ЛМИРЕ КНДР СТРОИТ АВТОМОБИЛИВ Корейской Народно-Демократической Республике быстрыми темпами развивается машиностроение, в том числе производство автомобилей. Так, несколько лет назад предприятия страны освоили выпуск автобусов и 12-тонных грузовиков. С каждым годом все больше машин сходит с конвейера завода в г. Токчхоне, который первым в республике освоил производство автомобилей. За основу была взята испытанная конструкция советского грузовика ГАЗ—51. Эта машина выпускается с 1958 года и называется «Сынри-58» («Победа-58»). В прошлом году Токчхонский автозавод дал в 1,4 раза больше грузовиков по сравнению с 1972 годом. Проверка готовых грузовиков «Сынри-58» перед их отправкой с завода. Фото ЦТАК—ТАССКОРОТКОЗавод «Стягул Рошу» в г. Брашов — первенец румынской автомобильной промышленности. Он строит машины , главным образом грузовики , с 1954 года. В 1975 году из ворот предприятия выйдет 55 тысяч автомобилей. В 1977 году вступит в строй первая очередь автозавода в Братиславе (ЧССР). Окончание сооружения намечено на 1980 год. Новое предприятие рассчитано на производство 100 тысяч малолитражек типа «Шкода». От машин основного завода в Млада-Болеславе они будут отличаться формой кузова, сохраняя общность по двигателю и узлам шасси. Автомобильная промышленность Ирана выпуснает шесть 'моделей легковых автомобилей: «Пейкан» (по лицензии английской фирмы «Хиллман»), «Сайпак-джяйне» и «Сайпак-брусс» (лицензия «Ситроена»), «Шерхат-сахами», «Шерхат-ариа» и «Шерхат-шахин» (лицензия «Америкен Моторс»). Единственным трехколесным легковым автомобилем, серийно выпускаемым в настоящее время, является английский четырехместный «Рилайент» модели «Робин» (в переводе — «малиновка»). 3 У него четырехцилиндровый (748 см . 32 л. с.) двигатель; о н весит 445 кги развивает скорость 115 км/час.Г. «ЛОТОС-ЭЛАИТ»Появление новой модели «Лотоса», соответствующей всем последним европейским и американским требованиям безопасности конструкции, вызвало большой интерес в автомобильном мире. Фирма «Лотос», чей персонал из 800 рабочих и служащих выпускает в год около 3000 машин, затратила три года и три четверти миллиона фунтов стерлингов на подготовку к производству этой модели, названной «Элайт» (то есть «элита»). Подчеркнуто клиновидная форма и опущенная нижняя линия стекол дверей позволяют узнать в линиях кузова, сделанного нз стеклопластика, почерк итальянского дизайнера Д. Джуджаро. Кузов удовлетворяет требованиям не только эстетики, но и аэродинамики — коэффициент обтекаемости у него довольно мал (0,3). Много внимания при проектировании кузова уделено безопасности: массивные полиуретановые бамперы, продольные защитные брусья коробчатого сечения (150x50 мм) в дверях, дуга безопасности диаметром 50 мм, проходящая над передними сиденьями. Все стекла — и з нового прозрачного материала «Глафербель» — 5-миллиметровой толщины («За рулем», 1970, № 2), превосходящего по прочности обычный триплекс. Лобовое и заднее приклеены к проемам и придают кузову дополнительную жесткость. Заднее стекло, оснащенное «дворником», отопителем и омывателем, одновременно играет роль крышки багажника. Стеклопластиковый четырехместный кузов смонтирован на хребтовой раме, сваренной из штампованных элементов. В интересах безопасности бензобак размещен не в задней части кузова, а над главной передачей, причем снабжен двумя заправочными горловинами — справа и слева. Из других конструктивных особенностей машины надо отметить двигатель (4 цилиндра, 1973 см 3 . 