18
19
Служба сервисаОПЕРАЦИЯ «АВТОТУРИСТ»На рассвете 20 июля 1974 года я выехал из Москвы в направлении Калинина. Расставался со столицей на двадцать пять дней — примерно такой срок проводят в путешествии отпускники. Однако ехал я не в отпуск, а в командировку. В задании было указано: ознакомиться с тем, как организовано обслуживание автотуристов на одном из самых популярных ныне маршрутов, проходящих через Калининскую, Новгородскую, Псковскую области,. республики Прибалтики, Калининградскую область, Минск, Смоленск... Подобные задания мне доводилось выполнять и раньше. Но нынешнее имело существенное отличие. Я не должен был прибегать ни к командировочному предписанию, ни к журналистскому удостоверению. Устное указание, полученное в редакции, гласило: «Пройти через все радости и горести рядового автотуриста». Отсюда появилось и название — «Операция «Автотурист». ДОРОГА Отправлялся яв путь на видавшем виды «Москвиче—403», который у меня вот уже 11 лет и, естественно, в дальней дороге мог потребовать технической помощи. Палатку яс собой не брал — рассчитывал на кемпинги, в крайнем случае на ночлег в автомобиле. Д орожные условия за последние годы изменились к лучшему. Особенно уход за главными магистралями. Все чаще встречаешь в дальней поездке «оранжевые жилеты» — дорожных мастеров и рабочих, все чаще попадаются окрашенные в яркие цвета машины для ремонта покрытия. На всем пути через Калининскую область я не попадал в выбоины, не видел ни одного оброненного кирпича, ящика, доски. Чувствуется, что дорога находится здесь под постоянным хозяйским оком. А как это важно — знает каждый водитель. Бросилась в глаза одна деталь: редкие совсем недавно асфальтированные площадки для отдыха и осмотра техники теперь встречаются чаще. Не надо съезжать на узкую обочину или останавливаться прямо на краю дороги, с тревогой воспринимая удары воздушной волны от пролетающих рядом автомобилей. Причем площадки отдыха не возникают внезапно, о них, как о телефоне, медпункте, СТО и АЗС, предупреждают заранее указатели и трафареты. Не редкость уже и эстакады для осмотра машин. Мне случалось и раньше видеть их в городах. Вспоминаю, что рядом с пляжем Аркадия в Одессе эстакада функционировала даже в темное время суток. Теперь они встречаются на дорогах. В той же Калининской области я въехал на такую эстакаду. Осмотрел днище, проверил крепеж и мысленно поблагодарил тех, кто позаботился о водителях, в том числе ио нас, туристах. Дороги — тема поистине необъятная. Число машин растет куда быстрее, чем километры новых дорог. И как бы ни велико было наше желание видеть повсюду одетые в асфальт и бетон дороги — большие и малые, магистральные и местные, — в такой огромной стране, как наша, это требует и огромных средств и немалого времени. Но не все, если говорить о существующих дорогах, упира18 ется в средства и время. Въезжаем в город... Собственно, здесь я мог бы назвать почти все города, через которые пролег наш маршрут. И начинаются решения ребусов. Если сложить часы и минуты (о бензине и резине уж не говорю), потраченные на поиски туристских объектов, мест ночлега, кратчайшего выезда из центра в нужном направлении, то время отдыха увеличилось бы минимум на двое-трое суток. И чувствуют себя даже опытные автомобилисты в таких ситуациях как новички. Да и город от этого страдает. Блуждающие автотуристы невольно создают помехи транспорту, сотни и тысячи их машин, снующих по незнакомым улицам, отнюдь не способствуют борьбе за чистоту окружающей среды. Неужели это так сложно — установить ясные и четкие знаки, таблички, щиты со стрелками и надписями, одним словом, современными средствами информации сделать так, чтобы дорога сама тебя вела в нужном направлении, а не ставила на каждом шагу загадки. Здесь, видимо, дело не в деньгах, а в невнимании местных властей к путешествующим на машинах — гостям их городов, их поселков. Повсюду нас встречали монументально выполненные художественные панно (наверно, стоимость некоторых из них превышает затраты на несколько сот указателей). «Город (такой-то) приветствует вас, ж е ­ лает счастливого пути». Но этим не должна ограничиваться забота о водителе! Не