Советскомуавтомобилестроению50летКАК ЭТО БЫЛО«Они были красные, как знамя, и еще красней. На трибунах встали»В издательстве «Молодая гвардия» вышел роман-хроника Евгения ДОБРОВОЛЬСКОГО «Рисунок времени». Весь его тираж — 65 тысяч экземпляров — разошелся мгновенно, и сейчас книга уже стала библиографической редкостью—так велик интерес широких кругов читателей к литературе о людях и событиях, связанных с автомобилем. В центре «Рисунка времени» — судьба рабочей семьи Карандеевых, стоявшей у колыбели советского автомобилестроения. Читая роман-хронику, мы с волнением следим за первыми шагами завода АМО, созданием первых его грузовиков, реконструкцией завода. На страницах книги оживают образы шофера, а потом начальника гаража АМО П. Карандеева, талантливого русского инженера Д. Бондарева, «красного директора» И. Лихачева, многих других автозаводцев. Очень интересны главы, повествующие о том, как в 1924 году шла постройка первых наших грузовых автомобилей АМО—Ф15. Ниже мы публикуем отрывок из книги в варианте, специально подготовленном для журнала.Управляющий 1-м Государственным автозаводом, бывшим «АМО», а с апреля двадцать третьего года — имени коммуниста Ферреро, итальянского рабочего, погибшего на баррикадах классовых боев в далеком Турине, Георгий Никитич Королев спешил в Центральное управление государственных автозаводов — ЦУГАЗ. На душе управляющего было скверно. — Вторую ночь, Петр Петрович, сам видишь, часа не соснул, — жаловался Королев своему шоферу Карандееву. Разминая папиросу, спросил: — У тебя огонь есть? Экие все напасти кругом! Нос вытащим — хвост увязнет, хвост вытащим — опять плохо. Выходит, паровоз, громаду легче сделать, чем автомобиль! До назначения управляющим Георгий Никитич работал кузнецом на Коломенском паровозостроительном заводе. В автомобилизме он был человеком новым. — Пятнадцатого числа решение приняли выпустить двадцать автомобилей. Почему двадцать? Мы передние оси свободной ковкой работаем, электропечь только наладили, нам бы десять штук для начала —г и слава нам! — Неплохо бы, — согласился Карандеев. — Двадцать штук не осилим. — Макаровский вчера говорит — поднатужьтесь. Легко сказать! Срок дан к седьмому ноября, к празднику. Неделя только и осталась, а еще ни одной машины готовой нет, вот и вертись как знаешь. А... — управляющий махнул рукой. — Кадров нет. Материалов нет. Металл дают, из того металла корыта, не автомобиль делать 1 Георгий Никитич нервничал не без оснований. На АМО никогда еще своих автомобилей не выпускали. Собирать собирали, но из чужих деталей. Ремонтировать — ремонтировали, но для того, чтобы строить, не было ни опыта, ниоборудования. Сборочные мастерские не завод. Да и гражданская война, разруха, голод необошли Симоновскую слободу. Устарели станки, поржавели в недостроенных цехах без крыш. АМО потерял многих работников, золотых своих мастеров. Токарей, кузнецов, модельщиков, тех, кого переманили в свое время Рябушинские с Руссо-Балта, с Бромлея, с Путиловского. Только зимой восемнадцатого, в первый год новой власти партячейка АМО трижды посылала своих коммунистов на фронта. Слесарь Тихомиров пошел в политруки. Слесарь Рейнфельд — в политотдел — в И-ю армию. Комиссарами полков стали Антонов, Лапинь, Ефимцев. Лидак, большевик с подпольным стажем, формировал пролетарский по социальному составу, образцовый по дисциплине и выучке 38-й Рогожско-Симоновский Советский пехотный полк. Л о зунг был: «Беспартийный — в партию, коммунисты — на фронт!» — вот и сохрани кадры для автомобилей. В кожаных комиссарских куртках амовские кадровики шли впереди своихЗ АВОДЫИ ИХ АВТОМОБИЛИТрижды ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени московский автомобильный завод им. Лихачева Мытищинский