Проблемы и сужденияКогда в начале века на улицах Парижа, Лондона, Петербурга, Нью-Йорка, других крупнейших городов мира появились «самодвижущиеся экипажи», мало кто предполагал, что автомобиль станет неотделимой чертой повседневного быта. Мировой автомобильный парк тогда составлял всего лишь 11 тысяч единиц. Но прошло десятилетие, и этот парк вырос более чем в сто раз, достигнув в 1911 году 1,2 миллиона машин. В 1920 году их было уже 10 миллионов, в 1940-м — 46, а в 1970-м — 230 миллионов! Процесс автомобилизации продолжа-АВТОМОБИЛЬ, ОБЩЕСТВО, БИОСФЕРАет бурно развиваться. По имеющимся подсчетам, в 1975 году общий автомобильный парк мира составит почти 300 миллионов единиц, а еще через пять лет достигнет чуть ли не половины миллиарда. Чем же вызван этот «взрыв»? Автомобильный транспорт, обеспечивая экономию общественного времени в перевозке грузов и пассажиров, способствует быстрому развитию производительных сил, расширению межрегиональных связей, вовлечению в процесс общественного производства материальных и трудовых ресурсов отдаленных районов, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. Этот удобный, скоростной и маневренный транспорт, обеспечивающий быструю доставку грузов и пассажиров на небольшие и средние расстояния, превратился ныне во всех промышленно развитых странах мира в наиболее массовый вид транспорта. Рост выпуска автомобилей, расширяющаяся сеть дорог и технических сооружений — все это оказывает существенное влияние на экономику, природу, архитектуру и планировку городов, а также на различные сферы жизни общества. Обратимся к фактам. На долю автомобильной промышленности в США, например, приходится треть валовой продукции машиностроения; продажа автомобилей составляет 20% розничного товарооборота страны. Почти 13 миллионов человек — каждый шестой из числа самодеятельного населения США — зарабатывают на жизнь производством или ремонтом транспортных средств, продажей их. Автомобили потребляют 20% производимой стали, 50% свинца, 60% резины. В нашей стране на автотранспорте занято около 9 миллионов человек. По последней переписи населения численность шоферов достигает 5,9 миллиона — это одна из самых многочисленных профессиональных групп трудящихся. Автомобилизация оказывает воздействие на духовную жизнь общества, на формирование человеческой личности. И здесь наиболее ярко наблюдается принципиальное различие в последствиях, которые несет автомобилизация людям, живущим в странах, принадлежащих к различным социально-экономическим системам. В капиталистических странах происходит, как известно, гипертрофированное развитие легкового парка. Оно связано прежде всего с- частнособственнической природой капитализма, его стремлением к получению максимальной прибыли, не считаясь с теми последствиями, которые оказывает этот процесс на человека. Искусственное сдерживание транспорта общего пользования, высокая плата за проезд, безудержная реклама некой исключительности человека, обладающего машиной, — все это поднимает спрос на легковые автомобили. В то же время огромное их скопление на улицах городов резко снижает скорость движения, практически сводит на нет преимущества личного транспорта как средства быстрого перемещения (особенно в часы «пик», когда средняя скорость движения падает до 4—7 км/час). Многим жителям Рима, например, чтобы добраться до места работы и вернуться домой на своей машине, ежедневно приходится тратить около четырех часов. Увеличение в городе числа автомобилей привело к тому, что на улицах постоянно возникают пробки, на многие часы приостанавливающие движение транспорта вообще. Римский муниципалитет считает: если не будут приняты в скором времени чрезвычайные меры по разгрузке потоков машин, то к 1985 году уличное движение в городе будет полностью парализовано. Автомобилизация оказывает влияние на психологию человека. В условиях капитализма культ денег, стремление доказать свою жизнеспособность с помощью внешних атрибутов, одним из которых является владение автомобилем, пронизывает все поры буржуазного общества, затрагивает все виды отношений людей, накладывает отпечаток на их образ мыслей и действий. Буржуазные пресса, радио, телевидение сотворили из автомобиля кумир. При помощи широкой рекламы монополии неустанно внушают мысль, что без автомобиля ты не человек, что автомобиль является чуть ли не главным показателем твоего «общественного