могу не сказать о крышках колодцев разного назначения, предательски возникающих на дорогах в самом неподходящем месте. Когда машин было мало — это не так беспокоило. Теперь во много-много раз увеличилось число автомобилей, и колодец порой просто не объедешь, к тому же появились большегрузные машины — они быстро разрушают покрытия возле колодцев, и, как итог, летят подвески, происходят аварии. Водитель, заметив внезапно возникшую горловину, резко крутит рульи нате вам — столкновение. Адреса не называю, потому что даже в Москве много таких «стимуляторов аварий». Еще несколько лет назад, отправляясь в путь, я загружал багажник канистрами с бензином. Большая часть бензоколонок работала «от и до», да еще с выходными. М ожно было подъехать на последних каплях бензина к бензозаправочной станции и... «загорать» до ее открытия целые сутки. Могло и не оказаться нужного сорта горючего или масла. Сейчас нас повсюду встречают неоновые огни красивых новеньких АЗС. В Торжке, совсем небольшом городке, как на скатерти-самобранке, полный набор расфасованных масел, да еще целый киоск запчастей, в том числе и весьма дефицитных. Первая глава отчета об операции «Автотурист» посвящена дороге. И пусть читателей не удивляет, что именно здесь мы будем говорить о мойке. Не раз и не два за время пути, а чуть ли не каждый день мы прихорашиваем нашего четырехколесного друга. И делаем это не только из любви к нему, личной аккуратности, но и по другим соображениям. Нередко госавтоинспекция просто не пропустит грязную машину в город. А вот как делаем? Чего греха таить, чаще всего — пользуясь ближайшим водоемом, хотя знаем, что это недозволено, карается штрафом. Но дело даже не в нарушении существующих постановлений. Просто совесть должна удерживать от этого. Кто, как не автотуристы, обязан оберегать природу, чистоту наших рек, озер, прудов. Да и куда проще прогнать автомобиль через моечную машину. И каким же парадоксальным показался мне, москвичу, тратящему иногда час-полтора, чтобы попасть на мойку, тот факт, что моечные установки, имеющиеся в ряде городов на СТО, в разгар сезона простаивают, работают с неполной нагрузкой. Стал прикидывать: в чем же дело? Как правило, мойки расположены без учета нужд транзитников-автотуристов; почти не встретишь их при въезде в город, то есть там, где они больше всего нужны. И еще одно немаловажное обстоятельство — цена услуг. Рубль за мойку, прямо скажем, дороговато, если за время пути раз этак десять помоешь машину. Кстати, в услугу, как это следует из прейскуранта, входит и уборка салона, хотя ее никогда не делают. Так может быть лучше разделить эти виды услуг, сделав вдвое дешевле и то и другое? Наверно, от этого выиграют и путешественники и СТО — мойка будет действовать на полную мощность. А самое простое — создание сети моек самообслуживания (площадка, шланги с водой, моющие средства), какие встречались нам в Эстонии. ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ Псков. Улица Васильева, 89. Станция техобслуживания. Незадолго до окончания рабочего дня подъезжает «Москвич—408» (81-43 ЛЕС): «загремел» задний мост, — объясняет водитель. Диагноз подтверждается, а ремонт — завтра. В гостинице, конечно, мест нет, и экипаж ночует у ворот. Вместе с ленинградцем решил заночевать и я. И что же? За ночь подкатывают пять машин, люди надеются получить срочную помощь. Двое ждали до утра, трое продолжали путь на неисправных автомобилях. Станция № 2 в г. Вильнюсе. Работает в две смены — с 8 до 23 часов 48 минут (нигде в других городах я не встречал, чтобы так долго были открыты СТО). Последние в урочное время «Жигули» (92-04 ЛИЯ) въехали в 21.00. Через час машина покинула станцию, и я вместе со сторожем П. Е. Малеевым приступаю к дежурству. Петр Егорович, узнав, чем я интересуюсь, рассказал, что все лето его тревожат ночные гости. В эту ночь к станции подъехали три машины: «Волга» из Калининграда, «Жигули» с московским номером и «Москвич—408» из Армении. Завожу разговор с товарищами по несчастью (так я сам себя рекомендую). В большинстве случаев поломки такие, что квалифицированный мастер может починить машину за небольшой срок. Но приходится кое-как коротать