машиностроительный завод Кутаисский автомобильный-завод им. ОрджоникидзеЗИЛ—130ЗИЛ-131ЗИЛ-ММЗ-555КАЗ—60S6 Советскомуполков и рот. Падали в снег на сибирских трактах. В окровавленных бинтах видели их под Царицыном, под Самарой, на Сиваше. Дрались с белыми, с зелеными, с желтыми. Били деникинцев, мамонтовцев, каппелевцев, махновцев, пилсудчиков, врангелевцев, «правоверных»! воинов Эмир-хана. Поднимались с винтовками наперевес в цепях делегатов десятого съезда РКП, когда штурмовали мятежные кронштадтские бастионы. Сколько их не вернулось на завод, симоновских большевиков! На заводе имени Оерреро занимались ремонтом. С фронтов, из губерний прибывали на заводской двор под окна ка бинета, в котором сидел управляющий Королев, разбитые автомобили, броневики. В отдельный угол стаскивали мо тоциклы, разбирали на детали. Из десяти «гробов» получали одну годную ма шину. Но жизнь постепенно налаживалась, начали поступать заказы от транспортного управления Красной Армии. Занялись восстановительным ремонтом грузовиков «Уайт», а весной двадцать четвертого года заводу было отпущено полтора миллиона рублей на расширение производства. Георгий Никитич подписал соглашение с Главметаллом на выпуск полуторатонных автомобилей АМО — Ф 15 . Тех самых «колониальных» грузовиков, которые конструировались для триполитанского бездорожья. На заводе появился инженер Ципулин. О н был энергичен, умел убедить словом и доказал, что на АМОможно строить автомобили, и наладил литье блоков цилиндров. В техническом отделе завода начали готовить рабочие чертежи на выпуск тысячи двухсот автомобилей в год при работе в две смены. К Первому мая составили сметы. Принялись изготовлять детали и агрегаты для первых своих собственных автомобилей. В кузовном отделе уже собирали кабины, платформы и оперение для АМО — Ф , а заводская кузница, стыдно сказать, не имела... штамповочных мо лотов. Вот и делай автомобиль! М ожно , сказал Ципулин. Но как? Выручил кузнец Воскресенский. Решил на пробу отковать переднюю осьавтомобилестроению50летсвободной ковкой. А почему и нет? Георгий Никитич сам подал Воскресенскому рукавицы и фартук, как облачение архиерею. Первую ось Воскресенский пустил в брак, но наловчился, за месяц отковал десять осей — лучше не бывает. Георгий Никитич расцеловал кузнеца, велел выдать премию в дензнаках ив приказе по заводу объявил ему благодарность от лица трудового народа всех стран. Ципулин только дернул плечами: «Я ж говорил!» Кончался сентябрь. Сроки поджимали. Не получался картер заднего моста. Ш ел брак, и надежд не было. Хорошо хоть наладили электропечь. Георгий Ни китич привез на завод профессора-консультанта. Профессор в серой фетровой шляпе, в серых перчатках обошел печь, тихим голосом рассказал, как она устроена. В кабинете управляющего на листке перекидного календаря начертил график, показывающий, как в принципе должна идти плавка. Получая конверт с гонораром, профессор достойно наклонил седую голову. Петр Петрович Ка рандеев отвез его домой на Мясницкую. Профессор сел не впереди с шофером, а по-старорежимному — сзади. Побрезговал рабочим человеком. По науке все получалось просто, но печь жрала столько электричества, что в Мосэнерго запротестовали. Георгий Никитич ездил в Моссовет ив ВСНХ. Печь разрешили пустить категорически только ночью, когда нагрузка электростанции наименьшая. Печь пустили, не ждали беды. Тот профессор с Мясницкой в печах разбирался. Но в три часа с грохотом, как от шрапнельного разрыва, произошло короткое замыкание. Чего-то недосмотрели, пришлось начинать все сначала. Через две недели Георгий Никитич все-таки добился разрешения включить печь днем. Первая плавка затянулась. Сталь сварилась только к четырем часам утра, и тут — вот ужв самом деле, если