30
31
ЭТО ПРОТИВОРЕЧИВОЕЛюбопытная деталь. В письмах, которые редакция «За рулем» получает от любителей автомобильного спорта, едва ли не в каждом втором содержится просьба: помогите приобщиться к соревнованиям, называются все виды (картинг, кольцевые и ипподромные гонки, ралли), кроме одного, самого доступного — многоборья. Может быть оно неинтересно? Ведь без привлекательности не будет массовости — одними призывами заниматься спортом не убедишь. А в том, что многоборье — вид автомобильных соревнований, наиболее отвечающий этой задаче, сомневаться не приходится. Согласно статистике, ежегодно в автомобильных соревнованиях участвуют сотни тысяч людей. С картингом, ралли и тем более с кольцевыми и ипподромными гонками связана лишь небольшая часть их. Хотя бы по той простой причине, что число занимающихся этими видами соревнований лимитировано наличием специальных трасс и техники. Многоборье же, в программу которого входит скоростное маневрирование («фигурка»), езда на экономию топлива, стрельба и гранатометание, свободно от таких ограничений. Всего и нужно-то: более или менее просторная площадка и один автомобиль. Словом, многоборье — самый массовый вид автомобильных соревнований. И все же о нем почти ничего не знает подавляющее большинство тех, кто сидит за рулем, — автолюбители. В этом первый парадокс многоборья. Задуманное с самого начала как соревнование для всех, оно со временем усложнялось, дополнялось новыми испытаниями и выросло теперь в достаточно громоздкое по организации спортивное мероприятие. К тому же в программу республиканских и всесоюзных чемпионатов (а она, как правило, копируется на местах) вошли выступления на автомобилях только двух марок — грузовом ГАЗ—51 и легковом ГАЗ—24. Это в конечном счете и определило круг занимающихся многоборьем — шоферыпрофессионалы (водители автотранспортных предприятий, инструкторы практического вождения из автомотоклубов). Нет у нас другого соревнования, которое было бы так тесно связано с повседневной практикой вождения, как многоборье. Ведь все упражнения, входящие в скоростное маневрирование, каждому сидящему за рулем автомобиля постоянно приходится выполнять в городских условиях — разворот на ограниченной площадке, остановки возле тротуара и многое другое. Участие в подобных соревнованиях просто необходимо для любого водителя. И странно. почему этой возможности практически лишены те, кто больше всего нуждается в совершенствовании водительских навыков, — автолюбители. Замена марок автомобилей в многоборье, конечно, не простой вопрос в организационном и техническом отношении. Но ведь в конечном счете речь идет о социальном изменении состава участников. Так что игра стоит свеч. Проще с грузовым автомобилем — здесь давно пора выводить на спортивную трассу ЗИЛ—130. Что же касается «москвичей» и «жигулей», то на первых порах они должны присутствовать обязательно хотя бы на районных, областных и республиканских соревнованиях. Возможно, тут существуют какие-то другие пути, известные комитету массовых видов спорта ФАС СССР? Ясно же одно — рамки многоборья нужно раздвигать, оно действительно должно быть соревнованием для всех. Но этим противоречия, существующие в многоборье, не ограничиваются. Самое массовое и по идее самое доступное соревнование не имеет пока стимулов для роста. Ведь каждый выходящий на старт думает о спортивных разрядах. А в многоборье получить их оказывается порой труднее, чем в остальных видах автомобильных соревнований. Требования, предъявляемые Единой Всесоюзной спортивной классификацией, не позволяют проводить на местах состязания по первой и второй группам. Для этого необходимы выступления большого количества мастеров иСПОРТ«ШИЕУРШ-ТОиЫШжурнала «За рулем». Так сказать, в качестве поощрения инициативы работников общества. ...На базе Калужского городского комитета по физкультуре и спорту все готово к проведению соревнований. Легкий ветерок полощет флаги ДОСААФ, четкими рядами выстроились стойки, обозначающие упражнения «фигурки» — коридор, круг, восьмерку, зигзаг и другие. На просторную площадку — арену состязаний одна за другой прибывают команды из районов и городов, первичных организаций ДОСААФ. Тут же судьи просят участников пройти несложную процедуру — заполнить специальные карточки, предъявить 'мандатной комиссии водительские права и получить стартовые номера. Пока не окончены эти обычные для каждого соревнования хлопоты, самое подходящее время побеседовать с председателем Калужского областного совета общества автомотолюбителей Иваном Александровичем Ремизовым. Он уже немолод, но в его высокой, плотной фигуре без труда угадывается армейская выправка. Да, Иван Александрович — подполковник в отставке, много лет прослужил в частях связи. И давно связан с автомотоспортом. В молодости выступал в мотоциклетных соревнованиях, гонялся