ночь. А может быть, надо сделать так, чтобы дежурили в разгар сезона два-три специалиста-слесаря — бригада «неотложной помощи))? Правда, помощь может и не потребоваться. И не страшно. Простоя не будет. Дежурный слесарь получает текущее задание, но как только прибывает машина, оказывает помощь ночному гостю. Оплачиваться ремонт должен, очевидно, по сверхурочным тарифам — это устроит и СТО, и мастера, и автотуриста. Не я автор этого решения. Оно подсказано теми, с кем мне пришлось беседовать во время добровольных ночных дежурств. Увы, пока ночная «неотложка» — это область мечтаний. Ну а как работают станции в течение дня? На маршруте в4 тысячи километров я заглядывал на многие СТО, по надобности и из любопытства, и в воскресенье, а порой ив субботние дни и, образно говоря, целовал там замок. Исключение составила упоминавшаяся псковская станция. Она летом работает по воскресеньям и, к слову сказать, вообще выгодно отличается от попадавшихся мне станций вниманием к туристам: для иногородних водителей здесь введено первоочередное обслуживание. А вот другие СТО, даже пользующиеся доброй славой, — в Вышнем Волочке, в Риге, — отдыхают «как все». Ну и соображай, что делать, если неисправность возникла в нерабочий день. Думается, тут нет вопроса — автотехобслуживание должно функционировать, как и другие службы сервиса, по субботам. А может быть, как продмаги, ежедневно? В районе Новгорода на ремонтируемом участке дороги случилась у меня небольшая беда: камнем повредило бензобак. Трещина, вроде бы, пустяковая, а бензин сочится. Залепил я поврежденное место мылом — и на поиск. В Новгороде, в Пскове — везде один и тот же ответ: «бака нет». А отремонтировать не берутся. Так доехал я до Тарту. Здесь тоже нового бака не нашлось, но предложили запаять трещину, что и выполнил сварщик. Правда, меня несколько смутила реплика проходившего мимо слесаря: — Сколько метров держать будет? Уплатив по счету 2 рубля 60 копеек, я тронулся в путь. Слесарь оказался прав: очень скоро бензин вновь стал капать. Около рижской СТО это заметил неопределенного возраста и определенно желавший опохмелиться гражданин с гаечными ключами, торчавшими из кармана куртки. — Маленькую, — сказал он, — и так заварю, что будет тысячу лет служить. — Каким образом? — осведомился я. — Сниму, выпарю и через полчаса принесу в полном порядке. Так и подмывало меня сказать — «давай». Но боязнь вовсе остаться без бака взяла верх, и я не принял левосторонних услуг. Так с мылом и доехал до Москвы, где заменил бак. Как яи предполагал, мой ветеран «Москвич» требовал помощи — началась течь через заглушку блока. Грех былой водительской молодости: когда-то разморозил блок, произошло это, между прочим, не в трескучий мороз, а весной, в начале апреля. На всех станциях, куда я обращался, мне говорили: заглушек нет (по прейскуранту цена ей 5 копеек), и начинали перечислять работы, которые придется производить, чтобы сделать новую: снять распределитель, карбюратор, коллектор, головку. Резюме: работы — на день. О цене я уже не спрашивал и ехал дальше, предварительно легким ударом молотка закрепляя злополучную заглушку. Потом по совету автолюбителя, ночевавшего рядом, я зачистил шкуркой края заглушки, промыл все вокруг ацетоном и, слив на ночь воду, замазал краской. Вода больше не подтекала. Этот факт я привел, впрочем, не столько для критики СТО, хотя разумеется, они должны знать приемы оказания скорой помощи, — сколько для того, чтобы (в который раз!) сказать о недостатках в снабжении запасными частями. Прогресс в этом самом сложном для автолюбителя деле налицо. На станциях можно заменить крыло, дверь, капот, багажник, можно даже заменить мотор — я видел на псковской станции десятка два двигателей 408-й модели. Но по-прежнему пятикопеечная заглушка, трехкопеечный сальник тормозного цилиндра, десятикопеечная капроновая втулка передней подвески — проблема, и еще какая. Вроде, пустяк, но ведь именно он может испортить все настроение, весь отдых тебе и семье, больше того — стать причиной аварии. Водитель «Москвича» № 99-37 СВЗ из Свердловска отправился путешествовать по стране и обнаружил, что машина, как он сказал, «рыскает». На