не везет, поди разберись почему! — все было проверено, но бригадир Ельцов, управляющий тряс его за грудки, душу хотел вытрясти, называлВрангелем и Махной, — не закрепил ползун стопора. Сталь ушла в яму. На следующий день управляющий снова привел профессора на завод. Взял под руку, культурно провел в цех, «нехорошо, папаша, получается», и сам не отошел от печи, пока сваренную сталь не разлили по формам. Меньше всего Королев волновался за кузовщиков. Плохо получалось с пружинами. Пружины снились ему в те немногие часы, когда он спал. Они сжимались, выкручивались, ломались, зловеще позванивали. В лексикон Королева вошло новое, пружинное слово — ре-лак-сация. Надо было монтировать станки «леблонд» и «рецнекер». Один для обточки шатунных шеек коленчатого вала, другой для фрезеровки контура кулачков распределительного вала. Управляющий Ко ролев понял, что с тремя ступенями церковно-приходской школы разобраться в этих станках трудно. Доверился Ци пулину. Станки смонтировали, пустили. В большом черном портфеле с двумя никелированными замками Георгий Никитич вез вЦУГАЗ сводку. Согласно этой сводке, двадцати автомобилей к седьмому ноября бывший АМО выпустить не может. В ЦУГАЗе Королев пробыл недолго, проинформировал о положении дел, поехал в райком к товарищу Семену. Товарищ Семен хмуро поднялся над столом, сказал: «Садись, поговорить надо». Георгий Никитич сел, устало вздохнул. — Международную обстановку знаешь? — спросил товарищ Семен. — М о гу рассказать. Наши автомобили — политика. Сейчас на нас весь мир смотрит. От этих автомобилей многое зависит. Н е дашь машин к Седьмому ноября — партбилет на этот вот стол положишь. Понял? В другой раз Георгий Никитич, пожалуй, смолчал бы. Но тут не выдержал. Коломенским кулаком он шарахнул по столу так, что звякнула чернильница и на пол посыпались карандаши. — Ты меня, Сема, «на понял» не бе ри! — сказал Георгий Никитич, вставая. — Я Маркса не хуже твоего знаю. Н еЗ АВОДЫИ ИХ АВТОМОБИЛИДважды ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени горьковский автомобильный завод Саранский завод автосамосваловГАЗ-53АГАЗ—66ГАЗ-САЗ-53Б7 Советскомуиспугаешь! И шрапнелью якрещенный , и ещекое - ч его видел. Ты мне политграмоту не читай! М ы стране машины должны дать, а не просто видимость сделать, пыль в глаза пустить. Получится автомобиль — х орошо . Не получится — я его народу показывать не стану. — Георгий Никитич... — Вот так! Сердиться на Семена было некогда. На заводе во всю уже шла сборка . Гео ргий Никитич, не заходя к себе, д ви нулся прямов цех. Туда, г де на дере вянных козлах стоял остов первой ма шины. Первый автомобиль должна была соб рать бригада Королева, однофамильца управляющего . Бригадира звали Нико лаем. «Коля, будь человеком!» — сказал управляющий. Георгий Никитич не отходил от сбор щ иков , старался помочь : то крепежный болтик поднесет, то проволочку сунет. На него цыкали, ну тебя, Никитич! — о нпонимающе кивал, но все равно лез под руку. — Настырный ты мужчина , — вздохнул Карандеев. — Ш ел бы поспал, честное слово. Н очью Георгий Никитич послушался совета старого инженераМакаровского : первый развжизни пил сердечные кап ли смятой . Вторые сутки не уходивший с завода технический директор ЦУГАЗа Макар овский , в пальто нараспашку, махнул рукой — заводи. Заводную ручку повернули на полоборота. М отор дал вспышку, охнул и заглох. Георгий Никитич вытер лоб. В цехе было тихо. Слышно, к ак ветер гнал по крыше сухие листья. — Заводи! Д оСедьмогоноября оставалось пять дней! И нженер Ципулин, бледный от волнения, рванул рукоятку . А МО - Ф пятнад цатый заурчал, набирая обороты . На мгновение цех наполнился гуломрабо т ающего автомобильного мотора . Тут же этот гул потонул в раскатистом «ура», и только по дрожащемукожухумоторабыло видно, что автомобиль жи вет.