32
33
минувшего года выполнили нормативы ГТО по стрельбе 13 492 973 человека. Особенно успешно эта работа ведется досаафовскими организациями Узбекистана: около 30 процентов населения республики сдали нормативы комплекса по стрельбе. Итоги Спартакиады будут подводиться по четырем показателям — количеству участников соревнований, подготовке Подведены итоги первого года VI летзначкистов ГТО, подготовке спортсменей Спартакиады народов СССР, посвянов-разрядников, личным и командным щенной 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.: результатам в соревнованиях. Если учиКак известно, Спартакиада призвана; тывать итоги прошлогодних всесоюзных соревнований по военно-техническим обеспечить широкое развертывание физвидам спорта, то впереди пока идет культурной и оборонно-массовой рабосборный коллектив областей, краев и ты в стране на основе комплекса ГТО, АССР Российской Федерации, набравулучшение военно-патриотического восший по 20 лучшим показателям 348 очпитания населения, и прежде всего моков. Спортсмены республики первенстлодежи. Результаты минувшего года свиде' вовали в шоссейно-кольцевых автогонках, мотокроссе, спидвее, мотоболе и военительствуют о том, что военно-техничезированном комплексном многоборье на ские виды спорта получили дальличных мотоциклах. На втором месте нейшее развитие, привлекли значи(337 очков) Украинская ССР, на третьтельное количество участников. Только ем — Москва (309 очков). за первые десять месяцев досаафовские коллективы страны провели 659 857 соПо количеству подготовленных спортсревнований по 15 видам спорта, в котоменов-разрядников (в процентном отрых стартовало 24 488 472 человека. За ношении к численности населения) впеэтот же период автомобильных состязареди идет Узбекистан — 4,8 процента. ний было 34 197, а мотоциклетных — Эта же республика лидирует и по ко38 971. Они- привлекли соответственно личеству участников соревнований (в 745 207 и 611145 участников. Всего подпроцентном отношении к численности готовлено 2 236 218 спортсменов-разряднаселения) — 28,9 процента. По этим ников, из них 181 860 по авто- и 78 359 показателям хорошие результаты имепо мотоспорту. ют также Белорусская ССР, РСФСР, АрОсобенно высокими темпами развивамянская ССР, города Москва и Ленинется военно-прикладное многоборье, соград. держащее ряд упражнений из ВсесоюзВ Спартакиаде Российской Федерации ного физкультурного комплекса «Готов пока лидируют Московская, Новосибирк труду и обороне СССР». А массовые ская области и Краснодарский край. соревнования по сдаче нормативов Среди спартакиадных видов соревноГТО — одна из главных задач Спартакиаваний почетное место занимают картинг ды. И здесь можно привести убедительи мотобол. ные цифры. За те же десять месяцев Фото Г. Ильина и В. ШиршоваНАЧАЛОПервые шаги школы, которая готовит штурманов для раллиМчится машина по трассе ралли. Р ядомс гонщиком — штурман. Он ведет отсчет времени, следит за показаниями приборов, читает скоростную стенограмму. Ш турман весь в напряжении, весь во власти спортивной борьбы. И далеко не каждому хватает характера, прочитав на большой скорости: «...сто пятьдесят, трамплин, сразу правый четыре...», не приподнять головы и не взглянуть на тот неведомый крутой правый, в который необходимо входить. А поднимать голову нельзя. Ни в коем случае нельзя ! Ибо следующая запись стенограммы: «...круто двести вниз, третий влево...». Да, штурману нужно быть человеком волевым. И порой становится обидно за наших грамотных и отважных вторых номеров экипажа , когда ненамеренно или намеренно забывают ставить их имена, пусть не впереди, но законно рядом с именами гонщиков. Мое глубокое убеждение: далеко не полно подсчитана весомость вклада каждого члена экипажа во время их совместного штурма разнолико-длинного и сложного пути ралли. Экипаж один. Слава разная . Слава — вещь коварная, а зачастую и несправедливая. При встречах мы не раз говорили со старшим тренером сборной страны по авторалли заслуженным тренером СССР К. Сочновым о проблеме подготовки штурманов. Особенно остро этот вопрос встал в связи с начавшейся подготовкой к Спартакиаде народов СССР. В самом деле, хороших гонщиков во много раз больше, чем равных им по классу штурманов. И это отнюдь не следствие того, что слава коллективно-спортивного труда распределяется порой несправедливо. Нет. Те, кто