32
33
СПОРТП окольцу , п оявляясьиисчезая , проносятся гонщики , п рильнувшиек своим машинам . Едва успеваешь заметить номер мотоцикла. З аобтекателямии очками невозможно разглядеть лица спортсменов. Н ои без этого ощущаешь , что все они во власти спортивного азарт а . Он невольно передается всем, кто пришел посмотреть соревнования заставляет чаще биться сердце. Скорость, скорость, скорость... Мы на очередном чемпионате стран ы по шоссейно-кольцевым мотогонкам. И так велик соблазн рассказать об этих самых скоростных, з ахватывающих мот оциклетныхсоревнованиях ! Беседуем сучастниками — победителями и неу дачниками — просим поделиться впеч атлениямии приходим квыводу : в интересах дела рассказогонках надо отложить, а место, отведенное для отчета о соревнованиях, посвятить тому, что пока еще тормозит развитие кольцевых гонок. Р азговоро нерешенных проблемах шоссейных гонок, увы, не нов. В ремя от времени он возобновлялся на страницах спортивной прессы, з вучална пленуме Федерации мотоспорта СССР. Н азывалисьтри основныеОдиннадцать комплектов медалей разыграют участники финальных соревнований VI летней Спартакиады и чемпионата страны по кольцевым мотогонкам. Фото В. Горловап ричины : м ало трасс имотоциклов , неравны условия, в которыхоказыва ­ ются участники соревнований. После разделения мотоциклов на две групп ы — гоночные («А») и спортивные («Б») — п оследняя проблема, по существу, с нятас повестки дня . Т ехническиграмотный спортсмен может теперь подготовить машинукгонкам . И сейчас на первый планжизнь выдвигает вопрос омотоциклах . Р ечь идет не только о количественной стороне, х отяи она имеет немаловажное значение. Ведь недалек тот день, когда дело должнодойтидо проведения республик анских первенств по кольцевым гонк ам , а там , м ожет быть, и областных . Н о количество — это только часть проблемы. Здесь мыхотим затронуть другую — качественную ее сторону, предоставив слово гонщиками тренер ам , которые приняли участие внашей общей беседе после окончания чемпионата. В. ОТТО, мастер спорта, тренер сборной команды Латвии : — Мне думается , что шоссейные гонк ипризваныоказывать большое влия ­ н иена прогресс в мотоциклостроении. Т ак по крайней мере было испоконвека . Всегда спортивные мотоциклы по конструкции , по качеству опережали серийные дорожные . Но давайте посмотрим, что происходит в последнее время у нас. Новый мотоцикл ижевского завода, п оступающийв продажу, «Иж—Планета-спорт» (ИЖ—ПС) стоит тысячу рублей и превосходит специальный «ИЖ—Юпитер» Ш—11 для шоссейных гонок, к оторый стоит к тому жетысячу пятьсот рублей. У ИЖ — П Спятиступенчатаякоробка передач, вилка из дюралюминиевого сплава и много других нововведений, к оторых нет на гоночной машине. Честь ихвалазаводским конструкте-ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВКольцевые гонки на гоночных автомобилях Личный зачет. Ф ормула1 (рабочий объем свыше 1600 до 3000 смЗ, собственный вес не менее 500 кг): 1. X. Саарм (Таллин); 2. Ю. Теренецкий (Москва); 3. Г. Дгебуадзе; 