реноме», твоего благополучия. Рекламируя культ автомобиля как символ общественного и личного благосостояния, буржуазные идеологи проповедуют некое «классовое единство» трудящихся и капиталистов. Глядите, мол, и буржуа и рабочий — одинаково владеют личным транспортом. При этом рост парка легковых автомобилей буржуазные экономисты пытаются выдать чуть ли не за венец экономической и12 технической мощи современного государства, за некий главный показатель общественного и личного процветания, прогресса общества вообще. Но эти попытки могут ввести в заблуждение лишь наивных людей. Критерий общественного прогресса суммарен. Он включает не только уровень совокупного развития производительных сил, техники, но и характер общественного строя, его политическую организацию, существенные черты духовной жизни общества, структуру общественного и личного потребления. Только совместное рассмотрение всех этих характеристик дает возможность определить степень прогрессивности общества, уровень общественного благосостояния. Воспевая культ автомобиля, «любимого детища цивилизации», буржуазные пропагандисты стараются всячески затушевать тот очевидный факт, что стихийное развитие автомобилизации в странах капитала задает обществу чем дальше, тем больше хлопот. Погоня за прибылью, монополизация производства автомобилей в руках небольшой кучки концернов ведет к несоразмерному, однобокому развитию автомобилестроения, засилью легковых автомобилей в городах, оказывает вредное воздействие на жизнь и здоровье людей. В результате исследований, проведенных, в частности, в Париже, были получены следующие данные: 52% загрязнения воздуха дают отходы котельных, 23% — отходы промышленности и 25% — автомобильные газы. Над крупными городами постоянно колышется смрадная пелена смога — ядовитого тумана, состоящего из смеси водяных паров и отработавших автомобильных газов. Население начинает тревожить судьба кислорода: его потребление растет гигантскими темпами. В США, например, автомобили потребляют в два раза больше кислорода, чем его здесь образуется на основе естественного биохимического процесса. Отрицательное влияние загрязнения воздуха на человеческий организм, животный и растительный мир общеизвестно. С достоверной очевидностью доказана связь между загрязнением воздуха и заболеваемостью органов дыхания, особенно бронхов; оно ведет к таким заболеваниям, как рахит и глазные болезни. Имеются предположения о некоторой зависимости между загрязнением воздуха и раком легких. Помимо отрицательного влияния на человеческий организм, загрязнение воздуха приносит материальный ущерб, ускоряя старение каменных построек, вызывая преждевременную коррозию металла. Так, в промышленных районах сталь ржавеет в два — четыре раза быстрее, чем в сельской местности. Древний египетский обелиск «Игла Клеопатры» за 90 лет пребывания в центральном парке Нью-Йорка подвергся большему разрушению, чем за все 3000 лет в Египте. Мы кратко остановимся здесь на аспектах борьбы с загрязнением воздуха автомобилями. Таких аспектов два — технический и юридический. Первый предусматривает улучшение качества топлива, снижение содержания окиси углерода и других ядовитых веществ в выхлопных газах установкой специаль3. «За рулем» № 2ных газоулавливающих устройств и систем вентиляции, улучшение конструкций двигателей. В этой области идут интенсивные научные поиски. Известны многочисленные попытки создать электромобиль и паровой автомобиль. Недавно мир облетела новая сенсация о создании «чистого» двигателя. В США начались испытания мотора, топливом для которого служит смесь воздуха, газообразного водорода и паров бензина. Может ли это изобретение получить практическое приложение или носит рекламный характер — покажет будущее. Область юридическая — разработка и принятие законов и предписаний по ограничению загрязнения воздуха автомобилями. Необходимо отметить, что этот вопрос сейчас уже перерастает национальные рамки, становится предметом межгосударственных соглашений. Так, несколько лет назад в ООН разработана международная программа «Человек и биосфера». Основная ее задача — проведение исследований и выработка рекомендаций, на основе которых эта проблема могла бы решаться комплексно и эффективно. Принятое в мае 1972 года «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки в области охраны окружающей среды» — часть этой программы. А во время московской встречи на