сидит рядом с водителями, к ак правило, очень скромные люди. Основную причину нехватки этой категории раллистов надо искать в другом — в высоких и своеобразных требованиях, предъя вляемыхк этой спортивной специальности. Мало того, что штурман должен быть неплохим водителем, способным в любой период ралли сменить гонщика (чего только не бывает во время ав'обаталий!), он еще обязан : а) обла- дать великолепной зрительной пам ятью ; б) владеть методом математического исчисления; в) безошибочно ориентироваться по карте-схеме местности; г) уметь четко читать дорожную легенду; д) обладать отличной реакцией в критических ситуациях. К тому же штурман должен быть выносливым, терпеливым, решительным, смелым, с твердым характером. Его команды иуказания гонщику выполняются неукоснительно (к сожалению, не все водители понимают это). Итак — проблема штурмана. С чего начинать? К. Сочнов прислал нам примерную программу-рекомендацию по подготовке спортсменов-раллистов, которая включала в себя: практических занятий — 4 6 — 5 1час ; теоретических — 3 0 — 3 4 часа; учебно-тренировочных — 16—18 часов. В нее входили следующие разделы : автомобильное ралли, технические требования к автомобилям и их подготовка к соревнованиям; специальная подготовка автомобиля; правила проведения и судейство ралл и ; дорожные соревнования и составление дорожных легенд; скоростные стенограммы; специальные участки и дорожные этапы повышенной скорости; общефизическая подготовка; специальные тренировки; первая медицинская помощь; учебно-тренировочные ралли. Программу размножилии раздали для ознакомления. Первыми «ценителями» новшества, к ак обычно, оказались скептики и флегматики. Их суждения стоили друг друга : и зачем, и для чего, и кому это нужно ? ! Самым неопровержимым, на их взгляд, доказательством ненужности являлось то обстоятельство, что первенство Литовской ССР по автомобильному ралли проводится по первой группе. Чего еще желать? Скептикам-флегматикам пришлось остаться при своем мнении, потому что в ноябре 1973 года мы начали теоретические занятияс теми, кого на первых порах назвали «группой штурманов авторалли». Составили расписание. Получили согласие опытных спортсменов на то, что они будут вести занятия . Осталось подобрать группу. Но по какому принципу? С каким образованием? В каком возрасте? Водителей-профессионалов или всех? Девушек включать или не включать? Учитывать дикцию или нет? Словом, вопросов было много, а ответов... Решили, что они появятся позже, когда начнем задуманное дело. На первых порах зачислили тех, кто длительное время упорно атаковал нас просьбами принять в члены клуба — все они хотели стать «гонщиками». Мы учли, что эти парни не раз безропотно и прилежно, в любую погоду, в дни отдыха, каникул, праздников судили соревнования по автомотоспорту (в том числе и ралли). А вот кое-кто из считавших себя вне конкуренции не оказался в списке группы, порядковый номер которого заканчивался цифрой 32. Все места там были отданы тем, кто проявил свою любовь к автоспорту конкретно, участвуя в судействе соревнований. Руководителем был назначен старший инструктор-методист республиканского спортивно-технического клуба А. Чипкус. Первую, обзорную лекцию об автомобильном ралли прочитал ветеран автомобильного спорта в республике мастер спорта СССР В. Олека. А так как он не только известный раллист и кольцевик (позже, когда наша школа работала вовсю, он стал чемпионом СССР 1974 года по кольцевым гонкам), но еще и градостроитель, лекция получилась, к ак говорили тогда слушатели, «увлекательной и интересной». Поним ая всю ответственность возложенной на него миссии, к ак на первого наставника молодежи в преддверии большого спорта, он рассказал ребятам всё и вся, ничего не утаив от них, по обещав на следующих занятиях дорассказать недорассказанное. На вторую лекцию пришло не тридцать два, а сорок три. Решили дать возможность всем присутствовать на этом занятии. И В. Олека снова чародействовал, увлекая своим рассказом. Затем занятия проводил заслуженный мастер спорта Л . Потапчик. В следующий четверг ребята слушали мастера спорта Л. Шувалова. Потом несколько занятий их посвящал в раллийные тайны председатель Федерации автомобильного спорта республики А. Курдзикаускас. Наступило время практической отработки мастерства. Этим руководил