СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАСОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАТехническая характеристика Грузоподъемность, кг 7000 Вес в снаряженном состоянии, кг 5900 Габарит, мм: длина (с рамками-прижимами) 5950 ширина 2565 высота (без нагрузки) 3460 Ширина и высота портала, мм 1500x1750 Наибольшие размеры транспортируемых пакетов (ширина, высота, длина), мм 1300x1300X6500 Максимальная высота подъема груза, мм 500 База, мм 3400 Колея, мм 2100 Максимальная скорость с грузом (при переднем и заднем ходе), км /час 40 Скорость подъема и опускания груза, м/сек 0.1 Радиус поворота (по колее внутреннего колеса), м 4,2 на с регулируемым по длине и высоте сиденьем водителя. Для обогрева и вентиляции кабины использован стандартный отопитель, работающий от системы охлаждения двигателя. У автомобиля четыре фары: по две спереди и сзади для освещения пути во время движения- и, кроме того, две фары для освещения груза во время погрузки и выгрузки, а также все необходимые контрольные и сигнальные огни и приборы, принятые для грузовых автомобилей. Контроль за положением груза при транспортировке осуществляется при помощи сигнального устройства с лампочкой на щитке приборов в кабине. Все вращающиеся и движущиеся части трансмиссии, в том числе бортовая цепная передача, которые могут представлять опасность для обслуживающего персонала и окружающих, закрыты ограждением. И. БЕККЕР, кандидат технических наукПОРТАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ Т—150Последняя модель отечественного портального автомобиля Т—150. Фото А. Ганюшина Пиломатериалы и другие длинномерные грузы очень трудны для транспортировки. На территории лесоперерабатывающих предприятий и на складах у нас применяются обычно портальные автомобили моделей Т—80А и Т—140, серийно выпускаемые соломбальским машиностроительным заводом (Архангельская область). В 1974 году он приступил к серийному выпуску успешно прошедшего испытания нового портального автомобиля Т—150, который выгодно отличается от предыдущих моделей по эксплуатационным и конструктивным параметрам. При том же сечении портала, грузоподъемности и габаритах новый автомобиль обладает значительно лучшими динамическими качествами, обеспечивающими ему более быстрый разгон и высокие максимальную и техническую скорости движения. Это достигается установкой более мощного (115 л. с.) двигателя ГАЗ—53 и рациональным выбором передаточных чисел трансмиссии. Т—150 сохранил компоновочную схему предыдущих моделей: двигатель расположен сбоку от кабины, чем создаются благоприятные условия для наблюдения за дорогой и грузом. Ведущие колеса — задние. Автомобиль предназначен для массовых перевозок пиломатериалов в плотных и сушильных (речных) пакетах и других длинномерных (например, труб) или тарно-штучных грузов, уложенных пакетом на специальные подставки, поддоны, в контейнеры, по дорогам с твердым покрытием. На Т—150 (кстати, впервые для отечественных машин этого типа) применена одноместная цельнометаллическая каби-САМОХОДНЫЙ СКРЕПЕРЗемлеройные и дорожно-строительные работы требуют специальных машин для устройства выемок и карьеров, для возведения насыпей и рытья котлованов. Такие машины выпускает могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова. Представляем его последнюю модель — самоходный скрепер МоАЗ—546П-Д357П. Он предназначен для послойной разработки и планирования грунтов, а также для их транспортирования. Это, в сущности, комплекс из двух машин: одноосного тягача МоАЗ—546П и полуприцепного скрепера Д357П, что и отражено в общем индексе машины. Тягач можно использовать не только в паре с этим скрепером, но ив сочетании с самосвальными тележками, пневмоколесными катками, кранами и другими полуприцепными агрегатами, применяемыми на строительных и транспортных работах. Он выдерживает нагрузку на сцепное устройство до 8 т. На МоАЗ—546П установлен восьмицилиндровый V-образный четырехтактный дизель ЯМЗ—238А мощностью 215 л. с. К картеру маховика крепится коробка отбора мощности, служащая для привода насосов рулевого управления тягача и гидросистемы полуприцепа, а также для связи двигателя с трансмиссией. Сцепление, коробка передач и дополнительная коробка тягача выполнены в одном блоке и установлены на раме отдельно от двигателя. Крутящий момент передается на сцепление карданным валом. Сцепление ЯМЗ—238 — двухдисковое, с пневматическим усилителем выключения. Коробка передач ЯМЗ—236Нпятиступенчатая, но первая передача заблокирована, и для движения вперед служат четыре передачи. Дополнительная коробка — двухступенчатая. К одному фланцу ее "ведомого вала крепится ленточный ручной тормоз, к другому — карданный вал ведущего моста. Гидравлическое рулевое управление с механической обратной связью позволяет поворачивать тягач на 90 градусов в обе стороны. Рабочие тормоза тягача и полуприцепа колодочные, с пневматическим приводом. Подвеска — зависимая на двух продольных двенадцатилистовых полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами, ось скре-пера жестко закреплена. У самоходного скрепера шины размером 21,00—28. Седельно-сцепное устройство — шарнирное с двумя степенями свободы. Когда самоходный скрепер набирает грунт, к нему присоединяется еще одна, третья машина — трактор. Дело в том, что при наборе грунта скрепером требуется значительно большее тяговое усилие, чем при его транспортировке. Поэтому нужен «толкач» со специальным устройством или, в крайнем случае, отвалом бульдозера. В таком качестве применяются гусеничные тракторы мощностью 140—180 л. с. или колесные тракторы и тягачи мощностью 200300 л. с.