лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 22—29.ния остановки и стоянки. Замечу еще, что нельзя использовать в своем прежнем виде и табличку «Зона действия знака», ибо по новому стандарту табличка такого вида означает вовсе не зону действия, а расстояние до опасного участка дороги. По Правилам дорожного движения главные и второстепенные дороги в населенных пунктах отныне определяются практически только дорожными знаками. Наши читатели в своих письмах жалуются на то, что безопасность проезда таких пересечений на деле обеспечена далеко не всегда. Что вы думаете о причинах этого! Требование ГОСТа, обеспечивающее безопасность на пересечениях неравнозначных дорог, состоит в том, чтобы все водители, выезжающие на главную дорогу, были об этом надежно проинформированы. Эту задачу ГОСТ «поручил» двум знакам: в обычных условиях — знаку 1.6 «Пересечение с главной дорогой», а при ограниченной видимости — знаку 2.15 «Проезд без остановки запрещен». Применительно к обстановке на дорогах, пересекающих главную, один из них должен устанавливаться непременно. На загородных участках это условие в основном соблюдается. В городах же, действительно, главная дорога почти всегда обозначена, а вот на выездах на нее сплошь и рядом соответствующих знаков нет. Если же есть, то не на всех проездах, где им положено быть. Причина тому, на мой взгляд, иногда чисто психологическая. Рассуждают приблизительно так: неужели, мол, не видно, где магистраль, а где переулок. Такой ход мыслей не выдерживает критики. И не надо успокаивать себя «доводом», что из тысячи водителей не разберется в ситуации, может быть, один. И одна авария порой наносит такой урон, по сравнению с которым установка не только одного — десятка дорожных знаков покажется копеечными расходами. Другая причина — в ошибочной последовательности работ при размещении дорожных знаков, определяющих приоритет проезда. Нередко сначала почему-то вывешивают знаки на главной дороге, а потом уже на второстепенных. Вот и получается зачастую, что на главной знаки уже есть, а на пересекающих ее дорогах — еще нет или не на всех. Лучшей гарантией от такого рода случайностей является обратный порядок: в первую очередь устанавливать знаки на всех выездах на главную дорогу, а потом на ней самой. В том, что главная дорога временно не будет обозначена, ничего страшного нет. На худой конец это обернется небольшой заминкой в движении, но отнюдь не аварийной ситуацией. Когда же все знаки, предупреждающие водителей о выезде на главную дорогу, будут на месте, в последнюю очередь следует заняться знаками «Главная дорога». Вне населенных пунктов беда другая. Здесь часто не выполняется требование стандарта о том, чтобы водители, приближающиеся к главной дороге, извещались об этом дважды. Не только упомянутыми выше знаками, но и предшествующим им предупреждающим «Пересечение с главной дорогой». Причем не одним знаком, но обязательно с дополнительной табличкой, на которой было бы указано, сколько метров осталось доПОЧЕМУ ДОРОЖНЫЙВ чем состоит его работа, понятно каждому. Дорожный знак должен давать водителям своевременную и исчерпывающую информацию о всех особенностях пути М режимах движения. Все мы на себе ощущаем, что условия движения за последнее время значительно усложнились. Выросли скорости и интенсивность, увеличилась, увы, и вероятность всяких ошибок: ведь время реакции водителя и другие его психофизиологические качества остались неизменны. Вот почему ценность оперативной и полной информации как никогда возросла. Вот почему и новый ГОСТ на дорожные знаки еще больше расширил их номенклатуру. Цена дорожного знака выросла ив прямом смысле слова. Нынешние, более крупные, объемные, освещаемые изнутри знаки стоят немалых денег. Так что и из этих соображений важно, чтобы каждый знак был на своем месте. Иначе деньги окажутся просто выброшенными на ветер. К сожалению, предоставленными новым ГОСТом возможностями служба организации движения распоряжается порой не лучшим образом. Редакционная почта «За рулем» нередко сигнализирует о неумелой, плохо продуманной установке дорожных знаков, когда формально знак есть, а пользы от него никакой. Редакция обобщила эти вопросы, наш корреспондент Г. Зингер обратился к постоянному автору журнала начальнику отдела регулирования дорожного движения ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР кандидату технических наук Михаилу Борисовичу АФАНАСЬЕВУ и попросил ответить на них. С момента введения в действие Правил дорожного движения прошло два года, а на наших дорогах еще очень много старых знаков. Не слишком ли большую поблажку дал новый ГОСТ, разрешив до середины 1975 года применять в практике движения и некоторые старые знаки! Не страдает ли от этого безопасность движения! Особым примечанием к сроку введения нового ГОСТа, действительно, до 1 июля 1975 года продлена жизнь некоторых знаков, табличек и указателей образца 1964 года. Но какие знаки здесь имелись в виду? Только те, что отличаются от соответствующих знаков нового стандарта не коренным образом, а отдельными, я бы сказал, незначительными деталями изображений, шириной каймы и др. Скажем, конфигурация стрел в рисунке нынешних знаков несколько иная, чем прежде. Понятно, что с заменой таких знаков дело терпит. На безопасности движения это обстоятельство вряд ли скажется. Как и некоторые отличия в 22 изображениях транспортных средств на запрещающих знаках. Однако запись в упомянутом примечании к ГОСТу совершенно не относится к знакам, получившим сейчас новый внешний вид. Я говорю о знаках «Проезд без остановки запрещен», «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Их надо было заменить в первую очередь, и там, где этого не сделали, допущена серьезная ошибка. Конечно, водителям со стажем понятны и старые знаки. Но люди, заканчивающие автошколы сегодня, их не изучали, и это обстоятельство нельзя не учитывать. Вот здесь создается прямая угроза безопасности движения. Я с читателями журнала вполне согласен. Даже с формальной стороны упомянутые знаки старого образца уже не имеют законной силы, если и остались еще кое-где. Так что, если заменить нечем, лучше их совсем снять. Пусть на какоето время пересекающиеся дороги станут равнозначными (а может быть, и останутся навсегда?), будут сняты ограниче