24
25
Читатель советует, размышляетЗИМНИЕ СОВЕТЫЗимой, когда условия движения весьма сложны, для водителя очень важна хорошая обзорность и видимость, особенно если он наездил немного и недостаточно опытен. Однако именно у новичка стекла машины часто оказываются затянутыми толстым слоем инея, а всю дорожную обстановку он наблюдает сквозь небольшую проталину. Между тем оградить себя от подобных неудобств очень просто. На любом автомобиле следует с обеих сторон приоткрыть ветровые форточки всего на 6—8 мм. Холоднее в салоне от этого практически не станет. Поток холодного воздуха, скользяпо стеклу, будет понемногу отсасывать из салона теплый воздух, который приходит в движение и омывает боковые и заднее стекла. На моем «Москвиче», например, и в 20-градусный мороз все стекла остаются чистыми. Кстати, о чистоте. Оттаявший иней оставляет прозрачную пленку. Раз за разом она нарастает и ускоряет обмерзание стекла. Поэтому пленку следует удалять сразу, тщательно протирая стекла. На стоянках, если в салоне остаются пассажиры, стекла сразу затягиваются инеем. Чтобы не терять потом времени на обогрев стекол, нужно не глушить двигатель, а машину, по возможности, поставить «лицом» про-ВЕЖЛИВОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬБольше 30 лет тружусь я за рулем. Последние годы водителем такси. И конечно, как все мы, часто задумываюсь над тем, что еще можно сделать для того, чтобы повысить безопасность движения на наших улицах и дорогах. Во главу угла, по-моему, сейчас надо поставить воспитательную работу среди водителей, и прежде всего воспитание уважения, предупредительности друг к другу. Уверен: многие конфликты можно предупредить, многих аварий избежать, если быть уступчивее и снисходительнее к другому водителю, даже когда он в чем-то неправ. А не действовать по принципу «куда лезешь!». Мои коллеги по парку в общем дисциплинированные люди. Но вот когда едешь с ними рядом в качестве пассажира, кое в ком с удивлением замеча-' ешь другого человека... Едем не торопясь, благодушно перекидываемся словами, и вдруг вижу, мой товарищ прибавляет «газу», лицо его становится сосредоточенным, напряженным, будто опасность почувствовал. Оглядываюсь, и все становится ясным: нас обгоняют. А он выжимает из машины все, что может, да еще принимает влево, препятствуя обгону. Когда обгоняющий притормаживает, и мы начинаем сбавлять скорость. А потом картина повторяется. Я спрашиваю водителя, зачем он мешает обгону. Напарник виновато улыбается: «А что, наша машина хуже тянет?» Это не случайное наблюдение. Основываясь на своей многолетней практике, могу утверждать, что, к сожалению, многие водители безотчетно так или иначе препятствуют обгону. В то же время водитель, принявший решение обгонять, практически никогда не отказывается от своего намерения невзирая ни на какие осложнения и опасности. Подобная взаимная неуступчивость до добра не доводит. Однажды мне довелось наблюдать такую картину. Легковушка пыталась обогнать могучий тягач с полуприцепом. В ответ водитель тягача развилмаксимальную скорость и не уступал дорогу. Легковая машина вышла на полосу встречного движения и поровнялась с ним, но впереди показался тяжелый грузовик с крупногабаритным прицепом. Его водитель ни на шаг не принял вправо и продолжал ехать, словно перед ним никакого препятствия и не было. Дело закончилось столкновением, в результате которого легковая машина с ободранным боком оказалась в кювете. Люди не пострадали лишь по счастливой случайности. Главным виновником аварии был признан водитель легкового автомобиля. А я бы в данном случае не менее строго спросил с шофера тягача, который мешал обгону и раньше видел складывающуюся опасную ситуацию. Но пока участники происшествия выясняли отношения, он уже уехал километров за пятьдесят, и номер его машины, конечно, никто не записал. По-хамски вел себя и водитель встречного грузовика, не старавшийся избежать столкновения. Рассуждал он, вероятно, т ак : «Куда ты лезешь, мелюзга? У меня машина покрепче, да я на своей полосе движения». Вот' так недоброжелательность, неуступчивость привели кН А АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАБОЛГАРИЯ. Начались работы по сооружению автомобильной магистрали «Хемус», которая свяжет Софию с Варной. Общая длина трассы — 500 километров, ширина дорожного полотна — 28 метров. Все ее пересечения с другими дорогами будут выполнены в разных уровнях. «Хемус» строится в дополнение к существующей магистрали, которая становится уже тесной для непрерывно растущих потоков грузов и многочисленных автотуристов. АНГЛИЯ. Разрабатывается модель автомобиля. «безопасного для пешеходов». У него несколько больше выступает передняя часть и значительно опущен бампер. При наезде удар приходится ниже колен пешехода и причиняет ему гораздо меньшие повреждения. Чтобы травмы были незначительными, особая форма придана и