станции определили: необходима замена капроновых втулок. — Замените, — обрадовался автотурист. — К сожалению, не имеем, — ответили свердловчанину. Доехал ли благополучно человек до дома? Не задел ли кого в дальней-лредальней дороге? Все, о чем идет здесь речь, увы, не новость. Десяткам, сотням тысяч людей, которые проводят отпуск на колесах, мало знать, что, дескать, дела на этом участке снабжения обстоят пока плохо. Они хотят видеть результаты действенных (а не бумажных) мер, которые бы заставили смежников автомобильных предприятий делать столько втулок, сальников, манжет, заглушек, чтобы они были на всех СТО и чтобы (тоже немаловажно) не было почвы для дельцов, любящих погреть руки на нехватке грошовых запчастей. Говоря о грошовых запчастях, не могу умолчать о грошовой работе. Есть в перечне операций, вывешенном на каждой станции, такие, которые невыгодны — дел много, цена невысока. В пути я встретил автомобилиста, который мог ехать только тогда, когда не было дождя. Исправить повреждение стеклоочистителя не смогли на двух станциях. Я не поверил. Чтобы убедиться, ослабил крепление правого поводка «дворника» на своем «Москвиче», и он отключился. С просьбой отремонтировать стеклоочиститель я обращался к мастерам Вышнего Волочка, Новгорода, Пскова, Пярну, Таллина, Риги. Ответы были примерно одинаковы: нет запчастей или нет электрика (кстати, на 403-й модели механический привод). Никто из принимавших машину толком не посмотрел, из-за чего «отказал» «дворник». Все они знали одно —• ремонтировать этот узел дело хлопотное и невыгодное. Пришлось исправить «повреждение» самому, признав, что встретившийся мне автомобилист был прав. Самый неожиданный поворот приобрела разработанная еще в редакции честь нашей операции—«баллонная». Заключалась она в следующем. В багажнике лежала старая запаска, которую я умышленно прокалывал перед въездом на станцию. Хотелось выяснить, насколько добротно и быстро делается эта несложная, но столь частая в практике СТО работа. Проколов случается много, а вулканизация, как это следует из писем в редакцию, ведется медленно и порой плохо. Начал я операцию в Москве, у мотеля на Варшавском шоссе. Затем — Вышний Волочек, Псков, Пярну, Вильнюс. Повсюду, кроме Вильнюса, при монтаже вместо талька применяли... солидол, хотя я помню, что еще в пору учебы в автоклубе преподаватель предупреждал, что так делать нельзя — солидол противопоказан резине. Теперь о темпах работы. В Москве я потратил уйму времени — с одиннадцати до трех стоял в очереди. В Вышнем Волочке работу выполнили быстро. Немного времени — 40 минут ушло на вулканизацию и монтировку в Пскове. Говорят, мне просто повезло. А вот ленинградец Усов, с которым я познакомился в пути, рассказывал, что сдал колесо в8 утра, а получил его после 14 часов и потерял, таким образом, половину отпускного дня (к сожалению, я забыл, на какой это было станции). Есть понятие «туристское обслуживание». Оно обозначает оперативную проверку агрегатов, регулировку, смазку, мойку, вулканизацию, если это потребовалось. Полдня на одну камеру — это, как говорится, ни в какие ворота не лезет. Должно быть общим правилом: все мелкие по объему работы, требующиеся для продолжения путешествия, делаются либо вне очереди, либо на специальном участке. Пока же на многих станциях автотуристы приравниваются к местным автолюбителям. Особые условия, в которых находится отпускник, там игнорируются. Правда, не везде. Но требуется, чтобы внеочередное обслуживание машин автотуристов было возведено в правило, утвержденное соответствующими организациями, чтобы не в виде одолжения, а гарантированно обеспечивались нужды тех, кто в пути. На этом можно было закончить рассказ о проколах. Но неожиданно возник вопрос о цене услуг. За одну и ту же операцию в мотеле на Варшавском шоссе я заплатил 1 рубль 35 копеек, в Вышнем Волочке 1 рубль 15 копеек, в Пярну 40, в Вильнюсе 70 копеек. Недоумение вызывал разнобой ив других случаях. Я слышал, что сейчас разрабатываются единые для всех станций цены на ремонтные работы. Здесь только одно пожелание — чтобы они быстрее были введены. М. ЛЬВОВ, спецкор «За рулем» Окончание — в следующем номере 19