РЕЙС В ХОВДПятидесятилетняя история МНР — э тои история дружбымонгольскогоисо в етскогонародов . Ф ундамент ее залож или великий Ленинивождьмонголь с койреволюции Сухэ-Батор. П околениятрудящихся двух стран продолжают их дело. Вот один лишь штрих этой друж бы — б ратское сотрудничество, с ложив шееся междусоветскимиимонгольски ми автотранспортниками. вместе снимвкоторыйуже раз про верили готовность людей , автомобилей игрузовк дальнему походу , уточнили по карте все детали — сигналы, места отдыха, ночевок, п орядокдвижения чер ез перевалы, в одные препятствия. Но какой бы тщательной ни была под готовка, от неожиданностей никто не застрахован, о собенно молодые водители. На крутых подъемах в горах пер ед Баян-Чандманем у некоторых маш ин стали перегреваться двигатели, к о лонна растянулась. Нашли удобноеме сто, сделали большой привал, о смотрели автомобили, о тдохнули — и снова в путь. Сидевший рядомс Григорием Алексеевичем сменщик , о нжепереводчик Сурэн Чойжилтав, хорошо знающий историю своей страны, рассказывал, к ак объединенный советско-монгольский революционный отряд под командованием будущего маршала МНР X. Чойбалсана и Петра Ефимовича Щетинкинагромил на реке Селенге белогвардейцев , как войска другоголегендарногополковод ца народнойМонголии Хатан-Батора Максаржавы вместе с воинами молодойСоветскойреспубликивдекабре 1921 года нанесли поражение врагу в районе озера Толбо-Нур. — Вот когдакровью скрепилась наша дружба , — после каждойрассказанной истории заключал Сурэни удовлетвор енно улыбался. П лоды этой дружбы , р ожденнойОк тябрем, особенно зримы сегодня. М он голия строится, п реображается , расцветает скаждымгодом . В городке Баян-Чандмане, ч ерезкото рый проходила колонна автомобилей, Г ригорийАлексеевич любовался краси выми жилымииучебнымикорпусами . — Это наш профтехцентр , — с гордо стью рассказывал Сурэн , — его возвели несколько лет назад наши строители спомощьюСоветскогоСоюза . Теперь тут обучаются наши шоферы , т рактори сты идругие специалисты для сельского хозяйства республики . А их надо много , ой как много ! . . Н езадолгодо этого рейса Григорий Алексеевич побывал вДархане . Узнал, что городунемногимбольше десяти лет и что еще недавно тут, в харинскойпой м е , была голая степь. Теперь стоит кра сивый современныйгород . Он дымиттрубамипредприятий , сверкает на солнце окнами новых домов . На бетонной трассе, с вязывающей новые кварталы Дархана сжелезнодорожной станцией, Григорий Алексеевич увидел плакат с флагами социалистических стран иря д омс ними слова: «Сила дружбы » . «Так вот она эта сила, п реобразовав шая степь», — д умал Бардело. В тот жераз ему рассказали, что городвоздви гался спомощьюСоветскогоСоюза . С о ветские специалисты помоглитакжепо строить пищевойкомбинат , к омбикормо вый завод. Чехословацкие друзьясодей ствовали впостройкецементного завода, болгарские — овчинно-шубной фабрики.26 ноября — 50 лет со дня провозглашения Монгольской Народной Республики...Навстречу колонне чуть ли не сплош н ымпотоком двигались ЗИЛы, ГАЗы, К рАЗы , М АЗы , « ш коды » , «татры». Неу томимыйСурэн нет-нет да приветственно махал рукой землякам-водителям. П отомвдруг начинал вспоминать, к ак его встретили на автосборочном заводе, где он получал новые грузовики . — Х ороший , б ольшой завод... Спасибо советскимтоварищам за помощь , — г оворилСурэни опять улыбался. К концу третьих суток колонна спустилась в долину Баян-Цага. Здесь путь ей преграждалибурныеречки . В одном месте два автомобиля ГАЗ—53 глубоко засели в воде. Остановка. М еханикирус ский Бардело имонголСундуйдержат совет. На помощьзастрявшимгрузови к ам посылаются два ЗИЛа. Водители, почти по пояс вхолодной воде, п роме р яют шестами дно , цепляют тросы . И вот машиныуже на суше. В другомме сте пришлось тросами сцепить сразу нес колько автомобилей. Словно