капоту автомобиля. Наконец, одновременно с ударом автоматически приводится в действие специальное приспособление в виде рамы, которое поддерживает пострадавшего на капоте и не позволяет ему упасть на дорогу. Испытания на манекенах прошли успешно. АНГЛИЯ. Озабоченные интенсивностью автомобильных потоков, особенно в городских центрах, градостроители разработали целую систему, которая, по их мнению, улучшит транспортное обслуживание населения. Суть ее заключает24 ся в том, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд общественного транспорта. На подступах к городскому центру устанавливаются управляемые знаки и специальная аппаратура, которые контролируют и регулируют проезд индивидуальных автомобилей в центр. Если оказывается, что в таком районе возникли пробки, то проезд прекращается, исключение делается только автобусам. Время ограничения зависит от того. как скоро эти заторы будут ликвидированы. Тот. кто не имеет времени ждать. может пересесть на автобус. В местах. где ограничен въезд в центр, создается целая система емких автостоянок. В настоящее время такие мероприятия в порядке эксперимента осуществлены в ряде городов. БРАЗИЛИЯ. За последние десять лет число аварий на дорогах страны выросло почти в четыре раза. Ежегодно в дорожных катастрофах гибнет более 10 тысяч человек и свыше 100 тысяч получают тяжелые ранения. США. Специалисты, исследовавшие у себя в стране результаты столкновений автомобилей разных размеров и масс. установили, что опаснее для находящихся в них людей малолитражки с небольшим кузовом. При деформациях он почти не поглощает энергию и не ослабляет силу удара. Признано необходимым иметь на малолитражных автомобилях более массивные буфера вместо нынешних, которые представляют скорее декоративные детали, чем элементы пассивной безопасности. США. Исследования показывают. что четвертую часть территории страны занимают так называемые расширяющиеся грунты, которые подвержены усадке и вспучиванию. Специалисты утверждают. что эти грунты наносят государству в два раза больший ущерб, чем все наводнения. ураганы и землетрясения. Усадка и вспучивание грунта значительно удорожает строительство дорог. Из 1000 дорожно-транспортных происшествий в одном случае водитель теряет управление автомобилем из-за разрушения покрытия вспучившимся грунтом. США. Исследование, проведенное в 17 городах, привело к довольно неожиданному выводу. Оказалось, что почти 75 процентов американских водителей совершенно не пользуются дальним светом фар даже при езде с большой скоростью. Поэтому срочно изучается вопрос об оснащении автомобилей «средним светом», или «светом для автострад», а также о применении фар с поляризованным светом, что позволит исключить ослепление водителей при встречных разъездах и повысить освещенность дорог. тив ветра, тогда выхлопные газы не проникнут через отопитель в салон. Уже писалось о том, что ширина проезжей части зимних дорог часто уменьшается из-за валов снега, убранного с дороги. Однако на магистралях, которые регулярно убирают снегоочистительные машины, наблюдается обратная картина. Очистители срезают снег вровень с дорожным покрытием и отбрасывают его далеко в сторону. После такой уборки дорога кажется очень широкой, но простор этот обманчив. И обочина, лежащая ниже уровня асфальта, и кювет, и проезжая часть выглядят сплошной ровной полосой; не сразу разберешься, где кончился асфальт и где начинается ровно срезанный слой рыхлого снега. Тут нужна особая внимательность: если колесо сойдет с асфальта на заснеженную обочину, машину может развернуть или даже опрокинуть. При оттепелях грунт обочины рядом с асфальтом нередко раскисает, и после того, как приморозит, на нем остаются обледенелые колеи от случайных съездов на обочину. Избегайте на быстром ходу попадать в них, а если уж попали, ни в коем случае не пытайтесь немедленно выбраться. Нужно продолжать движение по колее, плавно гася скорость. Помните, что из такой ловушки передние и задние колеса никогда не выходят одновременно. Значит, готовьтесь к заносу. И лучше, если это произойдет на минимальной скорости. Когда в гололедицу вы попадаете на бугристый участок дороги, а вблизи встречные машины, то без крайней необходимости тормозить не следует. Пусть лучше ваш автомобиль тряхнет, лишь бы избежать заноса, при котором легко оказаться на полосе встречного движения. В. ПОРТЯНКИН, шофер первого классаГорьновская область, г. Кстовотяжелой аварии. Ее бы не было, если бы люди в эти минуты вспомнили о пользе взаимной вежливости. Аварии при обгонах становятся все более частым явлением. Это не удивительно. Техника шагнула далеко вперед. Сейчас и самосвалы и автобусы легко развивают скорость около 100 км/час, и обогнать такую машину совсем не просто, если ее водитель сочтет для себя унизительным положение оставшегося в хвосте. Все чаще участниками подобных аварий становятся