на «Индиане», потом взял на себя роль арбитра. Судья республиканской категории, обслуживал множество автомобильных и мотоциклетных состязаний. Может, эта давнишняя привязанность к спорту и послужила причиной того, что в первый же год существования возглавляемый Ремизовым областной совет общества сразу же обратился к организации соревнований? Но ведь сейчас, видимо, есть у его помощников проблемы куда важнее, чем провести «фигурку». Да ив Уставе общества среди многочисленных пунктов, определяющих основные задачи, спорт далеко не на первом месте: лишь записано «содействовать развитию автомототуристской и спортивной деятельности». — Дел столько. — говорит Иван Александрович, — не знаешь, за что браться в первую очередь. Организационный период всегда самый трудный. И все же решили провести для мотолюбителей, недавно вступивших в общество, эти простейшие соревнования. Вот сейчас агитируем всех, кто имеет собственные машины. стать членами нашей массовой организации. Но ведь пора уже и что-то делать для них конкретное, да ио себе, о своем существовании заявлять практическими делами. В этом смысле спорт имеет несколько достоинств: любое соревнование, в том числе «фигурка», — хорошее средство для повышения водительского мастерства и. значит, борьбы за безопасность движения (наша основная задача), это, кроме того, одна из форм пропаганды общества, а в ней мы сейчас очень нуждаемся. По словам И. Ремизова, в Калуге и области насчитывается более 40 тысяч владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Пока же в общество вступило 600 человек. С каждым днем цифра эта растет. На промышленных предприятиях, в совхозах и колхозах, учреждениях проходят организационные собрания, создается актив. В первую очередь внимание обращается на членов гаражных кооперативов. Только в последнее время здесь создано 14 организаций. Но лучшая агитация — это практиче-В спортивные календари они. как правило. не попадают. И не потому, что имеют второстепенное значение. Просто их великое множество — соревнований по фигурному вождению мотоцикла. И в программе продолжающейся сейчас VI Спартакиады народов СССР они. конечно, занимают самое почетное место. Ведь «фигурка» доступна всем: организовать и провести ее может любая секция, для участия в ней не требуется специальной подготовки мотоцикла. Да и оборудование здесь самое незатейливое: стойки с флажками, несколько досок, которые легко превращаются в трамплин и колейный мост, — вот и весь инвентарь. Эта простота и придала «фигурке» обыденную, домашнюю обстановку. Нигде не встретишь афиш, оповещающих о предстоящих стартах, публика не балует их особым вниманием, как правило, обходит молчанием эти соревнования и пресса: она не видит в фигурном вождении той спортивной изюминки, которая присуща стремительным кольцевым, трековым гонкам, мотокроссу. Впрочем, бывает такое, к счастью, не всегда. Свидетельство тому — полученная редакцией «За рулем» афиша, уведомлявшая о состязаниях в калуге. Выл интересен, конечно, не сам по себе этот факт. Гораздо более важным представлялось другое — главным организатором «фигурки», как явствовало из афиши. значился областной совет Всероссийского общества автомотолюбителей. Это была. таким образом, одна из первых весточек деятельности в области спорта недавно созданного массового общества. Вот почему в редакции решили не только побывать в Калуге, но и учредить для победителей соревнований несколько призов30 МНОГОБОРЬЕкандидатов в мастера спорта. А где их найти в области или, тем более, в районе? В лучшем случае «наскребается» третья группа соревнований. Низший разряд здесь получить сравнительно несложно, а дальше — перспектив почти никаких. Остается одно — постоянными победами претендовать на включение в состав сборной команды республики. Оказывается, однако, и здесь своя сложность: такое право могут заслужить только двое счастливчиков. Парадоксально, но факт: самый массовый вид автомобильных соревнований имеет самый узкий выход на всесоюзную арену. При таком положении предварительные старты в республиках для отбора кандидатов в сборную команду практически лишены смысла. В каждой республике всегда найдутся двое сильных, проверенных многоборцев, которым без риска можно доверить место в сборной. Вот и выходит: на местах устраивается масса соревнований, а в чемпионатах страны — почти одни и те же лица. Стоит ли доказывать, что такая практика не на пользу многоборью. В порядке эксперимента можно попробовать следующий вариант: начиная с районных соревнований предоставлять право на выступление в последующих (областных, республиканских) сильнейшим низовым коллективам. В первенстве Советского Союза, таким образом, будут бороться команды таксомоторных парков, автобаз, автомотоклубов и т. д. Этот вариант, проверенный в спартакиадные годы, годится и для обычных сезонов. Наконец, неплохо обратиться к опыту «смежников». Вышло же получившее признание .