4. В. Глурджидзе (оба — Тбилиси); а. А. Саввин; 6. А. Гультяев (обаЛенинград). Ф ормула2 (до 1600 смз, 420 кг): 1. В. Греков (Краснодар): 2. М. Львов (Ленинград); 3. М. Лайв (Таллин); 4. Р. Валаткявичюс (Каунас); 5. X. Томас; 6. Я. Габалинып (оба — Рига). Ф орму ­ л а3 (до 1300 смЗ, 420 кг): 1. В. Барковский (Москва): 2. Э. Гриффель; 3. Ю. Рейнтам (оба — Таллин); 4. В. Лукашевич (Минск): 5. В. Карнэем; 6. Р. Мегель (оба — Таллин). Формула 4 (до 350 смЗ): 1. Т. Напа (Рига); 2. Т. Тэесалу; 3. Т. Асмер (оба — Таллин): 4. И. Барда (Рига); 5, Ю. Шибаев (Ленинград); 6. X. Юршевский (Рига). Зачет «Трофея заводов». На первенстве СССР по кольцевым автогонкам в Таллине и Риге: 1. УМЗ — 26 очков (А. Саввин — 6, А. Гультяев — 5. М. Львов — 12, Э. Марковский — 3); 2. АЗЛК — 12 очков (Ю. Теренецкий — 12, Н. Казаков — 0); 3. ВАЗ — 5 очков (Р. Мегель — 5, П. Хельк — 0. А. Альхимович — 0). Общая сумма очков после соревнований в Таллине и Риге: 1. ВАЗ — 127; 2. АЗЛК — 101; 3. УМЗ — 37; 4. ГАЗ — 10; 5. ИЖ — 4. Автомобильное многоборье Личный зачет. Г АЗ — 51: 1. В. Сенин 32ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ(125 смЗ, национальный): 1. В. Иванченко (Курск); 2. П. Бушланов (Магнитогорск); 3. А. Григорьев (Ленинград); 4. А. Алеканкин (Грозный); 5. Р. Васадзе (Тбилиси): 6. Э. Иле (Сигулда, Латвийская ССР). V класс (50 смЗ): 1. м. Иле (Сигулда); 2. В. Тихомиров (Москва); 3. С. Лотков (Светлоград, Ставропольский край); 4. С. Тамкун (Вильнюс); 5. А. Берзинып (Добеле, Латвийская ССР); 6. А. Дементьев (Ленинград). Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Латвийская ССР; 3. Казахская ССР; 4. Украинская ССР; 5. Эстонская ССР; 6. Грузинская ССР. Кольцевые мотогонки Личный зачет. Юноши. 1 25см ! : 1. Р. Паурис (Литовская ССР); 2. А. Радзиньш (Латвийская ССР); 3. С. Лукьянов; 4. С. Павловский (оба — Москва); 5. К. Руубер; 6. А. Кирсс (оба — Эстонская ССР). Женщины. 1 75с мЗ; 1. л . Кузнецова (Москва); 2. Л. Тулл (Эстонская ССР); 3. 3. Решетника; 4. 3 . Клейншмите; 5. Л. Сотака (все — Латвийская ССР); 6. А. Федоренкова (РСФСР). Мужчины. 5 0 смЗ: 1. А. Смертьев; 2. А. Епифанов (оба — Латвийская ССР); 3. В. Иванов (Литовская ССР); 4. В. Бородин (Латвийская ССР); 5. Р. Дишмонас; 6. А. Краснопольский (оба — Литовская ССР). 1 25с мЗ «А»: 1. А. Московка; 2. М. Кравченко (оба — РСФСР); 3. К. Ошиньш (Латвия); 4. А. Абрамов (Москва); 5. А. Звайзгне; 6. И. Иостс (оба —(РСФСР); 2. Г. Яновские (Латвийская ССР); 3. А. Лось (Украинская ССР); 4. В. Балашов; 5. А. Вольф (оба — РСФСР); 6. В. Перекрестенко (Ленинград). Г АЗ — 2 4: 1. Н. Любимов (Украинская ССР); 2. Ю. Джумма (РСФСР); 3. Я. Межецкис; 4. В. Гогадзе (Грузинская ССР); 5. В. Малофеев (Ленинград); 6. Э. Мяэсепп (Эстонская ССР). Командный зачет: 1. Латвийская ССР; 2. Ленинград; 3. Грузинская ССР; 4. Казахская ССР; 5. Эстонская ССР; 6. Украинская ССР. Картинг Личный зачет. I класс (до 125 смЗ без коробки передач): 1. Р. Акопов (Тбилиси); 2. М. Рябчиков: 3. А. Зайцев; 4. Е. Клубов; 5. А. Мирзоян; 6. А. Сафонов (все — Москва). И класс (125 смз, национальный): 1. В. Иванченко (Курск); 2. А. Иванов; 3. И. Власов (оба — Ленинград); 4. В. Журумскас (Клайпеда); 5. М. Киркилас (Вильнюс); 6. Т. Хидешели (Тбилиси). I IIкласс (125 смЗ. международный): 1. М. Рябчиков; 2. А. Мирзоян; 3. М. Густешов (все — Москва); 4. Б. Корсунский (Харьков); 5. И. Дадзитис (Рига); 6. Л. Глонти (Тбилиси). I Vкласс (175 смЗ): 1. р . Акопов (Тбилиси); 2. А. Зайцев (Москва); 3. В. Бортниекс; 4. X. Юршевский; 5. И. Илденс (все — Рига): 6. Э. Зейналов (Баку). Командный зачет: 1. Ленинград; 2. Латвийская ССР; 3. Москва; 4. Грузинская ССР: 5. РСФСР; 6. Литовская ССР. Юноши. Личный зачет. I I класс СКОРОСТЬрам, создавшим современный дорожный мотоцикл спортивного типа. Но почему для спорта выпускается устаревшая модель? Есть и другие нерешенные вопросы. Вводя группу «Б», Федерация стремилась создать всем гонщикам равные возможности для подготовки мотоциклов к соревнованиям. Это, бесспорно, прогрессивное решение. Но не перегнули ли мы палку в деталях, запретив при доводке и форсировке делать даже то, что может каждый грамотный спортсмен? Не буду голословен. Разбилось, скажем, колесо на том же ижевском спортивном мотоцикле, а заменять его обычным дорожным с «Юпитера—3» запрещено. Что же, мотоцикл выбрасывать? Или лопнула головка блока цилиндров — ее же можно заменить головкой «Юпитера—2», которая в магазинах стоит 2 рубля 50 копеек, но, стоп, — нельзя, нестандарт. «Юпитерский» поршень подходит тс «Ковровцу», он в десять раз надежней и можно приобрести его. А устанавливать нельзя. Убежден: для пользы мотоспорта следует' разрешать ставить на мотоцикл все, что есть в открытой продаже, независимо от модели. Необходимо дать возможность спортсмену делать любые работы, не требующие сложного станочного оборудования. Наш спорт потому и называется военно-техническим, что требует не только спортивных данных, но и технической смекалки, умения выжать максимум из техники. Я вот упомянул о ковровском поршне, а вообще об этом мотоцикле и говорить не хочется. А. ТАРАРИН, мастер спорта: — Нет, говорить надо. Ведь если поступивший в клуб специальный шоссейно-кольцевой «Ковровец» просто вынуть из ящика и, ограничившисьПять интервью после чемпионата СССР по кольцевым мотоциклетным гонкамобычной расконсервацией, пойти на гонки — рискуешь жизнью. Меня поражает по меньшей мере странное отношение работников завода. На соревнованиях мы видим конструкторов, инженеров с ижевского и минского предприятий, с ковровского же — никого. А здесь на его мотоциклах стартует больше пятидесяти спортсменов. Где еще работники завода могут так полно выявить недостатки мотоцикла? Видно, боятся критики в свой адрес. После тренировки я разобрал тормозной барабан. Посмотрите, что стало с накладками, — потрескались, и от одной откололся уголок. Подумать страшно, если бы этот осколок заклинил колесо на скорости за сто километров! Я не одну машину перебрал — встречаются дефекты в отливке и после механической обработки картера. А. ОЛЕЙНИКОВ, мастер