водители «жигулей». Если потребуется рывок для обгона, машина эта быстро набирает скорость до 140 км/час, а за рулем в ней часто сидят неопытные новички, и на такой скорости они просто не справляются с управлением. Мне могут возразить, что если все будут деликатничать на дорогах, то «галантные» взаимоотношения приведут к снижению скоростей, уменьшению пропускной способности дорог. Ничего подобного. Возрастет не только безопасность движения, но и скорости и пропускная способность. Сколько раз приходилось наблюдать такую картину. По узенькой улице, где дажевстречным разъехаться довольно трудно, не спеша, в прогулочном темпе, со скоростью 20—30 км/час движется автомобиль, водитель которого благодушно посматривает по сторонам, здоровается со знакомыми. А за ним уже скопился хвост в десяток машин. Люди спешат со срочными грузами, да и просто дневное задание при такой езде не выполнишь, но обгон здесь невозможен. Виновник скопления не может не понимать, как нервничают другие водители, но похоже, что ему даже льстит такое всеобщее внимание, и продолжает в том же духе. Такие действительно тормозят все движение. Но ведь это как раз один из вариантов той же невежливости, невоспитанности. Между тем хорошее настроение в нашем водительском труде много значит. Это я по себе знаю. Выезжаешь, к примеру, из гаража на работу, и тебе на нерегулируемом перекрестке приветливо уступили дорогу. Как-то приятнее, легче становится работать. Хорошее настроение создается, когда и сам проявишь уважение — пропустишь попавшего в сложную ситуацию, терпеливо переждешь пешехода. Поэтому, мне кажется, пора восполнить пробел в учебных программах и почаще напоминать водителям о вежливости и тактичности, доброжелательности и терпимости к ошибкам другого. Видишь, что человек торопитсяуступи ему; может быть, действительно, экстренная необходимость заставляет его спешить. Заметил ошибку другого — прости ему. Может быть, это неопытный новичок, который сам терзается из-за своей неуклюжести. Уступи другому, даже если он и неправсобственная совесть будет ему укором. Относись к другим так, как хотелось бы, чтобы к тебе самому относились. Обо всем этом нужно говорить будущим водителям уже на курсах, проводить постоянную воспитательную работу в гаражах и на автопредприятиях. И работникам Госавтоинспекции хорошо бы повзыскательнее относиться ко всем проявлениям хамства на дорогах. Скорости, интенсивность движения растут, и каждый случай дорожного хамства взе реальнее может стать причиной аварии. Г. АБРАМЕНКО, шофер первого классаг. КлайпедаФРГ. Увеличение числа автомобилей на дорогах и рост скоростей с каждым годом начинают предъявлять новые требования к водителям, в первую очередь к профессионалам. Тщательное медицинское обследование большого числа шоферов показало, что сегодня третья часть из них практически не имеет права управлять автомобилем ввиду неудовлетворительного состояния здоровья (плохое зрение. заболевания). Вместе с тем обследование еще раз подтвердило. что многие молодые водители плохо профессионально подготовлены. ШВЕЙЦАРИЯ. С ростом плотности транспортных потоков увеличилось количество наездов и столкновений из-за отсутствия необходимой дистанции между автомобилями. В этой связи специалисты предложили помещать на задней частикузовов цифровую информацию о качестве тормозов, то есть о длине тормозного пути. Такая информация поможет водителям правильно выбирать дистанцию. ШВЕЦИЯ. Спецналисты-психологи, изучающие поведение водителей, установили, что человек за рулея! принимает в минуту до 15 решении. Вот почему, по их мнению, управление машиной нельзя доверять самоуверенным и самонадеянным людям.ЯПОНИЯ. 5300 километров отдельных дорожек для велосипедистов построены в рамках программы защиты окружающей среды. Подготавливается прокладка следующих 25 тысяч километров таких дорожек. ЯПОНИЯ. В будничный день пробки на улицах парализуют в часы «пик» 2,5 миллиона машин. Сейчас здесь создана самая совершенная в мире система регулирования уличного движения, стоимость которой составила - 14 миллионов долларов. На улицах столицы Японии установлено две тысячи ультразвуковых датчиков. определяющих количество проезжающих автомобилей. Датчикам помогает целая сеть телевизионных камер. Все эти устройства передают информацию в вычислительный центр, где она тут же обрабатывается компьютером, который меняет соответствующим образом ритм переключения 1500 уличных светофоров. В результате загруженность улиц уменьшилась и достигла уровня 1968 года. когда автомобилей на них было значительно меньше. Средняя скорость движения в часы «пик» возросла с 13 до 23 км/час. Однако, по мнению экспертов. это мероприятие всего лишь отсрочка приведения в исполнение приговора, который вынесен автомобилю в столице Японии. Суть его — административное ограничение числа машин, которые могли бы передвигаться по улицам.25