А. Чипкус. В процессе теоретических занятий стали видны потенциальные возможности людей, обучающихся штурманскому делу. Они были взяты на «спецучет». Запланированные ранее часы по программе давно истекли, а занятия продолжались. Только теперь уже классом стала площадка для скоростного маневрирования автомобиля, затем — д ля слалома. И снова приятное отк рытие : многие ребята хорошо владеют рулем. Наступил самый ответственный момент — ралли. Первоначально в распоряжение группы было выделено четыре (правда, прошедшие «огонь и воду») автомобиля. Не описать, сколько сил и старания приложили ребята, чтобы «поставить их на ноги». Белоручек не оказалось. Те, что были, к этому времени безболезненно отсеялись. Назначено первое дневное авторалли «Смена-74» на дистанцию 68 километров. А. Чипкус, опытный начальник дистанции, «неумышленно» допустил полдюжины ошибок при составлении легенды. Но, к великому удивлению, «заблудился» только один экипаж. На разборе прошедшего ралли объявляется дата старта второго, под тем же названием «Смена-74», но на дистанцию 200 километров. Затем следует третье ралли по четвертой группе Единой Всесоюзной спортивной классификации. И вот наконец назначается дата стажерского этапа ралли. К соревнованиям' привлекаются спортсмены клуба с закрепленными за ними автомобилями. Это опытные водители, а штурманы — слушатели нашей школы. Дан старт. Впереди 1200 километров довольно сложного пути. Ждем результатов. Еще и еще раз вспоминаем: все ли нами, сделано? С дневного круга возвращаются все экипажи . Объявляется небольшой перерыв. Впереди ночной круг. Ребята сосредоточенны и немногословны. Это хороший признак.И опять в дорогу: по легенде, с отсчетом пути по твинмастеру, корректируя скорость движения по заданной в маршрутной карте. Эта беспокойная ночь надолго останется в памяти участников. Одним — откровением, другим — к ак мерило возможностей. На конечном входном KB вместе с рассветом гонщиков и их молодых штурманов встречают родные, знакомые, болельщики. С интервалом в две минуты подъезжают экипажи для получения последней отметки времени. Еще не успели остыть двигатели, еще не смыта грязь и дорожная пыль с автомобилей, а очередной срок нового, важного и трудного этапа назначен. Он должен окончательно определить, кому под силу стать настоящим штурманом. Наверно, еще рано называть имена ребят, получивших штурманские навыки, но мы надеемся, что в недалеком будущем некоторые из них станут известны многим любителям и почитателям этого удивительного, мужественного вида спорта. А теперь снова за учебу, снова за подготовку автомобилей, снова на трассу. Сложна программа совершенствования мастерства: отработка методики записи и проверки скоростных стенограмм, тренировка слаженности в работе экипажа. З анятия будут проводиться днем и ночью. Они явятся как бы заключительным этапом и дадут исчерпывающий ответ: быть пли не быть? Создание «штурманской» группы — это начало задуманного большого проекта, который предстоит осуществить в ближайшее время. В основе его —i решение одной из главных задач Спартакиады применительно к автоспортупривлечение автолюбителей к участию в ралли на собственных машинах. Такие соревнования, к ак известно, призваны решить две важные задачи : первая — повышение мастерства автолюбителей, вторая — выявление способных автомобилистов, которые будут привлечены в учебно-спортивные группы. Начальные шаги на пути этой спортивно-технической задачи уже сделаны. Состоялось ралли «Автолюбитель-74». Оно включало три этапа : два дневных и один ночной. Длина пути каждого этапа 300—350 километров. Б ыли составлены и заранее вручены участникам соревнований схема и легенда на всю трассу. Предварительно прошли семинары, которые вели опытные спортсмены, судьи. Организаторами соревнований выступили совместно ЦК ДОСААФ Литовской ССР и республиканское общество автомотолюбителей. Несмотря на то, что уже приобретен некоторый опыт подготовки спортсменов-раллистов, мы не спешим делать выводы. Это только начало. Конечно, хочется, чтобы из первой нашей группы вышли первоклассные штурманы, будущие победители всесоюзных и международных соревнований. Но не это пока главное. Важно другое — к спорту приобщился новый отряд энтузиастов. К. ДРОТ, начальник спортивно-технического клуба ДОСААФ Литовской ССРг. Вильнюс33