автомобилестроению50летМака ров ский вынул золотые часы на ремешке , ногтем подцепил крышку . Часы показывали без пяти два. С борщиков хотели качать, но не стали. Не было времени. На собранное шасси установили кабину, платформу иопере ние. У же начинало рассветать, первые гудк и поплыли над слободой. Ципулин сел за руль, решил вместе со слесарямис борщиками проехать к Спасской площади и назад, чтоб посмотреть, к ак работает автомобиль. — Ты его шибко-то не гони для начала, — посоветовал Карандеев, — все ж первый. — Не пугай ты егоподруку , Петр Петрович! Трогай, и нженер ! — торопил управляющий. Ципулин кивнул, о сторожно выехал из цеха, в заводских воротах газанул, г ру зовик фыркнул , будто выпустил из ноздри синий махорочныйдым , повернул направо.лидно, празднично. На бортах грузови ка от встречного ветра колыхалось ку мачовое полотнище, и на нем белыми буквами лозунг: «Рабочий-хозяин строит автопромыш ленность, к оторой не было у капиталиста-хозяина!»В то утро Сережа Карандеев проснул ся спервымгудком . А может даже раньше. Отец дома не ночевал. Не при шел с завода. К огда тетя Маруся хотела его разбудить, вошла в комнату, С ережкауже оделся. — Ты чего это, м ил человек? Далек о ли? — Надо. В проходнойему сказали, что отец в механическом. Но там Сережа отца не нашел. О н побежал в гараж, и в гараж е узнал, что ночью собрали первый автомобиль, решили испытать, а сейчас от Рогожской заставы на буксире тащат на завод. Случилась авария.Последний, десятый грузовик довели доума за сутки до праздника. Н очью окрасили в красный цвет, цвет револю ции. К утру грузовик обсох, но был липк им , пальцы оставляли тусклые следы, к огдадо него дотрагивались. В партячейке решили, что право си деть за рулем первой машины заслуж илинженер Ципулин. С трогий , серьезный, в черных шоферских перчатках сжесткимикрагами , о н выглядел со Сводный оркестр , с орок человек, в длинных кавалерийских шинелях, м ину ту до этого закончив перестроение, взял трубык ноге. Стоять вольно команды не было, но оркестранты смешали ряды : со стороны Иверскойбожьей матери на Красную площадь покатилось вдругмногоголосое , не по-военному строгое, а на разные голоса: «Ура!» и «Даешь!» Д ирижер махнул рукойв белой пер чатке, о ркестр , блеснув медью , встрепенувшись, заиграл было Встречный марш , но на первых же фразах осекся , начал «Вихри враждебные». На Красн ую площадь въезжали десять красных машин моделиАМО — Ф 15 . Они были красные, к ак знамя, и еще красней. На трибунах встали. Д лямно гих их появление было полной неожи данностью. Слесари, т окари , ф резеровщики , л и т ейщики , сверловщики, о бойщики , к уз нецы... — все, к то ехал на десяти красных грузовиках, и те, к то шел следом , п отому что мест для всех желающих не хватало, запели: Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нас злобно гнетут. В бойроковоймы вступили с врагами, Нас еще судьбы безвестные ждут... «Но мыподнимемгордои смело знамя борьбы за рабочее дело», — пел вместе со всеми управляющий Георгий Никитич. Ему казалось, что над площ адью из всех голосов громче всех его голос, поднимается вверх, не плывет, а движется вчеткомритме — п озубцамКремлевской стены, к ак по клавишам. За Каменныммостом Королев пере сел в свой персональный автомобиль, потрепанный «Протос», поцеловал Ка рандеева всвежевыбритующеку . П ро слезился. — Д ожили , Петрович, д опраздника ! Считай, с этого дняи начинается настоящая работа. Бегают амовские , наши! Трогай на завод, праздновать будем !З АВОДЫИ ИХ АВТОМОБИЛИОрдена Трудового Красного Знамени ульяновский автомобильный завод им . В. И. Ленина Ереванский автомобильный заводУАЗ-452ДУАЗ-451МЕрАЗ—762J8