто- и мотолюбители. Если в течение последнего временистатистикимассовой разъяснительной работе по профилактике дорожных происшествий, приложат все силы для совершенствования водительских навыков своих членов. И последнее. В эти годы был пред принят рядмер , направленных на увеличение производства современных технических средств управления дорожнымдвижением . О масштабах этой работы красноречиво говорят такие цифры . Если в 1971—1973 гг. на предприятиях МВД СССР было изготовлено 116 тысяч объемных и светоотражающих знаков, то только за этот год планируется выпустить около 150 тысяч. На предприятиях Министерства приборостроения , средств автоматизации и систем управления из готовлены системы координированного регулирования движения для 34 городов страны. Одна из них уже введена в Баку, на очереди — Алма-Ата, затем Ле нинград, Киев, Свердловск, Ташкент, Харьков. Видимо, настало время, учитывая все возрастающую роль современ ных технических средств в безопасности движенияи потребность в них, включать эту продукциюв номенклатуру народно хозяйственного плана. Но изготовить — еще не значит внедрить. Местные органы нередкоотказы ваются приобретать уже заказанные ими ранее технические средства. В прош л ом году так повели себя исполкомы Владивостока, Риги, Иркутска иПерми , в этом — Еревана, Д непропетровска , Л ьво ва, Краснодара. Мало того что подоб ная «политика» вредит организациидви ж енияв этих городах, она срывает планы заводов-изготовителей иуж никак не стимулирует расширять производство. Конечно, для повышения безопасности движения сделано немало, но многиевопросыеще предстоит решать. Этим вопросам посвящены рекомендации Всесоюзного совещания-семинара по бе зопасности дорожногодвижения , состоявшегося вМосквевпрошломгоду . Сейчас надо вкаждой республике, о б ласти, в каждом крае определить длякаждогогородаи района конкретные мероприятия . И не только на ближай ший год , но и беря прицел уже на след ующее пятилетие. И. ХРАПОВ, заместитель начальника Управления ГАИ МВД СССРчисло дорожных происшествии по вине водителей общественного транспорта (автобуса, трамвая, троллейбуса) нес колько уменьшилось, если водителипрофессионалы в целом не ухудшили свой «баланс» в статистике дорожных происшествий, то число всяких ЧП с автолюбителями выросло в этом году на 20 процентов. Более того , в при росте происшествий, к оторый статистика зафиксировала за первые шесть меся цев этого года, их вклад достиг 85 про центов. И здесь приходится вести речь не только об отсутствии у этой категории водителей ( м ыимеемв виду ее вце лом, в массе) н еобходимой дисциплины, но ио явных недостатках водительского образования. Д аикак им не быть, если существующая сеть курсовишкол , обучающих водителей, все меньше отвечает быстро растущему парку индивидуальных машин. В 1973 году, н апример , о р ганы ГАИ приняли экзамены на получение водительских удостоверений более чем у двух миллионов граждан . Так вот почти две трети из них держали экзам енэкстерном , нигде не учась. Это очень плохо. Слов нет, научиться приводить машину в движение и довольно сносно, хотя быв пределах экзаменационных требований, манипулировать рычагами управления можноиводиночку , б ез преподавателя и специального оборудования . Н о совершенно ясно, что овладеть приемами вождения машины в сложных ситуациях, техникой маневрирования иобгонав условиях интенсивного транспортного потока, наконец, научиться грамотно действовать в аварийной обстановке — все это осилить самому, так сказать, по книжкеневозможно . А ведь все перечисленное и является самой надежной гарантией безаварийной езды . И для овладения этим искусством требуются специальные тренажеры , а втодромы , опытные наставники имногоедругое . Думается, что вывод из сказанного очевиден: н ужны самые неотложные ме ры со стороны организаций ДОСААФ по всемерному расширению нашей учебно - к урсовой сети, о снащению ее самым современным учебным оборудованием. М ыждем , что общества авто- и мото любителей примут активное участие вОбучайте дошкольников правилам движенияЭта небольшая книжечка* сразу привлекла мое внимание своим звучащим почти призывно названием — оно и вынесено в заголовок заметки. Как работник детского сада, как мать, как жительница столицы, наконец, я знаю, сколь злободневен этот призыв. Будем откровенны: большинство из нас, взрослых, бывают так суетливы, так неграмотны в своих действиях на улицах большого города потому, что в детстве не впитали в себя эти правила, и они не стали для нас чем-то самим собой разумеющимся. Сегодня мы поняли — уже пяти-шестилетних малышей нужно обучать азбуке дорожного движения, правилам поведения на улице. Они должны войти в «плоть и кровь» на всю их жизнь. Но вот как обучать? Каким образом донести до тех, кто еще играет в куклы и солдатиков, сложные законы улиц и дорог? Тем-то и ценна брошюра В. Клименко, что дает ответы на эти далеко не простые вопросы. Она рассчитана на воспитателей детских садов, но, уверена, каждый родитель дошкольника извлечет из этой книжечки много полезного для воспитания ребенка. Полистаем брошюру, обратим внимание на заголовки. «Наш город», «Где и как переходить улицу», «Поведение на улице». «Кто регулирует движение», «Когда мы пассажиры» — это те* В. С. Клименко. Обучайте дошкольников правилам движения. Изд. Просвещение. Москва, 1973, стр. 48, цена 9 коп. мы занятий, которые предлагает автор. И не только предлагает — рассказывает, как он их проводит (не случайно на титульном листе под заголовком указано «Из опыта работы»). Очень хорошо, что В. Клименко везде старается слить воедино познавательное начало с образным, столь важным, порой решающим в работе с дошкольниками. Это можно проследить во всех разделах брошюры — игры, в которых дети — активные участники движения, стихотворения, сказки — все найдет здесь заинтересованный читатель. Автор советует, как проводить экскурсии и прогулки, сочетая их с усвоением правил движения. дает вопросы для беседы с детьми. Есть здесь и памятка воспитателю. и материал для бесед с родителями, и приложение. где собран литературный материал, и цветные иллюстрации. Словом, в этой небольшой по объему книжке сконцентрировано то, что необходимо работникам дошкольных учреждений, родителям. В предисловии автор пишет: «Задумаемся же над теми причинами, которые влекут за собой несчастные случаи с детьми на дорогах, и над тем, как' предотвратить их». Выпустив брошюру В. Клименко «Обучайте дошкольников правилам движения» массовым тиражом, издательство «Просвещение» сделало очень нужное дело и внесло свой вклад в обучение наших юных граждан правилам поведения на улице. Важно, чтобы за этой брошюрой последовали другие, обобщающие все передовое, что накопили наука и практика в этой области. Б. ГРОМИХИНА, воспитатель детского сада № 340 Москвы 25