спорта, чемпион страны 1974 года: — Дали ковровцам для образца хорошую раму — ее разработали во ВНИИМотопроме, — а они так ее «усовершенствовали», что пришлось спортсменам от нее отказаться. Пора заменить стальные тормозные барабаны чугунными — они лучше. Ненадежны генераторы — выдерживают одну-две гонки. Видите, как приварен щиток заднего колеса — он быстро отломится. А подножки? Края их острые, как бритва, хотя правила требуют закруглений с радиусом 8 мм. Вот мы и вынуждены напильником исправлять заводскую неряшливость. О. ЧЕСНОКОВ, мастер спорта: — Посмотрите, как сорвало покрышку на нашей коляске. Ставим шины от мотоколяски и от мотороллера. Но они не выдерживают наших скоростей — резину рвет от действия большой центробежной силы. Надо знать, на какую окружную скорость рассчитана эта резина, может быть, ее и теоретически нельзя нам применять. А этим никто не занимается. Р. ЛАУР, заслуженный тренер СССР, председатель федерации мотоспорта Эстонской ССР: — Два года подряд я выезжал на этапы чемпионата мира по кольцевым гонкам в Иматре и каждый раз убеждался, что наши ведущие гонщики не уступают по мастерству лучшим зарубежным. Мы хорошо помним успешные выступления в международных гонках Севастьянова, Кийса, Рандла на мотоциклах, которые некогда выпускали в Серпухове, — они неизменно были в шестерке сильнейших. У нас и теперь есть отличные кольцевики. Эстонские спортсмены регулярно стартуют в товарищеских встречах в Финляндии. В прошлом году Индрек Тиил и Сулев Мете на переделанных 43 заняли соответственно второе и шестое места в соревнованиях с сильнейшими гонщиками Финляндии и Швеции. Очень перспективны наши гонщики, выступающие на мотоциклах с коляской. Думаю, что так же, как ив кроссе, спидвее, ледяных гонках, кольцевики смогут добиться больших успехов на международной арене. Дело, однако, упирается в технику. • • • Пора серьезно поставить вопрос о повышении качества спортивных машин, добиться, чтобы ВНИИМотопром, от которого спортсмены давно уже ждут хороших мотоциклов для кольцевых гонок, не уступающих лучшим зарубежным образцам, снова взялся за их постройку. Все это поможет дальнейшему развитию кольцевых гонок. Г. АФРЕМОВ, судья всесоюзной категории г. ТаллинТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВЛатвийская ССР). 1 25с мЗ «Б»: 1. A. Олейников (Москва): 2. Г. Штейнбург (Латвийская ССР); 3. В. Лепик; 4. М. Крээк (оба — Эстонская ССР); 5. И. Антонов (РСФСР); 6. Э. Кууск (Эстонская ССР). 1 75с мЗ «в»: 1. В. Заболотный (Украинская ССР); 2. А. Олейников (Москва); 3. B. Шилов; 4. И. Иостс; 5. В. Бородин (все — Латвийская ССР); 6. Т. Маро (Ленинград). 2 50с мЗ «А»: 1. И. Тилл (Эстонская ССР); 2. К. Ошиньш; 3. Э. Силинып (оба — Латвийская ССР); 4. М. Рейнуп (РСФСР): 5. Э. Сааре (Эстонская ССР); 6. Б. Юдин (Москва). 3 50с мз «А»: 1. Л. Тэесалу; 2. И. Тилл; 3. С. Мете; 4. Б. Коппель (все — Эстонская ССР); 5. Б. Агапитов (РСФСР); 6. Я. Борзиньш (Латвийская ССР). 