155 л. с. при 6500 об/мин) с «алюминиевым» блоком, двумя карбюраторами, четырьмя клапанами на цилиндр и ременным приводом двух распределительных валов, расположенных в головке. Интересной новинкой является «алюминиевый» радиатор, детали которого соединены высокопрочным клеем («За рулем», 1972, № 1), — первый случай применения в мировом автомобилестроении такой конструкции. Дисковые передние тормоза и независимая подвеска колес, пятиступенчатая трансмиссия, тормозные диски, вынесенные из колес к картеру главной передачи, выдвигающиеся из кузова фары, электрические стеклоподъемники характеризуют эту модель как современную. Габарит «Лотоса-элайт»: длина — 4458 мм, ширина — 1816 мм, высота — 1206 мм; база — 2465 мм; вес — 1060 кг. До 100 км/час он разгоняется за 7,1 сек., максимальная скорость — 205 км/час. Расход топлива — 11 л/100 км. ПОСЛЕ «ПАССАТА»-«СИРОККО»Большие трудности испытывают сегодня крупнейшие западные автомобильные фирмы. И в поисках выхода идут на разные эксперименты. Завод «Фольксваген» (ФРГ) в последние годы интенсивно взялся за обновление и расширение своей производственной программы. Ныне модели нового поколения малолитражек получили наименования ветров. Недавно появилось семейство «Пассат» («За рулем», 1974, № 1), теперь его дополнило новое семейство «Сирокко». Похоже, что представители последнего в конце концов займут место «жука», выпускаемого уже почти три. десятка лет. Кстати, со сбытом «жука» фирма испытывает немалые хлопоты. До сих пор попытки найти ему достойную замену не имели успеха. Результат — скопление нереализованной продукции и переход на сокращенный рабочий день. «Сирокко» — компактная малолитражка, по габаритам и весу близкая к нашему ЗАЗ—968. Она снабжена трехдверным кузовом, созданным молодым итальянским дизайнером Д. Джуджаро. Этот кузов — универсален. Внешне он похож на модные сегодня спортивные купе, но вмещает четырех, а не двух человек. Третья дверь, в задней стенке, позволяет эксплуатировать автомобиль как «комби», и при сложенных задних сиденьях объем 3 багажного3 отсека увеличивается с 0,35 м до 0,53 м . Описание кузова будет неполным, если не упомянуть об «антикрыле». Оно находится под бампером и при движении с высокой скоростью прижимает «передок» машины к дороге. «Фольксваген-сирокко» интересен еще и тем, .что является первым среди выпускаемых в ФРГ автомобилей с передними ведущими колесами и поперечно расположенным силовым агрегатом. Собственно двигатель смещен вправо, а слева находится коробка передач, под которой в блоке с ней размещена главная передача. Значительному смещению двигателя вбок мешала ниша правого колеса, поэтому главную передачу не удалось разместить так, чтобы полуоси оказались одинаковыми по длине. По некоторым параметрам «Сирокко» уступает своим «одноклассникам». У него мал (даже для асфальтированных дорог) клиренс — всего 125 мм. Несколько высок расход горючего — 8—12 л/100 км. Неудобство представляет отсутствие переборки между багажником и салоном. Тем не менее «Фольксваген-сирокко» можно считать весьма интересной моделью самого массового класса, и. очевидно, он сможет стать одним из главнейших претендентов на титул «Автомобиля 1974 года». Техническая характеристика Двигатель: четырехцилиндровый с водяным охлаждением; привод распределительного вала, расположенного в головке, осуществляется зубчатым ремнем; пятиопорный коленчатый вал; однокамерный карбюратор с вертикальным потоком смеси (на 85-сильной модели — цвухкамерный); двигатель установлен с наклоном: у варианта 1100 см 3 — вперед на 15 градусов, у варианта 1500 см ' — назад на 20 градусов: генератор переменного тока мощностью 420 или 660 ватт. Трансмиссия: однодисковое диафрагменное сцепление; четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач в блоке с главной передачей; з а дополнительную плату на 1,5-литровых моделях устанавливается автоматическая гидромеханическая коробка передач; шины радиальные размером 15513 или 175—13. Подвеска: независимая пружинная для всех колес: спереди — типа «Мак-Ферсон», сзади — на продольных рычагах. Тормоза: гидравлические с вакуумным усилителем и раздельным приводом для передних (дисковые тормоза) и задних (барабанные тормоза) колес. Рулевое управление: реечное с деформируемым при аварии валом руля. Габарит и размеры: длина — 3847 мм, ширина — 1624 мм, высота — 1309 мм; база — 2400 мм; колея — 1390 мм спереди и 1350 мм сзади; дорожный просвет — 3 125 мм; емкость багажника — 0,35 м ; запас топлива — 45 л. Приведенные здесь данные одинаковы для всех трех модификаций «Фольксвагена-сирокко». Различные для них параметры сведены в таблицу.