высшем уровне в 1974 году было подписано еще одно соглашение — в области энергетики, — в котором также отмечена решимость сотрудничать в разработке технологии охраны окружающей среды. В СССР борьба с загрязнением воздуха автомобилями значительно активизировалась с принятием ЦК КПСС и Советом Министров постановления «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Этим постановлетием намечено в 1973—1975 годах осуществить конкретные мероприятия по снижению токсичности выхлопных газов двигателей, находящихся в эксплуатации. Намечается также организовать в крупных городах сеть контрольно-регулировочных пунктов по борьбе с загрязнением атмосферы. Сейчас принимаются меры к расширению научных исследований в этой области. К решению проблемы привлекаются органы санитарного надзора, проектные организации, конструкторские бюро и НИИ. Вместе е загрязнением воздушной среды не меньшую неприятность жителям городов доставляют автомобильные шумы. Клинические данные убедительно доказывают, что чрезмерный шум вызывает сужение артерий, учащение сердцебиения, расширение зрачков. Французские ученые, основываясь на результатах недавно проведенного исследования, усматривают в шуме причину 70% всех неврозов в Париже (по сравнению с 50% всего лишь четыре года назад). Американские специалисты по промышленной акустике считают, что под влиянием шума развиваются симптомы гипертонии, головокружение, галлюцинации. Высказываются предположения, что шум причастен к язве желудка, аллергиям, избытку холестерина в артериях, потере равновесия и расстройствам зрения. Борьба с автомобильными шумамиимеет также два аспекта. В техническом отношении она идет по линии усовершенствования двигателей, кузовов автомобилей и дорог, рационального проектирования жилых массивов и автомагистралей; в юридическом — запрещения использования автомобилей, производящих шумы выше установленного уровня, запрещения движения автотранспорта по ночам в жилых районах городов, ограничения движения грузовиков в отдельные дни недели, запрещения звуковых сигналов. В нашей стране установлены допустимые пределы шума в жилых районах, запрещены звуковые сигналы на улицах, совершенствуется звукоизоляция при постройке жилых зданий, улучшается планировка городских застроек с учетом максимальной изоляции населения от шумов и т. п. Одним из трагических последствий автомобилизации является рост дорожно-транспортных происшествий и гибель людей в автомобильных катастрофах. Урон из-за транспортных происшествий очень велик. Подсчитано, что ежегодно на дорогах мира гибнет более 250 тысяч человек. В США в 1970—1973 гг. при катастрофах лишалось жизни ежегодно около 55 тысяч человек и около 2 миллионов получали увечья. А всего в Соединенных Штатах за 70 лет автомобилизации потери превысили 2 миллиона человек. Ежегодные убытки от несчастных случаев на дорогах составляют там больше 10 миллиардов долларов. Значительный урон по этим причинам несут многие страны, в том числе и наша. Всемирная организация здравоохранения несчастные случаи на дорогах относит к своего рода пандемии, по числу смертных случаев находящейся на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей. Относительная опасность автомобильных транспортных средств в сравнении с другими видами транспорта велика. Количество происшествий на единицу транспортной работы (1 миллиард пассажиро-километров) на автомобильном транспорте примерно в два раза выше, чем на воздушном, и в 12 раз — чем на железнодорожном. Безопасность движения является важнейшей социальной проблемой. Она затрагивает широкий комплекс вопросов, связанных с повышением технической оснащенности автомобиля, организацией движения, работой автотранспорта в целом и водителей в частности. В условиях социализма автомобильный транспорт используется более рационально, на основе научного, планового ведения хозяйства. А это предусматривает планомерное развитие единой транспортной системы и преимущественное развитие транспорта общего пользования. В этой статье затронуты лишь отдельные важные стороны сложной проблемы влияния автомобилизации на общественную жизнь, личность и биосферу. Изучение всего комплекса этих вопросов является настоятельной необходимостью для своевременного решения социально-экономических и научно-технических проблем, которые возникают в обществе в связи с научно-технической революцией. Н. ВАСИЛЬЕВ, доктор экономических наук