альпинисты, «в связке», они успешнопреодоле вают преграды . П еред тем как двигаться по северной части пустыни Гоби, р уководители колонны собрали шоферов . Пылал ко стер, готовилась пища, Пламя освещало обветренные лица водителей. Н екото рых из них Григорий Алексеевич знал хорошо , обучал лично, д ругие вернулись из армии , где получили добрую закалку. — Ну как, сильно устали? — обвел собравшихся веселым взглядом Жормал Сундуй . — Есть немножко , — р обко ответил за всех самый молодой . — Отдыхайте, набирайтесь сил, завтра с рассветом пойдем по пустыне, д орог тут нет, прокладывать их будем сами, — г оворил механик. По ру::ам пошла маршрутная карта, испещренная обозначениями... Пока не • наступила темнота, водители возились каждыйу своей машины . Оба механика помогали им советомиделом . В Ховде колонну встречали с почестям и . Жители поселка от мала до велика вышли на улицу, м альчишкибежалиря д омсавтомобилями . На площади, у правления госхоза собрался стихийный митинг. Качали механиков, водителей — радости не было конца . Двадцать два дня вобщейсложности длился рейс в Ховд и обратно. М ного было ещепоездокуГригорияАлексее вича смонгольскимидрузьями , но эта осталась в памяти на всю жизнь . О ней бывший начальник четвертой автоколон ны чувашской автобазы № 1 Григорий Алексеевич Бардело рассказывал не раз своимтоварищам , иногда показывал блестящуюзвездускрасной полосой по с ередине — награду — о рденТрудово го Красного Знамени, к оторымМонголь ская Народная Республика отметила его ударный труд на автотранспорте. Сейчас он опять вбратскойМонголии . Г. БЕЛОУСОВ г. Чебоксары 17Ранним весеннимутромколонна из двадцати восьми тяжелогруженных авт омобилей вытянулась на окраинегоро да Сухэ-Батора. Только начинал брез жить рассвет, со стороныгор нет-нет да налетал порывистыйхолодный ветер. Н о небо было чистым, г лубоким , с отлив ом синевы — это предвещалохорошую погоду. Автомеханик Григорий Алексеевич Бардело, к оторому было порученовоз главить колонну , подал команду : «Начать движение » — и сам сел за руль го л овного ЗИЛа. Г ригорийАлексеевич , хотя и был уверенв водителях иавтомо билях, все же на первых порах немно го волновался. Рейс предстоял дальний и ответственный. М ожно сказать, к осми ческий — в одинконецоколо трех ты сяч километров . И каких ! На пути — г ор ные перевалы, у щелья , десятки рек иречушек , к оторые бурлили сейчас вес еннимипотоками . Это лишь первая часть маршрута , вторая — б езводные пески пустыни Гоби, где ни дорог , ни близкого пристанища ожидать не при ходилось. Д умалГригорийАлексеевичиоб ответственности. Д лянего , к оммуниста , советского специалиста, рейс в Ховд — е щеодин акт товарищества, которое складывается вот так повседневно всов м естномтруде . Л юди , г рузы , техника — за все он , к омандор , с егодняв ответе. Ж дутколоннув Ховде, очень ждут , это понимали все водители. ЦК МНРПи монгольское правительство решали очень важную задачу: у крепитьматери ально-техническую базу животноводст ва, ликвидировать его зависимость от капризовприроды . Иначе говоря , с тро ить производственныекорпуса , ф ермы , механизированные скотники, добротные жилыедома , создавать лечебно - к ормо вые пункты , хранилища под корма , оснастить каждыйкомплекстракторами , авт омобилями , д ругойтехникой . В местечк е Ховд как раз и создавался такой ком плекс. П отому на ЗИЛах и ГАЗах, на- , правлявшихся туда, — строительные материалы, о борудование для ферм , запасные части кмашинам . И, к онечно , — все необходимое для участников рейса: продовольствие, вода, г орюче - с мазоч ные материалы.... К огда поднялось солнце, колонна втянулась по шоссе вгоры . Замыкал ее второй механик тридцатилетний Жормал Сундуй . Т оже за рулем ЗИЛа. Человек надежный , влюбленный в технику. Накануне рейса Григорий Алексеевич