3 50с мЗ «Б»: 1. И. Блумфельдс; 2. К. Кребс; 3. Р. Лоньч (все — Латвийская ССР); 4. В. Агапитов (РСФСР); 5. Б. Юдин (Москва); 6. С. Мете (Эстонская ССР). 5 00 емз сколяс ­ к ой : 1. А. Мельников — В. Седов (РСФСР); 2. Я. Виллерт — Т. Карус; 3. X. Рейтель — Ю. Сооме (оба экипажа — Эстонская ССР); 4. В. Лапин — Ю. Холодный (Белорусская ССР); 5. X. Пальм — A. Неаре (Эстонская ССР); 6. Т. Гловели — Р. Орожандов (Грузинская ССР). 7 50см ' с коляской : 1. В. Калюжный — В. Красавцев (Ленинград); 2. B. Телегин — П. Сосновских; 3. А. Сибирцев — И. Никонов (оба экипажа—РСФСР); 4. А. Серопов — Ф. Серопов (Украинская СССР); 5. В. Гапаров — В. Фоменко (Казахская ССР); 6. Л. Кумм — В. Хохлов (Эстонская ССР).ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВA. Янсонс (Цесис, Латвийская ССР); 2. И. Гармай — Н. Бондаренко; 3. В. Алексеев — А. Алексеев (оба экипажа — ГСВГ); 4. В. Пучс — Л. Кезберс (Валмиера, Латвийская СССР); 5. B. Хайкни — В. Солодовников (Новосибирск); 6. Н. Шубин — В. Зннкевич (ГСВГ). 7 50с мЗ сколяской : 1. В. Телегин — П. Сосновских (Ирбит); 2. Н. Иванютин — О. Харин (Москва); 3. Е. Нечипоренко — Б. Погановский (Киев); 4. В. Введенский — А. Клименок (Москва); 5. В. Шупрович — В. Малыкин; 6. Н. Симон — В. Симон (оба экипажа — Киев).Командный зачет: 1. Латвийская ССР; 2. Москва; 3. Белорусская ССР; 4. РСФСР; 5. Украинская ССР; 6. Эстонская ССР. Мотокросс Личный зачет. Юноши. 1 25см ' : 1. А. Кепский (Ворошиловград); 2. С. Висоцкас (Вильнюс); П. Ковалев (Вильянди, Эстонская ССР); 4, В. Журавлев (Челябинск); 5. В. Разыграев (Желтые Воды, Украинская ССР); 6. В. Притула (Ростовна-Дону). 1 75с мЗ: 1. А. Ефимов (Москва); 2. В. Бородай (Кировоград); 3.. A. Левочкин (Пенза); 4. В. Зукаль (Ташкент); 5. Г. Гострый (Калининград); 6. Ч. Баранаускас (Каунас). Женщины. 1 75 смЗ: 1. В. Сепала (Ярваканьди, Эстонская ССР); 2. В. Коноба (Ростов-наДону); 3. 3. Озолиня (Вентспилс, Латвийская ССР); 4. С. Кузьминых (Днепропетровск); 5. Р. Лемсалу (Андижан); 6. Н. Савкина (Ленинград). Мужчины. 1 25с мЗ; 1. Ю. Семко (Киев); 2. А. Мандриченко (Кишинев); 3. Е. Рыбальченко (Киев); 4. Л. Шинкаренко (Кишинев); 5. B. Корнеев (Калининград); 6. Ю. Адамяну (Черкесск). 1 75с мЗ: 1. П. Рулев (Ленинград); 2. А. Овчинников (Москва); 3. Г. Моисеев; 4. А. Бочков (оба — Ленинград); 5. В. Петров; 6. В. Кралинин (обаКовров). 3 50с мЗ; 1. В. Арбеков (Москва); 2. В. Краснощекое (Киев); 3. А. Набиуллин; 4. А. Грайф (оба — Ижевск); 5. А. Кибирин (Киев); 6. В. Донис (Рига). 3 50см ' с коляско й: 1. Я. СергисПервенство среди ДЮСТШ, юношеских секций ДСО и ведомств по мотокроссу • Личный зачет. 5 0с мЗ: 1. А. Лиепинып (Рига); 2. С. Щипулин (Краснодар); 3. С. Кожакин (Таллин); 4. Я. Поздиньш (Рига); 5. А. Тоомла (Таллин); 6. А. Гродзс (Рига). 1 75с мЗ; 1. В. Крамаренко (Краснодар); 2. Р. Айзстраутс (Рига); 3. Н. 06жорин (Горький); 4. А. Шинкевич (Минск): 5. С. Катараев (Москва); 6. В. Суровцев (Курск). Командный зачет: 1. Рига (СДЮСТ1Ш; 2. Минск (ДЮСТШ): 3. Видное. Московская область (ДЮСТШ); 4. Москва («Трудовые резервы»); 5. Таллин (ДЮСТШ); 6. Краснодар (ДЮСТШ). 33