военно-прикладное многоборье на личных мотоциклах на всесоюзную арену в ранге чемпионата страны. Все это имеет самое прямое отношение к массовости. Во многом она зависит и от привлекательности, зрелищности соревнований. В первые годы существования автомобильного многоборья два основных его компонента — скоростное маневрирование и езда на экономию топлива — имели каждый свою трассу раздельно. С появлением специального прибора для быстрого определения количества израсходованного горючего появилась возможность соединить эти испытания. И многоборье сразу же потеряло привлекательность. Экономичное вождение — это прежде всего умение использовать накат. И скоростное маневрирование (скоростное!) сразу утратило свою самую привлекательную черту — динамизм. В неторопливом движении автомобиля поСПОРТтрассе только искушенные специалисты могут определить все достоинства и промахи участника. Основная же масса зрителей видит монотонную езду. Конечно, в нынешнем многоборье не все плохо. Иначе не было бы здесь многих тысяч участников, которым полюбились внешне скрытое напряжение борьбы на трассе соревнований, возможность проявить многостороннюю водительскую и общефизическую подготовку. И право испытать себя нужно предоставить всем. Готовых рецептов для этого пока нет. Но они появятся, если Федерация автомобильного спорта СССР с таким же вниманием и заботой будет относиться к развитию в стране многоборья, разнообразию его программы, какую она проявляет к другим видам соревнований. Наблюдения, сделанные на чемпионате страны по многоборью в Нальчике, беседы со спортсменами и их тренерами после чемпионата страны этого года убедили автора в необходимости высказать все эти соображения. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем»г. Нальчикские дела. Областной совет уже выпустил плакаты по безопасности движения, провел пробег автолюбителей, посвященный Празднику Победы, организовал мотоциклетную «фигурку». Конечно, сделано еще мало, но ведь и времени прошло немного. В ближайших планах — строительство мойки для автомобилей, мастерской, где каждый мог бы получить техническую консультацию ис помощью опытного механика сделать простейший ремонт, вулканизационной мастерской, создание клуба «явистов». Конечно, для этого нужны средства. Потому так и заинтересовано общество в увеличении своих рядов, ведь членские взносы пока единственная финансовая база, на которой развертывается его деятельность. — Нам удалось, — продолжает И. Ремизов, — установить хорошие деловые контакты с партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями, областными ГАИ, комитетом по физкультуре и спорту, советом по туризму и экскурсиям и, конечно, с обкомом ДОСААФ. Во всем чувствуем поддержку. Вот и эти соревнования готовили совместно с обкомом ДОСААФ, автомотоклубом и клубом туристов. И действительно, большинство тех. кто один за другим отправлялся на трассу «фигурки», принадлежало к беспокойному племени моторизованных путешественников. Об этом говорили многочисленные устройства на мотоциклах, помогающие в дальней дороге, да и сам внешний вид участников — брезентовые робы с множеством карманов и что-то еще, на первый взгляд неуловимое, но безошибочно выделяющее туриста среди обычных мотолюбителей. Может быть, этим «что-то» были излишняя уверенность вВо второй раз включается картинг в программу Спартакиады народов СССР.Фото В. Ширшова •собственном водительском мастерстве, которая явно проявлялась у многих на первых метрах дистанции. Лихость, непринужденная балансировка словно говорили: подумаешь «фигурка» — она давно освоена, еще при сдаче экзаменов на «права». И, как правило, тут же следовало разочарование. Сбитая стойка. неправильно выбранная скорость' при входе в круг или восьмерку лишали «мастера» всяких надежд на успех. Удачнее других выступили мотоциклисты города Обнинска, которые стали обладателями главного приза. Среди первичных организаций лучшей была команда калужского опытного моторного завода. В личном зачете три ступеньки на пьедестале почета в порядке занятых мест достались В. Николаеву, Н. Максимову (оба — моторный завод) и В. Козюлину (обнинский физико-энергетический институт). Что ж. спортивный дебют общества автомотолюбителей в Калуге прошел успешно. Соревнования понравились участникам. многие из них убедились, что не хватает еще водительского мастерства. чтобы считать себя «безопасным водителем». Выполнили свою задачу и афиши — благодаря им «фигурку» наблюдала большая аудитория зрителей. Это и есть конкретная агитация и пропаганда нового общества. Следующим этапом будут подобные соревнования среди автолюбителей, военно-прикладное многоборье для владельцев личных мотоциклов.г. Калуга Е. КОВРИЖЕНКО, спецкор «За рулем»31