МОДЕРНИЗАЦИЯ «СИРЕНЫ»Промышленность народной Польши с 1957 года выпускает малолитражки «Сирена» («За рулем». 1974, № 5). Первоначально эту популярную машину строил завод ФСО в Варшаве. Недавно производство «Сирены» перевели на новое предприятие ФСМ в г. Бельско-Бяла. Последняя модель автомобиля этой марки — «Сирена-105» — в нынешнем году подверглась модернизации. Рычаг переключения передач установлен не на рулевой колонке, а на полу. Гидравлический привод тормозов получил две независимых системы трубопроводов. Усовершенствованы сиденья, введены штеккерные соединения проводов системы электрооборудования. Появилось наружное зеркало заднего вида. Более изящными стали колпаки колес.АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАТОРОн помогает сохранять безопасную дистанцию между движущимися один за другим автомобилями. Фирма «Лукас» (Англия) продемонстрировала экспериментальный образец такого радиолокатора в Лондонском автосалоне 1972 года. Разработка конструкции продолжается. В нее внесено несколько усовершенствований, позволивших уменьшить габариты аппарата. В частности, вместо двух рупорных антенн применена плоская антенна в виде пластины, навешиваемой на решетку перед радиатором двигателя. По мнению специалистов фирмы, первые промышленные образцы могут быть внедрены в серийное производство в ближайшие пять лет, а их стоимость будет примерно такой же, к аку современных автомобильных радиоприемников. Первая модель серийного производства будет выполнять только предупреждающие функции — радиолокатор включит мигающий свет и зуммер, когда дистанция до движущегося впереди автомобиля станет меньше допустимой. Более поздняя, усложненная модель будет» иметь в своей схеме миниатюрное счетно-решающее устройство. Оно предназначено для переработки информации от радиолокатора и автоматического регулирования скорости движения машины. Это позволит выдерживать безопасную дистанцию при ограниченной видимости, например в туман.Параметры Рабочий объем, см 3 Мощность, л. с. Число об/мин Степень сжатия Передаточное число главной передачи Снаряженный вес, кг Скорость, км /час Время разгона до 100 км/час, сек.Модификации1093 50 6000 8.1 4,57 750 144 18,01471 70 5800 8.2 3,90 775 164 12.51471 85 5800 9,7 3.90 775 175 11.0КОРОТКОРазрез трансмиссии. Слева — маховик двигателя и смонтированное в нем диафрагменное сцепление, вверху—главная передача с фланцами, к которым присоединяются полуоси неравной длины. «Фольксваген-сирокко». Машина выпускается какс четырьмя круглыми фарами, так ис двумя прямоугольными. Модели мотоциклов и мотороллеров с электростартером занимают все больше места в производственной программе мотоциклетных фирм. Их количество теперь достигло 24, куда входят советский «Турист-М», машины «Хонда» классов 750. 500, 350 и 250 см 1 , все мотоциклы БМВ, отдельные модели «Харлей-Давидсон», «Нортон», «Кавасаки».•••Самый легкий в мире среди четырехместных четырехколесных автомобилей —1 японский «Сузуки-фронте» (356 см , 31 л. с ) . Эта модель с четыоехдверным закрытым кузовом длиной 2,99 м весит без бензина, масла и воды всего 460 кг .•• Фн«Кит-каре» — т ак называются на западе автомобили, поступающие к заказч икув полусобранном состоянии, комплектами. Эти машины не облагаются налогом, обязательным при продаже автомобилей, и к тому же дешевле, пос колькув их стоимость не входят расходы на сборку. К ак правило, «киткаре» — это мелкосерийные спортивные модели, б агги , к опии старинных машин .